НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной задачей спецкурса «является развитие у слушателей навыков к самостоятельному анализу феноменов современной культуры с использованием языка, символических кодов и прикладных аспектов ситуации так называемой «постсовременности».
Поскольку курс предназначен для слушателей, на нем предполагается как содержательный анализ уже хорошо известных им культурно-философских феноменов (антропологических образов «классического» типа знания), так и конкретных текстов-первоисточников из корпуса философской антропологии XX века (Э. Гуссерль, М.Хайдеггер, М. Шелер, Э. Кассирер, Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, Ж.Деррида и др.)
В ходе занятий слушатели выступают с сообщениями (докладами) по теме курса, которые должны отразить сферу их профессиональных интересов в области современной культуры.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
- ориентироваться в основных аспектах «ситуации постмодерна» в культуре,
- уметь анализировать социокультурные трансформации, связанные с изменениями о человеке в философии и культуре XX века,
- овладеть необходимым минимумом источников по философии и антропологии постмодернизма.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Понятие контркультуры и его эволюция
Постмодернизм и контркультура. Контркультура как проблема философской антропологии. Культура и контркультура: к вопросу о демаркации. Проблема социально-демографического взрыва и социокультурной адаптации молодежи в XX веке. Структура «контркультурных мифов». Конформизм и нонконформизм. «Молодежные бунты» 60-х годов и их влияние на формирование культуры второй половины XX века. Специфика современной контркультуры. Проблема андерграунда. Аксиология и психология молодежной контркультуры.
Тема 2. Проблема «пост» в современной культуре
Понятие «пост-современности» и «пост-культуры». Культура и знание «после Освенцима и Гулага». Понятие «метанарратива» (Ж.-Ф. Лиотар). Модернизм и постмодернизм в искусстве, политике, философии. Дилемма «модерн-постмодерн». «Постальгия»: классическая рациональность как «тоска» и как «укор». Постмодернизм как феномен философии и культуры. Йельский манифест (1979г.). «Деконструкция и критика» (Ж. Деррида). Идея «паузы культуры (М.К. Мамардашвили) и «осевое время» (по К. Ясперсу).
Тема 3. Путь субъекта: от структурализма к постструктурализму
Проблема «философского перехода» от структурализма к постструктурализму (М. Фуко, Р. Барт). Структурализм и постструктурализм в социогуманитарной перспективе. Истоки постструктурализма. Структурная лингвистика (Ф. де Соссюр). Структурная антропология (К. Леви-Стросс). Структурный психоанализ (Ж. Лакан). Рациональное и ароциональное. Посткультура и проблема «гуманитарной рациональности». «Проект Просвещения» и постмодернизм. Критика классического рационализма. Сознание как текст. Текст как «пространство без центра» (Р. Барт). Трансформация символического в постструктурализме. Символическое как взгляд Другого. Структура знака. Эволюция понятий означаемого и означающего. Проблема «трансцендентального означающего». Работы М. Фуко «История безумия в классическую эпоху» и «Воля к истине».
Тема 4. Постмодернизм и постструктурализм в культурном пространстве XX века
«Структуры не выходят на улицы». Постмодернизм и маргинальность. Постмодернизм и экзистенциализм. Возможности демаркации между философией и культурологией. Проблема иронии в постмодерне. Интертекстуальность. «Складка бытия». Коммуникативные стратегии постмодерна. «Культурное бессознательное». Поверхность и глубина. Теория театра. Природа зрелища. Понятие симулякра (симуляционной парадигмы). Проблема нелинейного письма, лабиринта и «ризомирования» в музыке (К Пендерецкий, А. Шнитке, К.Штокхаузен, С. Курехин, А. Ханин и др.) и художественном тексте (Н. Гоголь, А. Платонов, Дж. Джойс, Ф. Кафка, У. Эко, А. Роб-Грие и др.). «Круговращение симулякров» в культуре. Интердисциплинарные формы художественной активности (хеппенинг, инвайронмент, инсталляция, перформенс, реди-мейд).
Тема 5. Деструкция и деконструкция (М. Хайдеггер ? Ж. Деррида)
Деконструктивистский проект Ж. Дерриды. Деструкция и реконструкция. Программа деконструкции и «грамматология». Критика бинарных оппозиций. Голос и письмо. «Фармацевтика Платона» в интерпретации Ж. Дерриды. Сократ и Платон. Иоанн и Прохор. Игра ассоциаций. Постмодерн как деконструкция классического психоанализа. Основные понятия постмодернистического дискурса (децентрация, диссеминация, фаллогоцентризм, фаллогократизм, ризома, детерриториализация, номад и др.). Концепт Diff è rence-Diff è rance. Децентрация субъекта и «смерть человека»
Тема 6. Концепция шизоанализа Ж. Делеза и Ф. Гваттари
Критика капитализма и судьба человека. Капитализм и шизофрения. Шизофрения и лингвистика. Дилемма «психоанализ ? шизоанализ» и ее смысл в культуре постмодерна. Критика «пути Эдипа». Проблема телесности. «Машинное бессознательное» и «машина желания». «Политэкономия желания» как деконструкция политической экономии. «Скромное обаяние буржуазии» и «тело без органов». Шизономадический проект. Проблема странничества в современной культуре. «Номадология» Ж. Делеза. Работа Ж. Бодрийяра «Система вещей». Постмодернизм как ритуал и как осознанный жест бытия.
Тема 7. Отечественный постмодернизм и его трансформации
Контркультурные движения в России (60-90-е гг.). Неформальное искусство. Пространство метафоры (рок-культура, поэзия, живопись, кинематограф). Движение митьков. Академическая и «маргинальная» философия. «Новая философия» Петербурга.
Смысл понятия «региональный постмодернизм». Постмодернизм в его соотношении с контркультурой и андерграундом. Проблема ритуализации языка отечественного постмодерна. Специфика «коллажного мышления». Является ли постмодерн «культурой культур». Специфика и основные формы проявления русского постмодерна. Постмодернизм и отечественный духовный опыт. Постмодернизм и демократия. Постмодернизм и посткоммунизм. «После постмодерна»: проблема контркультурных ориентаций нового венка. Молодежная культура в ее отношении к постмодерну (80-90 гг.). «Новый академизм» и «новая архаика».
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература.