НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
М.С. Уваров
Постклассическая философия XIX -начала XX вв.
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является ознакомление слушателей с основными тенденциями западноевропейской философии периода так называемого «антропологического поворота». Рассмотрение конкретных философских концепций этого периода дается в как широкой ретроспективе развития философской мысли XIX века, так и в перспективе ее эволюции на протяжении XX века.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи :
- анализ основных тенденция философии конца 19 ? начала 20 в.,
- выявление общекультурного и философского контекста ситуации «антропологического поворота»,
- обзор основных тенденций влияния европейской философии этого периода на социокультурную и интеллектуальную ситуацию в России.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
- уметь анализировать основные качественные характеристики философии данного периода,
-иметь навыки комплексного анализа историко-культурной и философской ситуации конца 19 ? начала 20 вв.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Основные положения материалистического понимания истории. Философия и практика. Предпосылки человеческой истории. Общественное разделение труда. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Проблема отчуждения и перспективы его преодоления. Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Способ производства. Теория общественных отношений Маркса. Отношения как социальные формы деятельности. Общество как самовоспроизводящаяся система общественных отношений. Теория общественно-экономических формаций. Базис и надстройка. Структура общественных отношений и социальная структура.
Учение о революции, государстве и диктатуре пролетариата. Развитие и смена общественно-экономических формаций как закономерный процесс. Общественный прогресс и его критерии. Производительные силы и техника. Историческое место и роль капитализма в истории. Маркс об основных чертах коммунистической формации. Ф. Энгельс о материалистической диалектике. Проблемы теории познания.
Основные этапы развития. Социально-исторические предпосылки и теоретические источники позитивизма. Программа «позитивной философии». Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» О. Конта как универсальный закон истории. Возникновение социологии; социология в системе наук. Социальная философия и социология как «позитивная» наука. Критерии научности. Общество как предмет социологии. Конт о социальной статике и социальной динамике. Порядок и прогресс. Идея синтетической истории человечества. Логика позитивного исследования Дж. С. Милля. Утилитаризм, эвдемонизм и общественный прогресс. Психологизация общественной реальности в концепции «наук о духе» Милля. Эволюционизм Г. Спенсера. Общефилософские установки Спенсера. Эволюция и прогресс, направленность эволюции. Универсальные законы и механизмы эволюции в природе и обществе. Органическая теория общества Спенсера. Законы дифференциации и интеграции в социальных системах. Теория организаций. Историческая типология обществ.
Проблематика исследований, направления и основные представители. Неокантианство в его отношении к философии Канта. Марбургская школа. Критика кантовской «вещи в себе» и логика науки (Г. Коген, П. Наторп). Критика эмпиризма и метафизики. Понятие субстанции и функции. Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Проблемы методологии естественнонаучного и исторического познания. Философия культуры и философия истории.
Тема 4. Философсакий иррационализм
Философия Воли А. Шопенгауэра. Работа «Мир как воля и как представление». Детерминизм и проблема свободы воли. Метафизика морали. Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора: учение о «стадиях жизни». «Качественная диалектика» Кьеркегора. Дилемма этического и эстетического. Судьба философских идей Кьеркегора.
Тема 5. Философия Ф. Ницше.
Философская эволюция, основные произведения. Проблематика работы «Рождение трагедии из духа музыки». «Аполлоническое» и «дионисийское» начала культуры Программа «переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. Ницше и нигилизм. Смысл «антихристианства» Ницше. «Воля к власти» и идеал «сверхчеловека». Идея «вечного возвращения».
Тема 6. Своеобразие «философии жизни».
Бытие, становление, «жизнь», «переживание» как основные категории. Витализм и психологизм в интерпретациях «жизни». В. Дильтей об «объективации жизни». Переживание и выражение (значение). Описательная психология и герменевтика. «Науки о природе» и «науки о духе». Философия Г. Зиммеля: жизнь и культура. Зиммель о конфликте современной культуры.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.