Главная

В начало раздела

 

История и философия науки

по дополнительной образовательной программе
повышения квалификации направление ? « ФИЛОСОФИЯ »
краткосрочная программа ?  «История и философия науки »
(для преподавателей высших учебных заведений)

1. Организационно-методический раздел.

1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной целью курса является подготовка преподавателей высших учебных заведений к преподаванию курса «История и философия науки» для аспирантов и соискателей.

Для реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:

•  раскрытие динамики развития естествознания и гуманитарного познания, а также взаимной необходимости рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) отражения окружающего мира;

•  преподавание необходимого минимума предметного знания в области естественных и гуманитарных наук;

•  выявление общих черт, связывающих три основных блока программы кандидатского экзамена:

•    общие проблемы философии науки,

•    философские проблемы основных отраслей научного знания,

•    историческое развитие конкретных наук

Курс освещает когнитивные, институциональные и социально-культурные аспекты истории естественных, точных и гуманитарных наук в их взаимной связи и призван решить задачи подготовки преподавателей к чтению лекций, проведению семинаров и контролю рефератов в рамках нового кандидатского экзамена история и философия науки. В курсе освещаются ключевые моменты развития естествознания и гуманитаристики (от мифологии и натурфилософии в античном мире до новейших открытий XX в.) в динамике взаимоотношений «наука-власть-общество».

Планируются установочные лекции, коллоквиумы и семинары, работа в библиотеке С.-Петербургского филиала ИИЕТ РАН, содержащей уникальную подборку книг и статей по истории и социологии науки, посещение музеев М.В.Ломоносова, Д.И. Менделеева, П.К. Козлова, А.С. Попова, встречи с ведущими специалистами по истории и социологии науки.

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

•  уметь четко и грамотно обоновать учебный план данной дисциплины;

•  иметь необходимый минимум знаний по истории и философии науки;

•  владеть базовым понятийным аппаратом современного естественнонаучного и гуманитарного знания.

2. Содержание дисциплины.

 

1. Общие проблемы философии науки

1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т.Куна, П.Фейерабенда, М.Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности. Концепции М. Вебера, А.Койре, Р. Мертона, М.Малкея.

 

2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

 

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами ? алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.

 

4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структуры теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру.

 

5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. 'Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.

 

6. Научные традиции и научные революции

Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

 

7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся "синергетических" систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеалогизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

 

8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

 

Рекомендуемая основная литература.

костюм для фаер шоу
  1. М. Вебер. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990 г.
  2. В.Н. Вернадский. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1978 г.
  3. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Пер. с англ. и француз. М.: Прогресс, 1990 г.
  4. М. Малкей. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983 г.
  5. А.Л. Никифоров. Философия науки: история и методология. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998 г.
  6. А.П. Огурцов. Дисциплинарная структура науки. М.: Наука, 1988 г.
  7. К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.
  8. В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996 г.
  9. Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.
  10. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.
  11. Традиции и революции в развитии науки. М.: Наука, 1991 г.
  12. Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов) / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.
  13. П.П. Гайденко. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987 г.
  14. Наука в культуре. М., 1998 г.
  15. Принципы историографии естествознания. ХХ век. /Отв. ред. И.С. Тимофеев. М., 2001 г.
  16. Современная философия науки. Хрестоматия. / Составитель А.А. Печенкин. М., 1996 г.
  17. В.С. Степин. Теоретическое знание. М., 2000 г.
  18. Разум и экзистенция. Под ред. И.Т. Касавина и В.Н. Поруса. СПб., 1999 г.
  19. В.Ж. Келле. Наука как компонент социальной системы. М., 1988 г.
  20. Е.А. Мамчур. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987 г.
  21. А.В. Кезин. Наука в зеркале философии. М., 1990 г.
  22. Л.Н. Косарева. Социокультурный генезис науки: философский аспект проблемы. М., 1989 г.
  23. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986 г.
  24. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,
  25. А.Ф. Зотов. Современная западная философия. М., 2001 г.
  26. Н.Н. Моисеев. Современный рационализм. М., 1995 г.
  27. В.А. Лекторский. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000 г.
  28. Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996 г.

2. Философски проблемы областей научного знания.

3. История отраслей науки. (ключевые проблемы)

1. Статус и общие проблемы истории науки.

Общекультурное значение истории науки. Мифы в истории науки их общественное звучание. Вопрос о "начале" науки и зарождение научного познания в различных цивилизациях. Зависимость науки от развития материальной культуры и социальной структуры общества. Взаимосвязь научных, обыденных, мифологических и религиозных представлений. Основные дилеммы историографии науки: европоцентристская и полицентристкая; когнитивная и социальная; интеранилисткая и экстерналистка; презентатиская и антикваристская, актуалистическая и историческая. Эволюция форм научных взаимодействий отношений науки с обществом и властью. Наука и кризисы. Основные модели развития науки (генеалогия знания, кумулятивистская, смена парадигм и эпистем,"кейс стадис").

 

Литература.

  1. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986.
  2. Дройен И. Г. Историка. СПб., 2004.
  3. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс, 1985.
  4. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.
  5. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1967.
  6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995.
  7. На переломе. Вып. 1-3. СПб., 1997-2005.
  8. Наука и кризисы. Историко-критические очерки. СПб. 2003.
  9. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1986.
  10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1988.
  11. Поппер К. Нищета историзма. М.: Прогресс, 1993.
  12. Современная философия науки. М.: Логос, 1996.
  13. Тулмин С. Человеческое познание, М.: Прогресс, 1984.
  14. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
  15. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.
  16. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М .: Прогресс , 1981.
  17. Science as practice and culture. Chicago ; London , 1992.
  18. Crane D. Invisible colleges. Diffusion of knowledge in scientific community. Chicago , 1972.
  19. Hull D. Science as a process. Chicago ,1990.

 

2. Зарождение естествознания.

У истоков естественнонаучного знания и первобытные представления о мире. Миф и повседневное знание. Научные представления на Древнем Востоке. Культурный переворот в Древней Греции и появление зачатков научных дисциплин. Греческая наука эпохи Платона и Аристотеля. Наука эпохи эллинизма.

Техника в эпоху античности и эллинизма. Энциклопедизм, прагматизм и эклектизм римской науки.

 

Литература.

  1. Аристотель. О возникновении животных. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1940.
  2. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в Древности. М.: Наука, 1985.
  3. Геродот. История. М.: Наука, 1972.
  4. Гиппократ. Сочинения. Т. 1 ? 3. М.: Медгиз, 1941 ? 1944.
  5. Даннеман Ф. История естествознания. Т. 1. М. 1932
  6. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции V II ? V вв. до н. э. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
  7. Жмудь Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагоризме. СПб, 1994.
  8. История биологии. Методологические материалы. Вып. 1. М., 2003.
  9. Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве. М.; Л.: Сельхозгиз, 1937.
  10. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М. 1994.
  11. Лосев Л. В. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 1994.
  12. Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1974.
  13. Лукреций Кар. О природе вещей. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937.
  14. Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ. Л.: Наука, 1976.
  15. Материалисты древней Греции. М.: Госполитиздат, 1955.
  16. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.
  17. Рожанский И.Д. Развитие естествознание в эпоху античности. М., 1979.
  18. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.
  19. Феофраст. Исследования о растениях. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951
  20. Художественная культура первобытного общества. СПб., 1994.

 

3. Естественнонаучные знания в Средние века и в эпоху Возрождения.

Враждебное отношение к образованию в раннем средневековье. Церковь и знание. Расцвет арабской науки и ее влияние на западноевропейскую цивилизацию. Возникновение университетов. Роль христианства в генезисе европейской науки. Герменевтические традиции и алхимия. Инверсия античных и средневековых идей в раннем Возрождении. Открытие природы и проблема жизни. Геогнозия. Латынь и народный язык. Формы научного изложения. Пути популяризации научных знаний. Придворные, наука. Академии и их непростые судьбы, школы и мастерские. Открытия и изобретения. Натурфилософия и дилетантизм. Оккультные представления.

 

Литература.

  1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение. М., 1995
  2. Бируни . Собрание сведений для познания драгоценностей. Л., 1963..
  3. Везалий А. О строении человеческого тела. Т. 1 ? 2. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
  4. Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984.
  5. Даннеман Ф. История естествознания. Одесса, 1913.
  6. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. М.. 1976.
  7. История биологии. Методологические материалы. Вып. 1. М., 2003.
  8. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. М., 1979.
  9. Леонардо да Винчи. Избранные естественнонаучные произведения. М.: Изд-во АН СССР, 1955.
  10. Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. Т.1-3. М.;Л., 1933.
  11. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.
  12. Ранние отцы церкви. Антология. Брюссель, 1988.
  13. Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе. М.-Л. ,1934.
  14. Тарасов Б. Н. Паскаль. М. , 1979.
  15. Марио Льюцци. История физики. М., 1934
  16. Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XVI в. во Франции и Нидерландах. М., 1988.

 

4. Становление классической науки Нового времени. Первая научная революция и ее последствия.

Роль различных европейских наций в становлении классической науки. Эпоха Николая Коперника. Великие географические открытия. Реформация, религиозные войны и наука. Инквизиция, цензура и первые мученики науки. Алхимия и ятрохимия.

Первая научная революции и становление классической науки. Небесная механика и механика земная. От астрологии к астрономии. Математика и космогония. Априоризм и индуктивный метод. «Знание ?сила или власть?». Английская революция, реставрация и природознание в посткризисном социуме. Союз теологии, утилитаризма и естествознания. Стратегия Английского королевского общества и власти. Создание политически и теологически нейтральных методологий. Институционализация науки. Наука и практика. Ньютоновская картина мира. Борьба картезианцев и ньютонианцев. Господство комбинаторико-калькулирующего дискурса во всех науках.

Естественная история, физиология и медицина. Из кабинета в ботанические сады и зоологические музеи. Научные экспедиции. Пафос классификаторства и систематика. Естественная теология, политика и экономика природы. От многообразия живых существ к поиску их системы. Преформизм и эпигенез. Трансформизм и креационизм. Открытие мира микроорганизмов и ископаемых животных. Микроскоп и первое опровержение абиогенеза.

 

Литература.

  1. Агрикола Г. О горном деле в металлургии в двенадцати книгах. М., Л., 1962.
  2. Арнольд В. И. Гюйгенс и Барроу. Ньютон и Гук. Первые шаги математического анализа и теории катастроф, от эвольвент до квазикристалов. М., 1989.
  3. Боголюбов А.Н. Роберт Гук (1635-1703). М., 1984.
  4. Бэкон Ф. Соч.: В 2-х тт. М.. 1978.
  5. Галилей Г. Избр. труды: В 2-х т. М., 1964.
  6. Гарвей В. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных. М.: Изд-во АН СССР, 1948.
  7. Декарт Р. Соч: В 2-х тт. М., 1989.
  8. Дэфо Д. Дневник чумного города. М., 1997.
  9. Дмитриев И. С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. СПб.. 1999.
  10. Даннеман Д. История естествознания. Одесса, 1913. с.104-127.
  11. История биологии. Методологические материалы. Вып. 1. М., 2003.
  12. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. В 2 х тт.м., 1997.
  13. Кирсанов В. С. Научная революция XVII в. М, 1987.
  14. Коперник Н. О вращение небесных сфер. Малый комментарий. Уппсальская запись. М.. 1964.
  15. Косарева М. Н. Социокультурный генезис науки Нового времени. М., 1989. аспект проблемы
  16. Кузнецов Б.Г. Галилей. М.,1964.
  17. Лейбниц Г. В. Соч.: В 4-х тт. М., 1982.
  18. Линней К. Философия ботаники. М.: Наука, 1989.
  19. Марио Льоци. История физики. М., 1970.
  20. Наука и кризисы. Историко-критические очерки. СПб. 2003.
  21. Ньютон ? алхимик. М., 1984.
  22. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989.
  23. Павленко А. Н. Европейская космология. Основания эпистемологического переворота. М., 1997.
  24. Постников А. В. Развитие картографии и вопросы использования старых карт. М.. 1985.
  25. Созерцание природы. Сочинения г. Боннета, кн. I ? III . Перевел Иван Виноград в Граде Святого Петра, 1795.
  26. Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе. М.; Л., 1934.
  27. Эко У. Маятник Фуко. СПб., 1999
  28. The Garden, the Ark , the Tower, the Temple . Oxford , 1998..

  5. Век Просвещения и «французская революция» в науке.

Раскол Германской империи. Научные объединения в Западной Европе и кризисные явления в их истории. Западная Европа и допетровская Россия. Трансплантированное экзотическое растение и перманентный кризис российской науки. М. В. Ломоносов - человек и ролевая модель. Вызов неосвоенного пространства и научный империализм. Российская наука и меценаты.

Опыт энциклопедического обобщения наук. Комбинаторико-калькуляторная методология. Развитие рыночных механизмов и статистическая картина общества. Классическая вероятность. Моральная статистика и социальная математика Кондерсе.

Сциентизм и антисциентизм. Амальгама сциентистко-просветительских представлений с мистикой, оккультизмом, псевдонаукой. Отрыв университетской и академической науки от практики. Французская революция и раскол в научном сообщество. От элитарной к эгалитарной науки. Ликвидация университетов и Академий. Первая идеологически корректная наука: «Союз ума и фурий». Научные ценности как основа свободы и террора. Культ Разума и Природы. Гильотина как символ равенства и успеха прикладной науки.

«Французская революция» в науке и закладка фундамента современного естествознания. Реформа научного образования. Политехнизация школы. Музей естественной истории. Химия Лавуазье и возникновение органической химии. Электромагнетизм, термодинамика, новая теория оптики. Закон сохранения вещества и энергии. Статистическая физики Дж.Максвелла и Л.Больцмана Расцвет астрономии и космогонические концепции. Неевклидовы геометрии, теории функций и чисел. Смена естественнонаучного дискурса. Кювьеровский переворот в естествознании. Эволюционная концепция Ж.Б.Ламарка. Конец естественной истории и начало дифференциации наук о жизни и Земле.Катастрофизм, прогрессионизм, униформизм и эволюционизм.

Реформа университетского образования в Германии и смена лидеров. Промышленный переворот и развитие техники. Машинно-фабричное производство. Паровая машина и универсальный двигатель. Текстильные и прядильные машины. Изобретение электрической машины. Фундаментальные и прикладные технические науки.

 

Литература.

  1. Агассис Ж. Л. Геологические очерки. СПб., 1867.
  2. Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII - XX вв. Исторические очерки. СПб., 2003.
  3. Анненкова Э. Л., Голиков Ю. П. Принцы Ольденбургские в Петербурге. СПб., 2004.
  4. Гете И. В. Избранные сочинения по естествознанию. Л., 1957.
  5. Бэр К. Избранные работы. М., 1924
  6. Бюффон Ж. Л. Всеобщая и частная естественная история. СПб.. 1797-1811.
  7. Вольф К. Ф. Теория зарождения. М. 1950.
  8. Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания. Ч. 1. Спб., 1848.
  9. Высоцкий Б. П. Проблемы истории и методологии геологических наук. М.. 1977.
  10. Даннеман Ф.История естествознания. Одесса,1934.
  11. Дорфман Я. Г. Лавуазье. М., 1962.
  12. Жоффруа Сент-Илер Э. Избранные труды. М.: Наука, 1974.
  13. Завадский К.М., Колчинский Э.И. Эволюция эволюции. Л., 1977.
  14. История Академии наук СССР. Т. 1. М.; Л. , 1958.
  15. Канаев И. И. Очерки из истории сравнительной анатомии до Дарвина. М.; Л., 1963.
  16. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л.,1988.
  17. Копелевич Ю. Х. Основание Петербургской Академии наук. Л., 1977.
  18. Копелевич Ю. Х., Ожигова Е. П. Научные Академии стран западной Европы и Северной Америки..Л.. 1989.
  19. Крашенниников С. П. Описание Земли Камчатки. Т. 1-2. СПб., 1994. (факсимильное издание).
  20. Кювье Ж. Рассуждения о переворотах на поверхности Земного шара. М.; Л. 1937.
  21. Лайель Ч. Основные начала геологи. Т. 1 ? 2. М. 1866.
  22. Ламарк Ж. Б. Философия зоологии. Т. 1 ? 2. М.; Л., 1935 ? 1937
  23. Летопись РАН. Т. 1-3. СПб.. 2000-2003..
  24. Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь. СПб., 1999.
  25. Марио Льоци. История физики. М., 1970.
  26. Марат Ж. П. Памфлеты. М., 1934.
  27. Молчанов Н.Н Монтаньяры. М., 1989.
  28. Наука и кризисы. Историко-критические очерки. СПб. 2003.
  29. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.
  30. Поляков И.М. Курс дарвинизма. М., 1941.
  31. Равикович А. И. Развитие основных теоретических направлений в геологии ХХ века. М.. 1969.
  32. Розанов М. Н. Ж.Ж. Руссо и литературные движения конца XVII - начало XIX в. Т. 1. М.. 1910.М.
  33. Старосельская-Никитина О.А. Очерки по истории науки и техники периода В.Французской буржуазной революции. М.; Л., 1946.
  34. Стенон Н. О твердом и естественном, содержащемся в твердом. М.. 1957.
  35. Строев А. Ф. «Те, кто поправляет фортуну». Авантюристы Просвещения. М., 1998. .
  36. Таннери П. Исторические очерки развития естествознания в Европе. ,1934.
  37. Тюлар Ж. Наполен, или Миф о «спасителе». М., 1997.
  38. Хэллем А. Великие геологические споры. М.. 1985.
  39. Чайковский Ю.В. Становление статистического мировоззрения
  40. //Метафизика и идеология в истории естествознания, М., 1994, с.62-107.
  41. Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах. М ., 1972.
  42. Gigerenzer G. The Empire of Chance. How probability changed science and every life. 1989.
  43. Jahn I. , Löther R., Senglaub K. Geschichte der Biologie, Jena , 1985.
  44. Mayr E. The growth of biological thought: diversity, evolution and inheritance. Cambridge , 1982,

 

6. Географические экспедиции и геополитика.

Формирование империй Нового времени и великие географические экспедиции. Вызов неосвоенного пространства. Научный империализм.

Российская империя как геополитическое явление. Формирование имперского пространства в XVIII ? первой четверти XX вв.

Экспедиции Академии наук XVIII в. как выполнение государственного заказа по изучению Сибири и Дальнего Востока.

Центральная Азия во внешней и внутренней политике России в XIX в. Раздел сфер колониального влияния в Азии: «Большая игра», Амурский вопрос.

Изучение Центральноазиатского региона экспедициями Академии наук, РГО и военных ведомств. Центральноазиатские экспедиции других стран (Швеция, Германия, Англия, США). «Монгольский вопрос» во внешней политике СССР и научное изучение Монголии.

Общественный и культурный резонанс геополитических экспедиций.

 

Литература.

  1. Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII ? XX веках. Исторические очерки. СПб., 2003.
  2. Русское географическое общество. 150 лет. СПб., М., 1995.
  3. Постников А.В. Схватка на «Крыше мира»: политики, разведчики и географы в борьбе за Памир в XIX в. М., 2001.
  4. Козлов П.К. Дневники Монголо-Тибетской экспедиции 1923-1926 г. СПб., 2003.
  5. Андреев А.И. От Байкала до священной Лхасы. Новые материалы о русских экспедициях в Центральную Азию в первой половине XX века (Бурятия, Монголия Тибет). СПб.-Самара-Прага, 1997.
  6. Схиммельпенник ван дер Ойе Д. Неизвестный Пржевальский // Ариаварта. 1997. № 1. С. 207-226.
  7. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т .1-5. М ., 1983-1986.
  8. Nature in Its Greatest Extent. Western Science in the Pacific. Honolulu , Hawaii . 1985.
  9. Basin M. Imperial Visions. National Imagination and Geographical Expansion in the Russian Far East . 1840-1865. Cambridge U.P. 1999.

 

7. Дарвиновская революция

Естественнонаучные и социально-культурные предпосылки теории Дарвина. Политэкономия и теория народонаселения Т. Мальтуса. Структура и логика и теории и логика. Факты, концепции и метафоры. Учение о происхождении человека и взрыв негодования в клерикальных кругах. Социально-политические и идеологические последствия Дарвиновское теория и ее воздействие на изменение картины мира. Восприятие и трансформация дарвинизма в социально-культурном аспекте. Исторические судьбы дарвинизма и недарвиновских концепций эволюции. Особенности восприятия дарвинизма в России. Социал-дарвинизм. Дарвинизм и его кризис в начале ХХ в. Дарвинизм между либерализмом, фашизмом и коммунизмом. Псевдодарвинизм. Синтетическая теория эволюции и ее основные постулаты. Вклад советских биологов в ее создание. Восприятие и интерпретация СТЭ в социально-культурном и политико-идеологическом контексте XX века. СТЭ и «эволюционный гуманизм» Новейшие открытия в области биологии и трансформация СТЭ. Современные недарвиновские концепции эволюции. Надо ли возвращаться к «научному креационизму».

Литература.

  1. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Изд. Отдел УНЦ, ДО МГУ, Прогресс-Традиция, АБФ, 1999. 640 с.
  2. Галл Я. М. Становление эволюционной теории Ч. Дарвина. СПб.. 1993.
  3. Галл Я. М. Джулиан Сорелл Хаксли. 1887-1975. СПб., 2004.
  4. Георгиевский А.Б. Развитие эволюционной теории в России. СПб., 1996.
  5. Завадский К.М., Развитие эволюционной теории после Дарвина. Л., 1973.
  6. Колчинский Э. И. В поисках советского «союза» философии и биологии (дискуссии и репрессии 20-начало 30-х гг). СПб., 1999.
  7. Колчинский Э. И. Неокатастрофизм или селекционизм. Вечная дилемма или возможность синтеза? СПб.: Наука, 2002 . 554 с.
  8. Назаров В. И. Учение о макроэволюции. На путях к новому синтезу. М.: Наука, 1991. 287 с
  9. Полянский Ю.И., Колчинский Э.И., Орлов С.А. Надо ли возвращаться к креационизму // Биология в школе, 1991, № 4, с.7-18.
  10. Развитие эволюционной теории в СССР(1917-1977-е гг.). Л ., 1983.
  11. Brown J. Charles Darwin Voyaging. New York , 1995.
  12. Darwinism und/als Ideologie/ Berlin , 2001.
  13. Desmond A., Moore I. Darwin. New York , 1991.
  14. Die Entstehung der Synthetischen Theorie. Beiträge zur Geschichte der Evolutionsbiologie in Deutschland 1930-1950. Berlin , 1999.
  15. Ghiselin M. The triumph of the Darwin method.Los Angelos, 1969.
  16. Mayr E. One Long Argument. Charles Darwin and the Genesis of Modern Evolutionary Thought. London : Penguin Books , 1991a. XVI, 195 p.
  17. Osvopat D. The development of Darwins theory. Cambridge ,1981.
  18. Ruse M. Mystery of Mysteries. Is Evolution Social Consruction? Cambridge ( Mass. ); London , 1999.
  19. The Evolutionary Synthesis: Perspectives on the Unification of Biology. Cambridge , Mass. ; London , 1980.
  20. The Evolution of Theodosius Dodzansky. Princeton , New Jersey : Princeton Univ. Press , 1994.

 

7. Генетика и общество.

Зарождение и развитие генетики. Полиморфизм популяций и общество. Возрастание генетического груза популяций человека. Различные формы социального наследования. Трагические судьбы генетики в СССР. Генетика в контексте «мировой революции» и «холодной войны». Возникновение молекулярной генетики и метаморфозы гена. Технологизация генетики и геноинженерия. Селекция и зеленая революция. Молекулярная генетика и биотехнология. Этические проблемы биотехнологии. Гипотеза о эволюционном происхождении морали и нравственности.

 

Литература.

  1. Александров В.Я. Трудные годы советской биологии. СПб,: Наука, 1992. 262 c.
  2. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М., 1988,с. 123-172, 199-213, 280-352.
  3. Дубинин Н. П. История и трагедия советской генетики. М.: Наука, 1992. 384 с.
  4. Захаров И. А. Краткие очерки по истории генетики. М.: 1999. 72 с.
  5. Медведев Ж. А. Взлет и падение Лысенко. История биологической дискуссии в СССР (1929-1966). М., 1993. 348 с.
  6. Рассекреченный Зубр. Следственное дело Н. Ф. Тимофеева-Ресовского. Вступительная статья Я. Г. Рокитянского. Документы / Составители Я. Г. Рокитянский, В. А. Гончаров, В. В. Нехотин. М .: Academia, 2003. 576 с .
  7. Сойфер В. Н. Власть и наука. История разгрома генетики в СССР. М.: Лазурь, 1993. 706 с.
  8. Сойфер В. Н. Красная биология: Псевдонаука в СССР. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 264 с.
  9. Суд палача. Николай Вавилов в застенках НКВД. Биографический очерк. Документы. Составители: Я. Г. Рокитянский, Ю. Н. Вавилов и В. А. Гончаров. М.: Academia , 1999. 552 с. (Изд. 2-е доп. и испр. М .: Academia, 1999. 552 с .)
  10. У истоков академической генетики в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург: Наука, 2002. 558 с.
  11. Фролов И. Т. Философия и история генетики - поиски и дискуссии. М.: Наука, 1988. 416 c.
  12. Provine W.P.Theorigins of theoretical population genetics. Chicago , 1971, p.130-178.
  13. Levontin R.Theoreticalpopulation genetics in the evolutionary synthesis // The evolutionary synthesis. Havard, p.58-68.
  14. Dobzhansky Th. The birth of genetic theory of evolution in the Soviet Union in the 20-th. Ibid, p. 229-241.
  15. Адамс М. В. Политика в области человека в СССР: 1920-1940 // Эволюционная биология / Под ред. Э. И. Колчинского. (Труды Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. Т. 90. вып. 1.). СПб., 1994. С. 15-25.
  16. Эфроимсон, В. П. Гениальность и генетика. М.: Информ.-изд. агентство "Рус. мир", 1998. 543 с.
  17. Эфроимсон, В. П. Родословная альтруизма: Этика с позиций эволюц. генетики человека. М.: Тайдекс Ко, 2003. 238,[1] с.

 

8. Соовременная физика и общество

Кризис в физике и создание квантовой механики. Модель атома. Квантовые переходы и излучение. Принцип неопределенности и дополнительности. Новые квантовомеханические теории. Интерпретация волновой механики. Релятивистская физика. Война и великая физика. Технологизация физики. Искусственные радиоактивность. Ускорители. Путь к атомной бомбе в США, СССР и Германии. Транзисторы и сверхпроводимость. Ядерные реакции и термоядерный синтез. В поисках новых источников энергии Элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Гетероструктуры и информатика. Разбегающиеся Галактики и астрофизика. Этапы эволюции Вселенной. Век космонавтики и новые пути познания космоса.

Литература.

  1. Алферов Ж. И. Физика и жизнь. М.; СПб., 2001.
  2. Алферов Ж. Наука и общество. СПб., 2005.
  3. Атомный проект. Документы и материалы. М., 1998.
  4. Есаков В. Д., Рубинин П. Е. Капица, Кремль и наука.. Т. 1. М., 2003.
  5. Бор Н. Атомная физики и человеческое познание. М.,1961.
  6. Эйнштейн А. , Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.
  7. Марио Льюции. История физики. М .,1970.
  8. Walker M. Nazi Science.Myth, truth, and the German atomic bomb. Cambridge ( Mass ). 1995.

9. Человек как уникальный биологический вид.

Возникновение или творение - извечный спор религии и науки. Антропология и расизм. Расовая биология. От дарвиновской гипотетической обезьяны до Austrolopitecus afarensis и Homo habilis: основные этапы теории антропогенеза. Эволюция гоминид. Основные результаты сравнительного изучения человеккобразных обезьян и человека. Виды-двойники или независимое возникновение. Социобиология и общественная жизнь у приматов. Некоторые генетические и экологические факторы эволюции гоминид. Гоминиды и эволюция сообществ. Была ли ЕВА. Исход из Африки и основные пути расселения гоминид. Человек как политипический вид. Особенности и единство современных рас. Адаптивны ли расовые признаки. Эволюционирует ли современный человек?

 

Литература.

  1. Гюнтер Ганс. Ф. К. Избранные работы по расологии. М., 2002.
  2. Джохансон Д. Люси: Истоки рода человеческого. М., 1984,
  3. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994.
  4. Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. Л., 1991.
  5. Левонтин Р. Человек и индивидуальность: наследственность и
  6. среда. М., 1992.
  7. Русская расовая теория до 1917 г. Вып. 1-2. М., 2004.6
  8. Фоули Р.Еще один неповторимый вид. М ., 1990.
  9. Deichmann U. Biologen unter Hitler. Vertreibung, Karrieren, Forschung. Frankfurt; NewYork, 1992.
  10. Diamond J. The Third Chimpanzee. The Evolution and Future of the Human Animal. New York , 1992.
  11. Dobzhansky Th. Mankind Evolving: the Evolution of the Human Species. New
  12. Haven: Yale Univ. Press, 1962. XIII, 381 p.
  13. Mayr E. This is Biology: The Science of the Living World. Cambridge ( Mass. ); London ,, 1997
  14. Proctor R. Racial Hygiene: Medicine under the Nazis, Cambridge (Mass.), 1988;
  15. Weindling P. Health, Race and German Politics between National Unification and Nazism.1870-1945. Cambridge, 1989;

10. Биосфера и стратегия выживания человечества.

История создания учения о биосфере в социально-культурном контексте революционных событий. В.И. Вернадский и большевики. Геохимический витализм или наука нового времени. Почему В. И. Вернадский вернулся в Советскую Россию. Удел В. И. Вернадского в империи знаний. Учение о структуре и функциях биосферы. Эволюция биосферы. Биосферные адаптации и основные кризисы в истории биосферы. Биосфераи постиндустриальное общество. Учение о

ноосфере ? предвиденье будущего или новая утопия. Дезорганизующее воздействие человека на органический мир и эволюционный ответ живого. Синантропизация эволюции и проблемы управляемой эволюции.

 

Литература.

  1. Вернадский В. И. Дневники. Октябрь 1917-январь 1920. Январь 1920-март 1921. Киев, 1994-1997.
  2. Вернадский В. И. Дневники. 1921-1925 М.. 1998.
  3. «За железным занавесом». Мифы и реалии советской наауки. СПб., 1999.
  4. Лапо А.В. Следы былых биосфер. М., 1987.
  5. Колчинский Э.И. Эволюция биосферы. Л ., 1990.
  6. Bailes K/ Science and Russin Culture in the Age of Revolutions. V/ I/ Vernadsky and His Scientific School, 1963-1945/ Bloomington , 1990.

 

11. Наука и кризисы ХХ в.

Мифы о причинах кризисов науки. Типы кризисов. «Идеологически кооректные науки». Имперская наука Германии и Веймарская наука als Machtersatz . Наука в условиях революционных кризисов России. Революционная Россия от «сладкого призрака свободы» к неравноправному браку по расчету: от сопротивления через приспособления к подчинению и симбиозу. «Великий перелом», «Большой террор», «Великая отечественная война» и великая сталинская наука. Третий Рейх: ариизация, нацификация, биологизация, технократизация и милитиризация. Японская наука и война. США: военные и политические кризисы как путь к «Большой науке». Наука и китайская культурная революция.

 

Литература.

  1. Академическая наука в Санкт-Петербурге в XVIII ? XX века. Исторические очерки. СПб., 2003.
  2. Академия наук в решениях Полюжтбюро Цк РКП(б)-ВКП(б). 1922-1952. М.,2000.
  3. Грехэм Л. Очерки истории российской и советской науки. М., 1998.
  4. Колчинский Э. И. В поисках советского «союза» философии и биологии (дискуссии и репрессии 20-начало 30-х гг). СПб., 1999.
  5. Наука и кризисы. СПб., 2003.
  6. На переломе. Вып . 1-3. СПб ., 1997-2005.
  7. Bäumer A . NS-Biologie. Stuttgart , 1990.
  8. Birstein V. The Perversion of knowlodge. Oxford , 2001.
  9. Die Elite der Nation im Dritten Reich // Acta Historica Leopoldina. 22. Halle , 1995.
  10. Die Preussische Akademie der Wissenschaften zu Berlin . 1914-1945. Bd. 1-2. Berlin . 2000.
  11. Geschichte der Kaiser-Wilhelm-Gessellschaft in N а tionalsozialismus. Bd 1-2. Gottingejn, 2001.
  12. Graham L. R. What Have We Learned about Science and Technology from the Russian Experrience? Stanford, 1998.
  13. Macrakis K. Surviving the Swastika. New York , 1993.
  14. Rütting T. Pavlov und der Neue Mensch. Diskurse über Disziplinierung in Sowjetrussland. Oldenburg , 2002.
  15. Science and Ideology. Walker . London ; New York , 2003

Наверх

Хостинг от uCoz