НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
С.Т.Махлина
Семиотика культуры
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является: познакомить слушателей с основными понятиями и терминами изучаемого предмета, познакомиться с историей отечественной и зарубежной семиотики, ввести в курс наиболее актуальных проблем семиотики культуры и искусства.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:
Рассматриваются основные положения общей теории;
Их применение к языкам знаковых систем культуры
Анализируются знаковые системы в художественной культуре и искусстве.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
Ознакомиться с основополагающими терминами семиотики.
Знать основных представителей науки семиотики.
Разбираться в основных проблемах семиотики.
Уметь анализировать явления культуры в свете семиотики.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
1. Предмет и задачи семиотики – 2 часа. Определение семиотики, понятие знака, его специфических характеристик, знак и модель, классификация знаков, естественные и искусственные языки, синтактика, семантика и прагматика в знаковых системах.
2. История отечественной семиотики – 2 часа. Зарождение семиотики, семиотика конца 50- 60-х гг. XX в., современная семиотика.
3. История зарубежной семиотики – 2 часа. Пражский лингвистический кружок, семиотика в европейских странах, семиотика в США.
4. Семиотика культуры – 2 часа. Основные языки культуры, их взаимодействие и взаимосвязь.
5. Семиотика культуры повседневности – 2 часа. Семиотика вещи, семиотика интерьера, проксемика.
5. Невербальная семиотика – 2 часа. Аускультация, окулесика, ольфакция, гаптика, гастика, кинесика.
6. Семиотика спорта (футбола) – 2 часа. Семиотика спорта, специфика семиотики в футболе – в одежде, в поведении как игроков, так и болельщиков. Семиотика взаимоотношений игроков и власти.
7.Семиотика некоторых сакральных представлений– 2 часа. Семиотика шаманизма, каббалы.
8. Искусство – знаковая система особого рода – 2 часа. Применимость некоторых характеристик знака и знаковых систем для выразительных средств в искусстве и невозможность применения некоторых из особенностей знаков и знаковых систем по отношению к творческой сфере. Специфические и неспецифические функции знаков в искусстве.
9. Текст и контекст. Интертекст -2 часа. Текст как знак. Текст как определенная организация знаков. Изменение восприятия текста от исторических условий. Текст – недифференцированная масса культурных смыслов. Интертекст как пространство схождения всевозможных цитаций. Интертекст – чтение - письмо.
10. История искусства в свете семиотики – 2 часа. Семиотика христианского искусства. Семиотика искусства ислама. Семиотика искусства барокко, классицизма, романтизма, реализма, социалистического реализма, авангарда. Семиотика искусства модернизма и постмодернизма.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Структуральный метод – новая научная методология на рубеже XIX – XX вв.
2. Французский структурализм. Отечественная история семиотики.
3. Семиотика жилища.
4. Семиотика вещи. Семиотика интерьера.
5. Естественные и искусственные языки.
6. Знаковый смысл одежды.
7. Вещи как язык.
8. Семиотика повседневности.
9. Классификация знаков.
10. Знак-изображение.
11. Знак-признак.
12. Условный знак (символ).
13. Язык как система знаков.
14. Знак и модель.
15. Невербальная семиотика.
16. Гаптика, гастика.
17. Аускультация, ольфакция.
18. Проксемика.
19. Кины, кинемы, кинесика.
20. Проксемика.
21. Морфология искусства в свете семиотики.
22. Специфика проявления знаков в искусстве.
23.Специфические функции знаков в искусстве.
24. Неспецифические функции знаков в искусстве.
25. Текст и контекст. Интертекст.
3. Литература.
Махлина С. Т. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. – СПб., 2003.
Почепцов Г. История русской семиотики. – М., 1998.
Степанов Ю. С. В мире семиотики. Семиотика. – М., 1983.
Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.