Главная |
В начало раздела |
по дополнительной образовательной программе
повышения квалификации направление ? « ФИЛОСОФИЯ »
краткосрочная программа ? «История и философия науки »
(для преподавателей высших учебных заведений)
1. Организационно-методический раздел.
1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является подготовка преподавателей высших учебных заведений к преподаванию курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей.
Для реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
раскрытие динамики развития естествознания и гуманитарного познания, а также взаимной необходимости рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) отражения окружающего мира;
преподавание необходимого минимума предметного знания в области естественных и гуманитарных наук;
выявление общих черт, связывающих три основных блока программы кандидатского экзамена:
общие проблемы философии науки,
философские проблемы основных отраслей научного знания,
историческое развитие конкретных наук
Курс освещает когнитивные, институциональные и социально-культурные аспекты истории естественных, точных и гуманитарных наук в их взаимной связи и призван решить задачи подготовки преподавателей к чтению лекций, проведению семинаров и контролю рефератов в рамках нового кандидатского экзамена история и философия науки. В курсе освещаются ключевые моменты развития естествознания и гуманитаристики (от мифологии и натурфилософии в античном мире до новейших открытий XX в.) в динамике взаимоотношений «наука-власть-общество».
Планируются установочные лекции, коллоквиумы и семинары, работа в библиотеке С.-Петербургского филиала ИИЕТ РАН, содержащей уникальную подборку книг и статей по истории и социологии науки, посещение музеев М.В.Ломоносова, Д.И. Менделеева, П.К. Козлова, А.С. Попова, встречи с ведущими специалистами по истории и социологии науки.
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
уметь четко и грамотно обоновать учебный план данной дисциплины;
иметь необходимый минимум знаний по истории и философии науки;
владеть базовым понятийным аппаратом современного естественнонаучного и гуманитарного знания.
2. Содержание дисциплины.
1. Общие проблемы философии науки
1. Предмет и основные концепции современной философии науки
Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.
Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.
Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.
2. Наука в культуре современной цивилизации
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.
Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами ? алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
4. Структура научного знания
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.
Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.
Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.
Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.
Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.
5. Динамика науки как процесс порождения нового знания
Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.
Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.
Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
6. Научные традиции и научные революции
Типы научной рациональности
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.
Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.
Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса
Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
8. Наука как социальный институт
Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
Рекомендуемая основная литература.
костюм для фаер шоу2. Философски проблемы областей научного знания.
3. История отраслей науки. (ключевые проблемы)
1. Статус и общие проблемы истории науки.
Общекультурное значение истории науки. Мифы в истории науки их общественное звучание. Вопрос о "начале" науки и зарождение научного познания в различных цивилизациях. Зависимость науки от развития материальной культуры и социальной структуры общества. Взаимосвязь научных, обыденных, мифологических и религиозных представлений. Основные дилеммы историографии науки: европоцентристская и полицентристкая; когнитивная и социальная; интеранилисткая и экстерналистка; презентатиская и антикваристская, актуалистическая и историческая. Эволюция форм научных взаимодействий отношений науки с обществом и властью. Наука и кризисы. Основные модели развития науки (генеалогия знания, кумулятивистская, смена парадигм и эпистем,"кейс стадис").
Литература.
2. Зарождение естествознания.
У истоков естественнонаучного знания и первобытные представления о мире. Миф и повседневное знание. Научные представления на Древнем Востоке. Культурный переворот в Древней Греции и появление зачатков научных дисциплин. Греческая наука эпохи Платона и Аристотеля. Наука эпохи эллинизма.
Техника в эпоху античности и эллинизма. Энциклопедизм, прагматизм и эклектизм римской науки.
Литература.
3. Естественнонаучные знания в Средние века и в эпоху Возрождения.
Враждебное отношение к образованию в раннем средневековье. Церковь и знание. Расцвет арабской науки и ее влияние на западноевропейскую цивилизацию. Возникновение университетов. Роль христианства в генезисе европейской науки. Герменевтические традиции и алхимия. Инверсия античных и средневековых идей в раннем Возрождении. Открытие природы и проблема жизни. Геогнозия. Латынь и народный язык. Формы научного изложения. Пути популяризации научных знаний. Придворные, наука. Академии и их непростые судьбы, школы и мастерские. Открытия и изобретения. Натурфилософия и дилетантизм. Оккультные представления.
Литература.
4. Становление классической науки Нового времени. Первая научная революция и ее последствия.
Роль различных европейских наций в становлении классической науки. Эпоха Николая Коперника. Великие географические открытия. Реформация, религиозные войны и наука. Инквизиция, цензура и первые мученики науки. Алхимия и ятрохимия.
Первая научная революции и становление классической науки. Небесная механика и механика земная. От астрологии к астрономии. Математика и космогония. Априоризм и индуктивный метод. «Знание ?сила или власть?». Английская революция, реставрация и природознание в посткризисном социуме. Союз теологии, утилитаризма и естествознания. Стратегия Английского королевского общества и власти. Создание политически и теологически нейтральных методологий. Институционализация науки. Наука и практика. Ньютоновская картина мира. Борьба картезианцев и ньютонианцев. Господство комбинаторико-калькулирующего дискурса во всех науках.
Естественная история, физиология и медицина. Из кабинета в ботанические сады и зоологические музеи. Научные экспедиции. Пафос классификаторства и систематика. Естественная теология, политика и экономика природы. От многообразия живых существ к поиску их системы. Преформизм и эпигенез. Трансформизм и креационизм. Открытие мира микроорганизмов и ископаемых животных. Микроскоп и первое опровержение абиогенеза.
Литература.
5. Век Просвещения и «французская революция» в науке.
Раскол Германской империи. Научные объединения в Западной Европе и кризисные явления в их истории. Западная Европа и допетровская Россия. Трансплантированное экзотическое растение и перманентный кризис российской науки. М. В. Ломоносов - человек и ролевая модель. Вызов неосвоенного пространства и научный империализм. Российская наука и меценаты.
Опыт энциклопедического обобщения наук. Комбинаторико-калькуляторная методология. Развитие рыночных механизмов и статистическая картина общества. Классическая вероятность. Моральная статистика и социальная математика Кондерсе.
Сциентизм и антисциентизм. Амальгама сциентистко-просветительских представлений с мистикой, оккультизмом, псевдонаукой. Отрыв университетской и академической науки от практики. Французская революция и раскол в научном сообщество. От элитарной к эгалитарной науки. Ликвидация университетов и Академий. Первая идеологически корректная наука: «Союз ума и фурий». Научные ценности как основа свободы и террора. Культ Разума и Природы. Гильотина как символ равенства и успеха прикладной науки.
«Французская революция» в науке и закладка фундамента современного естествознания. Реформа научного образования. Политехнизация школы. Музей естественной истории. Химия Лавуазье и возникновение органической химии. Электромагнетизм, термодинамика, новая теория оптики. Закон сохранения вещества и энергии. Статистическая физики Дж.Максвелла и Л.Больцмана Расцвет астрономии и космогонические концепции. Неевклидовы геометрии, теории функций и чисел. Смена естественнонаучного дискурса. Кювьеровский переворот в естествознании. Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка. Конец естественной истории и начало дифференциации наук о жизни и Земле.Катастрофизм, прогрессионизм, униформизм и эволюционизм.
Реформа университетского образования в Германии и смена лидеров. Промышленный переворот и развитие техники. Машинно-фабричное производство. Паровая машина и универсальный двигатель. Текстильные и прядильные машины. Изобретение электрической машины. Фундаментальные и прикладные технические науки.
Литература.
6. Географические экспедиции и геополитика.
Формирование империй Нового времени и великие географические экспедиции. Вызов неосвоенного пространства. Научный империализм.
Российская империя как геополитическое явление. Формирование имперского пространства в XVIII ? первой четверти XX вв.
Экспедиции Академии наук XVIII в. как выполнение государственного заказа по изучению Сибири и Дальнего Востока.
Центральная Азия во внешней и внутренней политике России в XIX в. Раздел сфер колониального влияния в Азии: «Большая игра», Амурский вопрос.
Изучение Центральноазиатского региона экспедициями Академии наук, РГО и военных ведомств. Центральноазиатские экспедиции других стран (Швеция, Германия, Англия, США). «Монгольский вопрос» во внешней политике СССР и научное изучение Монголии.
Общественный и культурный резонанс геополитических экспедиций.
Литература.
7. Дарвиновская революция
Естественнонаучные и социально-культурные предпосылки теории Дарвина. Политэкономия и теория народонаселения Т. Мальтуса. Структура и логика и теории и логика. Факты, концепции и метафоры. Учение о происхождении человека и взрыв негодования в клерикальных кругах. Социально-политические и идеологические последствия Дарвиновское теория и ее воздействие на изменение картины мира. Восприятие и трансформация дарвинизма в социально-культурном аспекте. Исторические судьбы дарвинизма и недарвиновских концепций эволюции. Особенности восприятия дарвинизма в России. Социал-дарвинизм. Дарвинизм и его кризис в начале ХХ в. Дарвинизм между либерализмом, фашизмом и коммунизмом. Псевдодарвинизм. Синтетическая теория эволюции и ее основные постулаты. Вклад советских биологов в ее создание. Восприятие и интерпретация СТЭ в социально-культурном и политико-идеологическом контексте XX века. СТЭ и «эволюционный гуманизм» Новейшие открытия в области биологии и трансформация СТЭ. Современные недарвиновские концепции эволюции. Надо ли возвращаться к «научному креационизму».
Литература.
7. Генетика и общество.
Зарождение и развитие генетики. Полиморфизм популяций и общество. Возрастание генетического груза популяций человека. Различные формы социального наследования. Трагические судьбы генетики в СССР. Генетика в контексте «мировой революции» и «холодной войны». Возникновение молекулярной генетики и метаморфозы гена. Технологизация генетики и геноинженерия. Селекция и зеленая революция. Молекулярная генетика и биотехнология. Этические проблемы биотехнологии. Гипотеза о эволюционном происхождении морали и нравственности.
Литература.
8. Соовременная физика и общество
Кризис в физике и создание квантовой механики. Модель атома. Квантовые переходы и излучение. Принцип неопределенности и дополнительности. Новые квантовомеханические теории. Интерпретация волновой механики. Релятивистская физика. Война и великая физика. Технологизация физики. Искусственные радиоактивность. Ускорители. Путь к атомной бомбе в США, СССР и Германии. Транзисторы и сверхпроводимость. Ядерные реакции и термоядерный синтез. В поисках новых источников энергии Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Гетероструктуры и информатика. Разбегающиеся Галактики и астрофизика. Этапы эволюции Вселенной. Век космонавтики и новые пути познания космоса.
Литература.
9. Человек как уникальный биологический вид.
Возникновение или творение - извечный спор религии и науки. Антропология и расизм. Расовая биология. От дарвиновской гипотетической обезьяны до Austrolopitecus afarensis и Homo habilis: основные этапы теории антропогенеза. Эволюция гоминид. Основные результаты сравнительного изучения человеккобразных обезьян и человека. Виды-двойники или независимое возникновение. Социобиология и общественная жизнь у приматов. Некоторые генетические и экологические факторы эволюции гоминид. Гоминиды и эволюция сообществ. Была ли ЕВА. Исход из Африки и основные пути расселения гоминид. Человек как политипический вид. Особенности и единство современных рас. Адаптивны ли расовые признаки. Эволюционирует ли современный человек?
Литература.
10. Биосфера и стратегия выживания человечества.
История создания учения о биосфере в социально-культурном контексте революционных событий. В.И. Вернадский и большевики. Геохимический витализм или наука нового времени. Почему В. И. Вернадский вернулся в Советскую Россию. Удел В. И. Вернадского в империи знаний. Учение о структуре и функциях биосферы. Эволюция биосферы. Биосферные адаптации и основные кризисы в истории биосферы. Биосфераи постиндустриальное общество. Учение о
ноосфере ? предвиденье будущего или новая утопия. Дезорганизующее воздействие человека на органический мир и эволюционный ответ живого. Синантропизация эволюции и проблемы управляемой эволюции.
Литература.
11. Наука и кризисы ХХ в.
Мифы о причинах кризисов науки. Типы кризисов. «Идеологически кооректные науки». Имперская наука Германии и Веймарская наука als Machtersatz . Наука в условиях революционных кризисов России. Революционная Россия от «сладкого призрака свободы» к неравноправному браку по расчету: от сопротивления через приспособления к подчинению и симбиозу. «Великий перелом», «Большой террор», «Великая отечественная война» и великая сталинская наука. Третий Рейх: ариизация, нацификация, биологизация, технократизация и милитиризация. Японская наука и война. США: военные и политические кризисы как путь к «Большой науке». Наука и китайская культурная революция.
Литература.