НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
В.Ю.Сухачев
История классической европейской философии
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является ознакомление с фундаментальными проблемами и дискуссионными вопросами историко-философского исследования.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решается следующая задача: экспликация базовых понятий основных философских сценариев в истории философского мышления и различных герменевтических техник, используемых для анализа философем различных эпох.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
- иметь представление о фундаментальных проблемах историко-философского исследования и о возможностях применения его результатов в современном опыте философского мышления;
- знать теоретические основания истории философии как исследовательской дисциплины и ее базовые понятия;
- уметь применять концепции различных эпох в качестве аналитического инструментария в опыте философских изысканий.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Раздел 1. Концептуальные основания истории философии и ее место в структуре философского опыта мышления
Тема 1. Философское мышление и его темпоральные устройства
Логические, эпистемологические, онтологическое и трансцендентально-семиотические основания философского опыта мышления и специфика конституирования и учреждения философского ?архива?. История философии как часть истории культуры и ее самосознание. Единство мирового историко-философского процесса и многообразие его форм. Исторические типы мировоззрения. Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки. Природа и специфика философских проблем. История философии как форма существования философского знания. Философия в системе культуры. Время как самоаффицируемость философского субъекта; историзм как темпоральность онтологического субъекта; синхрония и диахрония как типы темпоральные устройства символической связанности философского мышления (?вечность прошлого? и ?вечность будущего?, понятие символического архива в философии).
Тема 2. Теоретические версии истории философии и их основания
Пассеистская, актуалистическая и символическая версии. История философии в эпистемологическом (философии сознания), логико-онтологическом (онтологии) и трансцендентально-семиотическом истолковании. Основные методы историко-философской аналитики. Логическая, эпистемологическая и онтологическая интерпретации, теолого-философская экзегетика, трансцендентально-символическая герменевтика. Позиционность философа и статус философии. Инициация доступа к символическим нишам философии, техники инвестиции символических ресурсов в философский опыт.
Раздел 2. Античность. Тематизация мышления и бытия как практика определения этоса Я
Тема 3. Миф и философский опыт мышления
Феномен мифа и интенсивность мифической действительности. Эйдос-лик как неповторимость и единичность. Мифическое событие живое, обладающее силой и интенсивностью. Телесность в мифическом опыте, топичность и позиционности в мифической действительности. Экстатичность и трансцендирование Я. Мания/безумие. Жертвоприношения как преодоление человеческого, ?слишком человеческого? Я и обретение божественного статуса, physis'а. Нечеловеческое, хтоническое, без-, вне- и неличностное (Дионис) как условие возможности личностного, индивидуального (Аполлон).
Особенности архаико-фюзического сценария в опыте мышления и этосе. Миф и фюзис. Хаос и эйдосы. Фюзис как нечеловеческое размерность Я. Мышление и экзистенциальные стратегии. Время как генеалогия. ?Фюзиология ? и формирование онтологических и этических интуиций философского мышления. Понятие фюзиса, отказ от мифически-сакрального образа-eidos'а. Обращение к без-образности и перевод ее в размерность понятия. Генезис, имманентность, топичность и конечность как принципы ?фюзиологического? мышления, его топологические и темпоральные разметки.
Тема 4. Философия античного мира
Античная цивилизация. Мифология и религия греков. Основные досократические школы и круг решаемых ими проблем. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Греческие философы о первооснове, происхождении и всеобщих организующих началах мира. Проблема единого и многого, изменения и покоя (Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор). Сократическая традиция. Философия Платона и Аристотеля. Школы эллинистической философии. Римские эклектические школы. Философия неоплатонизма и христианство. Место античной философии в историко-философском и культурном развитии человечества.
Тема 5. Метафизика как способ экспликации предельного смысла
Позиционность и опыт воли мыслящего (noun'а), тематические ландшафты, концептуальные поля артикуляции. Предельность и полнота эйдоса-идеи как конститутивные принципы мышления и бытия. Границы, пределы, мера события и смысла. Чистое мышление как устройство идентификации и идентичности Я. Метафизическое прочтения этоса Я, забота о собственном Я (epimeleia, cura sui). Феномен авторства. Структура античного опыта философского мышления: логика, ?фюзиология ? , этика. Философия как ?охота за истиной?, как сила и власть. Логос и властное учреждающее слово Я.
Раздел 3. Основные метафизические темы средневекового христианского интеллектуального опыта.
Тема 6. Особенности христианской ментальности
Оппозиция христианского и философского опыта. Структура религиозного опыта мышления и его конститутивные принципы: моральная теоцентристская иерархия универсума и мышления (Бог как моральный Творец и Творец морали), креационизм (Бог-Творец как религиозный архетип философского понятия субъекта), провиденциализм (введение вневременной позиции, ответственной за конституирование квазилинейной модели времени, - Бог как временной горизонт и временные разметки Я, сакральный историзм, профетизм), персонализм (понятие личности, разведение онтологических принципов Я и мира, единичность абсолютного бытия, включение воли в абсолютное бытие, примат морали в учреждении личностной идентичности, новый сценарий для выработки самосознания). Учение Августина. Арабо-мусульманская философия и наука. Основные проблемы схоластической философии: разум и вера, сущность и существование, доказательства бытия Бога. Философия Ф. Аквинского. Спор номинализма и реализма.
Тема 7. Ассимиляция христианским религиозным опытом базовых тем античной философии
Трансформация позиционности философа, тематического ландшафта философии и форм концептуальной артикуляции, онтологичность христианского мышления, принцип трансцендентности, экс-стазис и онтологический принцип нехватки, неполноты тварного сущего, вера и призыв в опыте философского мышления, превращения тела в плоть и удовольствия в желание. Понятия ? явление ? сущность ? , ? внутреннее и внешнее ? , ? истина ? . Теологическая экзегетика как метод философствования. Универсализация адресности философского мышления. Жанровые особенности: ориентация на Текст, комментаторство, анонимность и проблема псевдоавторства, ретроспективизм и традиционализм; отсутствие границы между чужим и своим текстом и невозможность феномена авторства, трансиндивидуальность и трансцендентность анонимная универсальная Истины и ее институциональные гарантами.
Раздел 4. Тематический репертуар философии Возрождения.
Тема 8. Онтология как натурфилософия
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Возвращение к первоначальному смыслу диалектики (Н. Кузанский, Дж. Бруно). Социально-философская и политическая мысль. Реформация и контрреформация. Рождение новой науки (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно). Эпистемологические синтезы с магией, алхимией, астрологией. Пантеизм: обожествление человека и природы как упразднение принципа иерархии (вертикали), сплав Бога, природы и человека, слияние Абсолюта и человека: снятие дуализма тварного времени и трансцендентной вечности, деформация инстанции трансценденции, Бог как ?человеческий бог? (humanus deus). Десакрализация: подобие бога и человека в творчестве, Природа как онтологически и эстетически значимая конкретность, непостижимость и очевидность абсолютного бытия как абсолютное единство и условие опыта мышления, Абсолют как высшая сила-способность и неустойчивость онтологического характера мира, разведение моралистики и позитивного исследования природы. Человек как ? uomo universale ? , «творение неопределенного образа».
Тема 9. Изменение темпоральных разметок
Отсечение прошлого от настоящего, расслоение темпорального потока. Такая трансформация придала человеку неопределенный и открытый горизонт будущего - nova vita. ответственность за конституирование временности теперь легла и на человека (человек теперь разделили с Богом ответственность за развертывание временности). Введение сценария ?новой жизни? как установление демаркацией между настоящим, обращенным к ?новой жизни? и предшествующим прошлым, не знавшим подобного горизонта будущего. Проблема ?старых и новых авторов? как кодификация ?серединного?, ?среднего? времени между временем, обращенным к новому, к будущему, и ?древним?, исходным, каноническим. ?Поновление времен ? . Учреждение ? классики ? .
Тема 10. Феномен авторства
?Rinascentia? (возрождение) и ?renovatio? (обновление). ?Imitatio?, подобие, подражание как сознательная интеллектуальная ориентация и как трансценденция образца, и самого акта имитации, принцип различающего повторения. Лишенность античности христианских сакральных оболочек как условие возможности ?imitatio? и ?inventio? (?изобретение?). Стилевые особенности. Обязательность реминисценции и табу на плагиат. Возрождение платонизма как реакция средневековый аристотелизм. Религиозная сторона возрожденного неоплатонизма. Концептуальный синкретизм как эффект разрушения тео-онтологической вертикали. Логика. Подчинение логики риторике. Риторика как языковое выражение реального взгляда на конкретную реальность.
Раздел 5. Новоевропейское мышление и его основные темы (XVII-XVIII вв.)
Тема 11. Философия Нового времени
?Дух капитализма?, технический прогресс и научная революция. Понятие ?классической рациональности?. Проблемы гносеологии, достоверности знаний: эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта. Философия природы и учение о субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Эволюция классического британского эмпиризма (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Идеология и философия французского, немецкого и английского Просвещения. Философия истории и просветительские версии исторического прогресса
Тема 12. Онтология
Различение конститутивных принципов бытийных регионов на основе элиминации ?вторичных качеств? из эпистемической размерности: разделение божественного, собственно человеческого, когитального, и природно-вещного, объектного. Редуктивные сценарии: а) Бог; б) природа; в) та или иная форма человеческого (или когитальность, чувственный опыт переживания). Онтологическая сегрегация, разделение сакрального и тварного (ре-трансцендирование), вывод Бога из гарантов связанности времени и топологии: гомогенизация топологии, самотождественность и неизменность мира вещей (без Бога), сосредоточенность на экспликации бытийных основ Я, на связи самосознания и абсолютного бытия. Принцип бесконечности и непрерывности как эффект онтологической гомогенизации. Понятие бытия как проблема субстанции и абсолютного знания. Бытие как слой универсума: локализация бытия а) в пределах тождества бытия и мышления, смысла и действительности; б) в иных слоях универсума - бытие как иррациональная сила, придающая содержательность идеальным формам. Объектно-вещная онтология и анонимность познающего субъекта. Способ бытия как способ бытия представления. Эмпиризм и рационализм: ощущение разомкнутости мира - интуиция несоизмеримости мира и критериев рационального мышления. ?Первичные и вторичные качества? как онтологическое различение опыта и основа его ?очищения? и трансформации. Опыт трансформация experentia в experimentum. Анонимность как гарант всеобщности.
Тема 13. Время
Гомогенизация времени, его бессобытийность. Типовые происшествия в связи с типом объектов. Время как длительность, порядок последовательности (последовательность по-явления перед Я, как «явление явления», или последовательность движения объекта, поставляющего в фазах своего движения сменяющие друг друга формы. Темпоральность как порядок вещей и как экзитенциально-онтическое упорядочение. Натурализация времени ( ? естественная история ? ). Актуалистическая модель времени - прошлое и будущее как измерения настоящего.
Тема 14. Эпистемология
Конфигурация знания как континуум представления и бытия, онтология, негативно определенная как отсутствие небытия, всеобщая представимость бытия, обнаруживающееся в присутствии представления бытие. Порядок вещей и порядок представления (репрезентации), анализы представления; типы достоверности: когитальная и чувственная. Модусы мышления - репрезентативный и нерепрезентативный. Онтологизм и трансцендентализм в конституировании опыта знания. Понятие метода и методологической гарантированности познания. Контролируемый эксперимент.
Тема 15. Логика
Методность, методичность мышления, учение о методе или ?общая наука?(scientia generalis), ?всеобщая грамматика?, логика репрезентативности. Формы данности бытия в представлении. Формализация как установление отношения между логикой и онтологией. Сенсуалистическое обоснование репрезентативности логики мышления и логика имманентности чистого мышления.
Тема 16. Этика
Онтология как этика. Чистая онтология как этос, способ бытия сущих, экзистирующих, мораль как модус существования. Нравственный поступок как придание сущему (объекту) определенного бытия и как стилизованная форма связанности с миром, с другими. Нормативное сознание и язык рассудка. Моральная рефлексия как трансиндивидуальная основа нравственного поступка и его институционализация ?Естественный закон?, ?естественный человек?, ?естественное право? как возврат к природе, очищенный от человеческого и божественного. ?Естественное право? как определение сущих через власть: определение вещи через сущность, ?естественное состояние? как соответствие сущности и ее реализация, доминирование долга как условие осуществление сущности.
Тема 17. Классическая немецкая философия
Немецкая философия как философия сознания и самосознания. Трансцендентализм и критицизм философии И. Канта. Структура способностей души ? ключ к системе философии Канта. Философия активизма И.Г. Фихте. Философия тождества и натурфилософия Ф. Шеллинга. Система и метод абсолютного идеализма Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха и гуманизм. Проблема завершения классического этапа развития европейской философии.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.
Литература к разделам 1-2.
Литература к разделу 3
Литература к разделам 4-5