Главная |
В начало раздела |
кандидатского экзамена по специальности
24.00.01 ? «Теория и история культуры»
по философским наукам
Введение
Настоящая программа по специальности 24.00.01 - теория и история культуры (философские науки) ориентирована на изучение философии как способа рефлексивного осмысления феномена культуры, феноменологии культурных форм и их содержательного синтеза в границах определенных исторических эпох.
Философия культуры - это необходимая теоретическая и методологическая база современного научного знания о культуре, не имеющая вид единственного, законченного и целостного учения.
Научная подготовка специалиста означает в данном случае знание не какой-то одной культурфилософской системы, а значительного разнообразия наиболее репрезентативных философий культуры, представленных историей духовного развития человечества.
Программа кандидатского экзамена в целом рассчитана на знание и понимание специфики научной интерпретации культуры как формы и способа жизнедеятельности общества, с другой стороны, как самореализации субъекта, воплощенной в многообразии форм рационализации жизненного мира.
Программа предполагает в качестве основных задач углубленное изучение истории европейской и отечественной культурфилософской мысли, выявление места философии культуры в системе наук о культуре, понимание методологической значимости философского уровня обобщения представлений о культуре. Во всех основных направлениях философия культуры предстает в единстве своих трех основных функций - методологической, критической и систематической. Вместе с тем, она сохраняет значение поиска и защиты человеческой свободы и индивидуальности в современном мире.
1. Культура как предмет философского знания
Граница между научным и философским знанием о культуре (культурология и культурфилософия). Философия культуры как культурное самосознание европейского человека. Место философии культуры в системе философских дисциплин. Культура как ценность (идея) и как понятие. Философия культуры как онтология и теория познания культуры. Основные этапы становления культурфилософского знания - классический и постклассический (современный).
2. «Открытие культуры» - начало и исток философского знания о культуре
История культуры и история знания о культуре. Предпосылки этого знания в философии античного и средневекового общества. Европейская культура как синтез античной и христианской традиции. ?Открытие культуры? - ?реабилитация? античной (языческой) культурной традиции в глазах средневекового (религиозно -ориентированного) человека: эпоха Возрождения. Понятие ?секуляризация культуры? (отделение культуры от культа). Гуманизм (?открытие человека?) - исходное основание культурфилософского знания. Границы человеческого существования в мире как границы культуры. Осознание этих границ в период от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения.
Классическая философия культуры
3. Классическая модель культуры: гуманизм - рационализм -историзм
Общая характеристика классического гуманизма, рационализма и историзма в качестве базовых элементов истолкования культуры в классической философии Нового времени. Антропоцентристская и европоцентристская конструкция классической модели культуры. Основные оппозиции классической модели культуры: естественное и искусственное, цивилизация и культура, личное и общественное, традиция и творчество.
4. Просветительская философия культуры.
Просветительский ?культ разума?. Культура как разумность человека. Критика авторитета и традиции (?предрассудков?). ?Энциклопедия? Дидро и Даламбера - теоретико-культурная программа Просвещения. Культура и природа : культура как ?разумная природа?. Антиметафизическая направленность и натурализм просветительского сознания. Стремление к счастью (Эвдемонизм) и ?разумный эгоизм? - базовые ценности культуры. ?Идея прогресса? как совершенствования человеческого рода, ее историко-культурный смысл. Нравственная апология ?естественного состояния? и критика цивилизации (Ж.-Ж.Руссо).
Руссоизм в России: Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев. Масонство в споре с материализмом и вольтерьянством - столкновение двух концепций Просвещения.
Просветительская философия XIX века в России: П.Л. Лавров, его разделение цивилизации и культуры. «Просвещенческий» гуманизм В.Г. Белинского, идеи просвещения и «разумного миросозерцания» Д.И. Писарева, историософские идеи «просвещенства» Н.Г. Чернышевского.
5. Философия трансцендентального идеализма как философия культуры (И. Кант)
Кантовская ?критика разума? как всеобъемлющая философия культуры? (В.Виндельбанд): основания для такой оценки кантовской философии. Отношение Канта к Просвещению. Трансцендентальный метод обоснования науки, морали и искусства. Природа и свобода как условия возможности культуры. Моральная ценность культуры: полемика Канта с Руссо относительно назначения и цели человеческой культуры. Культура как развитие природных человеческих задатков (?культура умения?) и моральное совершенствование человека (?культура воспитания?). Социальный антагонизм как условие развития культуры. Кант о духовной ситуации своего времени: переход от цивилизации к ?моральному состоянию?. Учение Канта о прекрасном и возвышенном. Антинатурализм и моральный утопизм кантовской философии культуры.
6. Романтическая философия культуры
Классицизм и романтизм - основные культурфилософские и эстетические системы Нового времени. Хронологические, географические и дисциплинарные рамки романтизма. Особенности романтического сознания: критика просветительского ?разума?, апология средневековой культуры в противоположность античной, приоритет свободы над необходимостью, бесконечного над конечным, творчества над результатом, автора над произведением, духа над разумом, индивидуального над всеобщим. Предтечи романтизма: 1) культура как воспитание гуманности (И.Г.Гердер); 2) культура как ?царство эстетической игры и видимости?, как синтез естественного и разумного (Ф,Шиллер); 3) пантеистические мотивы в творчестве Гете; 4) проблема свободы в философии Фихте; 5) творчество и свобода в философии Шеллинга.
?Романтическая ирония? (Ф.Шлегель). Культура как ?естественное? и ?искусственное образование? (соотношение природы и свободы в развитии культуры). Критика современной и идеал будущей культуры. Культура как историческая индивидуальность: открытие национальной культуры. Соотношение сознательного и бессознательного в культурном творчестве. История культуры как история литературы. Становление ?наук о культуре?.
Романтическая философия культуры в России. Русские романтики 1820-30х годов: В.Ф. Одоевский, С.П. Шевырев. Романтическая критика новоевровропейской цивилизации и русское славянофильство - цельность духа в противоположность западному рационализму.
Критика рационализма (европейского эона) как опыт построения новой философии культуры. Православие как основа нового подхода к культуре и жизни. Судьба философии в качестве «судьбы всей умственной жизни, всей культуры» (И.В. Киреевский). Ф. Степун о влиянии немецкого романтизма на философию культуры славянофилов. («Жизнь и творчество»).
К. Леонтьев как предтеча неоромантического движения в России рубежа XIX - XX веков.
7. Проблематика культуры в философской системе Гегеля.
Синтез разума и истории: попытка преодоления противоположности между Просвещением и романтизмом. Культура как ?образование индивида?: его подъем от природной единичности к духовной всеобщности, выражающей тождество мышления и бытия. ?Дух? как ?субъект? и ?субстанция? культуры, основные формы его становления - религия, искусство, философия. Культура в виде понятия - высшая форма культурного развития. Диалектика как логика этого развития. Культура в системе социально - политических координат: разделения труда, гражданского общества, государства. Абстрактное и конкретное, логическое и историческое.
Русское гегельянство. Усвоение идей Гегеля в России XIX века. Атмосфера философской культуры России 30х - 40х годов. Гегельянские кружки (Н. В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский). Идея строительства культуры на путях, проложенных Западом. Ответственность за историю, непосредственное влияние на жизнь культуры - основные вопросы русской философской публицистики как особого типа философствования.
Эстетический гуманизм В.Г. Белинского: от гегельянства к начаткам философского персонализма. А.И. Герцен и тип русского гегельянства, вырастающего из французской культуры. Эволюция взглядов Герцена: от раннего провиденциализма к пониманию истории культуры как самораскрытию абсолютного духа. Критика европейской культуры. («С того берега»). Крушение панлогизма Гегеля и кризис секулярной идеологии.
Позднее гегельянство. Разведение сферы познания и веры, культуры и церкви. Б.И. Чичерин: диалектика - «верховная философская наука», движущая причина развития культуры.
Идея абсолютного разума как основа понимания истории культуры Н.Г. Дебольского.
Феномен культуры в системе «умеренного» гегельянства П.А. Бакунина.
8. Историко-материалистическая философия культуры
К. Маркс: ?Общественный? и ?всеобщий труд? - источник культуры. ?Практика? и ?отчуждение?. Трудовая теория культуры. История как ?самопроизводство человека? в процессе труда. Культура в соотношении с природой и обществом. Соотношение экономики, политики, культуры. Классовая природа культуры: формационный принцип членения культурно-исторического процесса. Роль сознания в развитии культуры: культура и идеология. Культура в системе капиталистических отношений: понятие ?духовного производства?. Социальная база культуры: буржуазия, рабочий класс и интеллигенция. Культура и нации: национальное и интернациональное в развитиии культуры. Проблема культурного кризиса капитализма. Коммунизм как культурная альтернатива буржуазной и всей предшествующей цивилизации. Частное и индивидуальное: ?свободная индивидуальность? как основной результат и условие культурного творчества. Свободное время как базовое условие будущей организации общественной жизни.
Марксизм в России. Социально-практическая направленность философии «русского марксизма» 10х - 20х годов (Г.В. Плеханов, Н.А. Богданов, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, И.И. Иоффе, Н.Н. Пунин и др.). Критика «умозрительного историзма» наук о культуре. Тотальная детерминированность культуры горизонтом практики. Замена категории «абсолютного» категорией «должного» и включение ее в систему реалий культуры.
Сфера социального потребления как единственная сфера бытия культуры. Принципы монистического социокультурного единства и социологического детерминизма (Г.В. Плеханов).
Зависимость культуры от формационного развития общества. Функциональный метод анализа культуры (И.И. Иоффе).
Философия эмпириомонизма А.А. Богданова и его концепция пролетарской культуры. Развитие идеи пролетарской культуры Богданова в трудах А.В. Луначарского, Н.Н. Пунина, Е.Н. Полетаева. Деятельность Пролеткульта и его критика В.И. Лениным и Л.Д. Троцким.
Культурная революция как созидательная революционная сила («революция культурой» - В.И. Ленин). Понятие социалистической культуры.
9. Позитивистская философия культуры.
Абсолютизация естественных наук в качестве образца для социального и гуманитарного познания. Методологический и онтологический натурализм. Наука - высший (позитивный) этап культурно-исторического развития, приходящий на смену теологическому и метафизическому (закон ?трех стадий? О.Конта). Утилитаристские истолкования морали и культуры (И.Бентам). Культура и свобода частного лица (Д.С.Милль). Культурный эволюционизм и органицизм (Г.Спенсер). Позитивизм как методология эмпирических наук о культуре.
Русский позитивизм. Влияние позитивизма на опыт подчинения философии науке в России. О. Конт и философия культуры П.Л. Лаврова, И.И. Лапшина, В.В. Лесевича. Научно-философское творчество В.В. Вернадского.
Судьба поисков «научной философии» Н.Я. Грота. Социология культуры в русском позитивизме.
Постклассическая философия культуры
10. Тема кризиса классической модели культуры как основная тема постклассической философии культуры.
Социальные сдвиги в развитии западного общества на рубеже XIX -XX столетий: понятие ?индустриального? и ?массового? общества. Кризис классического гуманизма, рационализма и историзма. Смена культурных ?парадигм?: крах культурного европоцентризма и антропоцентризма. Философия культуры в функции логики и методологии ?наук о культуре? и ее критики с позиции ?жизни?. Разрыв между познанием и бытием, между научным и философским постижением культуры. Методологический спор между трансцендентализмом и герменевтикой, рационализмом и историзмом в понимании культуры. Распад и критика классического наследия Просвещения и его культурного ?проекта?.
11. Аксиологическая философия культуры (неокантианство Баденской школы)
Номотетические и идеографические науки. Генерализирующий (обобщающий) и индивидуализирующий методы познания. Культура как ценность. ?Отнесение к ценности? - методологическая основа ?наук о культуре?. Понятие ценности как априорной нормы человеческой деятельности и особой метафизической реальности. Ценности как исторические универсалии (против исторического релятивизма). Несовместимость ценностных суждений и оценок, т.е. логических операций и психологических реакций. Логико-методологическое обоснование ?наук о культуре? как продолжение и развитие линии трансцендентального идеализма.
Влияние Канта и неокантианства на развитие русской философско-культурологической мысли. Многообразие форм русского неокантианства. Близость запросов русской философской мысли к ценностным установкам Баденской школы неокантианства. Культура как особая область «доопытного» бытия - сферы ценностей, где человек находит основания собственной жизни.
Деятельность международного журнала по философии культуры «Логос». «Плюралистический трансцендентализм» Б.Яковенко, «метафизический мистицизм» С. Гессена, «философия абсолютного» Ф. Степуна. Культура как «бесконечное восхождение к идеалу» П.И. Новгородцева.
Критика отдельных положений неокантианства в работах Е.Н. Трубецкого («Метафизические предположения познания»). В.Ф. Эрн :« Борьба за логос».
12. Символическая философия культуры
Марбургская школа неокантианства как обоснование возможности научного познания культуры в ее систематичности и историчности (Г. Коген). Культура как символическаясистема. Эрнст Кассирер. «От критики разума к критике культуры». Природа символа и понятие символической формы. Принцип систематизации символических форм. Проблема языка, мифа и сознания в качестве символических образований.
Человек и культура. Определение человека в терминах человеческой культуры. Примат структурного подхода к анализу культуры по отношению к исторической точке зрения. Культура как целостность. Философия в поисках основополагающего единства мира культуры.
Символизм как проявление русского неоромантизма начала ХХ века. А. Белый. Символизм и религиозная метафизика: П.Флоренский, Вяч. Иванов. Символизм и феноменологическая диалектика А.Ф. Лосева..
13. «Философия жизни» как неоромантическая философия культуры
Философия жизни? как обоснование культуры с позиции не разума, а жизненной ситуации человека. Культура перед лицом мира ?как воли? (А.Шопенгауэр). Культуроборчество (?переоценка всех ценностей?) Ф.Ницше: переосмысление античного (?дионисийское? и ?аполоновское? в греческой культуре, ?проблема Сократа?) и христианского (?смерть Бога?, разоблачение морали, апология нигилизма, тема сверхчеловека и вечного возвращения) культурного наследия.
?Философия жизни? как герменевтика (теория познания) культуры. Герменевтика - искусство понимания чужой индивидуальности (Шлейермахер). ?Критика исторического разума? В.Дильтеем: обоснование историчности человеческой жизни и герменевтики как метода познания исторических наук. Проблема ?герменевтичекого круга?.
?Философия жизни? как осознание ?трагичности? культуры перед лицом жизни. Г. Зиммель о ?конфликте современной культуры?. О.Шпенглер о судьбе европейской (?фаустовской?) культуры на ступени цивилизации. Диагноз состояния западной культуры в ?массовом обществе? (Ортега-и-Гассет).
Влияние «философии жизни» на состояние русской философской мысли. «Воля к жизни» и «воля к культуре» как признаки цивилизации и культуры в работе Н.А. Бердяева «Смысл истории». Критика орудийной цивилизации М.О. Гершензоном. Спор о культуре и жизни в «Переписке из двух углов» Вяч. Иванова и М,О. Гершензона.
14. Экзистенциалистская философия культуры.
Существование человека в мире - главная тема философии культуры экзистенциализма. Конечность, рациональная невыводимость, выхождение за собственные пределы (самоконструирование) - основные черты экзистенции, человеческого бытия. К.Ясперс: человек в ситуации исторического мира. Историчность и необъективируемость экзистенции, ее связь с разумом и коммуникацией. Проблема ?осевого? времени и ?философской? веры. Ж.-П.Сартр: человеческое бытие как ?свобода? и как ?ничто?. Одиночество человека в мире: ?ад - это другие?. Экзистенциализм как гуманизм, его отличие от классического гуманизма. М.Хайдеггер: поворот от культурно-исторической герменевтики к герменевтике бытия. Аналитика бытия: ?здесь-бытие?, ?бытие-в-мире? и ?бытие-с-другими, ?бытие-к-смерти?, бытие и время. Бытие и сущее: попытка преодоления западной метафизики. Язык как ?дом бытия?. Техника, наука, искусство в интерпретации позднего Хайдеггера. Экзистенциализм как осознание глубокой кризисности и трагичности человеческого существования в эпоху торжества рационалистической мысли и научно-технического прогресса.
Русский экзистенциализм. Романтическая духовная установка Н.А. Бердяева и экзистенциализм. Творчество и объективация. Примат свободы над бытием. Персоналистическая метафизика Н.Бердяева. Иррационализм Л.И. Шестова. Критика теоретического и этического рационализма. Сверхрациональная природа бытия. Философия как путь приближения к подлинному бытию. Философия трагедии Л.Шестова.
15. Философия культуры русской религиозной метафизики начала ХХ века.
Концепция всеединства Вл. Соловьева и новая «утопия религиозной общественности» первой четверти ХХ века (С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, Л.Н. Карсавин, В.Ф. Эрн и др.). Коллективные творческие проекты, воплощенные в сборниках «Вехи», «Из глубины». Концепция кризиса классической культуры в русской религиозной метафизике как исходная позиция собственной философии культуры. Рождение метафизики культуры и идеи эсхатологического развития общества. Культура как воплощение духовного всеединства мира и условие рождения личности. Диалектика личностного и всечеловеческого в духе, воплощенном в культуре (Н.А. Бердяев).
Культура как путь приобщения к духовной сущности мира.
16. Философская герменевтика как философия культуры (Х.-Г. Гадамер)
Герменевтика как ?опыт? существования человека в мире. Роль ?предрассудков? (традиции) в формировании человеческого опыта: полемика с Просвещением. Понимание прошлой культуры как способ существования в собственной культуре. Процедура интерпретации текста как рождение нового смысла. Язык как посредник между разными культурами, как условие их диалога.
17. Психоаналитическая философия культуры
Происхождение культуры в свете психоанализа. Теоретические основания культурогенеза З.Фрейда. Понятие онтологического бессознательного. Сверх -Я и представление об идеале. Бессознательное - концепт объяснения истории культуры. Трагическое противостояние личности и культуры. Формы культурной деятельности как продукты сублимации первичных инстинктов. Религия и искусство - культурные формы разрядки социальных напряжений. («Недовольство культурой»). Борьба между Эросом и Танатосом и судьба культуры. Репрессивная функция культуры: подавление инстинкта агрессии и разрушения. Три важнейших этапа рождения-смерти сущностной системы «человек - культура» Основные методологические принципы изучения культуры: историзм, критицизм, амбивалентность. Методология контроля за мерой репрессивности культуры («метапсихология»).
Развитие культурфилософской проблематики в творчестве пост-неофрейдистов (К. Юнг, К. Хорни, Э.Фромм).
Психологический онтологизм русской философии. Основные этапы российской рецепции психоанализа как феномена научной и философской мысли. С. Франк. «Психоанализ как мировоззрение». Использование теоретических подходов психоанализа к рассмотрению различных феноменов культуры, взаимоотношению личности и культуры в работах отечественных ученых (А.Р. Лурия, М. Вульф, Н. Осипова, С. Шпильрейн).
А.М. Пятигорский «О психоанализе из современной России».
18. Социально-критическая философия культуры (Франкфуртская школа)
Критическая теория общества как путь выявления сферы культуры. Философия в качестве способа самопознания культуры, ее истока и тайны (Г. Маркузе. «Философия и критическая теория») .
Оценка Просвещения Т. Адорно и М. Хоркхаймером. Анализ феномена философии в культуре у М.Хоркхаймера. Критика инструментального разума.
Идея кризиса буржуазного общества и элитарности культуры. Проблема культурной индустрии. Концепция «счастливого сознания» одномерного человека Г. Маркузе. Эрос против цивилизации и одномерности человеческого существования в обществе.
Проблема соединения философии и искусства в философии культуры франкфуртской школы. Идея трансформации статуса культурной ценности и забвения традиций в культурфилософии В. Беньямина.
Проблема «новой общественности» и «коммуникативного разума» в работах Ю.Хабермаса. Критическая теория как одна из попыток соединения «экзистенциальных» проблем с теорией марксизма.
Философия культуры франкфуртской школы как путь социального эскапизма.
19.Структуралистская и постструктуралистская философия культуры
Структурализм как философия и методология науки ХХ века. Структурная антропология Клода Леви-Стросса - философская основа структурализма. Роль бессознательного в научной методологии К. Леви-Стросса.
Культура как проекция универсальных законов, регулирующих бессознательную основу человеческого разума.
Структурный психоанализ Жака Лакана. Структуралистский тезис «смерти человека». От структурализма к постструктурализму: Мишель Фуко. Проблема власти и репрессии в археологиях М.Фуко. Ролан Барт структуралистского периода. «Сущность дискурсивных практик». Философские основы семиологического анализа культурных фактов.
Деконструктивизм Жака Деррида. «Против западноевропейской метафизики». Деконструкция текстов гуманитарной культуры как способ выявления в них базовых понятий бытия. Уничтожение центрального положения Запада в качестве традиционного ядра современной культуры.
Понятие эпистемы как общего пространства знания, сети отношений между «словами» и «вещами», сферы формирования специфического языка различных культурных эпох.
Постструктурализм Ж.Делеза, Ф. Гваттари - проблема ризоматики культуры. Философско-историческая концепция шизоанализа («Капитализм и шизофрения»).
Относительность методологических границ структурализма и постструктурализма в философской интерпретации культуры.
20. Философия культуры постмодерна
Постмодернизм как следствие кризиса ценностно-мировоззренческих установок постренессансной культуры. Отрицание классического способа теоретизирования, формирование радикально нового типа культурфилософской рефлексии в рамках постмодернизма.
Зависимость человека от априорно заданного культурно-исторического мира. Плюрализм смыслов, смысловых предпосылок и интерпретаций потерявшего прозрачность мира. Плюрализация жизненных стилей. Стирание пространственных и временных границ между видами и формами культурной деятельности. Понятие интертекстуальности.
Лингвистическая методология как основа сближения различных культурфилософских учений постмодернистской ориентации. Претензия структурализма и постструктурализма на наиболее полное выражение духа постмодернизма.
Постмодернизм как бесконечная комплектация культурных вариантов духа предшествующих эпох.
Дискуссия о постмодернизме в России: постмодернизм и архаика.
Постмодернизм как завершение миссии постклассической культуры ХХ века.
21. Философия культуры на пороге XXI столетия.
Трактовка культуры (ее общественной роли и содержания) в современных теориях и моделях постиндустриального, информационного и глобального общества. Понятие «культурного капитала» и его значение в процессе формирования нового типа производительного работника. Культура в контексте всеобщей информатизации общества и создания глобальных информационных сетей. Понятие «виртуальной культуры». Судьба национальной культуры в глобализирующемся мире. Возможные формы международного культурного сотрудничества и диалога в обществе XXI века. Основные ценности и приоритеты в культуре XXI века: защита природной среды, культурная экология и сохранение культурного наследия, обеспечение равного для всех права на свободный доступ к информации и индивидуальное самовыражение, предотвращение угрозы «столкновения цивилизаций» и межнациональных конфликтов на почве противостояния религий и культур. Проблема культурного многообразия и единства в глобализирующемся мире. Образ человека в культуре нового века: что сулит она человечеству и каждому из нас?
Рекомендуемая основная литература