НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
Краткие аннотации основных модульных программ
кафедры философии и культурологии
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Модуль №1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФСКИХ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Тематически программа разделена на два основных блока: раздел, посвященный государственной политике в области науки и образования, и мастер-классы ведущих профессоров по методологическим проблемам современного социогуманитарного знания. В первом блоке освещаются такие вопросы, как современные образовательные технологии, образование в России и Болонский процесс, менеджмент в образовании. Второй блок представлен теоретико-методологическими курсами «Философия развивающейся гармонии» (проф. Сагатовский В.Н.), «Наука в системе культуры» (проф. Колчинский Э.И.), «Христианство и гуманитарное познание» (д.культурологии Цветаева М.Н.), «Культура в ситуации постмодерна» (проф. Уваров М.С.), «Перспективные проекты развития философии и культурологии» (проф. Савчук В.В., проф. Евлампиев И.И.), «Современное состояние культурологических исследований в России» (проф. Иконникова С.Н.), «Семиотика культуры» (проф. Махлина С.Т.).
Модуль №2
Актуальные проблемы культурологии и философии культуры
В программе рассматривается комплекс проблем, занимающих центральное положение в современной культурологии и философии культуры. В рамках курса культурология предстает не только как интегративная гуманитарная область знания («Теория культуры и философия культуры: грани взаимодействия» проф. Соколов Е.Г.), но и как учебная дисциплина («Основные тенденции в преподавании культурологических дисциплин в вузе» проф. Иконникова С.Н.). Новейшим идеям философии культуры посвящены курсы «Философия культуры в эпоху глобализма» и «Культура в ситуации «конца истории»» проф. Соколова Е.Г.; «Проблемы становления национальной самоидентичности в современной России» проф. Щученко В.А.. Методологическая значимость герменевтики и семиотики культуры показывается в дисциплинах «Семиотика культуры: история и современность» проф. Махлиной С.Т. и «Герменевтика текста» доц. Иванова Н.Б. Роль искусства в системе культурологического знания раскрывается в спецкурсах «История мирового искусства в призме культурологии» (проф. Селиванов В.В.), «Русская художественная культура: от иконы до авангарда» (д.культурологии Цветаева М.Н.). Актуальная в современной гуманитаристике гендерная проблематика раскрывается в курсе д.филос.н. Н.Х. Орловой «Мужское и женское в культуре». Проводятся философско-культурологические тренинги на основе постоянно действующих семинаров Лаборатории постклассических гендерных исследований и киносеминаров из цикла «Прощай, двадцатый век!..»
Модуль №3
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Центральный курс программы – «Методологические проблемы преподавания курса «История культурологических учений» (проф. Иконникова С.Н.) – показывает историю становления культурологии как научной дисциплины, ее место и роль в системе современного гуманитарного знания.
История мировой и отечественной культурологической мысли 21 века представлена авторскими курсами «Выдающиеся культурологи 19-20 вв.» проф. Иконниковой С.Н.; «Менталитет русской культуры как проблема истории культурологической мысли» проф. Щученко В.А.; «Перспективы культурологии» проф. Савчука В.В.; «Культурологические концепции А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева» (проф. Евлампиев И.И. и проф. Уваров М.С.), «Основы православной культуры: традиции, генезис, современное состояние» д.культурологии Цветаевой М.Н.
История художественной культуры, представленная как базовый элемент истории культурологических учений в программах «Семиотика религиозно-сакральных представлений» проф. Махлиной С.Т.; «Формы образного мышления в истории культуры» проф. Исупова К.Г.; «Культурологический практикум на базе Государственного Эрмитажа» проф. Селиванова В.В., позволяет слушателям получить целостное представление о логике и структуре построения курса «История культурологических учений».
Модуль №4
МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ »
Методологическая часть программы строится на курсах « Методология преподавания курса истории мирового искусства» ( проф. Селиванов В.В.) и « Методология преподавания курса истории русского искусства» (доц. Цветаева М.Н.). Эти курсы дополняет история мировой и отечественной культуры, представленная следующими спецкурсами: «Семиотика повседневности» (проф. Махлина С.Т.), «Основные этапы истории мирового искусства» (проф. Селиванов В.В.), «Библейские образы в истории мирового искусства» (д.филос.н. Орлова Н.Х.); «Антропология иконописи» (д. культурологии Цветаева М.Н.); «Философия и искусство постмодернизма в России» (проф. Савчук В.В.); «Культурологический практикум на базе Государственного Русского музея» (доц. Цветаева М.Н.).
Модуль №5
ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ:
ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ
Современная культура сталкивается с новыми сложными задачами диалогичности и толерантности, которые возникают во всех сферах человеческой жизни, будь то соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания или сочетание религиозного сознания и социальной веротерпимости культуры. В программе «Гуманитарные проблемы современности: вызовы и ответы» затрагиваются такие ключевые проблемы современных социально-гуманитарных дисциплин, как «Наука и кризисы: история и современность» (проф. Колчинский Э.И.), «Искусство и религия в изменяющемся мире» (доц. Цветаева М.Н.), «Гендерные проблемы современности» (доц. Орлова Н.Х.), « Постмодернизм в современной культуре: pro et contra» (проф. Уваров М.С., проф. Евлампиев И.И.). Проводятся социально-психологические тренинги.
Модуль №6
Программа «Перспективные проекты развития культурологического знания» знакомит слушателей с перспективами становления культурологии как интегративной науки (проф. Соколов Е.Г.), актуальными проблемами исследований по истории отечественной культурологии (проф. Иконникова С.Н.), новейшими тенденциями современной западной культурологии и философии культуры (проф. Марков Б.В.), дискуссионными вопросами истории и теории художественной культуры (проф. Селиванов В.В.), взаимосвязь р елигии и культурологии (проф. Уваров М.С.). Проводится философско-психологический практикум (д.филос.н. Орлова Н.Х.)
Модуль №7
ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Современный образовательный процесс динамично развивается и изменяется. Появляются новые технологии и методики, позволяющие повысить качество образования. Программа «Дистанционные методы изучения и преподавания культурологических дисциплин» направлена на ознакомление слушателей с теоретическими и прикладными аспектами проблемы виртуальной реальности. Помимо теоретико-методологических курсов «Интернет-технологии в призме Болонского процесса» (доц. Орлова Н.Х.), «Феномен виртуальной реальности и современная виртуалистика» (проф. Уваров М.С.), «Масс-медиа в современной культуре» (проф. Соколов Е.Г.), для слушателей проводится интерактивный практикум по интернет-технологиям и проведению интернет-конференций, дается обзор культурологических ресурсов в Интернете.