Главная |
В начало раздела |
кандидатского экзамена по курсу
«История и философия науки»
«История социологии»
Введение
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии».
Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала сектором истории и теории социологии Института социологии РАН и одобрена экспертным советом ВАК Минобразования России по философии, социологии и культурологии (секция социологии).
1. У ИСТОКОВ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ
Элементы социально-научного знания у досократиков. Гераклит и особенности досократовского понимания общества. Проблема общества у пифагорейцев. Общая проблематика античного социально-научного знания и его антиномии. Платоновское понимание общества и диалектики форм политического господства Платон как критик афинского общества. Единство этического и политического аспектов платоновской критики. Диалектическая типология социальных форм политического господства. Трансформация афинской (полисной) модели общества в духе ориентации на древнеегипетский образец социального разделения труда. Общество как государство, государство как политическая система экономического разделения труда. Проблематичность «утопизма» социально-философской конструкции Платона. Прототипы платоновских моделей государственно-правового устройства. Соотношение критской, спартанской и египетской моделей в платоновской конструкции идеального общества Проблематика первобытного общества у Платона. Платоновский прототип идеи «естественного состояния». Социальная философия Аристотеля Аристотелевский анализ политических форм социального общения. Типология общественных классов и их политических комбинаций. Поиск оптимального сочетания социальных элементов полиса.
И В СРЕДНИЕ ВЕКА
Эволюция социально-научного знания в эпоху эллинизма Социальные идеи стоиков и Цицерона: формирование понятий естественного права и проблематика гражданского общества. От города-государства к империи, от полисного вuдения общества и человека к «империалистическому», от «империалистического» - к космополитическому. Космополитическая версия теории естественного права. От социально-философского эссенциализма к социологическому номинализму. Августин и ранне-христианское видение социально-исторического процесса. Социально-философские воззрения Августина. Идея краха античной цивилизации. Фома Аквинский и христианская интерпретация аристотелевского понимания общества.
3. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА
Развитие социально-научного знания на почве этических и государственно-правовых теорий ХV-XVII веков Томас Мор: от платонизма к социальному утопизму. Гуго Гроций и его альтернатива «макиавеллизации» социально-научного знания. Социально-философские и социологические воззрения Т.Гоббса. Гоббс и его поворот от «социологического реализма» к «социологическому номинализму» в понимании человека и общества. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолковании. «Божественный закон» и «гражданское общество». Социальные воззрения Д.Локка. Д.Локк как либеральный критик авторитаризма. Социальные потенции добровольного согласия. Д.Юм и его критика теории «общественного договора». От теории «нравственных чувств» к учению о «богатстве народов». Шефтсбери и Мандевилль: новый поворот и новая контроверза в эволюции понятия общества. Шефтсбери о естественности общественного состояния. Мандевилль об «общественности» (социальности) естественного состояния. Адам Смит как социолог. Социологический номинализм и экономическая атомизация общества. Ш.Л.Монтескье как предшественник классической социологии. Монтескье и Гоббс. Идея детерминизма. Идея закона. Законы реальности и «предписывающие» законы. Релятивизм в методологии Монтескье. Понимание общества у Ж.-Ж.Русс. От «естественного состояния» к «общественному». Английский либерализм и эволюция английской социально-философской мысли. Социальные воззрения французских просветителей-энциклопедистов. Вольтер и Дидро. Концепция естественного состояния как решающий шаг на пути редукции исторического измерения социально-научного знания.
5. СОЦИАЛЬНО-НАУЧНАЯ МЫСЛЬ НА ПЕРЕЛОМЕ ОТ XVIII К XIX ВЕКУ (ГЕНЕЗИС И МЕТАМОРФОЗЫ ИДЕИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА)
Социологические идеи эпохи Просвещения. Социологический смысл понятия «Просвещение». Идея прогресса (создатели и религиозный смысл Утверждение идеи прогресса в новоевропейском социальном мышлении. А.Р.Ж.Тюрго. М.Ж.А.Кондорсе . Парадоксы теории прогресса. Идея статистико-вероятностной социальной науки об обществе. От прогрессистской социальной утопии к социологической науке. К.А.Сен-Симон и его путь к позитивной науке об обществе. Просветительская абсолютизация науки и ее религиозные экспликации. Сен-Симон и сенсимонисты как критики О. Конта. Укоренение и развитие идеи прогресса на почве немецкой социальной философии..И.Г. Гердер: социологические мотивы его философии истории человечества». Кантовский анализ гердеровской концепции. Кант и его «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане». Социально-научные интенции кантовской философии прогресса. Прогресс, разум и революция. Гегелевский синтез философской и социально-научной мысли. Гегель и А. Смит: социальные аспекты проблематики разделения труда в ранних работах Гегеля. Социально-философский смысл гегелевской работы «О научных способах исследования естественного права». Гегелевская «Феноменология духа» как опыт социально-философской критики «обыденного сознания». Социологические импликации диалектики взаимоотношений «господина» и «раба». Проблематика «отчуждения» в гегелевской философии права и философии истории.
(ГЕНЕЗИС И РАЗМЕЖЕВАНИЕ КОНТОВСКОЙ И МАРКСИСТСКОЙ ВЕРСИЙ)
О.Конт: Теоретическая социология как род социальной философии. Проблема размежевания социальной статики и социальной динамики. Учение о социальном порядке: социальная статика как позитивистская онтология социального порядка. «Социальная динамика» как философия общественной эволюции. «Закон трех стадий» - его социально-философский и собственно социологический смысл. Телеологическая мистика прогресса: прогресс Человечества и культ «Верховного существа». Сен-симонистские мотивы в контовском преломлении. Общие теоретико-методологические выводы. Метатеоретические устои социологии XIX в. Социологический реализм и стабилизационное сознание. Диалектико-материалистическая версия науки об обществе: социологический смысл проблематики «отчуждения». Проблематика отчуждения в подготовительных работах к «Капиталу». Схематика отчуждения в «Капитале». Социологический смысл марксовой категории «Gemeinwesen» (К проблеме «прафеномена» социальности в марксизме). «Gemeinwesen» как первоисточник собственности (социологический реализм против социологического номинализма). Социологическое учение К. Маркса. Теория социальных систем и понятие общественной формации. Теория социального развития. Тема классов и классовой борьбы. Значение социологии К.Маркса.
7. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОСЛЕКОНТОВСКОЙ СОЦИОЛОГИИ XIX ВЕКА
Д.С. Милль - социолог и теоретик либерализма. Место социологии в системе «нравственных наук». Особенности метода «социальной науки». Элементы социологического эволюционизма. Г.Спенсер: эволюционная социология и системный подход. Общая схема эволюции и ее социальная фаза. Эволюция и прогресс. Эволюционизм, органицизм и функционализм – три взаимосвязанных аспекта спенсеровской социологии. Основные проблемы социологии Эмиля Дюркгейма. «Социологизм» – философская основа социологии Дюркгейма. В поисках социальной солидарности: от теории разделения общественного труда к социологической теории религии. Вклад Дюркгейма в различные отрасли социологии в целом. Ф.Тённис: дихотомия «общины» и «общества» в немецкой социологии.
Своеобразие социологической мысли в России. Социальная философия П.Я. Чаадаева. Взгляд Чаадаева на развитие мировых цивилизаций, роль религиозного самосознания в общественном процессе. Россия и Запад в мировоззрении Чаадаева. «Ретроспективная утопия», «единство», «традиция», прообраз «осевого времени». 3. «Философические письма» в контексте противостояния западников и славянофилов. Актуальность Чаадаева. Социологические идеи западников и славянофилов. Славянофильство, «официальная народность» и западничество: смысл противостояния. «Старшие славянофилы»: И.В. Киреевский, А.С. Хомяков: поиски самобытных русских «начал». Идеология «официального народничества»: С.С. Уваров, М.П. Погодин, С.П. Шевырев. «Формула» Уварова: «православие, самодержавие, народность». Противопоставление западного и восточного мировоззрения, рационального и религиозно-мистического начал. Почвенничество: концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского; социально-религиозные воззрения К.Н. Леонтьева. Славянофильство и западничество: подлинный смысл «псевдонимов». В.С.Соловьев как критик О.Конта. Критика «закона трех стадий». Социологический реализм и соблазн «человекобожества». Проект непозитивистской социологии. М.М.Ковалевский – «западник» русской социологии. Предмет социологии и методологические принципы. Основные социологические проблемы. Прогресс и стадии общественной эволюции. Питирим Сорокин и социологическая проблематика «серебряного века»:российский период творчества. Социологическая проблематика войны и революции. На путях построения социологической системы. «Система социологии» П.Сорокина и дальнейшее развитие ее основных идей.
9. ПЕРВЫЙ ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Вильфредо Парето. Истолкование социологии как логико-экспериментальной науки. Проблема различения логических и нелогических действий. Общество как система в состоянии равновесия. Проблема «циркуляции элит». Гаэтано Моска. Социологическая теория политического класса. Политическая формула и социальный тип. Проблема бюрократии. Общество и государство. Российский постмарксизм и постмарксистская социальная философия С.Н.Булгакова и П.Б.Струве. Особенности булгаковской критики социологии. Постмарксистские философско-социологические искания П.Б.Струве.
10. АНТИНАТУРАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЛНА В НАУКАХ О КУЛЬТУРЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИКА И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ)
Неокантианские импульсы теоретико-методологических исканий социологии ХХ в. Аксиология баденской школы неокантианства и ее влияние на социологию ХХ в. Неокантианский трансцендентализм и проблема ограниченности естественно-научного образования понятий. М.Вебер и проблема «общности» социально-научного и социально-политического знания. Релятивистская социология Георга Зиммеля Концепция понимания и априори социальной жизни. Социология социальных форм. Теоретико-методологические антиномии социологии В.Зомбарта. Идея исторической социологии хозяйства. Буржуа как носитель капиталистического духа. В.Зомбарт о различии психологической и ноологической социологии. Социология М.Вебера. Понятия гносеологического и теоретико-методологического уровня. Понятия социально-философского и собственно социологического уровня Категория «идеального типа» и веберовские принципы типологизации явлений социо-культурной действительности. «Минимизация» эволюционизма в социологии. Веберовская социология в системе наук о культуре. Идея универсально-исторической социологии. Веберовская теория капитализма. Капитализм как проблема социологии. Культурно-историческое многообразие типов капитализма. Понятие капитализма и тип «капиталистической деятельности». Проблематизация различения «традиционного» и «современного» типов общества. Социально-экономическое и культурно-историческое своеобразие «современного капитализма». Встреча» современного капитализма с «архаическим».
М.Шелер и антропологическое направление в немецкой социологии. Шелер как критик М.Вебера и О.Конта. Программа антропологически фундированной социологии знания. Д.Лукач: от левого неогегельянства к неомарксизму и «Онтологии общественного бытия» Социальная философия неомарксизма как результат пансоциологической редукции онтологических категорий. Пролетарский мессианизм» Д.Лукача. Пролетариат в роли гегелевского «абсолютного субъект-объекта». Самокритика Д.Лукача - предвосхищающая критика неомарксизма. Социологизм «Онтологии общественного бытия». Х.Фрайер: праворадикальная версия неогегельянсой социологии. Гегельянский исходный мотив. Марксистская составляющая неогегельянской социологии. Индустриальное общество и «революция справа». «Снятие» классовости в «народности». Франкфуртская школа неомарксизма. Антисоциологическая социология неомарксизма. Г.Маркузе как идеолог «сексуальной революции». Франкфуртская концепция «авторитарной личности».
(ДВА ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИИ)
Диалектическая социология Ж.Гурвича. Гурвич и академическая социология его времени. Проблема метода. Социология и история. Трактовка социальной реальности. Основные теоретические тенденции французской социологии второй трети ХХ в. Социологические концепции Раймона Арона. Структуралистское направление и его эволюция. Технологический детерминизм Ж.Фурастье. М.Крозье: концепция «бюрократического феномена» и «блокированного общества». Психоаналитическое направление в социологии.
13. НЕМЕЦКАЯ СОЦИОЛОГИЯ в 1920е-1960-е годы
(ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ИСТОРИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ)
Афред Вебер: опыт синтезирования социологии и социальной философии. Альфред Вебер и Макс Вебер: мировоззренческие расхождения и теоретико-методологические разногласия. Веберовская культурсоциология истории как инструмент социальной диагностики. Социологический реализм и проблема трансцендентности. Возрождение немецкой социологии из духа социальной философии техники (Х.Попитц) Размежевание индустриальной социологии с философией. Проблема «самозаконности» технической эволюции. Индустриально-социологическая перспектива фетишизации машины. Социологическая саморефлексия Х.Шельски. От мифологизации техники к ее нейтрализации.
14. ГЕНЕЗИС ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Менеджмеризм как социальная теория постиндустриального общества Технократическая традиция в американской социологии Концепция технократии в период становления механизированной индустрии (Веблен Т.). Концепция технократии в период перехода к сверхиндустриализму (Дж.К.Гэлбрейт). Гуманистический вариант американского техницистского мышления (Л.Мамфорд). Новейшие формы техницистских воззрений (компьютерная футурология, рискология). Теории социальной организации. Первые исследования: система Ф.Тейлора, доктрина «человеческих отношений». Естественный, рациональный и неорациональные подходы к социальной организации.Понятие бюрократической организации. Чикагская школа и становление символического интеракционизма. Вклад чикагской школы в стабилизацию социологического сознания. Р.Парк и эволюционно-реформистский подход в социологии. Инвайроментализм, его сущность и эволюция. Возникновение и развитие символического интеракционизма. Бихевиоризм: генезис, проблемы и противоречия. Становление бихевиористской парадигмы (Э.Торндайк, Дж. Б. Уотсон, К.Халл). Социальный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера. Практическая рациональность без интенционального выбора: от бихевиоризма к необихевиористским теориям обмена (Дж.Хоманс, П.Блау). Становление «сетевой» модели анализа власти и зависимости в отношениях обмена (Р.Эмерсон). Американский период творчества П. Сорокина. «Социология революции». Теория социальной мобильности. «Социальная и культурная динамика». П.Сорокина . «Большая социологическая теория» Толкотта Парсонса. Структурно-функциональная версия теории действия и ее развитие. Символизм действия и четырехфункциональная парадигма. Общество как социальная система действия. Р.Мертон и его теория среднего уровня. Мертоновская парадигма структурно-функционального анализа и ее отличие от парсоновской. Социологический смысл аномии и аномического поведения. Р.Мертон о социологическом методе и типах теоретизирования в социологии. Феноменологическая социология и этнометодология. Идеи и понятия феноменологической социологии А.Щюца. Этнометодология Г.Гарфинкеля и споры вокруг нее. Интерпретативная социология после Мида и Шюца; перспективы ее дальнейшего развития.
Общая панорама развития английской социологии в ХХ в. Научное самоопределение английской социологии и ее первые теоретики. Теоретико-методологические традиции английской социологии. Основные проблемы и главные тенденции теоретического развития последних десятилетий. К.Поппер как критик и теоретик социологии. Социологические воззрения К.Поппера и его критика «историцизма». Проблема методологии социальных наук. Противоречивость попперовской концепции «открытого общества».
16. ЛЕВОРАДИКАЛЬНАЯ КРИТИКА АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ТЕНДЕНЦИИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Ч.Р.Миллс и первые леворадикальные проекты «новой социологии». Неомарксизм и леворадикальная социология. Движение «новых левых» и ренессанс К. Маркса. Неомарксизм как тотальная критика «социологического разума». Кульминация марксистского ренессанса и распад Франкфуртской школы. «80-е годы: от контркультуры к неоконсерватизму». Франция: сдвиг вправо. (Бенуа, Ги Лярдо, Долле, Немо, Леви и др.). «Новая философия» - поворот к иррационализму и метафизике в научном объяснении общества. Торжество неоконсервативных идей (Д.Белл, С.Липсет, Дж.Киркпатрик, И.Кристол, Д.Мойнихен). Укрепление авторитета государства в социально-политической сфере. Переосмысление социальной теории А.Гоулднер. Кризис идеи ценностной нейтральности и инфраструктура социальной теории. Общетеоретический кризис западной социологии. Персональная реальность и инфраструктура социальной теории. Леворадикальная критика социологической теории. Гоулднеровская концепция нового класса Интеллигенция как новый социальный класс. Понятие культурного капитала как основной характеристики нового класса. Культура критического дискурса. Хабермас: от критики идеи «ценностной нейтральности» социальной науки к теории коммуникативного действия. Хабермасовская – «критическая» - онтологизация веберовских теоретико-методологических категорий. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Социология и утопия. Утопия абсолютно чистого «дискурса». Особенности хабермасовской критики идеализма и утопизма. Еще раз о социологическом смысле категории «жизненного мира».
17. ТЕОРИИ ОБЩЕСТВА В ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Д.Белл и концепция постиндустриального общества. Стабилизационный потенциал и концепция постиндустриального общества. «Новый класс» и «враждебная культура». А. Турен: Акционистский проект леворадикальной социологии. Понятие общества и социального действия в концепции А.Турена. «Класс», «конфликт» и «социальное движение» как составляющие концепции индустриального общества. Туреновская версия теории постиндустриального общества. СоциологияФранко Ферраротти. Итальянский проект альтернативной социологии. Проблемы методологии и истории социологии. Веберовский ренессанс и проблема самопоределения теоретической социологии. Социология в поисках утраченной социальной действительности. Мировоззренческое самоопределение социологии Социология как религия обезбоженного сознания современного интеллектуала. Интегративный подход к исследованию веберовского наследия. Вольфганг Шлюхтер. Зиммелевский ренессанс и его теоретико-методологический смысл. Второй кризис западной социологии и теоретические искания российской социологии 1970-х-90-х годов.
(ОТ НЕОФУНКЦИНАЛИЗМА К СОЦИОЛОГИИ «ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА»)
Социология в поисках метапарадигмы. Критика старых и поиск новых моделей объяснения в посткризисной социологической теории. Ведущие социологические парадигмы и модели объяснения действия в социологии 1980-х – 1990-х гг.От классификации парадигм к анализу теорий действия. Неоутилитаристские теории социального действия. Классические теории инструментальной рациональности и современные натуралистские теории действия. От бихевиоризма к теориям обмена. Рациональный выбор и теории социального выбора. Формальные модели коллективного действия в современной социологической теории. От структурного функционализма к неофункционализму. Социология Никласа Лумана. Наблюдение «самонаблюдающихся систем». Споры о системном подходе в немецкой социологии. Генетический структурализм Пьера Бурдье. Принцип двойного структурирования социальной действительности. Практика и габитус. Модернизация и глобализация; современная социологическая теория глобального общества. Глобальное общество и социальные системы. Уоллерстайн и критика концепций глобализации. Глобализация капитализма как проблема социологии И.Уоллерстайна.
19. Э.ГИДДЕНС И ПОПЫТКИ НОВОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА В СОЦИОЛОГИИ (АНТИНОМИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА)
Э.Гидденс: современный тип социологического теоретизирования. Проблема построения современной социальной теории в свете прошлого социологии. Теория структурации как теория действия, модерн и будущее социологии. У истоков социологического постмодернизма. От Т.Адорно к М.Фуко: неомарксистские истоки агрессивного антисциентизма Постмодернистская радикализация идеи «сексуальной революции». «Фукоизм» и социологический постмодернизм.
Рекомендуемая основная литература
1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.:Наука, 1993
2. Айвазова С.Г. Левый радикализм в политической жизни Франции. М., 1986.
3.Аристотель. «Политика. Кн. 1 (А) // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.4. М.: Мысль, 1984.
4.Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999.
5.Барт Р. Мифологии М.: Издательство имени Сабашников,1996.
6.Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
7.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
8.Буржуазная социология на исходе ХХ века. Критика новейших тенденций. М.:Наука, 1984.
9. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
10. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990
11. Гегель. О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве.// Гегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978.
12. Гегель. Система нравственности. Первый раздел: государственное устройство. // Гегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978.
13. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М.: 1969.
14. Гердер И.Г. Идеи о философии истории человечества //Гердер. Избр. соч. М.-Л., 1959.
15.
Гирц К. Идеология как культурная система.// Новое
литературное обозрение
16. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Гос. соц.-эк. изд-во, 1936. Ч. 2. О государстве.
17. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2000.
18. Гуго Гроций. О праве войны и мира. М.: Юридическая литература, 1956.
19. Давыдов Ю.Н. Макиавеллизм и дегуманизация социальной философии (К истории обособления политологии от социального знания» // Науковедение. 2001. № 3. С 166-188)
20. Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех» в идеальнотипическом истолковании // Политические исследования. 1993. № 6. С. 110-125.
21. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М., 1998.
22. Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия, // Политические исследования. 1994. № 2. С. 143-155; 1994. № 3. С. 135-147.
23. Девятко И.Ф. Инструментальная рациональность, полезность и обмен в теориях социального действия // Новое и старое в теоретической социологии. Книга 1 / Под ред. Ю.Н.Давыдова. М.: Ин-т социологии РАН, 1999. С.86-143.
24. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО-TEMPUS/TASIS, 1996.
25. Деменчонок Э.В. Современная технократическая идеология в США. М., 1984.
26. Дильтей В. Сущность философии // Философия в систематическом изложении. СПб, 1909.
27. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
28. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1998.
29. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.
30. Зомбарт В. Буржуа. М. 1924.
31. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.
32. История теоретической социологии в 5 томах. Т.1. От Платона до Канта. Предыстория социологии и первые программы науки об обществе. М.: Наука, 1995; т.2. Социология XIX в. Профессионализация социально-научного знания. М.: Магистр, 1997.
33. История теоретической социологии. Т.1-4. Т. М.: Канон, 1997; Т.2. М.: Канон, 1998; Т.3. М.: Канон, 1998; Т.4. СПб.: РХГИ, 2000.
34. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. // Кант И. Соч. в 6 тт. Т. 6. М., 1966.
35. Конт О. Дух позитивной философии // Тексты по истории социологии 19-20 веков. Хрестоматия, М.: Наука, 1994
36. Кочеврин Ю.Б. Эволюция менеджеризма (опыт политико-экономического анализа). М.: 1985.
37. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000..
38. Никколо Макиавелли. Избр. Соч. М.: Художественная литература, 1982
39. Мангейм К. Идеология и утопия. Часть 1. М.: ИНИОН АН СССР, 1976.
40. Мандевиль. М.: Мысль, 1974.
41. Марков Б.В. Мораль и разум./ Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000.
42. Маркс К. Овеществление общественных отношений в условиях буржуазного общества. // Маркс К. и Ф.Энгельс. Соч. Т. 46. Ч. 1
43. Маркс К. Социология. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
44. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // СОЦИС. 1992. №2. Сс.118-124; №3. С.91-96; №4. С.104-114.
45. Мертон Р.К. Фрагменты из воспоминаний. Публ. и комм. Н.Е.Покровского // СОЦИС. 1992. №10. С.128-133.
46. Мизес Л. фон. Бюрократия. М., 1993.
47. Милль Дж. О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Отв. ред. М.А.Абрамов. М., 1995.
48. Милль Дж. Система логики силлогической и индуктивной. Кн.6. М., 1914.
49. Мильман В.Э. Социология в Германии: новая расстановка сил // Современная социологическая теория. М., 1961.
50. Моска Г. Метод в политической науке // Личность. Культура. Общество. 2001. Т.3. Вып. 3(9). С.149-155.
51. Моска Г. Правящий класс // СОЦИС. 1994. № 10
52. Моска Г. Элементы политической науки // СОЦИС. 1995. №4,5,8.
53. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. (Библиотека серии «Специализированные курсы в социологическом образовании»). М.: УРСС, 1999.
54. Очерки по истории теоретической социологии XIX – начала ХХ вв. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Наука, 1994.
55. Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия. Пособие для гуманитарных вузов. М.:Наука, 1994.
56. Парето В. О применении социологических теорий // СОЦИС. 1995. №10; 1996. №№1-2, 7,10.
57. Парето В. Социалистическая опасность // СОЦИС. 2001. № 4.
58. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
59. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
60. Платон «Государство». Кн.1. // Платон. Соч. в 3-х томах. Т.3 (1). М.: Мысль, 1971. С.91-129.
61. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-2. М., 1992.
62. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
63. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Науки о природе и науки о культуре. С. 44-77.
64. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. // Руссо Ж.- Ж. Трактаты. М.:Наука, 1969. С. 151-256.
65. Самсонова Т.Н. Концепция «правящего класса» Г.Моски // СОЦИС. 1994. № 1. С.176-186.
66. Сапов В.В. Некоторые проблемы социологии П.Я. Чаадаева // Социологические очерки. Ежегодник. Вып.1. М., 1991.
67. Сен-Симон А. О теории общественной организации // Сен-Симон А. Избр. соч. Т. 1. С. 435-452.
68. Скиннер Б. Оперантное поведение// История зарубежной психологии (Тексты). М.: Изд-во МГУ, 1986..
69. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
70. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
71. Соловьев В.С. Собр. Соч. т. 1, т.8. СПб., б/г..
72. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.
73. Спенсер Г. Основания социологии. Т.1-2. // Соч. в 4- томах. СПб, б.г.
74. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб, 1896.
75. Теоретическая социология (Антология) /Под ред. С.П.Баньковской. Т.1-2. М.: Книжный дом Университет, 2002.
76. Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А.Ф.Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц – Кучково Поле, 1999.
77. А.Р.Тюрго. Избр. филос. произв. М.:Гос. соц.-эк. изд-во, 1937.
78. Ф.Бэкон. О достоинстве и приумножении наук. Кн. 2, главы 1-12, // Ф.Бэкон, Соч., том 1. М.: Мысль, 1971. С. 146-184.
79. Фейербах Л. Отношение к Гегелю. // Фейербах Л. История философии. Собр. произв. З-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 1967. С. 371-390
80. Франция глазами французских социологов. М.: Наука, 1980.
81. Фришейзен-Келер М. Вильгельм Дильтей как философ // Логос. М. 1912-191З, кн. 1-2
82. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
83. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. Минск: Экономпресс, 2000
84. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.
85. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен// Современная зарубежная социальная психология (Тексты). М.: Изд-во МГУ, 1984. С.82-91.
86. Цицерон. Диалоги. М.:Наука, 1966.
87. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. т.1-2
88. Шматко Н.А. Конверсия бюрократического капитала в постсоветской России.// Socio-Logos”96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии РАН. М.: Socio-Logos 1996, с. 115-144.
89. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Т.1-2. М., 1995.
Дополнительная литература
1. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. М., 1991.
2. П.Г. /Струве П.В./, К характеристике нашего философского развития // Проблемы идеализма. М., 1903.
3. Струве П. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России, СПб.,1894.
4. Рахманов А.Б. Гаэтано Моска – отец элитологии // Личность. Культура. Общество. 2001. Т.3. Вып. 3(9). С.141-148.
5. Булгаков С.Н. О закономерности социальных явлений // Вопросы философии. Кн. 35. (б.г.).
6. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1903.
7. Р. Пайпс. Струве. Биография. М., 2001. Т.1-2.
8. Hayek F.A. Law, Legislation and Liberty. Vol. 1-3. L., 1973-1978.