НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

Соколов Е.Г.

Массовая культура в контексте современности.

1. Организационно-методический раздел

1.1 Цели и задачи преподавания дисциплины

Целью курса является дать представление слушателям об основных аспектах массовой культуры в контексте ведущих тенденций эволюции культуры в XX веке.

Для реализации поставленной цели в процессе чтения курса решаются следующие задачи:

•  рассматриваются и анализируются основные подходы изучения массовой культуры:

•  определяется значение массовой культуры в истории мировой культуры:

•  прослеживаются основные этапы формирования массовой культуры:

•  называются механизмы и принципы функционирования массовой культуры:

•  демонстрируется какое место имеет массовая культуры в ряду других современных культурных практик.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

? понимать, что массовая культура является закономерным этапом развития Новоевропейской культуры;

? уметь отличать образцы массовой культуры от немассовой;

? знать каким образом артефакты трансформируются из немассовых в массовые;

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Вводная лекция. Массовая культура: pro и contra . (2 часа)

Цели и задачи курса. Феномен массовой культуры. Массовая культуры - культура или антикультура? Исторические аналоги массовой культуры. Неизбежность массовой культуры.

Часть 1. Дискурсивные пределы масскульта Тема 1. Масса (2 часа)

Сложность определения массы. Первые опыты дифинициации массы: Лебон, Фрейд, франкфуртская школа, Арендт. Психологические характеристики человека в «ситуации массы». Масса и народ. Масса и класс. Масса и индивид. Метапозиционность массы.

Тема 2. Массовое сознание (2 часа)

Х.Ортега-и-Гассет: «Восстание масс». Ментальные характеристики человека массы. Формование массового сознания посредством легитимных европейских образовательно-воспитательных практик. Паразитарность и инфантильность человека массы. Легкость манипуляции человеком массы. «Антропологическая удобность» массового сознания.

Тема 3. Опыт дефинициации масскулыпуры (2 часа)

Исторические и дискурсивные пределы массовой культуры. Предпосылки формирования массовой культуры: новоевропейский концепт реальности, трансформация трансценденции, активизация «поверхности», концепт власти. Функции массовой культуры.

Тема 4. Первый вариант масскульта: проект «Искусство» (4 часа)

Художественная коммуникация: творец - творение - зритель. «Воспитание творца» в лигитимных государственных институтах: контроль и регуляция взгляда. Творение: образец и тираж, каноны художественных практик, условия «вхождения» в искусство, оценка и номенации. Зритель: самонаблюдение и взаимонаблюдение. Общая открытость всех трех составляющих. Приручение трансцендентности.

Тема 5. Культуры массовая и немассовая: очная ставка (2 часа)

Массовая культуры и культура народная. Механизмы работы масскультуры. Перекодировка артефактов немасскультувых в масскультовые: «демонтаж» («разрезка») составляющих элементов с последующей их монтировкой в другую последовательность; «вычищение шумов».

Часть 2. Операции и процедуры масскульта в современной культурной ситуации.

Тема 6. Демонтаж онтологических монолитов и конституирование локальных множеств. (2 часа)

Варианты демонтажа отнологических монолитов и устранение социальных конкурентов. Локальные множества «по случаю». Распределение по четко определенным совокупностям. Рубрикация и спецификация. Событие и предмет масскульта.

Тема 7. Поле фикций (4 часа)

Постмодерн: концепт реальности, распределение познавательных опытов; имитация и симультантная реальность, посторгийность. Канонические варианты репрезентации ситуации постмодерна. Сканирование и нигиляция массы посредством массовой культуры.

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Феномен массовой культуры.
  2. Психологические характеристики человека в «ситуации массы».
  3. Формование массового сознания
  4. Предпосылки формирования массовой культуры
  5. Функции массовой культуры.
  6. Художественная коммуникация: творец - творение - зритель
  7. Творение: образец и тираж, каноны художественных практик, условия «вхождения» в искусство, оценка и номенации.
  8. Массовая культуры и культура народная
  9. Событие и предмет масскульта
  10. Постмодерн: концепт реальности, распределение познавательных опытов; имитация и симультантная реальность, посторгийность.

3. Литература.

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Барт Р. Мифология рекламы. // Greatis . - М.,1994. ? №3.
  2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М. 1996. - 240 с.
  3. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. ? СПб., Алетейя, 1998 - 160 с.
  4. Ортега-и-Гассет X . Эстетика. Философия культуры. - М, Искусство, 1991. - 588 с.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Бодрийар Ж. Америка. ? СПб., «Владимир Даль», 2000 -206 с.
  2. Гройс Б. Утопия и обмен. ? М., 1993. - 374 с.
  3. Лебон Г. Психология народов и масс. ? СПб, 1995. - 311 с.
  4. Тоффлер А. Третья волна. ? М. 1998
  5. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд 3. Я и Оно. ? М., «Эксмо-пресс», 2000 г. ? С. 769-838
  6. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. ? М. Ad marginem , 1999. - 480с.
  7. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. -СПб.,А-са d , 1994-406 с.
  8. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. ? М.-СПб., «Медиум» ? «Ювента», 1997. ? 311 с.
  9. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. ? СПб., «Петрополис», 1998 - 432 с.

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz