Главная |
В начало раздела |
кандидатского экзамена по специальности
24.00.01 ? «Теория и история культуры»
по историческим наукам, культурологии
и искусствоведению
Введение
Данная программа кандидатского минимума по специальности 24.00.01 - теория и история культуры - ориентирована на общетеоретическую компоненту культурологического знания, обобщающую и систематизирующую эмпирические данные об исторической динамике и современном состоянии культуры. Программа определяет круг вопросов, в которых обязаны ориентироваться аспиранты и соискатели, претендующие на получение степени кандидата исторических наук, культурологии и искусствоведению.
Тематические блоки программы построены с учетом нормативов, определенных Государственным стандартом по культурологии как специальности.
Культурология - интегративная, ценностно-ориентированная дисциплина, предполагающая сочетание высокого уровня теоретических обобщений с их историко-культурной интеграцией. Данные особенности требуют изучения культурологической проблематики с глубокой проработкой современных проблем и подходов, что предполагает понимание вариативности культурологических позиций, матриц, моделей.
Особенностью данной программы является укоренение культурологических идей в историко-философской традиции. С другой стороны, большое внимание уделяется актуализации и проблематизации курса.
Программа кандидатского экзамена в целом рассчитана на знание и понимание специфики интерпретации вопросов в рамках философского дискурса.
Формулировки, используемые при раскрытии содержания тематических блоков программы, могут лечь в основу экзаменационных вопросов кандидатского минимума.
В программе дан перечень возможных тем для рефератов и списки необходимой литературы к каждому разделу.
1. Предметная область культурологии
Место культурологии в системе современного гуманитарного знания. Специфика «наук о природе» и «наук о духе» в свете исторического, философского, социологического и культурологического знания. Факторы, обусловившие выделение культуры в самостоятельный предмет изучения.
Множественность определения феномена культуры. Оппозиция понятий cultura-natura. Культура и природа: противоречивый характер их взаимодействия. Культура как «вторая природа», искусственный мир, созданный руками человека. Дилеммы «естественного» и «искусственного»; «органического» и «механического»; «человеческого» и «божественного»; «случайного» и «провиденциального» как средоточие проблем определения сущности культурного процесса. Формирование основных мировоззренческих и методологических установок в изучении культуры: теоцентризм, натуроцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. Основные философские концепции культуры: аксиологическая, символическая, креативно-деятельностная и др. Культура в свете специально-научного знания.
Культура и история: особенности рассмотрения культурных явлений в философии истории. Трактовка культуры с позиций эволюционизма и историцизма. Неоэволюционизм о сущности культуры. Характерные черты исторических методов исследований культуры. Синхроннный и диахронный анализ культурных феноменов. Социологический и этнографический ракурс изучения культуры. Культура в свете лингвистики и искусствознания.
Общее и отличное в понимании культуры в рамках специально-научного и культурологического знания. Особый ракурс интерпретации мира с позиций культурологии. Теоретическая и прикладная составляющие в культурологии. Культурология как основание синтеза современных гуманитарных наук, как общемировоззренческая дисциплина, новый способ объяснения социальных и антропологических процессов современности. Методы изучения культуры: историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный, феноменологический, герменевтический, семиотический, аксиологический.
Критический анализ возможности применения к исследованию явлений культуры синергетического подхода. Современные научные дискуссии о предметном поле культурологии.
2. Бытие культуры
Объективные и субъективные условия бытия культуры. Субъекты культуры и агенты культуры. Проблема субстанциональности и атрибутивности культуры.
Социально-интегративная природа культуры. Проблема целеполагания в культуре и определение смыслов культурного бытия. Культура как нормативная основа коллективного существования и жизнедеятельности людей. Основные средства культуры, скрепляющие общество в единое целое: язык, традиция, социальная упорядоченность.
Культурные универсалии: основные подходы к их выделению и атрибуции. Универсальное и особенное в культуре. Понятие локальных культур и факторы их развития: характер экосистемы; геополитическое и этнокультурное окружение; типы хозяйственной деятельности; своеобразие миропонимания, отраженное в культурной картине мира и образе жизни. Сущность и культурные основания образа жизни людей; культурно-развивающий, рекреативный и коммуникативный аспекты.
Феномен социокультурной повседневности. Образ жизни как сумма преимущественно внеинституциональных, нормативно-обыденных форм социального бытия членов общества. Понятие социокультурной жизни людей, стратифицированность и дифференцированность как ее основные характеристики.
Обыденная сфера жизни и ее культурные особенности: стихийность усвоения культурных норм в процессе общей социализации и инкультурации, устойчивость неформальной и неинституализированной регуляции поведения и аккультурации индивида и группы, доминирующая традиционность форм и содержаний обыденной жизни.
Специализированная сфера жизни и ее культурные особенности: институционализированный характер овладения ею, высокий уровень специализации социальных притязаний, специфика мировоззрения и ценностных ориентаций личности.
Традиционный и инновативный типы социокультурной деятельности, их конкретные формы в истории мировой культуры. Культура как социальный опыт - сумма знаний и представлений людей о допустимых нормах и порядках их коллективного существования и формах жизнедеятельности. Различие социального опыта разных обществ как источник культурного многообразия человечества.
Культура как исторически складывающаяся «социальная конвенция» коллективного сосуществования людей.
Тип культуры как тип социальной солидарности, объединяющий данное общество.
3. Динамика культуры
Культура в контексте исторического времени. «Историческая» типология культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные представления о соотношении культуры и цивилизации. Основные характеристики цивилизованного состояния общества. Цивилизационные подходы к типологии культуры. Историческое измерение культуры и его влияние на представления о сущности человека, методах его совершенствования, смыслах бытия в культуре. Происхождение культуры как познавательная проблема. Культурогенез как особый тип культурной динамики. Порождение культурных инноваций, стимулируемых внешними причинами (адаптация сообществ к противоречиям с природным и социальным окружением) и внутренними социокультурными процессами(саморазвитие сообществ под влиянием внутренних социальных противоречий). Дифференциация культурных явлений с точки зрения задач изучения их генезиса.
Причины и этапы зарождения культуры в целом как специфической социальной функции и модальности человеческого бытия. Культура как новая форма разумной жизни. Социальное поведение животного и человеческая туросообразная деятельность: сходства и различия. Этологические концепции культурогенеза как усложнения форм поведения. Культура как итог качественного скачка в развитии человеческого мозга, становлении разума, абстрактного мышления и языка. Формирование культуры как процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей. Основные подходы к пониманию культурного прогресса и его критериям. Движущие силы прогрессивного развития культуры. Относительность прогресса в культуре. Культурные стагнации. Возможные причины культурных стагнаций в культурном развитии. Соотношение культурного и социального прогресса. Объективная потребность в постоянном обновлении культуры. Диалектика традиций и новаций. Понятие культурной преемственности и проблема отбора культурных эталонов и ценностей. Социальные факторы культурной динамики. Основные теоретические модели динамического развития культуры: циклическая, линеарная, волновая, стохастическая. Проблема направленности культурно-динамических процессов. Фазы, формы и механизмы культурной динамики. Культурный кризис: причины, признаки, проявления, возможные способы преодоления.
4. Культура как совокупный духовный опыт
Культура - результат духовного освоения мира человеком. Потребность людей в масштабном, многоаспектном и систематизированном знании об окружающем мире, самом человеке и допустимых формах человеческой деятельности и взаимоотношений. Культура как основной способ познания и усвоения этих знаний. Основные способы и институты собирания, аккумуляции, систематизации и рефлексии социально значимых знаний.
Знание как «культурный текст» и как информация. Знание научное (измеряемое, проверяемое и доказуемое) и вненаучное. Тексты вербальные и невербальные: проблема понимания и интерпретации. Конвенциональность культуры. Культура как принятая в данном обществе система получения и интерпретации знаний.
Способы отражения и систематизации знаний в культуре: мировосприятие, мироощущение, мировоззрение. Образ мира в культуре: средства его построения и фиксации. Культурная картина мира: ее историческая, социальная, психологическая обусловленность. Элементы культурной картины мира, механизмы ее возникновения. Типология культурных картин мира.
Формы объективации культурных картин мира: миф, культ, искусство, наука и т.д.
Картина мира и ценностное «ядро» культуры.
Типология ценностей. Иерархия ценностей в культуре: механизмы ее выработки, способы построения, сохранения и корректировки. Причины и способы смены ценностных иерархий. Феномен антиценности.
Носители идеалов и ценностей в культурном процессе. Феномен маргиналов. Понятие контркультуры.
Контркультурные явления в современном обществе. Культура «официальная».Характерные черты оппозиционной культуры в контексте современного российского общества.
5. Культура как знаково-символическая система
Культура как универсальная знаковая система.
Формы и способы кодификации культурной картины мира. Понятие культурного кода. Атрибуция культурных кодов.
Культура как язык. Знак и смысл, взаимодействие которых лежит в основе культурного кода. Язык и мифология как древнейшие способы символизации мира. Образ (религиозный, художественный) как особый тип культурного кода и его знаковаяспецифика. Более поздние технологии фиксации символизированного мира: письменность, книгопечатание, технические способы записи, хранения и передачи информации. Характерные особенности дописьменных, письменных и «постписьменных» культур. Виртуальная реальность и ее культурные перспективы.
Культура как система символов (знаков) информационно-коммуникативного поля жизни людей. Соотнесенность познавательной и символизирующей (знаковой) деятельности. Символические порядки в культуре.
Функции символа в культуре, проблема почтения символического текста. Способы символизации мира в исторической ретроспективе. Символизация в художественной и религиозной практике. Средства массовой информации как новая форма социальной коммуникации и становление новой «символической реальности». Символические теории культуры: их оценка и критический анализ.
6. Структурно-функциональный подход к анализу культуры
Особенности структурно-функционального анализа культуры.
Взаимосвязь структуры и функций культуры. Понятие «структуры» культуры. Вертикальный и горизонтальный «срезы» культуры.
Структура культуры как результат разделения труда и социальных функций между людьми.
Механизмы взаимовлияния материальных и духовных компонентов культуры: специфические особенности производства вещей и производства идей.
Роль и место вещей в культуре. «Археология вещей» М.Фуко. Понимание процессов опредмечивания и распределения в современной культурологии. Вещь как посредник. Предметные ценности культуры: проблемы их атрибуции и сохранения. Музеи как «искусственная культурная среда для измерения вещей» (М.Фуко) Предметный мир современной культуры: его особенности и статус. Культура как комфортность. Дилемма «иметь или быть» в современных культурных контекстах. Материальные и духовные ценности. Культура как совокупность материальных ценностей человечества. Инструментализм культуры.
Технико-технологические основания культуры: критерии их развития и влияния на духовную сферу культурного бытия. Критика преувеличения роли материального фактора в культурной динамике. Относительность материально-технического прогресса и его двойственные результаты. Характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов культуры.
Обыденная культура и комплекс специализированных культур. Феномен повседневности, традиционного образа жизни, исторически сложившихся ментальностей. Культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, политическая и правовая). Культура познания и отражения мира (философская, научная, религиозная и художественная). Культура социальной коммуникации (язык, образование, просвещение, воспитание, СМИ). Культура рекреации и воспроизводства человека (физическая, медицинская, досуговая, сексуальная). Феномен культурного института. Культурно-просветительные институты (библиотеки, музеи, туризм).
Виды, формы и сферы культуры. Религия как социокультурный институт. Характеристика основных черт религиозной культуры. Соотношение между религиозными и светскими началами в культуре. Значение секуляризации для культурного развития. Связь религии с культурной средой. Типология культуры по отношению к религиозным комплексам. Анализ теории религиозного синтеза как основания для культурной эволюции западного мира..
Мораль как явление культуры.
Нравственная культура общества и личности. Механизмы моральной детерминации культурного развития. Культурные установки и моральный выбор. Кризис морали как важнейшая проблема современной культуры.
Художественная культура как специализированная совокупная сфера различных форм искусства. Социальные функции художественной культуры как инструмента познания и моделирования мира, а также транслятора социокультурного опыта и ценностей. Воздействие социально-исторических факторов на художественный процесс. Стили искусства как стили культуры. типы соотношения художественной и культурной картин мира. Концепция «смерти искусства»: формы ее обоснования и культурные стратегии преодоления означенной ситуации.
Философская культура:
Философия как предельно общий уровень систематизации и рефлексии социально значимых знаний. Природа философских проблем, структура философского знания, философия как мировоззрение и его основные типы. Философия и другие области культуры.
Научная культура:
Наука как специфический способ познания мира, основанный на выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Социокультурные предпосылки науки. Наука в разных социальных и культурных контекстах, в западных и восточных культурах.
Наука - техника - культура: проблема их взаимосвязи и взаимовлияния. Механизмы культурной детерминации научного познания.
7. Системный анализ культуры
Характеристика культуры как особой системы: проблема обеспечения целостности, единства, идентичности, самовоспроизводимости культуры. Культурный субсистемы. Критерии субкультурной стратификации. Механизмы возникновения субкультур. Семантика субкультурного мира. Универсальное и стратифицированное в культуре общества.
Структурная неоднородность символического поля культуры и динамики его изменчивости в зависимости от социальной детерминации. Культура как деятельность. Разделение труда (социальных функций) между людьми в ходе их совместного существования как культурный процесс. Формирование социально стратифицированных субкультур различных сословий. Субкультуры в контексте современного общества.
Изменчивость культуры как ее имманентное свойство. Консервативная и модернизационная тенденции культурного развития.
Оппозиция культурной динамики и устойчивости. Понятие традиции, социологический и аксиологический аспекты ее исследования. Традиция как трансляция стереотипно-организованного опыта. Единство наследования и изменения культурного опыта. Изменение в исторической преемственности - проблема «выбора исторического прошлого». Роль традиции в сохранении и упрочивании социальной целостности. Этническая, политическая, конфессиональная традиционность. Стереотипизация опыта и уплотнение «социальных» связей. Культурная вариативность. Интерпретация, творчество - индивидуализированное культурное пространство, относительно освобожденное от принудительной регламентации. Культурная традиция и инновация как баланс центробежных и центростремительных сил в культурной динамике.
Основные типы временной изменчивости культуры. Адаптация культурных систем к внешним природным и историческим условиям. Созревание и разрешение внутренних социальных противоречий в культурных системах. Изменчивость путем порождения инноваций и методом трансформации имеющихся форм. Проблема усвоения инновации, ее стандартизации, превращения в тривиальную норму культуры. Феномен модернизации культуры и перемены общего типа социального устроения общества. Изменчивость по типу вариаций традиционных форм и интерпретации образных и интеллектуальных объектов культуры. Борьба природного и культурного начал, социального долга и личного интереса в человеке как одна из причин изменчивости в культуре. Расширение масштабов человеческой деятельности, ускорение динамики научно-технического развития исвязанных с ним изменений в формах и содержании жизни, усложнение структуры искусственной среды и превращение ее в самовоспроизводящуюся систему. Проблема адаптации человека к результатам собственной социальной практики.
8. Миф как символическая форма культуры
Основные подходы к объяснению сущности мифа, его значения и роли в культурном процессе. Миф в зеркале слова. Мифосемантика. Культурная «археология» мифа. Особенности мифологической картины мира. Логика мифа.
Ритуал и обряд как способы существования мифа. Структура ритуала. Ритуально-обрядовые игры и их символическая интерпретация.
Общекультурные функции обрядово-ритуальной деятельности. Ритуал и обряд в контексте современной культуры.
Миф и магия: «магические инструменты познания». Виды магии. Магия архаическая и современная: общее и отличное. Причины активизации обрядово-магической деятельности в современном обществе. Причины и культурное значение неоязычества и неогатики для современного социума.
Процессы ремифологизации в современной культуре: сущность, формы, последствия. Мифы современной культуры.
Мифологические коды культуры.
9. Взаимодействие культур
Проблемы символических оснований межкультурных коммуникаций и способы ее решения в современной культурологии. Типы межкультурного диалога. Вербальная и невербальная коммуникация в межкультурном пространстве. Установки и стереотипы в межкультурных контактах.
Ценностные основания межкультурных коммуникаций.
«Культурный инвентарь» и его значение для сохранения культурной преемственности. Память культуры и память человека: памятник в контексте культуры. Охрана памятников культуры: критерии корректности их интерпретации и атрибуции. Объем культурного наследия. Типы культурно-исторического наследования. Диалог культуры во времени и пространстве: особенности протекания. Основные закономерности межкультурной коммуникации. Механизмы, способы, уровни культурных взаимодействий.
Проблема сохранения и использования культурного наследия. Культура как метаценность.
Культура - опыт проживания жизни этносом. Этнос и его культурные характеристики. Культура и нация. Отражение особенности национального характера в культуре. Национальный образ мира и культурная картина мира: соотношение и взаимодействие. Вопрос сохранения национально-культурной самобытности и охранительные механизмы культуры. Феномен культурного изолюционизма и его последствия.
Мультикультурализм как явление современной цивилизации.
Понятие культурного плюрализма. Основные стратегии культурного взаимодействия. Становление новых цивилизационных отношений. Культура информационного общества.
Проблема сохранения культуры и цивилизации в контексте глобальных проблем ХХIвека.
10. Культура и личность
Культура как антропологический феномен. Детерминация личности социокультурной системой; человеческая личность как «продукт», «исполнитель» и «творец» культуры, ее форм и образцов. Личность в истории культуры. Проблема интерпретации культурных форм как основная проблема бытия культуры в обществе. Конфликт интерпретаций как социальный конфликт ценностей культуры (иерархизации ее форм по аксиологическим критериям), характерный для различных социальных субкультур. Проблема индивидуально-личностного «переживания» культуры и ее составляющих (норм, форм, канонов). Конфликт личности и общества как сугубо культурное противоречие между социальной нормой и ее личностной интерпретацией.
Социализация и инкультурация личности как процессы вхождения индивида в общество и его культуру. Социализация - освоение социальных норм адекватного поведения и коммуницирования, законов, норм и форм проявления социально-политической лояльности существующему порядку, иерархии социальных статусов и ролей. Инкультурация - освоение тонкостей этикета и собственной социальной роли, особенностей мировоззрения и оценок, обычаев и нравов, общей гуманитарной и религиозной эрудиции, принятой в данном обществе, допустимых границ индивидуальной интерпретации культурных образцов. Инкультурация как процесс, обеспечивающий не только воспроизводство «человека культурного», но и содержащий механизм осуществления изменений в культуре. Основные стадии социализации и инкультурации: первичная (детская) и вторичная (взрослая) и их культурные особенности. Специфика процессов социализации и инкультурации в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах.
Проблема культурной компетентности личности и ее составляющие:
Механизмы обретения культурной компетентности.
11. Проблемы типологизации культур. Исторические типы культуры
Культурное многообразие человечества. Локальность культур как результат различий в природных и исторических условиях бытия разных сообществ. Феномен цивилизации и многообразие трактовок этого понятия.
Сходство глубинных содержательных основ и ценностей большинства культур и своеобразие их конкретно-исторических форм. Этничность как культурный феномен, его происхождение и современные тенденции в этой области. Основные отличия этнических культур как «мемориальных» от социальных как «прогностических». Типология социальных субкультур: крестьянская (сельская), ремесленно-буржуазная (городская), элитарная, криминальная. Особенная роль субкультуры интеллигенции (интеллектуалов).
Восточные и западные типы культур; различия в мировосприятии и мировоззрении, социальных установках и отношении к человеческой индивидуальности. Причина подобных различий. Социокультурные причины ускоренного научно-технического развития западной цивилизации в последние века.
12. Культура первобытной эпохи
Исторические типы культуры. Культура первобытной эпохи.
Проблема целостности и дискретности культурно-исторического развития. Многообразие исторических форм существования культуры. Синхронный и диахронный анализ культурно-исторического бытия. Понятие «исторический тип культуры». Критерии выделения культурно-исторических типов. Типология и классификация культур: сущность и различие.
Понятие первобытности. Основные периоды развития первобытной культуры и их характеристики.
Формирование древнейших культур с присваивающими технологиями. Первобытное стадо с неупорядоченными формами социальной и брачной активности. Сугубо адаптивный характер жизнедеятельности общин гоминид. Постепенное формирование более упорядоченных форм совместного существования людей. Род, брачные и кровнородственные отношения как древнейший тип организации и регуляции совместной жизни людей. Обычай и ритуал как основные средства управления общиной. Их значение для социального и культурного воспроизводства жизненного опыта. Генетико-родовой принцип экзистенциальных ориентаций: тотемизм, анимизм, культ «великого предка» и иные формы древнейшей проторелигиозности. Зарождение духовно-интеллектуальных ихудожественных форм отражения природного и социокультурного бытия людей. Раннепервобытное «искусство».
Трансформация раннепервобытного (родового) типа в позднепервобытный (территориально-племенной, варварский) тип социокультурной организации. Решение продовольственного вопроса. Переход к парным бракам и нуклеарным семьям как низовым ячейкам социальной жизни. Ранние формы производящей деятельности, имеющие вероятный экстенсивный характер разделения функций труда , имущественного и социального неравенства. Увеличение демографической плотности заселенности территории как условие развития межплеменных контактов, обмена излишками продукции и культурными инновациями.
Зарождение мифов и мифологического типа сознания. Типология мифов как древнейшей формы упорядоченного мироощущения и мироотражения. Миф как ранняя форма символизации пространства и времени, а также вписывания самого человека в окружающий мир. Синкретичность сознания людей первобытной эпохи. Историческая судьба этого типа культуры.
Особенности земледельческих культур. Крестьянская культура как хранитель социального опыта и традиций позднепервобытной эпохи: экологическая обусловленность форм жизнедеятельности и нравов, существенная зависимость от природно-климатических условий местности при сравнительно незначительном участии в «большой истории» страны. Преимущественный консерватизм крестьянской культуры; выраженные пережитки мифологического сознания в традиционных формах быта и миропредставлений. Крестьянская духовная культура как развитие природно детерминированной мифологии варварского периода. Сельскохозяйственные праздники, обряды и ритуалы. Низкий уровень специализированности крестьянского труда. Эволюция крестьянской культуры под влиянием городской цивилизации. Специфические черты крестьянской культуры на Западе , в России и на Востоке.
13. Культура раннегородских доиндустриальных цивилизаций
Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с доиндустриальными технологиями материального и социального производства. Особенности и характерные черты древнего ближневосточного и мезо-американского, античного, дальневосточного и южно-азиатского типов традиционной культуры. Феодальная эпоха как поздняя стадия рассматриваемого культурного типа; ее специфика на Западе и Востоке, в России. Ускорение процессов социальной значимости разделения труда, социальных функций и т.п. Возникновение городов и культуры городского типа, ориентированной на социальную престижность. Рождение письменности и политических (государственных) форм социального существования. «Осевое время» ( по К.Ясперсу) - эпоха перелома в мироощущении людей середины I тыс. до н.э. Становление «систематических» религий, принципиально отличающихся от мифов и формирующих совершенно другой тип мировоззрения и ощущения истории. Появление личности, действующей на основе своих индивидуальных взглядов, лишь частично детерминированных социальными установками коллектива. Радикальная интенсификация разделения социальных функций в среде городского населения. Появление феномена власти и подчинения. Историко-идеологическая направленность экзистенциальных ориентаций обществ этого типа, адаптация к историческим условиям существования. Становление механизмов социальной регуляции с помощью сакрально санкционированного насилия. Рабовладение, феодализм и другие формы внеэкономического принуждения людей к труду. Экстенсивный характер технологий жизнедеятельности и социального воспроизводства, сословный тип социальной организации. Формирование сословных субкультур: аристократической, торгово-ремесленной, клерикальной, угнетаемых сословий. Рождение политической идеологии.
Политика, религия и социальная престижность как три главные составляющие становления элитарной (аристократической и клерикальной) субкультуры, основанной на принципе особенных социальных притязаний, конвертируемости власти в собственность, эксклюзивности социально значимого знания (и тем более герметических знаний), сословно-кастовой замкнутости, культа социального порядка и насильственных средств его поддержания. Появление эксклюзивного заказа и заказчика на товары и услуги повышенного качества и цены. Выделение части ремесленников, работающих на подобные заказы (прообраза будущей интеллигенции). Рождение искусства в современном смысле слова. Повышение степени утонченности черт аристократической культуры. Наиболее общие культурные черты сословной эпохи. Историческая эволюция аристократической культуры; сложение первого «классового интернационала» именно в среде аристократии разных стран, объединенных типологической близостью своих социальных субкультур. Постепенная синтезация аристократической культуры с высшим слоем буржуазной в последние два века.
14. Культура индустриального общества
Происхождение и основные признаки городских цивилизаций с индустриальными технологиями материального и социального производства. Причины и динамика перехода сообществ к интенсивным технологиям социальной практики и взаимодействий. Принципиальные различия между экстенсивным и интенсивным типами социальной деятельности. Теория модернизации. Формирование культуры национального типа с унифицированными социокультурными стандартами и стремлением к конвенциональным формам социальной регуляции жизни сообществ. Экономико-социальная направленность экзистенциональных ориентаций подобных обществ. Адаптация к продуктам и результатам собственной жизнедеятельности, формирующим и заполняющим среду обитания людей. Постепенное возобладание экономической стороны в социальной регуляции жизни сообществ. Специфика художественной культуры этой эпохи. Национальная культура как тип обыденной культуры и как основа специализированных культурных областей современной жизни. Особенности формирования этого типа культуры на Западе и Востоке. Вклад России в европейскую культуру Нового времени.
Формирование социальной субкультуры городских производителей еще на стадии доиндустриальных цивилизаций и трансформация ее в комплекс субкультур индустриального общества (буржуазную, пролетарскую, интеллигентскую). Основные социокультурные признаки буржуазной субкультуры: принципы личной свободы и свободного предпринимательства, регулируемой общими для всех законами социальной конкуренции; понижение значимости сословных и религиозных ограничений в деятельности; преимущественно экономический тип социальной регуляции. Тоталитарный вариант индустриальной цивилизации (нацистский, коммунистический) и его особенности. Переходный тип с типологически интенсивными институтами государственного регулирования и производства и , одновременно, преобладанием экстенсивной традиции в обыденной сфере («развивающиеся общества»). Процессы сближения и слияния высших слоев элитарной и буржуазной субкультур.
Интеллигентская субкультура как специфическое порождение культурных процессов этой стадии развития, ее функции и особое положение по отношению к элитарной субкультуре. Интеллигенция, как группа специалистов высшей категории, вышедшая из среды буржуазной субкультуры, но «нанятая» и обслуживающая элитарную субкультуру. Интеллигенция как особый социальный слой носителей и интерпретаторов наиболее «рафинированного» знания и образного мироощущения, в его наиболее сложных формах. Феномен «русская интеллигенция» и его мировое значение.
15. Культура постиндустриального общества
Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с постиндустриальными технологиями материального и социального производства. Формирование нового социокультурного пространства, основанного на информационных технологиях и гарантированном производстве социальных благ. «Информационная революция» второй половины ХХ века и ее последствия для социальной жизни людей.Переход от «книжной» к «экранной культуре». Культура, доставляемая «на дом» потребителю посредством электронных СМИ. Возрастание уровня специализированности форм социальной жизни и деятельности. Проблема культурной компетентности личности в условиях нарастающих потоков слабо систематизированной информации, роста плюральности и мультикультурности социальной среды. Формирование потребительского общества как адаптация к экспансии производителей социальных благ. Поиск средств ненасильственной социальной регуляции. Проблемы психологической адаптации человека в избыточной информационной среде.
Феномен массовой культуры и его транснациональный характер. Социальные истоки и функции массовой культуры. Массовая культура как «посредник» между специализированной и обыденной культурами современного человека, «адаптатор» сложных смыслов и понятий, вырабатываемых «высокой культурой», к инфантилизированному уровню интеллектуально-образных запросов потребителя. Основные формы и инструментарий массовой культуры (стандартизированное воспитание и образование, реклама, шоу-бизнес, массовые политические движения, паранаука и квазирелигия и т.п.). Манипуляция сознанием, вкусами и потребительскими запросами рядового человека. Массовая культура и политические кампании. Межкультурный синтез в системе массовой культуры.
Футуристические теории грядущего развития человечества. Концепции глобальной транснациональной информационной цивилизации. Теории цивилизационных войн и «конца истории». Концепция «ядерной зимы». Деятельность Римского клуба по прогнозированию будущего цивилизации. Реально возникающие проблемы демографического и экологического кризисов, истощения энергозапасов Земли и т.п. Прогнозируемые черты социокультурного будущего. Изменение социальной структуры сообществ: деление их на меньшую часть высоко специализированных профессионалов с «интернациональным» статусом форм самореализации и демографическое большинство с низким уровнем образования, профессионализма и социальной конкурентно способности. Процессы локализации «классической» культуры как эталонной, но социально неактуальной и постепенного формирования транснационального культурного синтеза западной массовой и восточной традиционной культур как нового типа социокультурной обыденнсти основной массы городского населения. Процессы размывания культурной нормативности как ее главного свойства на протяжении истории.
16. Культура и процессы глобализации в современном мире
Глобальное и локальное в культуре. Культурный универсализм и культурный партикуляризм. Культурные универсалии. Массовая культура как главный элемент глобализации культуры. Культурное многообразие и проблема мультикультурализма. Субкультура в условиях глобализации. Формирование нового типа личности. Становление новых форм художественной деятельности. Глобализация и судьба национальных культур.
Глобализация и антиглобализм. Дискуссия между концепцией конфликта цивилизаций (С. Хантингтон) и культурным космополитизмом. (У.Бек). Основные формы глобализации: диалог, коммуникация, гомогенизация, гибридизация (А.Пейтерс) и др. Концепция культурной глобализации (Р. Робертсон). Понятие и место глобализации в межцивилизационном процессе.
17. Методология культурологического исследования
Классические, неклассические и постклассические критерии развития науки. Разделение наук на социальные и гуманитарные. Две парадигмы исследования культуры: натурализм и культуроцентризм. Основные черты натуралистической программы применительно к анализу явлений культуры. Превращение культурцентристской программы в общенаучную как следствие признания значимости культурного фактора в научном познании.
Интердисциплинарный характер культурологического знания. Герменевтика, диалог, принцип понимания. Классики культурологии об общих методологических принципах исследования культуры.
Рекомендуемая основная литература