НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Задачей спецкурса является ознакомление слушателей с главными направлениями и историей развития религиозных антропологических учений. Основное внимание уделяется проблемам христианской антропологии. На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозного видения мира. Большое внимание уделяется антропологическому смыслу христианской догматики и апологетики, проблемам теодицеи и антроподицеи. Специальный раздел спецкурса посвящен истории исповедальных текстов в христианстве.
В спецкурсе рассматриваются проблемы взаимовлияния светского и религиозного опыта в духовной ситуации XX века. Анализируются основные тенденции отношения к христианству со стороны внерелигиозных форм сознания. Большое внимание уделяется проблеме «христианство и постмодернизм», различным вариантам пересечения и взаимодействия христианской и философской антропологии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М. Хайдеггер, М. Шелер, Т. де Шарден, М. Вебер и др.), а также общим тенденциям развития христианской антропологии в конце XX века.
Источниковедческой базой анализа являются тексты Священного Писания, отцов христианской церкви, средневековой христианской апологетики, философско-религиозные трактаты Нового и Новейшего времени. Особое внимание уделяется феномену русской философско-религиозной традиции (философы и культурологи XIX-XX веков), а также творчеству выдающихся мыслителей, искавших в христианском учении о человеке ответы на наиболее трагические вопросы бытия (И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. Гоголь, В. Несмелов, Ф. Достоевский, В. Розанов, П. Флоренский, Л. Шестов и др
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен ориентироваться в базовой проблематике по философии религии, в основных библейских сюжетах, связанных с религиозным пониманием человека, в учениях о человеке в христианств, исламе, иудаизме и буддизме.
2. Содержание дисциплины
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Основные проблемы современной религиозной антропологии
Типы религиозных антропологических учений. Рефлексия и внутренний духовный опыт. Вера и разум, рациональное и иррациональное. Культ и культура. Антроподицея и теодицея. Человек и эйдос. Миф и логос. Дух и душа. Наука и религия. Проблема антроподицеи в истории богословия и философии. «Антропологический переворот» рубежа XIX-XX вв. Антропология «после Освенцима и ГУЛАГа». Проблема Холокоста. Тезис Ницше «Бог мертв» и его судьба в XX веке. Идея смерти в культуре XX века. Религиозная антропология на пороге и «внутри» нового тысячелетия. Судьба христианства.
Тема 2. Проблема антропологических оснований мировых религий
Христианство, мусульманство, буддизм о сущности веры и откровения. Специфика понимания проблемы человека в христианстве, исламе и иудаизме. Монотеизм как проблема. Идея Завета. Особенности Ветхозаветного и Новозаветного видения мира. Философия Библии. Книга Экклезиаста. Иудейская апокалиптика. Гностицизм. Символ веры. Психологические корреляты религиозного опыта и его многообразие. Творение и эманация. Тварное ничто. Бытие и небытие. Небытие как привилегия твари. Тело (плоть) и дух. Религия и пол. Любовь. Грехопадение, добро и зло. Учение о родовом грехе. Метафизика страсти. Страстное и мирское. Смысл религиозной аскезы. Исихия как духовная практика. Метафизика аскезы. Проблема чуда.
Тема 3 . Человеческое и Божественное в религиозно-антропологической перспективе.
«Понять человека можно только лишь в его отношении к Богу» (Н. Бердяев). Бог и Адам, Адам и Христос. Мессианизм, мессия, Спаситель. Мессианизм как проблема исторической антропологии. Церковь и мир. Время, вечность и человеческая судьба. Богочеловек и Богочеловечество. Религиозное сознание и экзистенциальное одиночество. «Имена Христа». Иисус как личность и личность Христа. Бог Слово. Христос и Антихрист. Проблема искушения Религия страдающего Бога. Мистерия Голгофы. Символика искупления, жертвоприношения и воскресения. Смерть и бессмертие.
Тема 4. Проблема универсальности моральных принципов
Пространства священного и профанного. Специфика христианской антропологии. Образ и подобие Божие. Проблема Богочеловека. Исторические и философские основания христианского учения о человеке. Религиозный идеал и его смысл. Богосознание и Богопознание. «Интеллектуальная техника» религиозного акта. Вера как выбор. Проблема достоверности выбора. Самоидентификация и «удостоверение» личности. Антиномизм и Богопознание. Основная антиномия религиозного сознания. Религия и классическая рациональность. Бог и трансцендентное. Категорический императив И. Канта в зеркале христианской морали. Метафизический смысл Нагорной проповеди. Категорический императив и Нагорная проповедь. Кант и Псалмопевец. Человеческая нравственность в призме евангельского учения. Притчевая парадигма в Библии. Завет и Заповедь. Патриархи и пророки. Бог и Моисей. «На весах Иова» (метафизический смысл «Иов ? ситуации»). «Жест Авраама» и проблема «рыцаря веры» (С. Кьеркегор). Мораль Божественная и человеческая. Метафизика греха. Грех и искупление. Грех гордыни. Грех отчаяния. Смертный грех.
Тема 5. Конфессиональные особенности понимания человека в христианской антропологии
Откровение, Св. Писание, Св. Предание. Апофатическое и катафатическое богословие в отношении к проблеме человека Проблема христианской экзегетики (бл. Августин и последующие). Основания догматических разногласий. Спор о Filioque. Метафизический смысл таинства крещения и его интерпретация. Реформация и «протестантский человек». Эразм Роттердамский и Мартин Лютер. Протестантская этика и ее судьба в XX веке. Католицизм и Россия. Протестантизм в России. Сектантство и границы христианской антропологии.
Тема 6. Религия и постклассические типы рациональности
Психоанализ и религия. «Женские» и «мужские» религии. Психоаналитические практики и проблема исповеди. Психологические факторы религиозного ритуала. Ритуал и невроз. Эдипов комплекс. Символ, миф и догмат. Психология религиозного слова. Тема исповеди в духовном опыте человечества. Проблема «участного мышления» (М. Бахтин). Формы и виды исповедальных практик. Покаяние, исповедь и проповедь. Архитектоника и метафизика исповедального слова. Христианство и постмодернизм. Антихристианские тенденции в культуре и социальная мифология XX века. Основные идеи современной религиозно-философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г.-Э. Хенгстенбергер, К. Ранер, Ф. Хамер, Э. Корет и др.). Проблема нового «религиозного универсализма». Рерихи и христианство: «сатанизм для интеллигенции»? Эстезис религиозного опыта. Художественное творчество и религия. Откровение и творчество. Метафизический смысл свободы и эстетические идеалы православия. Проблема Достоевского (на примере «Легенды о Великом инквизиторе»). Христианские мотивы в мировом искусстве. «Умозрение в красках»: историко-философский и религиозно-антропологический смысл православной иконы.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.
Только у них заправка картриджей hp киев стоит значительно дешевле, чем в любой другой конторе