НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
М.С. Каган
История художественной культуры
Тема 1. Художественная культура как раздел культуры
Общее представление о культуре, история ее изучения, современная дискуссия о сущности культуры. Зависимость понимания художественной культуры от общего взгляда на культуру. Строение культуры ? материальная культура, духовная культура, художественная культура. Основания ее выделения в самостоятельный слой культуры. Художественная культура и эстетическая культура, их различия и связь.
Тема 2. Строение художественной культуры и закономерности ее исторического развития
Искусство как ядро художественной культуры. Функционирование искусства, образующее внутреннюю сферу художественной культуры: ? художественное творчество ? художественные творения ? художественное восприятие как форма сотворчества, первичное и вторичное (исполнительское) творчество. Индивидуальное и коллективное творчество и восприятие. Внешняя сфера художественной культуры: художественное производство ? художественное потребление ? художественная критика ? научное изучение искусства и художественной жизни общества в целом ? философско-эстетическое осмысление художественной деятельности как феномена культуры.
Развитие художественной культуры как результат взаимодействия внешних ? социально-экономических, политических, идеологических факторов и факторов внутренних ? импульсов саморазвития художественного творчества и совершенствования способов самоуправления художественной культуры.
Тема 3. Художественные элементы в культурах традиционного типа
Становление художественного сознания и художественной деятельности в первобытной культуре. Синкретизм первобытной культуры. Мифологическое и художественное, искусство и магия, искусство как форма общения людей, консолидирующего общество и возвышающего человеческое бытие над животным. Судьбы художественной культуры в эпоху распада первобытного строя. Три пути перехода общества и культуры к классово ? дифференцированным социальным системам ? цивилизации земледельческие, скотоводческие, кочевые и городские, ремесленно-торговые, и расхождение путей развития художественной культуры. Роль античной (греко-римской) художественной культуры в истории мировой культуры. Феодальное общество на Западе и на Востоке и формирование классического типа традиционной культуры.
Тема 4. Художественная культура в эпоху перехода от традиционной культуры к инновационной
Кризис феодального общества в Европе и его консервация в странах Востока. Возрождение как переходная стадия истории европейской культуры и проблема «восточного Возрождения». Становление в Европе художественной культуры нового типа и ее влияние на последующий ход художественного развития человечества. Процесс демифологизации сознания и изменение социального статуса художника. Диалогический характер' ренессансного искусства как выражение переходности художественной культуры.
Тема 5. Художественная культура в системе индустриальной цивилизации
Капитализм как движущая сила научно-технического прогресса. Изменения в характере художественного производства и художественного потребления, в положении художника. Искусство и рынок. Появление художественной критики как инструмента самоуправления художественной культуры. Роль научного искусствознания и философской эстетики в художественной жизни общества. Демифологизации общественного сознания и развитие реализма как метода художественного творчества. Перерастание реализма в натурализм и романтическая реакция на прозаизм буржуазной действительности и ее адекватное отражение в искусстве. Господство индивидуализма в общественном сознании и его отражение в художественной культуре. Проблема стиля жизни и творчества (феномен моды, рекламы, оформительское искусство). Отношение искусства и техники ? рождение и развитие дизайна. Освоение художественной культурой массовых коммуникаций ? киноискусство, радиоискусство, телевизионной искусство. Художественная журналистика. Падение художественного вкуса в условиях экспансии массовой культуры, поп-культуры, рок-культуры.
Тема 6. Художественная культура на рубеже веков: формирование постиндустриальной цивилизации и судьбы искусства
Два пути преодоления кризиса капитализма в XX в. ? тоталитаристская рефеодализация общества коммунистического или фашистского типа и поиск эволюционного разрешения социальных противоречий на основе компьютерной техники и новых способов общественного самоуправления. Процесс освобождения человека от власти над ним техники, рынка, механического труда, безличных форм деятельности. Осознание необходимости уравновешивания интересов личности и социального целого, то есть капиталистических и социалистических принципов организации общественной жизни. Изменение места и роли искусства в этих условиях ? перспектива полноценного выявления его возможностей в процессе очеловечивания, одухотворения каждого члена общества и совершенствования, непрерывного возвышения культуры. Художественно-эстетическое воспитание как одна из главных целей художественной культуры в этих условиях.