НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

К.Г.Исупов

Формы образного мышления в истории мировой культуры

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Цель дисциплины ? освоение способов философского осмысления явлений культуры как продукта эстетической практики в ее истории и современности.

Для реализации поставленной цели в процессе чтения курса решаются следующие задачи:

достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;

акцентировать внимание студентов на особенностях отечественной эстетической мысли;

развитие профессиональной способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев.

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Итоговая аттестация ? зачет, в ходе которого оцениваются знания по дисциплине, способность к самостоятельному мышлению, анализу эстетических характеристик той или иной эпохи в развитии культуры.

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Тема 1. Миф как объект философии, эстетики и исторической культурологии

?Миф?, ?мифология? и ?мифологичный? как объекты ряда гуманитарных наук о человеке. Проблема происхождения искусства, основные концепции. Первичные эстетические интуиции Космоса, способы его образной самоорганизации. Наивное совершенство мира. Культурные функции обряда, ритуала, табу, имени, вещно-предметного мира, одежды, жилья, оружия. Символика природы и мифология. Микрокосм и макрокосм в мифе. Знаковый мир архаики. Миф и жест, миф и сюжет. Природа архаического фольклора, его признаки, отличие от художественной фактуры словесности. Миф и эпос. Миф и сказка. Творчество бытия Демиургом как образно-номинативная операция. Древнейшая семантика первослов. Слово и вещь в праиндоевропейском языке. Детская речь и корневой узус древнейшего лингвистического существования. Теории происхождения языка и речи в связи с мифологией. Алфавит как образ мира, древнейшая числовая семантика. Мировое древо как основной миф. Онтологические универсалии мифа. Миф, история, религия, наука как ценностные формы знания. Миф и ритуал. Мифология и идеология. Проблемы происхождения искусства, языка и речи, основные концепции.

Тема 2. Античный способ образного мышления

Античный способ освоения действительности, его исторический контекст. Периодизация. Картины мира Античности, представления об истории, концепции вечного круговорота. Эстетический идеал Античности и представление о культуре (пайдейя). Трактовка тела и телесности. Изобразительная скульптурика и архитектурно-пластическое мышление эпохи. Антропологический и космологический характер мировосприятия. Основные категории: эйдос, тэхне, число, пропорция, симметрия, канон, золотое сечение, красота, совершенство, ясность, мимесис, катарсис, форма, сущность, единое. Проблематика эстетического воспитания. Риторический пафос Античности. Этика судьбы, полисная общественная психология и утилитарная эстетика. Римская зрелищная эстетика. Поэтические турниры Рима. Бытовые типы Античности.

Тема 3. Античность. Ранняя классика

Натурфилосософский характер ранней Античности. Семья числовых категорий: малое, сумма, целое, начало и конец, симметрия, пропорция, середина. Числовые структуры пифагорейцев ? эстетика музыкальных пропорций. Понятие о каноне Поликлета; формальное завершение эстетики живого тела в объемной скульптурной математике. Ум как принцип красоты в концепции Анаксагора. Становящееся целое у элеатов и милетцев. ?Играющий мальчик? Гераклита и картина становящегося Космоса. Идея игры=жизни античной классике. Теория ощущений у Эмпедокла, учение о цвете. Атомическая геометрия Космоса, порядок и хаос в картине мира Демокрита. Структурный характер раннего античного образного мировосприятия. Космос как художественное произведение. Античные ? выразительность ? , ? оформленность ? и пластика как основные античные интуиции. Числовой пафос античного образного опыта.

Тема 4. Античность. Зрелая классика

Сократ ? характер греческого Просвещения. Вербально-философское искусство беседы и риторика. Проблемный человек Античности и эстетика овнешнения. Софист как эстетический феномен. Открытие диалогического отношения на симпосионах Сократа. Сократизм как тип творческого поведения. Европейская детскость диалогического мышления, вопросно-ответная диалогика Сократа. Философская трагическая клоунада, инициация истиной, заострение вопроса о смысле жизни. Красота разума по Сократу. Античная ирония и специфика эпической и сократической иронии. Ирония в мифе и в споре философов. Фигура Сократа в мировой культуре. Сократизм и кинизм. Переход к Платону.

Тема 5. Античность. Высокая классика. Платон

Платон ? характер его диалектики. Прекрасное и безобразное по Платону. Символическая природа смысловой выразительности. Эйдосы как порождающие логические принципы и образные прототипы вещей и богов. Число у Платона. Теория искусства. Мимесис. Проблема поэзии Платона. Оценка ораторского искусства, классификация музыки и музыкального образа. Эстетика пропорций. Государство как «наилучшая трагедия». Эстетика хороводов и платоновская утопия кукольного социума-полиса. Мифологемы ? люди=куклы ? и ? жизнь=театр ? у Платона. Подражания утопии Платона. Утопия Платона и эстетика тоталитаризма. Феномен античной трагедии на фоне идеологии Платона. Категория игры в эстетике Платона. Судьба образа пещеры Платона в мировой культуре. Платоновская концепции Эроса и европейские теории любви. Неоплатонизм как феномен мировой философской культуры. Неоплатонизм на русской почве.

Тема 6. Античность. Высокая классика. Аристотель

Образно?эстетический смысл оппозиции ?Платон / Аристотель?. Категории ?внутренне / внешнее?, ?потенции / энергии?, ?энтелехия? у Аристотеля. Прекрасное и благое, калокагатия. Учение о чувственном восприятии и эстетика цвета. Искусство и ремесло, искусство и миф. Наука, ремесло и искусство. Понятие досуга. Риторика и поэтика. Учение Аристотеля о трагедии как завершение образного сценического опыта. Трагическая ошибка как термин технологии трагедии и как понятие антропологии. Катарсис и трагическое. Основы классификации искусств. Музыка, скульптура, живопись ? опыт этих видов искусства в оценке Аристотеля. Эстетика гимнастики. Эрос и число. Значение аристотелевской традиции для мировой культуры.

Тема 7. Античность. Эллинизм

Оценка опыта образного мировосприятия в стоической школе. Антропоцентрический принцип и эстетический космологизм. Определения искусства у Клеанфа, Зенона. Человек как произведение искусства в глазах стоиков. Аллегорическое толкование мифа. Эстетическая любовь к року: предстательство Судьбе и человеческая субъективность у стоиков. Эпикур Афинский ? вожделение, любовь и чувственность в его концепции. Учение о жизненном удовольствии как теория жизненного равновесия и разумной жизни. Стоический гедонизм и боги Эпикура как прекрасная жизнь. Лукреций ? опыт образной натурфилософии в поэме ?О природе вещей?. Скептицизм: Секст Эмпирик ? трактат ?Против музыкантов?, пафос числа и систематизации. Самоограничение субъективности в человеческом мире. Гораций ? ?Послание к Пизонам? (?Поэтика?): завершение образного опыта на языке риторики, теории поэзии, эстетики. ?Поэтики ? Античности как ? суммы ? образно-эстетического опыта культуры.

Филон Александрийский ? диалектика творческого акта и личностное понимание Творения. Творчество Плотина как образная репрезентация философского опыта ? Эннеадах ? . Учение о символе, эстетика игры.

Порфирий ? римский неоплатонизм. Образная структура ?Пещеры нимф?. Ямвлих ? сирийский неоплатонизм в ?Своде пифагорейских учений?. Эстетическая нумерология. Саллюстий ? пергамский неоплатонизм. Учение об именах богов. Прокл ? образно-числовая картина умного Космоса. Завершение античного опыта образного освоения действительности, его значение для мировой культуры.

Тема 8. Формы образного переживания мира в средневековой культуре Запада

Социальное содержание эпохи: движение от рабовладельческого общества свободных граждан к феодальной иерархии сеньоров и вассалов. Переход от античной этики государственности к корпоративной этике служения и личной верности. Цезаризм и христианство ? внутренние связи и силы, равно чуждые полисному миру и классической древности. Формирование христианской картины мира как вертикальной шкалы ценностей. Иудео-эллинистический синтез в культуре Средних веков. Понятие ? умиления ? и слезного дара. Эстетика скорби и сердечного сокрушения. Основные жанры полуанонимной литературы Средних веков. Театр и скульптура Античности ? храм и икона Средневековья. Феномены юродства, подвижничества, столпничества. Понятие святости. Эстетика богослужения. Новые представления о теле и телесности. Мистериальное искусство и смеховая культура Средневековья. Быт и праздник. Триада ? лик / лицо / личина ? . Античный ритор и монах Средневековья. Смысл исповедности и исповедального сознания. Эстетика иерархий бытия в Ареопагитиках.

Тема 9. Феномен готики

Экстатическое визионерство, экзальтация религиозного порыва, развоплощение каменной романской массы в готике. Готическая душа европейца и позднейшие идеалы католицизма. Эстетическое богопознание в мистическом опыте. Троица как образный феномен и основная культурная парадигма эпохи. Смерть как форма самоорганизации дольнего жития. Образные картины Ада и Рая. Душа как эстетический феномен и представления о детскости.

Тема 10. Образные репрезентации средневековой картины мира в творчестве Аврелия Августина и Боэция

Августин ? открытие внутреннего мира человека как арены битвы мировых стихий (?Исповедь?). Концепция двух Градов и космогоническая картина мира. Представления о времени, пространстве и прекрасном. Музыкальный ландшафт Универсума. Числовая эстетика меры и количества. Красота истории в демиургии Великого Художника. Боэций ? ощущения и разум как орудия образного мировосприятия. Прекрасное, форма, пропорции и число. Боэций как систематизатор культурного опыта Античности в трактате ?Утешение философией?.

Тема 11. Обобщение культурного опыта в схоластической традиции и в религиозном быте Средневековья

Божественные эйдосы и эстетика незаинтересованного созерцания в трактате ?О разделении природы? Иоанна Скота Эриугены. Красота сложная и простая, зримая и незримая у Гуго Сен-Викторского. Идеи об архитектурном совершенстве у Бернара Клервоского. Учение о красоте как динамической согласованности в прозе Пьера Абеляра. Вопрос о природе мистического опыта всех троих. Образно-эстетические моменты в картине мира Фомы Аквинского. Его учение о совершенстве. Франциск Ассизский ? проповедничество и мессианизм. Поэтическая философия братской приязни и общения с миром прекрасной одухотворенности. Аскетический уход от мира и преизбыточествующая Благодать Творения. Эстетика истории и вселенского странноприимства. Восприятие фигуры Франциска мировой культуре и в истории религиозного опыта. Русское францисканство.

Тема 12. Куртуазная культура Средневековья

Этика рыцарства и культ Прекрасной Дамы. Образно-символический мир поэзии трубадуров, мейстерзингеров и труверов. Церемониальный антураж, язык цветов, семиотика жеста, эстетика турнира. Женское и мужское в средневековой культуре. Рыцарский роман в Провансе. Традиции куртуазной культуры в творчестве европейских романтиков и в России.

Тема 13. Образное видение мира в византийской культуре

Характер византийской образованности. Символический мир византийского искусства. Творение мира как эстетическая акция по воззрениям богословов и псалмопевцев. Мир человека как совершенного микрокосма в трактате Григория Нисского ?О природе человека?. Проблема образа и прообраза в иконе. Историко-культурное значение византийской мистики. Храмовое зодчество, житийная литература и богослужебная практика Византии. Эстетика придворного церемониала. Костюм в Византии. Опыты романного жанра. Эстетика и риторика. Образные репрезентации исихастской традиции и ее значение для русского религиозного опыта.

Тема 14. Типы образного мировосприятия Ренессанса

Типологические признаки Возрождения как особого этапа художественной эволюции. Культ Античности и действие ?законов подражания? в становлении эпохи. Доверие зрению и смысл открытия прямой перспективы в живописи (Джотто). Эстетизация проективной геометрии и стереометрии. Критика русскими мыслителями ренессансного человекобожества и демонической красоты. Эстетика авантюрной жизни и новое зрелищное восприятие истории. Большие стили ренессансной архитектуры. Маньеризм в Италии и Франции. Формирование национальных литературных языков. Феномен ренессансного гуманизма.

Тема 15. Образы раннего Ренессанса: Данте, Боккаччо, Петрарка. Художественный опыт немецкой мистики

Символико-числовая картина мира в ?Божественной Комедии?. Куртуазный культ, философия цвета и света. Данте о символе в ? Пире ? . Карнавально-праздничная культура Ренессанса. Боккаччо ? мастер бытовой прозы, филолог и теолог. Немецкие мистики: Майстер Экхарт, Иоганн Таулер, Г. Сузо, И. Рейнсбрук ? художественное богопознание. Петрарка как первый гуманист Европы. Эстетика куртуазного эроса. Рождение пейзажа. Обобщение средневеково-ренессансного художественного опыта у Л. Б. Альберти.

Тема 16. Высокий Ренессанс

Мир Боттичелли: неоплатоническая картина мира. Художественно-образное и логико-богословское в построениях Николая Кузанского. Универсализм творчества людей Возрождения. Платоновская Академия во Флоренции. Феномен итальянского гуманизма. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.

Тема 17. Высокий Ренессанс: Леонардо и Микеланджело

Творчество Леонардо ? изобретателя, коллекционера, инженера, ваятеля, писателя и живописца. Проблема ?Моны Лизы ? в мировой культуре и теории искусства. Трагическая лирика Микеланджело на фоне его живописного и скульптурного опыта. Избыточность жизненной мощи и мотивы разочарования в человеке.

Тема 18. Пантеистические картины мира и Закат Ренессанса

Монадология, мистика, каббала, алхимия в составе неоплатонической прозы Дж. Бруно. Новая космология и учение о ? героическом энтузиазме ? . Образы гармонии Вселенной у Т. Кампанеллы. Утопия Ренессанса и Кампанелла. Ф. Рабле ? философия смеха и новые принципы гротескной образности в его прозе. Рабле и Вийон ? два типа богемного мироотношения. М. Сервантес ? иронический эпос о бедном рыцаре как памятник самокритики Ренессанса. Дон Кихот как вечный тип. М. Монтень ? скептическая проза, тема цены житейской мудрости, этическая пропедевтика в ?Опытах?. В. Шекспир ? картины трагического мира, проблемы жизненной бессмыслицы и роковой обреченности. Герои трагической вины у Шекспира. Избыточный титанизм. Историзм Шекспира. Русские и европейские ругатели его творчества (Вольтер и Л. Толстой). Мировое культурное значение ренессансного образного опыта. Ренессанс, Реформация и барокко.

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Художественные и теоретические формы самосознания культуры.
  2. Понятия картины мира и эстетический образ мира.
  3. Принципы типологии культур в зависимости от эстетического образа мира.
  4. Эстетическое сознание первобытной культуры. Миф.
  5. Эстетическое сознание культуры Античности.
  6. Основные концепции античной эстетики.
  7. Картина мира эллинизма.
  8. Характеристика средневекового типа эстетического сознания.
  9. Куртуазная культура Средневековья.
  10. Феномен готики.
  11. Образное видение мира в византийской культуре
  12. Основные эстетические концепции Возрождения и образы Ренессансной культуры.
  13. Образы раннего Ренессанса: Данте, Боккаччо, Петрарка
  14. Мировое культурное значение ренессансного образного опыта.

3. Литература.

Исследования общего характера

Миф. Происхождение искусства

Античная классика

Культура Средних веков (Запад)

Художественный опыт Византии

Эпоха Возрождения

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz