НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
Т.В.Холостова
Философия истории.
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Цель курса – показать необходимость философского анализа феномена истории как ключа к решению проблем современности, связанных с преодолением тоталитаризма и отказом от европоцентризма, присущего западноевропейскому мышлению.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи :
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Современная ситуация в философии
Необходимость преодоления тоталитаризма и разработки новых направлений. Формационная панорама исторического развития как абсолютизация экономического фактора: поиски новых оснований.
Тема 2. История как реальность и форма сознания
Кризис исторической науки и необходимость его философского осмысления. Проблема объекта исторического знания: утрата исторической реальности, поиски факта, теория нарратива Методы исторического исследования. Понятие истины. Цель и смысл истории в культуре и жизни людей.
Тема 3. Философия истории
Происхождение понятия, смыл связи, современные модификации (Вольтер, Гегель, Ясперс и др.)
Специфика социальных явлений и определяемая ею необходимость методологии. Философский компонент исторической науки.
Тема 4. Основные концепции философии истории
Разные концепции как проблемное поле и инструмент анализа современности.
а) Античная философия истории. Идея строгой упорядоченности мира и общества как его органической части. Представления о музыкально-числовой структуре мира. Объяснительная космологическая модель, ритмы и теория равновесия (хаос-логос). Платон о циклах истории и их связи с космосом. Современный смысл космологической концепции — преодоление аналитико-прагматического сужения сознания.
б) Теологические концепции истории (от блаж. Августина до наших дней). Удвоение реальности, введение невидимого плана истории. Проблема провиденции и свобода человека. Душа человека — пространство исторически важных перемен. История как борьба со временем. Высокое понятие греха у краткоживущих. Проблема начала и первопричины. Гердер об истории как формировании индивидуальностей.
в) Немецкая классическая философия истории и ее развитие в современную эпоху. Кант, Риккерт, Ортега-и-Гассет. Общий план истории. От рефлексии к преобразующему сознанию. Поиски абсолюта и преодоление релятивизма. Цивилизация и проблема нравственного совершенствования народов.
Гегель-Кроче-Фукуяма. Гносеологически-рационалистическая модель объяснения истории. История как осуществившая себя свобода. Исторические и неисторические народы.
г) Экзистенциализм как философия истории. Проблема тождества человека и человечества. История истории (смерть, событие с другими, принципиальная незавершенность, жизнь в ситуации). Экзистенция — предельное основание исторических перемен.
д) Герменевтическая концепция истории.
Шлейермахер, Дильтей, Гадамер. История как непрерывность духовно-душевных миров.
е) Циклические концепции истории.
Вико, Шпенглер, Тойнби, Гумилев. Проблема автономности культур и ее основания. Учение о циклах и возможности предсказания
ж) Психоистория или новые варианты фрейдизма История как изменение человеческих форм адаптации и приспособления. Новый ракурс объяснения истории.
з) Философия истории в России.
Методология исторических исследований (Карамзин, Костомаров, Ключевский, Соловьев). Теории исторического развития и их основные сюжеты (Чаадаев, Данилевский, Бердяев, Карсавин).
Тема 5. Современные проблемы философии истории
Смысл истории: соотношение поколений и взаимосвязь культур. История как перемены и накопления. Историческое и неисторическое в развитии.
Проблема времени: хронология, диахронизм, синхронность, исторические анахронизмы. Временная многомерность происходящих перемен. Понятие исторического возраста. Закон последовательности состояний и проблема исторического нетерпения. Конвергенция и понятие исторической индивидуальности. Всеобщая история и история обособленных отечеств. Историческое сознание — образ истории — важнейший элемент действующей культуры.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.