НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
К.Г.Исупов
Формы образного мышления в истории мировой культуры
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Цель дисциплины ? освоение способов философского осмысления явлений культуры как продукта эстетической практики в ее истории и современности.
Для реализации поставленной цели в процессе чтения курса решаются следующие задачи:
достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;
акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли;
развитие профессиональной способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Итоговая аттестация ? зачет, в ходе которого оцениваются знания по дисциплине, способность к самостоятельному мышлению, анализу эстетических характеристик той или иной эпохи в развитии культуры.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Миф как объект философии, эстетики и исторической культурологии
?Миф?, ?мифология? и ?мифологичный? как объекты ряда гуманитарных наук о человеке. Проблема происхождения искусства, основные концепции. Первичные эстетические интуиции Космоса, способы его образной самоорганизации. Наивное совершенство мира. Культурные функции обряда, ритуала, табу, имени, вещно-предметного мира, одежды, жилья, оружия. Символика природы и мифология. Микрокосм и макрокосм в мифе. Знаковый мир архаики. Миф и жест, миф и сюжет. Природа архаического фольклора, его признаки, отличие от художественной фактуры словесности. Миф и эпос. Миф и сказка. Творчество бытия Демиургом как образно-номинативная операция. Древнейшая семантика первослов. Слово и вещь в праиндоевропейском языке. Детская речь и корневой узус древнейшего лингвистического существования. Теории происхождения языка и речи в связи с мифологией. Алфавит как образ мира, древнейшая числовая семантика. Мировое древо как основной миф. Онтологические универсалии мифа. Миф, история, религия, наука как ценностные формы знания. Миф и ритуал. Мифология и идеология. Проблемы происхождения искусства, языка и речи, основные концепции.
Тема 2. Античный способ образного мышления
Античный способ освоения действительности, его исторический контекст. Периодизация. Картины мира Античности, представления об истории, концепции вечного круговорота. Эстетический идеал Античности и представление о культуре (пайдейя). Трактовка тела и телесности. Изобразительная скульптурика и архитектурно-пластическое мышление эпохи. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, канон, золотое сечение, красота, совершенство, ясность, мимесис, катарсис, форма, сущность, единое. Проблематика эстетического воспитания. Риторический пафос Античности. Этика судьбы, полисная общественная психология и утилитарная эстетика. Римская зрелищная эстетика. Поэтические турниры Рима. Бытовые типы Античности.
Тема 3. Античность. Ранняя классика
Натурфилосософский характер ранней Античности. Семья числовых категорий: малое, сумма, целое, начало и конец, симметрия, пропорция, середина. Числовые структуры пифагорейцев ? эстетика музыкальных пропорций. Понятие о каноне Поликлета; формальное завершение эстетики живого тела в объемной скульптурной математике. Ум как принцип красоты в концепции Анаксагора. Становящееся целое у элеатов и милетцев. ?Играющий мальчик? Гераклита и картина становящегося Космоса. Идея игры=жизни античной классике. Теория ощущений у Эмпедокла, учение о цвете. Атомическая геометрия Космоса, порядок и хаос в картине мира Демокрита. Структурный характер раннего античного образного мировосприятия. Космос как художественное произведение. Античные ? выразительность ? , ? оформленность ? и пластика как основные античные интуиции. Числовой пафос античного образного опыта.
Тема 4. Античность. Зрелая классика
Сократ ? характер греческого Просвещения. Вербально-философское искусство беседы и риторика. Проблемный человек Античности и эстетика овнешнения. Софист как эстетический феномен. Открытие диалогического отношения на симпосионах Сократа. Сократизм как тип творческого поведения. Европейская детскость диалогического мышления, вопросно-ответная диалогика Сократа. Философская трагическая клоунада, инициация истиной, заострение вопроса о смысле жизни. Красота разума по Сократу. Античная ирония и специфика эпической и сократической иронии. Ирония в мифе и в споре философов. Фигура Сократа в мировой культуре. Сократизм и кинизм. Переход к Платону.
Тема 5. Античность. Высокая классика. Платон
Платон ? характер его диалектики. Прекрасное и безобразное по Платону. Символическая природа смысловой выразительности. Эйдосы как порождающие логические принципы и образные прототипы вещей и богов. Число у Платона. Теория искусства. Мимесис. Проблема поэзии Платона. Оценка ораторского искусства, классификация музыки и музыкального образа. Эстетика пропорций. Государство как «наилучшая трагедия». Эстетика хороводов и платоновская утопия кукольного социума-полиса. Мифологемы ? люди=куклы ? и ? жизнь=театр ? у Платона. Подражания утопии Платона. Утопия Платона и эстетика тоталитаризма. Феномен античной трагедии на фоне идеологии Платона. Категория игры в эстетике Платона. Судьба образа пещеры Платона в мировой культуре. Платоновская концепции Эроса и европейские теории любви. Неоплатонизм как феномен мировой философской культуры. Неоплатонизм на русской почве.
Тема 6. Античность. Высокая классика. Аристотель
Образно?эстетический смысл оппозиции ?Платон / Аристотель?. Категории ?внутренне / внешнее?, ?потенции / энергии?, ?энтелехия? у Аристотеля. Прекрасное и благое, калокагатия. Учение о чувственном восприятии и эстетика цвета. Искусство и ремесло, искусство и миф. Наука, ремесло и искусство. Понятие досуга. Риторика и поэтика. Учение Аристотеля о трагедии как завершение образного сценического опыта. Трагическая ошибка как термин технологии трагедии и как понятие антропологии. Катарсис и трагическое. Основы классификации искусств. Музыка, скульптура, живопись ? опыт этих видов искусства в оценке Аристотеля. Эстетика гимнастики. Эрос и число. Значение аристотелевской традиции для мировой культуры.
Тема 7. Античность. Эллинизм
Оценка опыта образного мировосприятия в стоической школе. Антропоцентрический принцип и эстетический космологизм. Определения искусства у Клеанфа, Зенона. Человек как произведение искусства в глазах стоиков. Аллегорическое толкование мифа. Эстетическая любовь к року: предстательство Судьбе и человеческая субъективность у стоиков. Эпикур Афинский ? вожделение, любовь и чувственность в его концепции. Учение о жизненном удовольствии как теория жизненного равновесия и разумной жизни. Стоический гедонизм и боги Эпикура как прекрасная жизнь. Лукреций ? опыт образной натурфилософии в поэме ?О природе вещей?. Скептицизм: Секст Эмпирик ? трактат ?Против музыкантов?, пафос числа и систематизации. Самоограничение субъективности в человеческом мире. Гораций ? ?Послание к Пизонам? (?Поэтика?): завершение образного опыта на языке риторики, теории поэзии, эстетики. ?Поэтики ? Античности как ? суммы ? образно-эстетического опыта культуры.
Филон Александрийский ? диалектика творческого акта и личностное понимание Творения. Творчество Плотина как образная репрезентация философского опыта ? Эннеадах ? . Учение о символе, эстетика игры.
Порфирий ? римский неоплатонизм. Образная структура ?Пещеры нимф?. Ямвлих ? сирийский неоплатонизм в ?Своде пифагорейских учений?. Эстетическая нумерология. Саллюстий ? пергамский неоплатонизм. Учение об именах богов. Прокл ? образно-числовая картина умного Космоса. Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры.
Тема 8. Формы образного переживания мира в средневековой культуре Запада
Социальное содержание эпохи: движение от рабовладельческого общества свободных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов. Переход от античной этики государственности к корпоративной этике служения и личной верности. Цезаризм и христианство ? внутренние связи и силы, равно чуждые полисному миру и классической древности. Формирование христианской картины мира как вертикальной шкалы ценностей. Иудео-эллинистический синтез в культуре Средних веков. Понятие ? умиления ? и слезного дара. Эстетика скорби и сердечного сокрушения. Основные жанры полуанонимной литературы Средних веков. Театр и скульптура Античности ? храм и икона Средневековья. Феномены юродства, подвижничества, столпничества. Понятие святости. Эстетика богослужения. Новые представления о теле и телесности. Мистериальное искусство и смеховая культура Средневековья. Быт и праздник. Триада ? лик / лицо / личина ? . Античный ритор и монах Средневековья. Смысл исповедности и исповедального сознания. Эстетика иерархий бытия в Ареопагитиках.
Тема 9. Феномен готики
Экстатическое визионерство, экзальтация религиозного порыва, развоплощение каменной романской массы в готике. Готическая душа европейца и позднейшие идеалы католицизма. Эстетическое богопознание в мистическом опыте. Троица как образный феномен и основная культурная парадигма эпохи. Смерть как форма самоорганизации дольнего жития. Образные картины Ада и Рая. Душа как эстетический феномен и представления о детскости.
Тема 10. Образные репрезентации средневековой картины мира в творчестве Аврелия Августина и Боэция
Августин ? открытие внутреннего мира человека как арены битвы мировых стихий (?Исповедь?). Концепция двух Градов и космогоническая картина мира. Представления о времени, пространстве и прекрасном. Музыкальный ландшафт Универсума. Числовая эстетика меры и количества. Красота истории в демиургии Великого Художника. Боэций ? ощущения и разум как орудия образного мировосприятия. Прекрасное, форма, пропорции и число. Боэций как систематизатор культурного опыта Античности в трактате ?Утешение философией?.
Тема 11. Обобщение культурного опыта в схоластической традиции и в религиозном быте Средневековья
Божественные эйдосы и эстетика незаинтересованного созерцания в трактате ?О разделении природы? Иоанна Скота Эриугены. Красота сложная и простая, зримая и незримая у Гуго Сен-Викторского. Идеи об архитектурном совершенстве у Бернара Клервоского. Учение о красоте как динамической согласованности в прозе Пьера Абеляра. Вопрос о природе мистического опыта всех троих. Образно-эстетические моменты в картине мира Фомы Аквинского. Его учение о совершенстве. Франциск Ассизский ? проповедничество и мессианизм. Поэтическая философия братской приязни и общения с миром прекрасной одухотворенности. Аскетический уход от мира и преизбыточествующая Благодать Творения. Эстетика истории и вселенского странноприимства. Восприятие фигуры Франциска мировой культуре и в истории религиозного опыта. Русское францисканство.
Тема 12. Куртуазная культура Средневековья
Этика рыцарства и культ Прекрасной Дамы. Образно-символический мир поэзии трубадуров, мейстерзингеров и труверов. Церемониальный антураж, язык цветов, семиотика жеста, эстетика турнира. Женское и мужское в средневековой культуре. Рыцарский роман в Провансе. Традиции куртуазной культуры в творчестве европейских романтиков и в России.
Тема 13. Образное видение мира в византийской культуре
Характер византийской образованности. Символический мир византийского искусства. Творение мира как эстетическая акция по воззрениям богословов и псалмопевцев. Мир человека как совершенного микрокосма в трактате Григория Нисского ?О природе человека?. Проблема образа и прообраза в иконе. Историко-культурное значение византийской мистики. Храмовое зодчество, житийная литература и богослужебная практика Византии. Эстетика придворного церемониала. Костюм в Византии. Опыты романного жанра. Эстетика и риторика. Образные репрезентации исихастской традиции и ее значение для русского религиозного опыта.
Тема 14. Типы образного мировосприятия Ренессанса
Типологические признаки Возрождения как особого этапа художественной эволюции. Культ Античности и действие ?законов подражания? в становлении эпохи. Доверие зрению и смысл открытия прямой перспективы в живописи (Джотто). Эстетизация проективной геометрии и стереометрии. Критика русскими мыслителями ренессансного человекобожества и демонической красоты. Эстетика авантюрной жизни и новое зрелищное восприятие истории. Большие стили ренессансной архитектуры. Маньеризм в Италии и Франции. Формирование национальных литературных языков. Феномен ренессансного гуманизма.
Тема 15. Образы раннего Ренессанса: Данте, Боккаччо, Петрарка. Художественный опыт немецкой мистики
Символико-числовая картина мира в ?Божественной Комедии?. Куртуазный культ, философия цвета и света. Данте о символе в ? Пире ? . Карнавально-праздничная культура Ренессанса. Боккаччо ? мастер бытовой прозы, филолог и теолог. Немецкие мистики: Майстер Экхарт, Иоганн Таулер, Г. Сузо, И. Рейнсбрук ? художественное богопознание. Петрарка как первый гуманист Европы. Эстетика куртуазного эроса. Рождение пейзажа. Обобщение средневеково-ренессансного художественного опыта у Л. Б. Альберти.
Тема 16. Высокий Ренессанс
Мир Боттичелли: неоплатоническая картина мира. Художественно-образное и логико-богословское в построениях Николая Кузанского. Универсализм творчества людей Возрождения. Платоновская Академия во Флоренции. Феномен итальянского гуманизма. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.
Тема 17. Высокий Ренессанс: Леонардо и Микеланджело
Творчество Леонардо ? изобретателя, коллекционера, инженера, ваятеля, писателя и живописца. Проблема ?Моны Лизы ? в мировой культуре и теории искусства. Трагическая лирика Микеланджело на фоне его живописного и скульптурного опыта. Избыточность жизненной мощи и мотивы разочарования в человеке.
Тема 18. Пантеистические картины мира и Закат Ренессанса
Монадология, мистика, каббала, алхимия в составе неоплатонической прозы Дж. Бруно. Новая космология и учение о ? героическом энтузиазме ? . Образы гармонии Вселенной у Т. Кампанеллы. Утопия Ренессанса и Кампанелла. Ф. Рабле ? философия смеха и новые принципы гротескной образности в его прозе. Рабле и Вийон ? два типа богемного мироотношения. М. Сервантес ? иронический эпос о бедном рыцаре как памятник самокритики Ренессанса. Дон Кихот как вечный тип. М. Монтень ? скептическая проза, тема цены житейской мудрости, этическая пропедевтика в ?Опытах?. В. Шекспир ? картины трагического мира, проблемы жизненной бессмыслицы и роковой обреченности. Герои трагической вины у Шекспира. Избыточный титанизм. Историзм Шекспира. Русские и европейские ругатели его творчества (Вольтер и Л. Толстой). Мировое культурное значение ренессансного образного опыта. Ренессанс, Реформация и барокко.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.
Исследования общего характера
Миф. Происхождение искусства
Античная классика
Культура Средних веков (Запад)
Художественный опыт Византии
Эпоха Возрождения