Главная |
В начало раздела |
Философская антропология
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной задачей курса философской антропологии является подробное ознакомление слушателей с эволюцией философских учений о человеке, а также с основными теоретическими аспектами проблемы.
Актуальность антропологического анализа в системе философского знания связана с объективными процессами, происходящими в культуре XX века (так называемый «антропологический поворот» в философии).
Интерес к проблеме человека и к человеческому измерению культуры, таким образом, является объективной тенденцией развития философии XX века. Именно в нашем веке трагически актуализировались многочисленные гипотезы о смерти Бога, культуры, человека, субъекта, авторства ? гипотезы, которыми заканчивается «классическая» и начинается «постклассическая» эпоха европейской цивилизации. Вместе с тем, явная неустроенность, маргинальность и разобщенность ценностей европейской и мировой цивилизации в XX веке влечет потерю нравственных ориентиров, по-новому ставит вопрос об укорененности человека в мире.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Курс философской антропологии тематически разделен на две части.
В первой части подробно рассматривается философско-антропологическая проблематика в ее историческом измерении. Одновременно вводится необходимый категориальный аппарат, и намечаются содержательные аспекты теоретической антропологии.
Вторая часть курса посвящена осмыслению теоретических проблем современной философской антропологии в наиболее критических, смысложизненных ее координатах (практическая философия, язык и коммуникация, знание и власть, право и справедливость, культура и цивилизация, духовный опыт человечества, жизнь и смерть). Тем самым реализуется идея «философического письма» в его неразрывной связи с актуальными парадигмами «ситуации человека» конца XX века.
Список литературы разделен на три больших раздела (первоисточники, обязательная и дополнительная литература). В ходе семинарских занятий слушатели по заданию преподавателя представляют самостоятельный анализ первоисточников в контексте основных тематических блоков изучаемого курса
2. Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Раздел 1. История философских антропологических учений
Тема 1. Введение в философскую антропологию
Учение о человеке в системе философского мировоззрения. Онтология, теория познания, аксиология, эпистемология, социальная философия в их соотношении с философской антропологией. Специфика философско-антропологической проблематики. Методы философской антропологии: исторический, трансцендентальный, феноменологический, герменевтический, социологический, критико-идеологический, междисциплинарный. Научная рефлексия и человеческая повседневность. Методы оценки и проверки антропологических гипотез, прогнозов и экспертиз: верифицируемость, фальсифицируемость, логическая корректность, реализуемость и возможные практические последствия.
Философская антропология как история учений и как теоретическая дисциплина. Проблема логико-методологической реконструкции учения о человеке. Основные философско-антропологические проблемы.
Тема 2. Антропологические парадигмы мифологического мышления
Общемировые представления о кругообращении жизненных форм. Бинаpные и тpиадические структуры мира. Живое и мертвое, сырое и вареное, мужское и женское. Бинарные оппозиции цвета, верха и низа. Близнечный миф, легенды о Трикстере. Древние культы и божества. Первобытная магия. Обряды и ритуалы. Человек в культуре и мировоззрении Востока: идеал совершенного человека в конфуцианстве и даосизме. Проблема человека в индийской религиозно-философской традиции (брахманизм, буддизм, йога, веданта). Образ человека в культуре арабо-мусульманского Востока. Античная мифологическая парадигма. Антропоморфное и божественное. Миф и религия. Поколения богов. Добро и зло, преступление и наказание. Миф о Эдипе. Ящик Пандоры. Герои и боги. Прометеев огонь. Логос, Власть и Мудрость (античная парадигма «гибели богов»).
Тема 3. Учение о человеке в античности
От мифа к логосу. Микрокосм и макрокосм. Проблема вторичной «мифологической парадигмы». Антропологические идеи досократиков. Самопознание. Антропоморфизм, пантеизм, гилозоизм. Жизнь и смерть. Боги и культы. Дисциплинарные пространства античной культуры: гимназия, храм, агора. Учительская традиция. Проблема философской школы. Перипатетическое искусство. Философские учения как ответ на вопросы человеческого существования. Сократ как учитель и как философ. Майевтика, диалектика, ирония как составные части сократического метода. Порядок бытия как основа общественного порядка. Платон: Умопостигаемое и чувственное бытие. Истина и эрос. Триадическая структура любви (эрос-агапе-филия). Идея блага. Идеальное государство. мудрость. Софистика и софистическая мудрость. Человек как мера всех вещей. Аристотель. Отношение к Платону. Проблема субъекта научного познания в античности. Теоpетическое и практическое сознание. Разум и чувство. Рассудительность. Счастье. Государство и гражданин. Виды добродетелей. Идеальное государство. Человек в поздней античной философии. Человек и природа у Лукреция. Забота о себе в наставлениях Сенеки. Искусство любви и искусство жизни у Овидия.
Тема 4. Человека в средневековой антропологии
Ситуация человека в эпоху крушения Римской империи. Язычество и христианство. Гностицизм, манихейство, монофизитство, монофилитство о Боге, человеке, добре и зле. Понимание человека в христианстве, иудаизме, мусульманстве: сравнительный анализ. Антропология в контексте теоцентризма. «Мистерия Голгофы». Плоть и душа. Грех и покаяние. Жертвоприношение и искупление. Идея Завета. Свобода воли. Вера и знание. Бог и любовь. Смиpение. Пpоблема смерти. Работа над телом: аскетизм, сопереживание страданиям Христа. Дисциплинарные пространства: храм и рынок. Священное и профанное. Средневековый город: топология повседневного и сакрального. Человек в трудах отцов христианской церкви. Философско-антропологические идеи Блаженного Августина: жизнь, смерть и бессмертие, время и вечность, пошлое и будущее как настоящее. «Верую, чтобы понимать». Человек в трудах Пьера Абеляра, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского. «Понимаю, чтобы верить». Теория «двойственной истины» и ее антропологический смысл.
Тема 5. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения и Реформации
Титаны Возрождения. Антропоцентризм и теоцентризм. Природа и достоинство человека. Пантеизм и мистицизм. Возрождение платонизма (идеи Флорентийской Академии). Гуманизм Эразма Роттердамского. Космология Д. Бруно. Бог и мир в учениях гуманистов. Аскетизм и культ чувственности. Память. Ученость. Политическая деятельность. Пpаво на истину. Матеpия и тело. Учение о мировой душе. Натуpальная магия. Алхимия. «Семиотика мира» у Парацельса. Астpология и медицина. Социально-этические учения эпохи Возpождения. Новая педагогика. Мартин Лютер. Полемика с Эразмом Роттердамским. Протестантский человек и «дух капитализма».
Тема 6. «Человек разумный» в теориях Нового времени
Становление буржуазного общества. Рост городов. Торговля и рынок. Автономные индивиды. Перепланировка городов и изменение жилища. Этос буржуазии. Рождение механико-математической картины мира. Галилей и Кеплер. Социальная физика. Машинизация мира. Учение о разуме. Самосознание. Контроль над душевными аффектами. Человек и автомат. Учение о человеческой природе. «Анатомический театр»: поиски души. Человек-машина. Человек как субъект научного познания. Разум. рассудок, чувственность. Новаторство Ф. Бэкона. Учение об «идолах» и новая классификация наук. Проблема чувственности в сенсуализме Дж. Локка. Идея «чистой доски». Рефлексивный опыт. Борьба с аффектами у Б. Спинозы. Равенство и свобода. Учение о государстве Т. Гоббса: естественное равенство и война всех против всех. Противоречия человеческой природы и естественная сущность человека. Познание и экзистенция у Б. Паскаля. Принцип «когито» у Р.Декарта. Проблема удостоверения человеческого «Я». Традиции научного трактата «от первого лица». Психологическое обоснование бытия Бога.
Тема 7. Человек эпохи Просвещения
Культ разума. Феномен публики. Театры, кафе, газеты и журналы. Здравый смысл. Вера и наука (И. Ньютон, Г. Лейбниц). Проблема человека у немецких романтиков (Шлейермахер, Новалис, Гельдерлин, Шиллер, Гете). Пространство символического. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум. Идея категорического императива. Кpитика этики чувств. Нpавственный долг. Познание и вера. Религия в пределах разума. Чувственность и pассудок. Антиномии свободы и суждения вкуса. Теоретическое и практическое. Проблема «Я» у И.Г. Фихте. Воля и интеллект. Проблема индивидуальности. Проблема человека в объективном идеализме Гегеля. Любовь и власть в ранних работах Гегеля. Проблема интерсубъективности. Познание и коммуникация. Природа, разум, дух. Бытие и долженствование. Философия мифа и идея творчества у Й. Шеллинга. Проблема человека в трудах французских просветителей. Естественная теория души. Человек как машина у Ламетри. Человек и общество, государство и личность в работах Дидро, Монтескье, Вольтера. Церковь и мораль. Критика «реальной церкви». Сила законов. Природа и воспитание у Ж.-Ж. Руссо. Секуляризация исповедального слова. Сущность человеческого счастья по Гельвецию. Голодная толпа. Иррациональное. Революции в Европе. Индивидуальное и коллективное тело. Близость и дистанция. Поиски духовного единства. «Свобода, равенство, братство».
Тема 8. Философия человека Х1Х столетия
Антропологизм Л. Фейербаха. Критика религии. «Антропологический принцип» в философии. Эмансипация чувственности. Биологическая природа человека. Проблема социализации человека. Дарвинизм и антидарвинизм. Человек и животное. Эволюция видов живого. Естественный отбор. Биологизм О. Конта, Г. Спенсера, С. Милля. Дарвинизм и антидарвинизм. Биологическое и социальное. Прагматизм. Познание и деятельность. Марксистская антропология. Критика созерцательности и активность субъекта. Революция и практика. Человек как «ансамбль» общественных отношений. Антиномия товара и прибавочная стоимость. Интенсификация и отчуждение. Базис и надстройка. Критика идеологии. Иллюзии и классовые интересы. Воля и разум у А. Шопенгауэра. Созерцание и рассуждение. Познание и мотив. Сознание и бессознательное. Мировая воля. Проблема зла. Этика сострадания. Воля к власти в учении Ф. Ницше. Разум и жизнь. Тело и дух. «Рождение трагедии» и дух искусства. «Сверхчеловек» и «смерть Бога». З. Фрейд. Аpхипелаг бессознательного. «Эдипов комплекс» и сексуальность. Дух как эпифеномен либидо. Метафизика аффекта. Бессознательное и культура. Идея человека в психологии индивидуальности А. Адлера. Аналитическая психология К.Г. Юнга: от бессознательного к коллективному бессознательному. Архетип и символ. Свобода и одиночество. Борьба за комфорт. Структуры повседневности. Вера, страх, отчаяние, одиночество, болезнь к смерти. Гениальность и умопомешательство (Ч. Ломброзо).
Тема 9. Проблема человека в русской философии
Феномен русской философии. Характерные черты русской религиозности. Россия и Европа. Закон и благодать. Духовное и плотское тело. Дух и душа. «Иpанский» и «кушитский» типы человека у А.С. Хомякова. Индивидуальное и универсальное. Сокpовенное в жизни и в человеке у Н.И. Новикова. Двойственная природа человека у А.Н. Радищева. Единство социального и духовного в учении П.Я. Чаадаева. Миpовое сознание. Антpопология и космология. «Антpопологический принцип» Н.Г. Чернышевского. Учение о личности в русском позитивизме. Религиозно-антpопологические взгляды Л.Н. Толстого. Идеология крови и почвы. Религиозный мир Ф.М. Достоевского. Антpопология и историософия. Антpопологический пессимизм К.Н. Леонтьева. Ф. Ницше и русская философия. Богоборчество Ф.Ф. Куклярского. Антpопология В.С. Соловьева. Тайна человека. Мистический опыт. Божественное начало и душа мира. Андpогинизм. Одухотвоpение человека. Учение об эросе. Человек и человечество. Богочеловечество. «Наука о человеке» В.И. Несмелова. Исключительное положение человека. Личность и вещь. Спасение. Пpоблема жизни и смерти в русском космизме (Н.Ф. Федоров).
В.В. Розанов. Духовное и телесное. Пpоблема пола. «Духовная эротика». Телесное письмо. Историософия и антропология Д.С. Мережковского. Христос и антихрист. Антpопология Н.А. Бердяева. Свобода и «творчество национального духа». «Экзистенциальная диалектика». Личность и индивид. Познание и любовь. Экзистенциальный проект человека Л.И. Шестова. Опыт страдания. Евpазийство. Философия сердца П.Д. Юркевича и Б.П. Вышеславцева. Специфика человеческого сознания в философии Г.Г. Шпета. Символизм А.Ф.Лосева. Философия языка и антропология П.А. Флоренского. Учение о Софии С.Н. Булгакова. Антpопология Л.П. Карсавина.
Тема 10. Постклассические образы человека в XX веке
Проблема «антропологического поворота» в философии. Антропология после Освенцима и Гулага. «Конец истории» и «смерть человека». Человек и история: специфика гуманитарных наук. Теория архетипов К. Юнга. Дильтей, Риккерт, Виндельбанд. Проблема ценностей. Философия жизни Г. Зиммеля. Место человека в космосе. М. Шелер. Сущность и формы симпатии. Любовь и ненависть. Феноменология духовного опыта. Бытие и ценности. Образование, труд, святость. Человек и Бог. Социология эмоционального познания. А. Камю, Ж.-П. Сартр и традиция европейского гуманизма. Критика идей человека. Трансцендентальная аналитика жизненного мира. Бытие к смерти. Разум и экзистенция. Проект фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Биоантропология. Г. Плеснер. Диалектика внешнего и внутреннего в развитии природы. Ступени органического и человек. Единство биологического и гуманитарного. Тело и дух. Открытость миру человека. Дуальная природа человека у А. Гелена. Человек как «недостаточное существо». Теология и зоология. Биокультурная этика. Инстинкты и социальные институты. К. Лоренц об агрессивности. Социокультурная антропология М. Ландмана. Человек как творец и как творение культуры. «Завершение» человека в культуре. Свобода, творчество, индивидуальность. Историческая антропология. Социогенез и цивилизационный процесс в работах Н. Элиаса. Типы общества и формы власти. Телесное насилие и принуждение. Культура и тело. История телесности и чувственности. Структурная антропология. Антропосоциогенез и «трудовая» теория происхождения языка и сознания. Производство и обмен. Потлач. Семья и структуры родства. Структура и смысл. Природа и культура в первобытном обществе. Структурное и сериальное мышление. Этноантропология. Проблема Чужого. Ценности, обычаи, нормы как образцы деятельности и коммуникативные структуры. Семиотика культуры. Человек в постмодернистской антропологии. Критика «проекта Просвещения». Теория коммуникативного действия у Ю. Хабермаса. Индивид и общество. Рациональность и демократия. Проблема эмансипации и современный феминизм. Деконструкция как преодоление жестких оппозиций классической антропологии. Трансформация пространства символического. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы Другого. Современные психоаналитические практики. Виды и формы психотерапии. Критика абсолютизации сексуального. Психоанализ и семиотика. Производство желаний. Гетерогенность человеческого. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Знание и власть у М. Фуко. Власть как управление жизнью. Разум и безумие. Трансгрессия. Контроль за сексуальностью. Производство тела в культуре. Тело и язык. Телесное письмо.
Раздел 2. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина
Тема 11. Образы человека в философии
Человек в зеркале своей мысли. Идея человека. Самопознание. Человек и бытие. Человек и Бог. Рассудок и разум. Духовность. Опыт нравственного признания. Долг, ответственность. Право и справедливость. Свобода. Спонтанность. Познание и ценности. Разум и тело. Человек и общество. Деперсонализация. Человек и животное. Проблема «Другого». Тождество и идентификация. Интерсубъективность. Проблема рациональности. Личность и индивидуальность. Интериоризация и экстериоризация. Объективация, отчуждение. Исторический опыт становления человека. Человек как творец и как творение культуры. Человек и история. Человек как практическое существо. Открытость и незавершенность человека. Системный подход к человеку. Многообразие «человеческого». Человек в гетерогенном и мультикультурном пространстве современности. Интердисциплинарные практики.
Тема 12. Антропологические основания философии
Человеческое бытие. Аналитика существования. Жизнь и смерть. Антропологические константы. Основные потребности человека. Смысл жизни. Духовность: идеалы, нормы, ценности и императивы человеческого бытия в мире. Бытие и небытие, истина и заблуждение, субъективное и объективное, природа и дух, свобода и необходимость. Человеческое сознание как предмет философской антропологии: критика сциентизации сознания и сведения его к знанию. Структура сознания как единство когнитивных и эмоционально-волевых компонентов. Менталитет как сложная ткань переплетения рациональных, эмоциональных и телесных практик. Установки, интересы, предпочтения и нормы интеракции. Язык, сознание, деятельность. Значение и смысл. Первичные и вторичные знаковые системы. Идеология, мифология, язык. Речевые акты и коммуникация. Язык и речь как инструменты власти. Языковые нормы и структуры социального порядка. Язык как носитель культурных кодов и смыслов. Дисциплинарно цивилизующая роль языка. Ценности и бытие. Абсолютные и относительные ценности. Иерархия ценностей. Специфика ценностного сознания. Любовь к ценностям. Личностный опыт переживания высших ценностей. Долг, ответственность, нравственное признание другого Ценностные основания научного познания. Антропология и этика науки. Философская антропология и синтез исторических и логических, социальных и технических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Дилемма понимания и объяснения.
Тема 13. Философская антропологии в системе наук о человеке
«Центрирующая» роль философской антропологии в общественной жизни. Социальные теории в разрыве между массой, толпой и личностью. Идеология «крови и почвы» в ее соотношении с радикальным реформаторством. Философская антропология как теория социального действия и как стратегия жизненного поиска. Мультикультурность современного общества и проблема сосуществования разнородного. Идеологи и практика фундаментализма. Диалог, полилог, взаимное признание и уважение. Глубинное общение. Проблема меньшинств и защита их прав. Формы протеста в современном обществе. Проблема выживания и развития человечества в биоэкологическом и духовно-практическом аспектах. Философско-антропологические основания социального планирования и политического решения.
Тема 14. Человек как проблема практической философии
Философия мышления и философия труда. Труд и природа. «Вторая» и «третья» природа. Исторические виды и формы труда. Труд как дисциплинарная практика и способ производства человека. Практическое (информационное) знание как власть. Диалектика господства и рабства. Потребление и обмен. Цели и средства. Потребности и желания. Естественное и искусственное. Предпринимательский этос. Протестантская этика и дух капитализма. Тело работника. Происхождение рабочего класса. Революционное действие и практическая необходимость. Проблема практического движения и развития. Синдром «уничтожения теперешнего состояния». Идея социального прогресса и человеческая личность.
Тема 15. Язык, общение, коммуникация
Гипотезы о происхождении языка. Язык, речь, письмо: цивилизационные трансформации. Структуры и формы речевого поведения. Дифференциация и сети различий. Язык и власть. Язык как феномен культуры. Структура и смысл. Семиотика и семиология культуры (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон, Н.С. Трубецкой). Идеология и мифология. Культурные коды общения. Интеракция и коммуникация. Проблема диалога у М.М. Бахтина. Автор и герой эстетической деятельности. Проблема «поступающего мышления». Проблема чтения. Кризис книжной культуры. Специфика визуального дискурса. Коммуникативные нормы как структуры порядка. Речевые акты: сообщения, клятвы, угрозы, признания и т.п. Речь как инструмент социального управления. Игра. «Человек играющий». Об игровом начале культуры. Игра как символизация. Социальный жизненный мир. Нормы и правила игры. Игра как форма жизни. Языковые игры. Игра и свобода.
Тема 16. Государство, право и справедливость
Человек и государство. Сила и интерес. Генеалогия морали. Власть сильных и власть слабых. Бессилие справедливости. Оправдание права. Естественное и позитивное право. Правовой нигилизм. Экономика, политика и нравственность. Проблема свободы. Формы протеста, эмансипации, конформизма. Полиморфная техника власти и опыт освобождения в современном обществе. Власть советников и экспертов. Институты общественности и контроль за принимаемыми решениями. Проблемы демократии. Человек в сетях репрезентации. Анонимность власти. «Масс медиа» и манипуляция общественным мнением. Анархическое сознание и проблема власти.
Тема 17. Человек, культура, цивилизация
Ситуация человека между «культом и культурой», «культурой и цивилизацией». Образы культуры и образы цивилизации. Человек и машина. Власть техники и технологии власти. Культурно-исторический процесс и проблема формационного развития. Экономические «стадии роста» и проблема сохранения человеческой индивидуальности. Становление и «взросление» культуры (К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). «Система вещей» и систематика цивилизационных процессов в XX веке (Ж. Бодрийяр). Виртуализация реальности. «Складки и «сгибы» социокультурного бытия (Ж. Делез). Проблема «символического обмена». Техническая цивилизация и «конец истории» (А. Кожев, Ф. Фукуяма). Ситуация человека в эпоху «после постмодерна».
Тема 18. Духовный опыт человека
Духовность и философия. Забота и душе. Наставления и поучения. Мудрость. Исповедь и проповедь Грех и покаяние. Христианская антропология тела и духа. Страсти души. Бессилие духа. Дисциплина души. Дух и душа. Позитивное знание и отнесение событий и поступков к высшим ценностям. Морализм и утилитаризм. Негативное отношение морализма к позитивному. Познание и интерес. Наличие ценностных предпочтений в научном познании. Проблема обоснования духовного. Интенциональность эмоциональных переживаний. Феноменология как наука о духе. Культурная онтология и иерархия ценностей. Любовь к высшим ценностям. Виды и формы любви. Педагогика и воспитание. Проблема характера. Бессознательное. Архетипы бессознательного. Либидо и его сублимация в культуре. Энергия желания, вытеснение и замещение. Социальная природа душевных явлений. Психоанализ Э. Фромма. «невротическая личность нашего времени (К. Хорни). Многообразие душевных проблем и несводимость их к «эдипову комплексу». Разум и безумие. Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья.
Тема 19. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества
Проблема «смерти человека» (философско-культурологический аспект). Смысл жизни. Искусство жизни и умирания в древней философии. Культ смерти в христианстве. Воскресение и загробное воздаяние. Вера и надежда. Смерть и бессмертие. Тема смерти в русской культуре. Смерть в одиночестве. Интенсивность переживания смерти в культуре. Деградация традиционных пространств и ритуалов умирания. Эрос и Танатос. Убийство и жертва. Тема смерти в искусстве. Некрореализм и танатография. Фильмы ужасов. Привидения. Компенсаторная функция «зрелища смерти». Право на смерть и право на жизнь. Эвтаназия. Биологические проблемы жизни и смерти. Долголетие. Болезнь и здоровье. Критические ситуации. Самоубийство. Смысл жизни и ценности жизни. Социальная активность личности. Проблема личного бессмертия.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросник к зачету формируется из основных положений названий изучаеых тем ? в зависимости от объема прослушанного курса.
3. Литература.
1. Первоисточники
2. Основная
3. Дополнительная