НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
В.В. Шаронов
Социальная антропология: наука и учебная дисциплина
Тема 1. Основные исторические этапы развития антропологического знания
Смысложизненная проблематика в античной философии и этике. Проблема человека в теологически ориентированной философской мысли в средние века: Бог и человек, добро и зло, вера и знание. Гуманистические идеи Возрождения. Коллизия «частного интереса» и «общей справедливости». Ранний утопический коммунизм. Томас Мор. Томмазо Кампанелла. Становление философской антропологии в Европе и в России в XVIII веке. Взаимопроникновение философского и конкретно-научных подходов к изучению человека России в XVII - XIX столетиях. Активная роль субъекта познания и бытия в философии И. Канта. Проблема самосознания (рефлексии) в учении Г. Гегеля. Антропологический материализм л. Фейербаха. Активность человека в социально-философской концепции К. Маркса.
Антропологические мотивы в русской философской мысли и художественном творчестве XIX — начала XX века. Проблема индивидуальности и соборности (К. Кавелин, В. Соловьев, Л. Карсавин). Идеи Богочеловечества и Богочеловека в философии В. Соловьева и Н. Бердяева. Русский антропокосмизм и его основные виды. Проблема
Проблема социальности и индивидуальности в русском позитивизме начала XX в. (Е. Де-Роберти, М. Ковалевскнй, П. Сорокин). Разработка проблемы роли народных масс и личности в истории (народники, Г. Плеханов, В. Ленин).
Антропологические проблемы военной истории и теории военного искусства.
Тема 2. Антропологизм современной философской культуры
Антропологизм как ведущее содержание культуры XX в. Осознание современным гуманитарным знанием сложной многосторонней природы человека. Человек как био-социо-культурная система и философское рассмотрение его целостности и структуры. Проблематичность построения единой универсальной социально-философской системы.
Основные категории социальной антропологии: внутренний духовный мир человека, его структура и функции. Свобода, ответственность, совесть, смысл жизни.
Антропологизм как всеобщая характеристика философского мировоззрения. Общие особенности современного антропологизма и его основные этапы на протяжении XVIII — начала XX веков. Вклад марксизма в концепцию гуманистического антропологизма XIX — XX вв. Содержательные особенности современного антропологизма. Антропологические проблемы в русской религиозной философии XIX - XX вв. (Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Е. Трубецкой, В. Розанов, А. Лосев).
Русская военная наука XIX - начала XX века. Традиции и обычаи русского офицерства.
Немецкая философская антропология XX века. (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен). Основные особенности современного антропологического знания.
Тема 3. Предмет и статус социальной антропологии
Многообразие подходов к изучению человека в науке XX в. Специфика социальной антропологии. Дискуссии о ее предмете и месте в современном человековедение. Современное ан хронологическое знание как сложная системная целостность. Возникновение социальной антропологии как результат дифференциации антропологического знания. Социальная антропология как учение о внутреннем духовном мире человека, обеспечивающем его активность как создателя и преобразователя социокультурной социальной антропологии. Объективация продуктов духовного мира человека как основная проблема социальной антропологии.
Междисциплинарность социально-антропологического знания. Философская антропология как его интегрирующее основание. Антропологические мотивы в мировых религиях— христианстве, исламе, буддизме Значение художественно-образных моделей человека для постижения его природы, психологии и поведения. Теоретическое обобщение возможностей искусства и анализ его опыта в изучении человека как предмет новой дисциплины — художественной антропологии.
Соотношение социальной антропологии и социологии. Социальная антропология и психология. Методологические проблемы современной социальной: антропологии. Трехуровневой характер категории, лежащий в основе понятийного обеспечения социально-антропологического познания: философские, общенаучные и специальные. Методы социально-антропологического исследования. Соотношение рационализма и эмпиризма.
Активность социально-антропологического субъекта и ее основные формы — объективация и общение. Отчуждение как исторически меняющийся феномен объективации.
Наблюдение, описание, сравнение, классификация, эксперимент — их особенности и место в социально-антропологическом познании. Системно-исторический подход к изучению человека и проблема интеграции естественнонаучного, технического и социогуманитарного знания Соотношение научных и вненаучных познавательных, процедур.
Тема 4. Онтологические основания свободы и смысла жизни
Проблема происхождения человека в философии и науке. Сущностные черты антропогенеза. Понятия свободы и смысла жизни как характеристические черты человеческого сознания и деятельности, судьба как противоречивое единство изначально врожденных задатков и конечных результатов самореализации человека.
Родовая неспециализированность человека и проблема ее компенсации. Онтогенез и его роль в развитии человека. Идея множественности бытия человека и ее значение для понимания структуры внутреннего духовного мира.
Проблема индивидуализации как содержащая процесса антропогенеза. Социальное и индивидуальное. Проблема границ индивидуализации (П. Тейяр де Шарден. Е. Трубецкой). Индивидуальность и эгоцентризм: нравственное содержащие проблемы.
Представления о саморефлексии человеческого сознания как специфической родовой особенности человека. Возникновение рефлексивного сознания и его основные виды и формы
Тема 5. Свобода как родовое свойство человека
Определение свободы в социальной антропологии. Свобода и необходимость. Свобода и произвол. Проблема свободного выбора. Критика фатализма и волюнтаризма. Интерпретация диалектики необходимости и свободы в философско-антропологических концепциях XX века (Н.А. Бердяев, С.А. Левицкий, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Камю, М.К. Мамардашвили, Б.А. Грушин). Психологические аспекты проблемы свободы в отечественной и зарубежной мысли (Л. Рубинштейн, А. Леонтьев 3. Фрейд, В. Франкл, А. Маслоу, Т. Шибутани). Проблема субъекта свободы.
Проблемы реализации свободы в различных видах человеческой деятельности: экономической, политической, духовной. Свобода в условиях современного реформирования в России.
Особенности реализации свободы личности в условиях военной службы. Офицер и подчиненный. Так называемая «дедовщина» и проблемы контрактной службы в армии. Уставные нормы, присяга, выполнение приказов и правила военного общежития. Их соотношение с общегражданскими нормами реализации свободы.
Тема 6. Виды свободы и основные формы ее проявления
Антропологическое содержание игры как вида свободной деятельности человека. Основные функции игры: воспитательная, социологическая, компенсаторская: эстетическая. Игра и народное творчество в концепции М.М. Бахтина.
Творчество как проявление человеческой свободы, творчество в различных видах человеческой деятельности. Проблема творчества в религиозно-философской концепции Н.А. Бердяева, позитивистские и диалектико-материалистические концепции творчества. Место творчества в смысложизненном поиске человека.
Риск и его антропологический смысл. Основные параметры рискованной деятельности и ее отличия от авантюризма. «Доля» риска в различных видах деятельности. Риск и успех.
Особенности проявления риска в военно-практической деятельности. Уставные требования и проявление личной инициативы военнослужащего. Свобода в рамках приказа.
Тема 7. Смысл жизни и пути его обретения
Смысл жизни как интегрированное выражение свободы человека Проблема смысла жизни в различных философских и антропологических концепциях (марксизм, русская религиозная философия конца XIX - начала XX века, философия жизни, персонализм, экзистенциализм). С.Л. Франк, Е.П. Трубецкой о смысле жизни и соотношении его общечеловеческих и индивидуально-повседневных характеристик. Смысл жизни человека и ценности как его ориентиры. В. Франкл о классификации ценностей как путей поиска смысла жизни, структура смысложизненного поиска. А. Н. Леонтьев о проблеме мотивов — цели — результата деятельности — смысла жизни.
Смысл жизни человека как проблема овладения им конкретной жизненной ситуации. Принципиальная «наполненность» смыслом человеческой жизни. Отсутствие бессмысленности жизненных ситуации. Проблемность поиска и нахождения смысла жизни. Индивидуальность и социальность смысла жизни.
Характеристика социальных условий бытия как детерминант поиска и обретения человеком смысла его жизни. Объективные и субъективные «препятствия» обретения смысла жизни. Половозрастные особенности смысложизненного поиска. Смысложизненный поиск и физиологическая смерть человека. Аксиологические проблемы жизни и смерти
Тема 8. Объективация продуктов духовной жизни человека
Человек как субъект исторического творчества. Проблема соотношения объективного и субъективного в творческой деятельности человека. Идеальные духовные модели и их воплощение (объективация) в процессе предметно-практической деятельности человека. Структура процесса объективации, его основные этапы. Идеальная модель будущего. Общая структура процесса объективации в его логической форме: процесс объективации > объективированные социальные продукты > антропологическая экспертиза. Противоречивость и практические трудности процесса объективации. Объективные и субъективные противодействующие тенденции его протекания.
Психологические качества человека, обеспечивающие результативность процесса объективации: свобода, воля, знание, уверенность, целеустремленность, мировоззренческая убежденность.
Тема 9. Антропологическая экспертиза, ее критерии
Различные формы и практические приемы экспертизы социальных отношений, институтов и процессов: экономические, политические, гуманитарные, антропологические. Религиозные и светские подходы к проблеме критерия смысла человеческой жизни. Установление соответствия между замыслом и результатом. Критерии антропологической экспертизы: смысл жизни в ее структуре. Общественное мнение в системе критериев антропологической экспертизы. Совесть, ответственность, долг как составляющие критерия антропологической экспертизы. Долг и ответственность военнослужащего в рамках и за пределами уставных требований и приказов вышестоящих начальников. Военная дисциплина и личная инициатива офицера .
Литература