НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
В.Н.Сагатовский
Основы философии.
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является систематическое изложение актуальных проблем программы по философии.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:
- анализ места и роли философии как специфической формы духовной жизни общества и личности;
- рассмотрение основных проблем философского учения о бытии: понятия бытия и его уровней, категориальных основ современной научной картины мира;
- сравнительный анализ основных подходов в современных философских учениях о человеке и обществе;
- рассмотрение общих характеристик сущностных отношений человека к миру (гносеологии и аксиологии).
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен: получить целостное представление об актуальных проблемах современного философского знания.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Философия, ее место и роль в жизни человека и общества
Мировоззрение и его основные типы. Соотношение философии с мировоззрением, идеологией, наукой, религией и другими компонентами духовной жизни общества. Функции и структура философии. Место и роль философии в культуре общества и жизни личности.
Тема 2. Введение в историю философии
Возникновение философии. Ее своеобразие в Древней Индии, Китае и Греции. Космоцентризм античной философии и ее основные направления.
Теоцентризм средневековой философии и ее основные проблемы. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Французский материализм XVIII века. Немецкая классическая философия. Марксистская философия и ее историческое значение.
Русская философия XIX - XX в.в., ее особенности и значение. Основные направления философии второй половины XIX - XX в.в.: позитивизм, экзистенциализм и философия жизни, религиозная философия, структурализм и деконструктивизм.
Тема 3. Философское учение о бытии
Понятие бытия. Объективная и субъективная реальность: проблема материального и идеального. Формы бытия: неживая природа, жизнь и общество. Исторические формы диалектики. Становление современной научной картины мира. Антропный принцип: единство человека и вселенной.
Тема 4. Философское учение о человеке
Феномен человека и его место в мире. Человек как целостность: единство индивида, личности и индивидуальности. Проблема детерминации человеческого поведения. Смысл жизни, свобода, ответственность. Сознание, его происхождение, сущность, функции и строение. Проблема духовности.
Тема 5. Философское учение об отношении человека к миру
Практическое, теоретическое и духовно-практическое освоение мира. Ценности как ядро культуры. Наука, искусство, нравственность, религия как формы человеческого отношения к действительности. Познание: сущность, функции, структура. Истина, ее объективность, абсолютность и относительность: проблема критерия истины. Специфика научного познания, его методы и формы. Специфика и взаимосвязь естественных, социогуманитарных и технических наук.
Тема 6. Философское учение об обществе
Общество как целостная саморазвивающаяся система. Философское основание построения теоретической модели общества: альтернативы и возможности синтеза. Диалектика объективного и субъективного в жизни общества. Понятия общественно-экономической формации, культуры и цивилизации. Основные сферы общественной жизни: экономика, политика, духовная жизнь, их соотношение. Наука и техника в системе культуры. Общественный прогресс, его критерии, формы, перспективы. Проблема отчуждения. Общество и личность. Единство и многообразие мировой истории. Типы культур: Запад, Восток и Россия в диалоге культур. Основные глобальные проблемы современности и пути их разрешения.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Мировоззрение и его основной вопрос.
2. Философия – категориальная рефлексия мировоззрения.
3. Методы философствования.
4. Понятие бытия.
5. Материя (объективная реальность).
6. Бытие идеального.
7. Человеческая целостность и её структура.
8. Развитие человеческой целостности.
9. Общество как социальная система.
10. понятия общественно-экономической формации, культуры и цивилизации.
11. Наука, искусство, нравственность, религия как формы человеческого отношения к действительности.
12. Учение об истине.
3. Литература.
www.dopuskvsro.ru - допуск сро изыскания по ссылке. Естественнонаучное и социогуманитарное знание: Методологические аспекты взаимодействия. Л., 1990