НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
1. Организационно-методический раздел
1.1 Цели и задачи преподавания дисциплины
Целью курса является дать представление слушателям об основных аспектах массовой культуры в контексте ведущих тенденций эволюции культуры в XX веке.
Для реализации поставленной цели в процессе чтения курса решаются следующие задачи:
рассматриваются и анализируются основные подходы изучения массовой культуры:
определяется значение массовой культуры в истории мировой культуры:
прослеживаются основные этапы формирования массовой культуры:
называются механизмы и принципы функционирования массовой культуры:
демонстрируется какое место имеет массовая культуры в ряду других современных культурных практик.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
? понимать, что массовая культура является закономерным этапом развития Новоевропейской культуры;
? уметь отличать образцы массовой культуры от немассовой;
? знать каким образом артефакты трансформируются из немассовых в массовые;
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Вводная лекция. Массовая культура: pro и contra . (2 часа)
Цели и задачи курса. Феномен массовой культуры. Массовая культуры - культура или антикультура? Исторические аналоги массовой культуры. Неизбежность массовой культуры.
Часть 1. Дискурсивные пределы масскульта Тема 1. Масса (2 часа)
Сложность определения массы. Первые опыты дифинициации массы: Лебон, Фрейд, франкфуртская школа, Арендт. Психологические характеристики человека в «ситуации массы». Масса и народ. Масса и класс. Масса и индивид. Метапозиционность массы.
Тема 2. Массовое сознание (2 часа)
Х.Ортега-и-Гассет: «Восстание масс». Ментальные характеристики человека массы. Формование массового сознания посредством легитимных европейских образовательно-воспитательных практик. Паразитарность и инфантильность человека массы. Легкость манипуляции человеком массы. «Антропологическая удобность» массового сознания.
Тема 3. Опыт дефинициации масскулыпуры (2 часа)
Исторические и дискурсивные пределы массовой культуры. Предпосылки формирования массовой культуры: новоевропейский концепт реальности, трансформация трансценденции, активизация «поверхности», концепт власти. Функции массовой культуры.
Тема 4. Первый вариант масскульта: проект «Искусство» (4 часа)
Художественная коммуникация: творец - творение - зритель. «Воспитание творца» в лигитимных государственных институтах: контроль и регуляция взгляда. Творение: образец и тираж, каноны художественных практик, условия «вхождения» в искусство, оценка и номенации. Зритель: самонаблюдение и взаимонаблюдение. Общая открытость всех трех составляющих. Приручение трансцендентности.
Тема 5. Культуры массовая и немассовая: очная ставка (2 часа)
Массовая культуры и культура народная. Механизмы работы масскультуры. Перекодировка артефактов немасскультувых в масскультовые: «демонтаж» («разрезка») составляющих элементов с последующей их монтировкой в другую последовательность; «вычищение шумов».
Часть 2. Операции и процедуры масскульта в современной культурной ситуации.
Тема 6. Демонтаж онтологических монолитов и конституирование локальных множеств. (2 часа)
Варианты демонтажа отнологических монолитов и устранение социальных конкурентов. Локальные множества «по случаю». Распределение по четко определенным совокупностям. Рубрикация и спецификация. Событие и предмет масскульта.
Тема 7. Поле фикций (4 часа)
Постмодерн: концепт реальности, распределение познавательных опытов; имитация и симультантная реальность, посторгийность. Канонические варианты репрезентации ситуации постмодерна. Сканирование и нигиляция массы посредством массовой культуры.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.
Рекомендуемая литература (основная)
Рекомендуемая литература (дополнительная)