НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
Орлова Н.Х.
Мужское и женское в культуре
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Данная программа подготовлена для чтения спецкурса ?Мужское и женское в культуре? на курсах повышения квалификации преподавателей высшей школы и включена в сборник ?Программы базовых и специальных курсов по философии и культурологии?. Может быть рекомендована преподавателям, студентам и аспирантам.
Данный спецкурс призван ознакомить слушателей с культурно-историческими традициями развития межполовых и брачно-семейных отношений, ввести в курс гендерных исследований, а также дать представление о правовом пространстве, в котором развиваются отношения между полами в современном обществе. Содержит обширный библиографический материал, включающий как первые исследования в данной области XIX века, так и отражающие современные научные концепции.
Дисциплина опирается на знание курсов ?Культурология?, ?Философия?, ?Социология?, ?Психология?.
Практические занятия проводятся в форме коллоквиумов (собеседований), семинаров, самостоятельных творческих работ. По завершении курса предполагается проведение расширенного проблемного семинара в рамках Центра СОФИК.
Цель курса - внедрение гендерного компонента в профессиональные программы переподготовки и повышения квалификации преподавателей учебных заведений в соответствии с международными документами, стандартами, Конституцией РФ и Национальным планом улучшения положения женщин, что в дальнейшем будет содействовать росту их профессионализма и повысит качество принимаемых ими государственных управленческих решений.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
- ориентироваться в основных культурологических, философских, исторических теориях репрезентации мужского и женского в культуре;
- знать теоретические основы (историю, идеи, направления) современных гендерных и феминистских исследований;
- иметь представление об эволюции социально ?философских взглядов на типологию и основные функции брака и семьи как социальных институтов.
- иметь представление о правовом обеспечении равноправия женщин и мужчин в современном мире, а также брака и семьи.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Половой диморфизм и половой символизм как основные подходы к изучению половых различий
Биологическое понятие пола. Исследования полового диморфизма. Теории взаимодополнительности полов. Инструментальность и экспрессивность как основные стили поведения мужчин и женщин. Психологические исследования половых различий. Научно установленные факты психологических различий между мужчинами и женщинами, степень этих различий, их природа. Исследования о различиях между мужчинами и женщинами в когнитивной сфере (математические, пространственно - зрительные и вербальные способности). Влияние биологических и социально-психологических факторов на развитие способностей в когнитивной сфере. Результаты исследований о различиях мужчин и женщин в мотивационной сфере (уровень притязаний) и в чертах личности (агрессивность, конформность, эмпатия, невербальное поведение). Сексизм ? реакционная система социальных стереотипов абсолютизирующих половые различия биологического пола и обосновывающие социальное неравенство мужчин и женщин. О. Вейнингер ?Пол и характер?. Дж.Ст. Милль ?Подчиненность женщины?. Роль патриархатной культуры в подавлении личности мужчин и женщин. Пол как судьба.
Тема 2. Бинарность оппозиции мужского и женского начал в древней мифологии
Оппозиция мужского и женского по осям: субъект ? объект, сила-слабость, активность-пассивность, жесткость ? мягкость). Метафоры мужского и женского начал у разных народов. Андрогинные божества и идея андрогинии. Женский архетип в мифах, сказках и сказаниях. Дикая Женщина Клариссы Пинкола Эстес (К.П.Эстес ?Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях ? ). Христианские воззрения на пол. Женщина и мужчина как персонажи библейских сюжетов. Адам и Ева. Культурные стереотипы маскулинности и фемининности и их историческая обусловленность. ?Истинная мужественность? и ?Вечная женственность?. Символы матери и борьба за освобождение от матери.
Тема 3. Мужская и женская сексуальность
Биологический и культурно-исторический подходы к сексуальному поведению человека. Человеческая сексуальность в мифах и искусстве народов мира. Пол и сексуальность как часть мифологической культуры человечества. Культурные символы. Фаллические культы у народов мира. Обряды. Обычаи. Запреты, предписания, социальный контроль. Секс и страх. Двойной стандарт в нормировании сексуального поведения мужчин и женщин. Проституция. Гетеризм. Культ чувственности Древнего Востока. Средневековое христианство как пример репрессивной антисексуальной морали. Девственность и аскетизм в культурных традициях. Куртуазная любовь. Образ ? Прекрасной Дамы ? в поэзии трубадуров. Автономизация сексуального поведения от репродуктивной функции в жизненной практике мужчины и женщины. Половой вопрос в условиях советской общественности (А.Б. Залкинд. ?Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата?). Фрейдовская концепция женской сексуальности.
Тема 4. Векторы различения мужского и женского в искусстве, литературе и массовой культуре
Гендерно-специфические различия мужского и женского тел (фиксация взгляда, внимания). Телесные каноны, мода в культуре. Мужская и женская одежда. Мужское и женское тело в изобразительном искусстве. Позирование женщин и женское тело как объект смотрения в искусстве. Мужское тело как субъект действия и символ власти и силы. Понятие мужской красоты. Страх женственности. Поэтика мужского тела (И.Кон ?Мужское тело в истории культуры?). Обнаженное тело как атрибут современной массовой культуры.
Мужчина и женщина в русской массовой культуре. Русский праздник как пространство ослабления полоролевых запретов. Мужчина и женщина в русских сказках, пословицах и легендах (Афанасьев А.Н. ?Русские заветные сказки?, В.И. Даль ?Пословицы русского народа?). Сексуальность и ?смеховая культура? в фольклоре и древних ритуалах (В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтин). Мужские и женские сценарии в современных песенных текстах.
Мужчина, женщина, брак в русской литературе. Чеховские мужики и бабы (А.П. Чехов ?Мужики?, ?Бабы?, ?Бабье царство?). Бедные невесты Островского. Несчастливая семья в произведениях Л.Н. Толстого. Семейная утопия Чернышевского ( ? Что делать? ? ). Мужские и женские портреты в романах Ф.М. Достоевского. Русский нигилизм в отношении любви героев Тургенева. Татьяна Ларина и Лолита.
Тема 5. Феминизм: характеристика основных идеи, направлений и теорий
Предпосылки возникновения феминистского движения: социальные и интеллектуальные. Узкое и широкое понимание феминизма. Основные этапы развития феминизма и феминистского движения. Феминизм XX века (психоаналитический, экзистенциалистский, постмодернистский феминизмы). Феминистская этика. Представления о ?феминных? и ?маскулинных? добродетелях, моральных принципах и критериях в истории этической мысли. Маскулинность - фемининность как культурно-символические сценарии поведения и деятельности. Идея ?женской этики?. Концепция материнских добродетелей. ?Этика заботы? К. Гиллиган. Работа А. Бебеля ?Женщина и социализм?. Феминизм в русской культуре.
Тема 6. Гендер как социальная конструкция системы социо- полоролевых отношений
Понятие ?гендер?. Отличие понятий ?пол? и ?гендер?. Содержание полоролевых стереотипов. Представления мужчин и женщин друг о друге и о себе. Функции гендерных стереотипов: защитно- оправдательная, регулятивная, трансляционная. Анализ типичных различий между мужчинами и женщинами в манере поведения и регулятивная функция стереотипов. Гендерная идентичность. Гендер как отражение социальных реалий: гендерная асимметрия в сферах культуры, экономики (сфера занятости), политики, образования. Концепция андрогинии С. Бэм. Гендер как повседневное представление, проигрывание и демонстрация определенных черт, приписываемых мужчинам и женщинам (конец 80-х - 90-е годы). Образы мужчин и женщин в телевизионных, рекламных программах. Основной вопрос современных гендерных политик - вопрос о конструировании и воспроизводстве властных отношений. Концепция коммуникативной этики Ю. Хабермаса. Социальный статус мужчин и женщин и гендерная стратификация. Сложившиеся гендерные роли как обусловленность неравенства в экономической, домашней и производственной сферах. Особенности становления профессиональной карьеры женщин и мужчин. Причины дискриминации женщин и мужчин в профессиональной сфере: стереотипы маскулинности- фемининности, представления о гендерных ролях, стереотипы профессиональных способностей. Особенности самореализации мужчин и женщин, влияние гендерных стереотипов.
Тема 7. Гендерная проблематика в российской истории
Анализ и характеристики социо -полоролевых отношений в России, начиная с XVI в. XVI-XVIII в.в. - эпоха ?Домостроя?. ?Домострой? и его роль в регуляции социо - полоролевого поведения. Основная модель отношений - доминирование мужчин над женщинами. XIX в. - начало XX в. - повышение общественного статуса и роли женщин в русском обществе. Расширение социально-культурного пространства и появление новых функциональных ролей для женщин. Послереволюционный период-60-е годы XX столетия - создание мифа об эмансипации женщины и ее подлинном равноправии с мужчиной. Проблемы межполовых отношений и роль женщины в обществе в первые послереволюционные годы. 60-е - 90-е годы - изучение профессиональных и семейных ролей женщин. Правовое обеспечение равноправия женщин и мужчин в современном мире и России.
Тема 8. Половая социализация в культуре
Основные понятия: половая идентичность, принятие половой роли, полоролевые предпочтения, полоролевая ориентация. Маскулинность и фемининность как культурные матрицы социализации. Теории усвоения половой роли: традиционная психоаналитическая концепция (теория идентификации); теория социального научения (теория половой типизации); теория когнитивного развития (теория самокатегоризации). Современные западные полоролевые теории: теория ?новой психологии пола?; теория гендерной схемы. Психологические механизмы полоролевой социализации: социальные ожидания и подкрепления; осознание половой социальной роли; процесс идентификации. Основные субъекты половой социализации. Особенности влияния отца и матери на социализацию детей разного пола. Влияние сиблингов (сестер, братьев) и сверстников на полоролевую социализацию ребенка. Гендерные различия в социализации: особенности социализации мальчиков, особенности социализации девочек. Влияние средств массовой информации на гендерную социализацию в детском возрасте.
Тема 9. Тенденции полоролевой дифференциации в брачно-семейных отношениях на протяжении истории человечества
Наиболее значимые исследования и теории по истории развития семьи и брачно-семейных отношений (И. Бахофен, Л. Морган, Ф. Энгельс, Э. Вестермарк и др.). Материнское право. Возникновение отцовского права. Возникновение государственного порядка и современных форм брака и семьи. Брак и семья в работах Ф. Энгельса ?Происхождение семьи, частной собственности и государства? Л. Моргана ?Первобытное общество? Э. Вестермарка ?История брака?. Взгляды русских исследователей на развитие института брака и семьи в XIX- начале XX вв. Идеи назначения брака и семьи в жизни личности и общества первой половины XX в. Социально-типологический анализ проблем брака, семьи и семейных отношений второй половины XX в. Исторические традиции брачно-семейных отношений в русской семье. Идеи развития брака и семьи в работах М.М. Ковалевского ?Очерк происхождения и развития семьи и собственности?, С.Г. Громана ?Всебрачие будущего. (Пантагамия). Предсказание?. В.В. Розанова ?Семейный вопрос в России?. А. Смирнова ?Очерки семейных отношений по обычному праву русского народа?. Христианские воззрения на брак и отношения между полами (С. Троицкий ?Христианская философия брака?).
Тема 10. Социо-демографический анализ брачно-семейного поведения мужчин и женщин
Концепция ?качества жизни? и семья. Взаимосвязь между повышением социального статуса женщин и повышением качества жизни. Психологический анализ отношений в семье. Ролевые ожидания и поведение в семье. Принятие семейных решений и супружеская власть. Статус в семье и психологическое самочувствие женщин (ролевой конфликт работающей женщины). Статус в семье и психологическое самочувствие мужчин. Устойчивость ролевых стереотипов. Патриархатная и феминистская картины мира как система полоролевых установок, регулирующая поведение на уровне межличностных отношений. Глобальная урбанизация как причина изменения демографического поведения. Упадок христианской веры как причина изменения брачных практик людей. Эволюция смертности и продолжительности жизни. Постарение населения. Закон народонаселения Т.Р. Мальтуса. Общая теория населения А. Сови. Общая теория роста населения С.П. Капицы. Особенности демографического поведения мужчин и женщин в современной России: брачность, разводимость, рождаемость, смертность, депопуляция. Формирование стилей демографического поведения россиян средствами массовой информации.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3 Литература.