НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
В.В.Селиванов
История мировой и отечественной культуры
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является помочь слушателям в освоении новой научной литературы по курсу истории культуры и ознакомить с методологическими проблемами данного раздела культурологии.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи :
определяются основные теоретико-методологические подходы к изучению истории мировой и отечественной культуры;
раскрываются базовые идеи в определении специфики отдельных этапов истории культуры и ее отдельных исторических типов (на основе последней научной литературы).
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
ориентироваться в современной научной литературе по истории культуры;
иметь представление о методологических и теоретических проблемах, определяющих дискуссии и споры в области истории культуры;
иметь общее представление о логике развития культуры.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Предмет, задачи и структура курса
История культуры и история общества. Происхождение и ранние Формы культуры, особенности культур земледельцев и скотоводов. Культура ранних цивилизаций Египта, Китая, Месопотамии и Месоамерики. Литература и история древнего мира. Индия, Средняя Азия и Закавказье. Библия как памятник мировой культуры.
Тема 2. Культура античного мира, ее периодизация и особенности
«Золотой век» Перикла. Культура эпохи Эллинизма. Рим и Византия. Возникновение христианства, Новозаветная литература. Культура античных городов северного Причерноморья.
Тема 3. Культура восточного средневековья
Япония, Индия, Китай и Средняя Азия: взаимосвязь и взаимообогащение культур, монгольские завоевания и судьбы культуры. Древние цивилизации Америки в условиях средневековья.
Тема 4 Культура арабо-мусульманского мира
Возникновение ислама, формирование и распространение арабской культуры в Азии, Африке и Европе. Особенности исламской культуры у народов Закавказья, южных славян и в Поволжье. Коран — памятник мировой культуры. Расцвет арабо-мусульманской культуры в XII - XIV вв.
Тема 5. Культура европейского средневековья
Величие и падение Рима. Византия и традиции греко-римской культур. Христианство в европейской культуре. Романский и готический стили. Католичество и возникновение протестантизма, Взаимосвязь религиозной, светской и народной культуры.
Тема 6. Становление славянских культур
Происхождение славян и возникновение ранней славянской государственности. Болгария и Византия. Великая Моравия. Константин (Кирилл) и Мефодий. Индоевропейские языки и возникновение славянской письменности. Судьбы христианства в славянском мире. Расцвет культуры западных славян в XIV - XV вв. Особенности места и роли славянских культур в истории мировой культуры. Взаимосвязь с Европой и Азией.
Тема 7. Культура средневековой Руси
Восточные славяне и их культурные истоки. Возникновение Киевской Руси и ее культура. Язычество на Руси. Византия и Древняя Русь. Принятие и распространение христианства. Южная и Северная Русь и их соседи во взаимодействии культур. Феодальная раздробленность и складывание самостоятельных культурных центров ( XII - XIV вв.). Древняя Русь и Золотая Орда. Расцвет культуры Московской Руси ( XV - XVI вв.).
Тема 8. Ренессанс в истории культуры
Проблема термина и хронологических границ эпохи. Дж. Вазари о художественном Ренессансе. Раннее Возрождение, взаимодействие греко-латинской и древнегерманской культур в условиях Средиземноморья. Христианство и светская культура горожан, гуманизм и идеи нравственно-эстетического воспитания человека. Высокое Возрождение в Италии и Европе, переходный характер и внутренние противоречия ренессансной культуры. Культура и инквизиция. Влияние религиозной реформации на образование и культуру. Предпосылки формирования европейской художественной культуры.
Тема 9. Культура Нового времени
Запад и Восток в Новое время. Абсолютная монархия, феодализм и складывание буржуазных отношений. Рационализм и классицизм, аристократическая и плебейская культуры. Эпоха просвещения. Формирование культуры США, Канады, стран латинской Америки. Реализм и романтизм в искусстве. Позитивизм и интуитивизм в философии. Прагматизм и романтика в образе повседневной жизни. Новые явления в культуре и искусстве XIX в.: противоречия и переоценка социокультурных ценностей (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Тема 10. Культура России XVIII - XIX веков
Эпоха Петровских реформ. Россия и Европа: взаимодействие культур. Санкт-Петербург — новый социокультурный центр России Восток и Запад в судьбах русской культуры XVIII века. Особенности елизаветинского времени, век Екатерины II и его основные черты. Отечественная война 1812 г. и ее влияние на культуру. Развитие наук и реформы образования, золотой век русской литературы. Романтизм и реализм. Культура и образ жизни основных социальных слоев российского общества. Реформы 1860-х гг., их значение и исторические последствия. Русская культура на рубеже веков. «Серебряный век» русской культуры.
Тема 11. Культура XX века: противоречия и проблемы
Кризис европейской культуры на рубеже веков. Европа и древние культуры Азии, Африки и латинской Америки. Особенности культуры США и Канады. Россия, Европа и Азия: взаимосвязь и различие культур, обострение мировых противоречий и социокультурное значение I мировой войны и революции в России. Мировой кризис, тоталитарные режимы и судьбы национальных культур.
Великая Отечественная война в российской истории. Культура русского зарубежья. Культура и экология, кризис и возрождение российской культуры. Мировая культура на рубеже тысячелетий.
Историческая культурология как наука. Методологические проблемы историко-культурной науки. Понятие культурно-исторического типа. Эпохи подъема и эпохи упадка. Культура и цивилизация. Проблема культурного синтеза.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
Арабский мир форум для женщин со всего мира.3.Учебно-методическое обеспечение курса.
3.1 Общие указания.
В данном курсе используются классические аудиторные методы. Помимо лекций и бесед со слушателями проводятся экскурсии в залы Гос.Эрмитажа по первобытной культуре, а также культурам стран Востока и Европы, обсуждение текущей научной литературы, привлекаются к участию работы секции теории культуры ДЧ РАН.
3.2 Литература.