НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

С.Н. Иконникова, М.С. Каган

Теория культуры

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной задачей курса является ознакомление слушателей с основным комплексом идеей, связанных с культурологической проблематикой. Организующими частями курса являются соответствующие разделы теории и истории культуры в их единстве. Решающей методологической базой учебного курса являются произведения ведущих специалистов в области Cultural Studies и культурологии двадцатого века.

Актуальность теоретико-культурного анализа связана с объективными процессами, происходящими в XX веке. Проблемное поле культуры становится фундаментальным пространством философско-исторических размышлений о бытии, природе человека и цивилизации.

Интерес к онтологии и психологии культуры, к человеческому измерению культуры, является объективной тенденцией развития современной гуманитарной мысли. Именно в нашем веке трагически актуализировались идеи о смерти Бога, человека, субъекта, авторства ? гипотезы, которыми заканчивается «классическая» и начинается «постклассическая» эпоха европейской культуры и цивилизации. Вместе с тем, явная неустроенность, маргинальность и разобщенность ценностей европейской и мировой культуры в XX веке влечет потерю нравственных ориентиров, по-новому ставит вопрос об укорененности человека и культуры в мире.

Структурно-тематически курс выстроен как углубление, конкретизация и развитие курсов по философии, истории культуры, искусствоведению, истории Петербурга.

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен иметь целостное представление о теоретико-культурной проблематике, уметь методически грамотно разделять по предмету и объекту общий курс культурологии. истории культуры и теории культуры, использовать эти знания в своей преподавательской деятельности.

2. Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Тема 1. Культурология как наука

Культурология в системе гуманитарных наук. Междисциплинарные связи культурологии в изучении культуры как целостного явления. Предмет культурологии.

Культурология как комплексная наука. Основные разделы культурологии. Семиотика культуры. Аксиология культуры. Региональная культурология. Историческая культурология.

Методы культурологии. Источники культурологического исследования. Социальные институты культуры.

Роль культуры в условиях модернизации общества, демократических реформ, расширения контактов между народами. Модели культурной политики: федеральный и региональный аспекты. Культура и глобальные проблемы современности.

Тема 2. Понятие, структура и функции культуры

Понятие культуры в языке и общественной мысли. Многозначность определений культуры: способ человеческой деятельности: совокупность ценностей: историческая память человечества: информационно-ценностная программа и технология деятельности: творчество и новаторство: запреты, нормы, стереотипы поведения и мышления: знаки и символы.

Аксиологическое и внеценностное определение культуры. Индивидуально-уникальное и общепринятое в культуре. Культура повседневности. Вечные ценности и классика. Элитарная и массовая культура. Антикультура и контркультура. Культура как система. Материальная и духовная культура, их единство и различие. Культура регионов. Специфика культур Севера и Юга, Запада и Востока. Соотношение культуры и цивилизации. Историческая типология культур. Ментальность как ядро типа культуры. Картина мира и образы культур. Субкультуры: этнические, конфессиональные, возрастные, делинквентные, сословные.

Функции культуры. Полифункциональность культуры. Функции освоения природы: информационно-познавательная, коммуникативная, ценностно-ориентационная, семиотическая, нормативная, социализации личности, эмоциональной разрядки и снятия напряжения, гармонизации социальных отношений. Дисфункции и латентные функции. Неравномерность развития функций в истории культуры.

Тема 3. История российской и зарубежной культурологии

История культурологического процесса развития теоретических представлений, учений, концепций о культуре как целостном общественном явлении. Возникновение культурологии в эпоху Европейского Просвещения. И.Г. Гердер как о гуманной форме организации духовной жизни. Соотношение культуры и цивилизации в трудах Ж.- Ж. Руссо.

Эволюционизм как направление культурно-исторической школы. Единство и многообразие форм культуры. Идеи эволюции в трудах Г. Спенсера, А. Моргана, Ш. Летурно, Э. Тайлора, Д. Фрезера, Н.Н. Миклухо-Маклая.

Диффузионизм и проблема культурных контактов. Картографирование культурных ареалов. Культурные круги и культурные зоны. Работы Ф. Ратцеля, Ф. Гребнера, В. Шмидта, Т. Хейердала.

Теория культурно-исторических типов и локальных цивилизаций. Принципы выделения типов. Циклы развития. Морфология культур. Труды Н.Я.   Данилевского, О.   Шпенглера, А.   Тойнби, Социодинамика культуры в трудах П.А. Сорокина.

Марксистская концепция культуры. Культурно-исторический процесс в трудах К.   Маркса и Ф.   Энгельса. Опредмечивание и распредмечивание культуры. Причины отчуждения. Идеал всестороннего и гармоничного развития личности.

Структурно-функциональный подход. Функциональная роль норм, мифов, правил. Э.   Дюркгейм об аномии и отклоняющемся поведении. Понятия роли, паттерна, статуса и их значение для анализа культуры. Функционализм в работах Т. Парсонса, Р. Мертона. Постструктуралистские концепции культуры в работах М. Фуко, Ж. Деррида.

Символические концепции культуры. Э. Кассирер о культуре как о «символической Вселенной». Символ, знак, значение ? категории культурологии. Язык культуры. Л. Уайт: наука о культуре? Культура как текст в работах М. Бахтина, Ю. Лотмана.

Психоаналитические концепции культуры. Взаимоотношения культуры и личности в трудах 3. Фрейда. К.Г. Юнг о коллективном бессознательном как «архетипе культуры», его отражении в мифах, сказаниях, образах, Фольклоре. Типы социальных характеров в трудах Э. Фромма.

Игровая концепция культуры. Смысл понятия игры в культуре народов. Игровые Формы искусства, досуга, спорта, коммерции, политики. Работа И. Хейзинга «Человек играющий».

Гуманистические концепции культуры. Н. Рерих об энергетическом потенциале духовной культуры и о Пакте в защиту культурных ценностей. А. Швейцер о принципе благоговения перед жизнью. В.И.   Вернадский о формировании «ноосферы».

Судьба России в отечественной культурологии «Серебряного века». П.Н.   Милюков об исторических путях развития русской культуры. Национальный характер русских в трудах В.   Соловьева, В.   Ключевского, Г. Федотова, В.   Розанова.

Футурологические концепции культуры. Э. Тоффлер об информационно-электронной цивилизации. Ф. Фукуяма о конце истории. Ж.   Дюмазедье о цивилизации досуга.

Тема 4. Закономерности исторического развития культуры

Зависимость трактовки истории культуры от понимания ее сущности и структуры. Признание и отрицание единства культуры человечества в истории культурологической мысли. Сериальный детерминизм и духовный имманентизм в трактовке истории культуры. Изменение роли технико-технологического, научно-познавательного проективного, ценностно-идеологического и художественного потенциала культуры в истории.

Значение системного подхода и синергетической теории для современного понимания истории культуры.

Хроноструктура процесса развития культуры. Ее саморазвитие и влияние природных и социальных факторов. Основные этапы истории культуры и закономерности перехода от одного ее исторического типа к другому. Неравномерность развития культуры в разных регионах и странах. Влияние сословной и классовой неоднородности общества на содержание и динамику культуры.

Соотношение этнической общности и человеческой индивидуальности в жизни и развитии культуры. Нация и личность как культурные образования. Диалектика социального, национального и индивидуального в реальном бытии и истории культуры.

Тема 5. Культура человечества в XX веке

Неоднородность культуры человечества в XX веке: противостояние европейского Запада и азиатского Востока, особенности сибирского Севера и африканского Юга. Влияние демократических и тоталитаристских социальных систем на культуру.

Два этапа истории культуры в XX веке: переход от индустриальной цивилизации к постиндустриальной, от капитализма к посткапитализму, от большевистского и фашистского квазисоциализма к постсоциалистической демократии, от модернизма к постмодернизму. Проблема отношения современной культуры к классическому наследию ? смена его тотального отрицания диалогом. Изменения взаимоотношения массовой и элитарной культур. Изменение отношения культуры к природе и обществу. Изменения соотношения естественнонаучной и гуманитарной ориентации культуры. Диалог как универсальный способ разрешения всех социальных и идеологических противоречий.

Процессы вестернизации в культурах неевропейских регионов. Развитие средств массовой коммуникации и духовное сближение народов планеты. Формирование планетарного мышления и общечеловеческих ценностей.

Тема 6. Современное состояние и перспектива развития культуры в России

Особенности советской культуры в послевоенное время. Влияние перестройки на разные сферы культуры. Распад Советского Союза и его культурные последствия.

Экономика и культура на современном этапе развития России. Демократизация общества и ее культурные последствия. Политическая борьба и ее влияние на культуру. Положение средств массовой информации. Взаимоотношение массовой и элитарной культур. Противоречия многонационального строения российской культуры. Отношение российской культуры к культурам Запада и Востока, противостояние индивидуализма и коллективизма. Проблема свободы творчества и произвола. Возрождение религии и ее взаимоотношения с наукой, политикой, искусством.

Взаимоотношения власти и интеллигенции и перспективы развития культуры народов России.

Тема 7. Методические проблемы чтения курса теории и истории культуры в вузах разного профиля

Общее и специфическое в преподавании теории и истории культуры в различных вузах. Значение широкого понимания культуры для воспитательных задач курса. Культура и производство ? проблемы дизайна, культура и быт, нравственно-эстетические качества поведения личности, форм общения, речи. Культура и школа в новых условиях.

Связь данного курса с научным профилем вуза ? соотношение теории и истории, описательного и аналитического аспектов преподавания. Проблема иллюстрирования теоретических положений зрительными образами. Соотношение характеристик прошлого и современного состояния культуры. Удельный вес искусства в анализе современной культуры, разных его видов, исходя из представления об искусстве как «самосознании» культуры.

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Теория культуры, философия культуры, культурология: их соотношение
  2. «Антропологический поворот» рубежа XIX-XX вв.
  3. Аксиологический аспект теории культуры
  4. Антропология культуры: основные параметры и методы анализа
  5. Психология культуры: культура и личность
  6. Культ и культура. Религия как феномен культуры.
  7. Священное и профанное в культуре.
  8. Религиозный запрет и культура запрета.
  9. Критика «проекта Просвещения» в современной культуре.
  10. Классический психоанализ и культура.
  11. Современный психоанализ и культура
  12. Тезис Ницше «Бог мертв» и его судьба в XX веке.
  13. Постмодернизм как феномен современной культуры.
  14. «Кризис» книжной культуры. Работа У. Эко «От Интернета к Гуттенбергу».
  15. Архетипы русского самосознания и методология их анализа
  16. Проблема этапов развития и эволюции русской (российской) культуры.
  17. Евразийский проект российской цивилизации и его судьба.
  18. Петербург как культурологический феномен
  19. Мораль и нравственность в культуре человека и общества.
  20. Переоценка ценностей западноевропейской культуры в трудах Ф. Ницше.
  21. К. Ясперс о «смысле истории» и современной культуре.
  22. Гуманистическая концепция культуры и идеи «ноосферы» (В.И. Вернадский и Т. де Шарден).
  23. Ю.М. Лотман и основные теоретико-культурные идеи Московско-Тартуской семиотической школы.
  24. Теория диалога М.М. Бахтина
  25. Концепция «Новой хронологии» А.Т. Фоменко в свете современной науки и культуры
  26. Пассионарная гипотеза Л.Н. Гумилева и ее историко-культурный смысл.
  27. Работа М. Шелера «Положение человека в Космосе» и ее теоретико-культурное значение

3. Литература.

  1. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.
  2. Ахиезер А. Россия: Критика исторического опыта. М., 1991.
  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1996.
  4. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  5. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М. ,1989.
  6. Блок М. Апология истории и Ремесло историка. М.,1986.
  7. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград. 1999.
  8. Бродель Ф. Материальная цивилизация: Экономика и капитализм XV - XVIII в.в. В 3 т. М., 1988-1994.
  9. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1990.
  10. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М., 1984.
  11. Бубер М. Два образа веры. М., 1996.
  12. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1989.
  13. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.
  14. Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1987.
  15. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб., 1996.
  16. Гадамер Х. Истина и метод. М., 1988.
  17. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
  18. Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987.
  19. Гуревич А.Я. Культурология. М., 1990.
  20. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989
  21. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  22. Ерасов B . C . Социальная культурология. М.,1996.
  23. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.
  24. Иконникова С.Н. История культурологии: Идеи и судьбы. СПб., 1996.
  25. Иконникова С.Н. История и теория культуры. СПб., 2005
  26. Итс Р.Ф. Века и поколения. Л., 1986.
  27. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  28. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
  29. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
  30. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004.
  31. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.,1997
  32. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб., 1995
  33. Культурология. XX век. Антология. М., 1990.
  34. Культурология. Ростов н/Д. 1990.
  35. Культурология. СПб., 2005.
  36. Лихачев Д.С. Прошлое ? будущему. М., 1985.
  37. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1994.
  38.   Маркарян Э.С. Теория культуры: Современная наука. М., 1983.
  39.   Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. Т. 1-2. М., 1967.
  40.   Межуев В.М. Культура и история. М., 1980.
  41. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1-3. М., 1993-1995.
  42.   Мифы народов мира: В 2 т. М., 1992.
  43.   Назаретян А.П. Агрессия: Мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика исторического процесса). М., 1996.
  44.   Ортега-и-Гассет Х. Избранное. М., 1990.
  45.   Петров Л.В. Массовая коммуникация и культура. СПб., 1998.
  46.   Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
  47.   Решетников М.М. Российская ментальность. СПб., 1996.
  48.   Рождественский Ю.В. Введение в культурологию. СПб., 1996.
  49.   Сагатовский В.Н. Русская идея: Продолжим ли прерванный путь. СПб., 1994.
  50.   Соколов Е.Г. Лекции по культурологии. Ч. 1. СПб. 1997.
  51.   Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  52.   Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1999.
  53.   Сумерки богов. М., 1989
  54.   Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.
  55.   Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988.
  56.   Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарного знания. СПб., 1994.
  57.   Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.
  58.   Фромм Э. Душа человека. М., 1993.
  59.   Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1992.
  60.   Хейзинга И. Человек играющий: В тени завтра. М., 1988.
  61.   Цивилизация. Культура. Личность. М., 1999.
  62. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  63.   Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов н/Д. 1997.
  64. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  65.   Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.
  66.   Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1990.
  67.   Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.
  68.   Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1995.
  69. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz