НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
С.Н. Иконникова, М.С. Каган
Теория культуры
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной задачей курса является ознакомление слушателей с основным комплексом идеей, связанных с культурологической проблематикой. Организующими частями курса являются соответствующие разделы теории и истории культуры в их единстве. Решающей методологической базой учебного курса являются произведения ведущих специалистов в области Cultural Studies и культурологии двадцатого века.
Актуальность теоретико-культурного анализа связана с объективными процессами, происходящими в XX веке. Проблемное поле культуры становится фундаментальным пространством философско-исторических размышлений о бытии, природе человека и цивилизации.
Интерес к онтологии и психологии культуры, к человеческому измерению культуры, является объективной тенденцией развития современной гуманитарной мысли. Именно в нашем веке трагически актуализировались идеи о смерти Бога, человека, субъекта, авторства ? гипотезы, которыми заканчивается «классическая» и начинается «постклассическая» эпоха европейской культуры и цивилизации. Вместе с тем, явная неустроенность, маргинальность и разобщенность ценностей европейской и мировой культуры в XX веке влечет потерю нравственных ориентиров, по-новому ставит вопрос об укорененности человека и культуры в мире.
Структурно-тематически курс выстроен как углубление, конкретизация и развитие курсов по философии, истории культуры, искусствоведению, истории Петербурга.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен иметь целостное представление о теоретико-культурной проблематике, уметь методически грамотно разделять по предмету и объекту общий курс культурологии. истории культуры и теории культуры, использовать эти знания в своей преподавательской деятельности.
2. Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Культурология как наука
Культурология в системе гуманитарных наук. Междисциплинарные связи культурологии в изучении культуры как целостного явления. Предмет культурологии.
Культурология как комплексная наука. Основные разделы культурологии. Семиотика культуры. Аксиология культуры. Региональная культурология. Историческая культурология.
Методы культурологии. Источники культурологического исследования. Социальные институты культуры.
Роль культуры в условиях модернизации общества, демократических реформ, расширения контактов между народами. Модели культурной политики: федеральный и региональный аспекты. Культура и глобальные проблемы современности.
Тема 2. Понятие, структура и функции культуры
Понятие культуры в языке и общественной мысли. Многозначность определений культуры: способ человеческой деятельности: совокупность ценностей: историческая память человечества: информационно-ценностная программа и технология деятельности: творчество и новаторство: запреты, нормы, стереотипы поведения и мышления: знаки и символы.
Аксиологическое и внеценностное определение культуры. Индивидуально-уникальное и общепринятое в культуре. Культура повседневности. Вечные ценности и классика. Элитарная и массовая культура. Антикультура и контркультура. Культура как система. Материальная и духовная культура, их единство и различие. Культура регионов. Специфика культур Севера и Юга, Запада и Востока. Соотношение культуры и цивилизации. Историческая типология культур. Ментальность как ядро типа культуры. Картина мира и образы культур. Субкультуры: этнические, конфессиональные, возрастные, делинквентные, сословные.
Функции культуры. Полифункциональность культуры. Функции освоения природы: информационно-познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, семиотическая, нормативная, социализации личности, эмоциональной разрядки и снятия напряжения, гармонизации социальных отношений. Дисфункции и латентные функции. Неравномерность развития функций в истории культуры.
Тема 3. История российской и зарубежной культурологии
История культурологического процесса развития теоретических представлений, учений, концепций о культуре как целостном общественном явлении. Возникновение культурологии в эпоху Европейского Просвещения. И.Г. Гердер как о гуманной форме организации духовной жизни. Соотношение культуры и цивилизации в трудах Ж.- Ж. Руссо.
Эволюционизм как направление культурно-исторической школы. Единство и многообразие форм культуры. Идеи эволюции в трудах Г. Спенсера, А. Моргана, Ш. Летурно, Э. Тайлора, Д. Фрезера, Н.Н. Миклухо-Маклая.
Диффузионизм и проблема культурных контактов. Картографирование культурных ареалов. Культурные круги и культурные зоны. Работы Ф. Ратцеля, Ф. Гребнера, В. Шмидта, Т. Хейердала.
Теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. Принципы выделения типов. Циклы развития. Морфология культур. Труды Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Социодинамика культуры в трудах П.А. Сорокина.
Марксистская концепция культуры. Культурно-исторический процесс в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Опредмечивание и распредмечивание культуры. Причины отчуждения. Идеал всестороннего и гармоничного развития личности.
Структурно-функциональный подход. Функциональная роль норм, мифов, правил. Э. Дюркгейм об аномии и отклоняющемся поведении. Понятия роли, паттерна, статуса и их значение для анализа культуры. Функционализм в работах Т. Парсонса, Р. Мертона. Постструктуралистские концепции культуры в работах М. Фуко, Ж. Деррида.
Символические концепции культуры. Э. Кассирер о культуре как о «символической Вселенной». Символ, знак, значение ? категории культурологии. Язык культуры. Л. Уайт: наука о культуре? Культура как текст в работах М. Бахтина, Ю. Лотмана.
Психоаналитические концепции культуры. Взаимоотношения культуры и личности в трудах 3. Фрейда. К.Г. Юнг о коллективном бессознательном как «архетипе культуры», его отражении в мифах, сказаниях, образах, Фольклоре. Типы социальных характеров в трудах Э. Фромма.
Игровая концепция культуры. Смысл понятия игры в культуре народов. Игровые Формы искусства, досуга, спорта, коммерции, политики. Работа И. Хейзинга «Человек играющий».
Гуманистические концепции культуры. Н. Рерих об энергетическом потенциале духовной культуры и о Пакте в защиту культурных ценностей. А. Швейцер о принципе благоговения перед жизнью. В.И. Вернадский о формировании «ноосферы».
Судьба России в отечественной культурологии «Серебряного века». П.Н. Милюков об исторических путях развития русской культуры. Национальный характер русских в трудах В. Соловьева, В. Ключевского, Г. Федотова, В. Розанова.
Футурологические концепции культуры. Э. Тоффлер об информационно-электронной цивилизации. Ф. Фукуяма о конце истории. Ж. Дюмазедье о цивилизации досуга.
Тема 4. Закономерности исторического развития культуры
Зависимость трактовки истории культуры от понимания ее сущности и структуры. Признание и отрицание единства культуры человечества в истории культурологической мысли. Сериальный детерминизм и духовный имманентизм в трактовке истории культуры. Изменение роли технико-технологического, научно-познавательного проективного, ценностно-идеологического и художественного потенциала культуры в истории.
Значение системного подхода и синергетической теории для современного понимания истории культуры.
Хроноструктура процесса развития культуры. Ее саморазвитие и влияние природных и социальных факторов. Основные этапы истории культуры и закономерности перехода от одного ее исторического типа к другому. Неравномерность развития культуры в разных регионах и странах. Влияние сословной и классовой неоднородности общества на содержание и динамику культуры.
Соотношение этнической общности и человеческой индивидуальности в жизни и развитии культуры. Нация и личность как культурные образования. Диалектика социального, национального и индивидуального в реальном бытии и истории культуры.
Тема 5. Культура человечества в XX веке
Неоднородность культуры человечества в XX веке: противостояние европейского Запада и азиатского Востока, особенности сибирского Севера и африканского Юга. Влияние демократических и тоталитаристских социальных систем на культуру.
Два этапа истории культуры в XX веке: переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, от капитализма к посткапитализму, от большевистского и фашистского квазисоциализма к постсоциалистической демократии, от модернизма к постмодернизму. Проблема отношения современной культуры к классическому наследию ? смена его тотального отрицания диалогом. Изменения взаимоотношения массовой и элитарной культур. Изменение отношения культуры к природе и обществу. Изменения соотношения естественнонаучной и гуманитарной ориентации культуры. Диалог как универсальный способ разрешения всех социальных и идеологических противоречий.
Процессы вестернизации в культурах неевропейских регионов. Развитие средств массовой коммуникации и духовное сближение народов планеты. Формирование планетарного мышления и общечеловеческих ценностей.
Тема 6. Современное состояние и перспектива развития культуры в России
Особенности советской культуры в послевоенное время. Влияние перестройки на разные сферы культуры. Распад Советского Союза и его культурные последствия.
Экономика и культура на современном этапе развития России. Демократизация общества и ее культурные последствия. Политическая борьба и ее влияние на культуру. Положение средств массовой информации. Взаимоотношение массовой и элитарной культур. Противоречия многонационального строения российской культуры. Отношение российской культуры к культурам Запада и Востока, противостояние индивидуализма и коллективизма. Проблема свободы творчества и произвола. Возрождение религии и ее взаимоотношения с наукой, политикой, искусством.
Взаимоотношения власти и интеллигенции и перспективы развития культуры народов России.
Тема 7. Методические проблемы чтения курса теории и истории культуры в вузах разного профиля
Общее и специфическое в преподавании теории и истории культуры в различных вузах. Значение широкого понимания культуры для воспитательных задач курса. Культура и производство ? проблемы дизайна, культура и быт, нравственно-эстетические качества поведения личности, форм общения, речи. Культура и школа в новых условиях.
Связь данного курса с научным профилем вуза ? соотношение теории и истории, описательного и аналитического аспектов преподавания. Проблема иллюстрирования теоретических положений зрительными образами. Соотношение характеристик прошлого и современного состояния культуры. Удельный вес искусства в анализе современной культуры, разных его видов, исходя из представления об искусстве как «самосознании» культуры.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.