Главная

В начало раздела

 

Программа вступительного экзамена в аспирантуру

по философии как общенаучной дисциплине

 

Введение 

Тема 1. Предмет и структура философии

Исторические типы и формы мировоззрения. Структура мировоззрения: мироощущение, мировосприятие, миропонимание. Основные функции мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Природа, структура, функции мифа. Мифологии древние и современные. Религиозное мировоззрение и исторические формы религии. Происхождение философии; ее отношение к мифу, религии, науке. Роль научного познания в развитии философского мировоззрения.

Философия в системе культуры . Философия Востока и философия Запада. Роль философии в развитии духовного мира человека. Философия и естествознание. Философия и гуманитарное знание. Философия — идеология — политика. Философия и власть. Язык философии: жанры и стили философской литературы. Язык и своеобразие современной философии.

 

Часть 1. История философии

Тема 2. Античная философия

Происхождение и своеобразие античной философии. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Философские мотивы античной мифологии. Основные категории античной мысли: Природа, Логос, Космос, Эйдос, Душа, Ум. Теоретическая форма философии. Периодизация истории античной философии.

Досократическая философия. Первые философы. Понятия «природа» и «архе». Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и ранний пифагореизм. Понятие числа. Гераклит. Учение о Логосе и Мировом огне. Учение о противоположностях и становлении.

Элейская школа. «Путь истины» и «путь мнения» в учении Парменида. Бытие и небытие. Апории Зенона и их роль в становлении философского и научного знания.

Атомисты. Понятие атома и пустоты. «Природное» и «мыслительное» в атоме. «Форма» атома. Противополагание полного-пустого, необходимого-случайного, знания-мнения в учении Демокрита. Атомистическая концепция Эпикура.

Античная философия периода расцвета. Сократ как учитель и как философ; его жизнь и характер философствования. Сократ и софисты. «Майевтика», «диалектика». «ирония» — аспекты сократовского метода. Моральная философия Сократа. Добродетель и знание.

Платон. Диалоги Платона. Проблема «эйдосов-идей» в философии Платона. Понятие Единого-Блага в учении Платона. Познание как «припоминание». Философия Эроса. Платоновская концепция души. Философия природы Платона, учение об идеальном и вещественно-субстратном, чувственном и сверхчувственном. Учение Платона о государстве.

Аристотель. Аристотель как ученик и как критик Платона. Основные идеи трактата «Метафизика». Логическое учение Аристотеля. Учение о сущности, материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Аристотель о видах «причин». Учение об Уме-Перводвигателе. Аристотель о первой философии. Аристотель о познании и о душе. Этические и политические воззрения Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Общая характеристика эллинистической мысли. Роль и содержание этической проблематики в эллинистической философии. Индивидуум и общество, вопрос об обосновании «автономности индивидуума».

Неоплатоническая философия (общая характеристика). Плотин. Понятие Единого как фундамент философствования. Энергетическое начало в неоплатонизме. Апофатика Плотина. Основные понятия неоплатонизма. «Истечение» и «творение» в неоплатонической концепции миросозидания.

 

Тема 3. Философия Средних веков 

Своеобразие средневековой философии. Исторические обстоятельства и формы существования средневековой философии. Отношение к античной традиции. Вопросы периодизации.

Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Апологетика и патристика . Основные задачи и проблематика. Отношение к Платону, Аристотелю, неоплатоникам. Синтез ветхозаветной принципов, христианского вероучения и античного философского наследия в формировании средневековой философии. Александрийское христианство. Климент Александрийский и Ориген. Тертуллиан: ученый спор с философией. Каппадокийские отцы церкви.

Личность и учение бл. .Августина. «Исповедь» бл. Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Проблемы времени и вечности, жизни, смерти и бессмертия. Августин о «двух Градах». Трансцендентная философия истории Августина. Трактат С. Боэция «Утешение философией».

Схоластика. Основные темы и дискуссии в схоластической философии. Споры номиналистов и реалистов природе универсальных понятий. Учение Иоанна Скота Эриугены. Онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского. Принципы философско-богословской системы П. Абеляра.

Ф. Аквинский. «Сумма теологий». Система богословия и доказательства бытия Божия. Концепция «гармонии веры и разума». Поздняя схоластика. Иоанн Дунс Скот: разграничение предметов богословия и философии. Первенство воли. У. Оккам. Смысл правила «бритвы Оккама».

 

Тема 4. Философия Возрождения 

Европейское Возрождение как историческая эпоха . Социальные и культурные процессы в Италии и Северной Европе. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Живопись, скульптура (Леонардо да Винчи, Джотто, Микеланджело) и литература (Данте, Петрарка). «Творческий синтез» титанов Возрождения.

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Социальная этика: Л. Валла и Л. Бруни. Платоновская академия М. Фичино. П. делла Мирандола о достоинстве и свободе человека. Политические учения Макиавелли, Гвиччардини, Т. Мора.

Николай Кузанский: платонизм как метафизика. Учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. Бесконечное как мера. Кузанский об ученом незнании. Дж. Бруно о бесконечности миров.

Реформация и контрреформация. Личность и судьба Мартина Лютера. Причины возникновения протестантизма. Гуманистическое учение Эразма Роттердамского. Полемика Э. Роттердамского с М. Лютером. Протестантская этика.

 

Тема 5. Философия Нового времени (XVII — XVIII вв.) 

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности «субъект-объект» в философии Нового времени. Основная гносеологическая проблема и способы ее решения. Познание как исследовательское программа. Философия и новоевропейская наука. Полемика рационалистической и эмпирической тенденций в философии и их внутренние затруднения. Проблемы источника знания и метода. Дедуктивная и индуктивная методология.

Начало философии Нового времени. Р. Декарт. Cogito ergo sum  —   основной принцип философии Декарта. Картезианский скептицизм и его роль в построении системы. Критика предрассудков, авторитетов и традиций, программа очищения разума. Непосредственная данность и преимущественная достоверность существования сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательство существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Проблема и правила метода. Понятие субстанции: «вещь мыслящая» и «вещь протяженная». Дуализм Декарта. Материя и движение в философии Декарта. Психофизическая проблема .

Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Учение Бэкона о методе. Критика предрассудков как «идолов» познания и задача очищения разума. Бэкон как реформатор логики. Разработка индуктивной методологии науки.

Т. Гоббс. Дедуктивный метод и материалистический номинализм Гоббса. Субстанция как тело. Универсальное понятие движения как перемещения. Механистический детерминизм, тождество необходимого и возможного и проблема свободы. Гражданская философия Гоббса. Естественное право и естественные законы. Естественное состояние и общественный договор.

Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Принцип Causa sui . Бог, природа, субстанция. Метод построения системы. Понятия «природы порождающей» и «природы порожденной». Атрибуты и модусы субстанции. Сущности и существование. Универсальный детерминизм Спинозы, понятие «свободной необходимости». Свобода как сознанная необходимость. Учение о разуме и аффектах, о свободе и рабстве человека.

Г.В. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Атрибуты монады. Физический мир как хорошо обоснованный феномен. Понятие «предустановленной гармонии». Учение о «возможных мирах». Метафизические истины и принцип противоречия. Действительность и закон достаточного основания. Принцип совершенства и оптимизм Лейбница. Каузальность и телеология. Проблема возможности случайности и свободы.

Эволюция английского эмпиризма. Дж. Локк. Вопрос об источниках знания, его достоверности, возможностях и границах. Критика концепции врожденных идей. Сенсуалистическая трактовка опыта и «чистый разум» у Локка. Психологическая трактовка познавательного процесса. Внутренний и внешний опыт. Простые и сложные идеи. Локк об образовании сложных идей. Теория рефлексии и проблема субстанции. Учение о первичных и вторичных качествах. Философское обоснование либерализма Локком: проблема возможности и реальности свободы, плюрализм в практическом целеполагании и действии. Социальная философия и программа либерализма.

Дж .  Беркли . Принцип «esse est percipi». Проблема непрерывного существования вещей. Понятие идеи. Понятие души. Критика концепции первичных и вторичных качеств, понятий материи и пространства. Субъектвизм познания и идея Бога.

Д. Юм. Радикальный гносеологический скептицизм Юма. Учение о восприятиях. Ассоциация, ее виды и значение в обосновании сложных идей. Учение Юма о причинности и его следствия. Психологический механизм образования идеи причинности. Психологический атомизм Юма и проблема тождества.

Французское Просвещение  — наиболее радикальная и политизированная форма просветительской мысли. Просвещение и Французская революция. Этапы и направления во французском Просвещении. Нормативная трактовка «природы» (естественного) и «разума» (разумности) как основание социально-критической позиции Просвещения.

Критика истории, общества и церкви. Материалистическая тенденция во французском Просвещении. Философские и антиклерикальные идеи Вольтера и Д. Дидро. Социальная философия и философия истории Ж.-Ж. Руссо. Критика цивилизованного состояния. Руссо о противоречиях и необратимости исторического процесса. Радикальная демократическая программа политического правового порядка в «Общественном договоре» Руссо. Просветительские версии общественного прогресса. Тюрго и Кондорсе о прогрессе и этапах исторического развития человечества.

 

Тема 6. Классическая немецкая философия 

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Социально-историческая и философская ситуация. Кризис рациональной метафизики и философского эмпиризма. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

Критическая философия И. Канта . Теоретические источники и предпосылки критической философии Канта . Предмет и задачи критической философии. Критика Кантом догматизма и скептицизма в философии. «Вещь в себе» и явление в философии Канта. Понятие трансцендентального субъекта. Проблема априорного и апостериорного знания, априоризм Канта. Природа и свобода, сущее и должное в философии Канта.

Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Созерцание и мышление, чувственность и рассудок. Система категорий чистого рассудка. Аналитические и синтетические суждения: как возможны синтетические априорные суждения. Идеи чистого разума. Учение об антиномиях чистого разума. Кант о доказательствах бытия Божия. Кант о возможностях и границах спекулятивного разума.

Моральная философия Канта. Способность желания и практический разум. Категорический императив как закон практического разума. Антиномии практического разума. Проблема реальности свободы в практической философии Канта. Критика Кантом материальной этики; формализм моральной философии Канта . Моральное чувство и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.

Философия И.Г. Фихте. Фихте о принципе и системе философии. Первое основоположение наукоучения. Назначение философии как системы абсолютного знания. Абсолютное и эмпирическое Я. Тождество субъекта и объекта в философии Фихте.

Философия Ф.В.Й. Шеллинга. Философская эволюция Шеллинга. Трансцендентальная философия и натурфилософия. Понятие «абсолютного тождества». Шеллинг о методе философии и искусства. Механизм, химизм и организм как три ступени бессознательного развития природы и духа. Шеллинг о диалектике природы; учение о полярностях. «Позитивная философия» позднего Шеллинга и критика «негативной философии». Философия откровения.

Философия Г.В.Ф. Гегеля. Жизнь и основные труды Гегеля. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Гегель о субстанции-субъекте. Работа «Энциклопедия философских наук», ее структура. Философия как логика. Философия природы. Философия духа. Работа «Наука логики» Гегеля: метод и структура. Учение о бытии. Учение о сущности. Учение о понятии. Критика Гегелем кантовской идеи категорического императива. Категории и принципы диалектического мышления. Учение Гегеля об истине. Учение Гегеля об объективном духе. Гегель о разумной действительности. Гражданское общество и государство. Философия истории Гегеля. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. «Хитрость» исторического разума. Гегель об «абсолютном духе» и его ступенях.

Разложение гегелевской школы. Л. Фейербах. Своеобразие духовного поиска Фейербаха . Полемика «старогегельянцев» и «младогегельянцев». Материализм Фейербаха. Антропологический принцип философии Фейербаха. Фейербах о религии как отчуждении родовой сущности человека. Эволюция политических взглядов Фейербаха. Взаимоотношения Фейербаха и Маркса.

 

Тема 7. Постклассическая философия XIX — начала ХХ вв. 

Философия марксизма . Основные положения материалистического понимания истории. Философия и практика. Предпосылки человеческой истории. Общественное разделение труда. Отношение общественного сознания к общественному бытию. Проблема отчуждения и перспективы его преодоления. Исторический процесс воспроизводства общественной жизни. Способ производства. Теория общественных отношений Маркса. Структура общественных отношений и социальная структура.

Учение о революции, государстве и диктатуре пролетариата. Развитие и смена общественно-экономических формаций как закономерный процесс. Общественный прогресс и его критерии. Производительные силы и техника. Историческое место и роль капитализма в истории. Маркс об основных чертах коммунистической формации.

Ф. Энгельс о материалистической диалектике. Основной вопрос философии и философское понятие материи. Проблемы теории познания. Роль практики в познании.

Позитивизм в XIX веке. Основные этапы развития. Социально-исторические предпосылки и теоретические источники позитивизма. Программа «позитивной философии». Философия и наука, предмет философии. Классификация наук. «Закон трех стадий развития человеческого духа» О. Конта как универсальный закон истории.. Логика позитивного исследования Дж. С. Милля. Утилитаризм, эвдемонизм и общественный прогресс. Психологизация общественной реальности в концепции «наук о духе» Милля. Эволюционизм Г. Спенсера. Общефилософские установки Спенсера. Эволюция и прогресс, направленность эволюции. Универсальные законы и механизмы эволюции в природе и обществе. Органическая теория общества Спенсера. Законы дифференциации и интеграции в социальных системах.

Иррационализм. и философия жизни. Волюнтаризм А. Шопенгауэра. Работа «Мир как воля и как представление». Детерминизм и проблема свободы воли. Метафизика морали.

Экзистенциальная диалектика С. Кьеркегора: учение о «стадиях жизни». «Качественная диалектика» Кьеркегора. Дилемма этического и эстетического. Судьба философских идей Кьеркегора.

Философия Ф. Ницше. Философская эволюция, основные произведения. «Аполлоническое» и «дионисийское» начала культуры Программа «переоценки всех ценностей». «Имморализм» и критика морали. Ницше и нигилизм.

 

Тема 8. Философия в ХХ веке 

Своеобразие философской ситуации в ХХ в. Региональные и национальные особенности, идеи диалога и синтеза, философская компаративистика. Главные проблемы и тенденции философии ХХ в. «Школы» и «тематические направления». Сциентизм и антисциентизм. Интегративные тенденции в современной философской мысли. Место и роль философии в культуре ХХ в. Постмодернизм в философии 70-90-х гг. Проблема «постсовременности». Модернизм и постмодернизм. Концепции философского плюрализма. Философский процесс в Европе и в странах Азии, Америки и Африки.

Современная философия в отношении к философским традициям XIX в. Продолжение неокантианских традиций Марбургской и Баденской школами в ХХ в. Философская эволюция Э. Кассирера. Неогегельянство в ХХ в. (Р. Дж. Коллингвуд, Б. Кроче, А. Кожев, М. Мерло-Понти).

Эволюция марксистской философской мысли на Западе в ХХ в . Д. Лукач и западный марксизм. Социальная философия Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Попытки соединения марксистских идей с альтернативными философскими тенденциями: с экзистенциализмом, неофрейдизмом, структурализмом, феноменологией, герменевтикой (Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, К. Леви-Стросс, М. Мерло-Понти, Ю. Хабермас).

Психоанализ и философия неофрейдизма. Классический психоанализ. Фрейдизм как философское мировоззрение. Инстинкты и структура психики. З. Фрейд о философии истории и культуры. Аналитическая психология К. Юнга и коллективное бессознательное. Архетип и символ. Мифология и религия в учении Юнга. Гуманистический психоанализ Э. Фромма. Обладание и бытие — два способа существования. Новый человек и новое общество.

Феноменология. Э. Гуссерль. Программа философии как «строгой науки». Критика психологизма в философии сознания. Понятие интенциональности сознания, ноэсис и ноэма. Метод феноменологической редукции. Феноменологическое эпохэ. «Жизненный мир» и кризис европейской культуры.

Экзистенциальная философия. Социально-исторические и духовные истоки экзистенциализма. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Понятие экзистенции. Проблема подлинности и неподлинности человеческого существования. Свобода и экзистенция. Светский (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). и религиозный (М. Бубер, К. Ясперс, Г. Марсель) экзистенциализм. Язык и структуры человеческого бытия, проблема рационального постижения бытия. Сартр о свободе. Существование и абсурд в философии Камю.

Философская антропология. Идеи философской антропологии М. Шелера. Современная философская антропология как попытка целостного понимания человека (Г. Плесснер, А. Гелен). Человек в культуре.

Философская герменевтика . Историческое происхождение герменевтики и ее философское осмысление. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера. Герменевтический круг. Истина как характеристика бытия.

М. Хайдеггер и программа «преодоления» метафизики . Работа Хайдеггера «Бытие и время». Проблема Dasein . Синтез идей феноменологии, герменевтики, философской антропологии и экзистенциализма в философской системе Хайдеггера. Новый образ метафизики.

Аналитическая философия. Становление и источники: Дж. Мур, Б. Рассел. Л. Витгенштейн, Г. Фреге, Ч. Пирс. Основные критерии аналитической философии. Логическая техника анализа и ее установки, характер аргументации и система запретов. Эволюция аналитической философии. Кризис неопозитивистской программы. Постпозитивизм и философия науки: К. Поппер, Г. Башляр, Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин, П. Фейерабенд.

Структурализм и постструктурализм. Структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм. Семиотика и структурализм. Проблема знака, языка, текста. «Субъект» в структурализме как место пересечения дискурсивных практик. Структурная антропология К. Леви-Стросса. «Археология знания» М.Фуко. Модернизм и постмодернизм. Постмодернистская критика модернизма Основные характеристики культуры постмодерна. Постмодернизм в философии (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Лакан, Ж. Бодрийяр).

 

Тема 9. Русская философия 

Русская философия XI-XVII вв. Истоки и своеобразие отечественной философской мысли. Религиозно-философские вопросы в произведениях древнерусской литературы. Формирование политического самосознания, проблемы государственной власти. Идея «Москва — Третий Рим» Филофея Псковского. Полемика Ивана Грозного с кн. Курбским. «Религиозное просвещение» XVII в. (Юрий Кржижанич). Церковный раскол XVII в. Протопоп Аввакум: проблема веры и достоинства человека.

Русская философия XVIII века. Просветители петровского времени . Петровские преобразования и европеизация духовной жизни России. Ф. Прокопович. В.Н. Татищев. Пропаганда просвещения и науки. Осмысление философско-антропологической и гносеологической проблематики. М.В.Ломоносов и просветительская философия в России. Ломоносов: философия и естествознание, механицизм и атомизм. Роль Ломоносова в развитии российской науки и культуры. Влияние французских просветителей и своеобразие просвещения в России. А.Н. Радищев. Критика крепостничества, самодержавия, российских порядков. Трактовка естественного права и общественного договора, общественно-политические идеалы. Учение о человеке.

Русская философия XIX века.

Русское шеллингианство . Натурфилософия Д.М. Велланского. Общество «любомудров». В.Ф. Одоевский о мессианском предназначении России; критика европейского рационализма и утилитаризма.

П.Я.   Чаадаев. «Философические письма» Чаадаева. Оценка исторического прошлого России и ее современного состояния. Религиозная историософия.

Русское гегельянство 30-40 годов. Кружок Н.В. Станкевича. Философская проблематика в литературной критике Белинского. «Примирение с действительностью» и преодоление его. Социально-политические взгляды.

А.И. Герцен . Разработка диалектического метода. Преодоление объективного идеализма на почве реализма. Критика идеи разумности истории. «Русский социализм».

Западничество и славянофильство 30-50-х годов. Т.Н.   Грановский: история и прогресс. Разработка славянофильской идеологии: А.С.   Хомяков И.В.   Киреевский, К.С.   Аксаков. Критика рационалистической культуры Запада и западной философии, рационализма и материализма. Философия истории: своеобразие исторических судеб России. Формула С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность» и идейная борьба вокруг нее. Идеализация патриархальности, общины и русского народа.

Исход славянофильства. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (по работе «Россия и Европа»). К. Леонтьев: сущность эгалитарного процесса развития (по работе «Византизм и славянство»). Идея русско-азиатской цивилизации.

Философия русской радикальной демократии 50-60-х годов. Н.Г.   Чернышевский. Материалистическая трактовка антропологического принципа в философии. «Разумный эгоизм». История, движущие силы и критерии общественного прогресса. Социалистическая теория и пути развития России. Эстетика Чернышевского.

Философские идеи «русского духовного ренессанса» XIX века. Проблема взаимоотношения классической европейской и русской философии конца XIX-XX в. Своеобразие русской философии «золотого века». Эстетический и нравственный смысл исканий русских философов.

Ф.М.   Достоевский. Критика человекобожества и индивидуализма. Свобода воли и моральная ответственность человека. Достоевский о религиозно-нравственном характере всечеловеческого призвания русского народа. «Легенда о Великом инквизиторе» и ее историософский смысл (по роману «Братья Карамазовы»).

Л.Н.   Толстой. Религиозно-этическая концепция Л. Толстого. Отношение к христианству. Концепция непротивления злу. Философия истории. Своеобразие эстетики Толстого.

В.С.   Соловьев. Критика философии «отвлеченных начал». Программа «цельного знания». «Свободная теософия», «свободная теократия» и «свободная теургия». Философия всеединства. Понятие Софии. Концепция Богочеловечества. Философия истории и моральная философия. Работа «Оправдание добра».

Н.Ф.   Федоров. Отношение к западной философской традиции (Кант, Гегель). «Философия общего дела». Проблема смерти и победы над ней.

Философия Всеединства . Основные идеи религиозной философии в трудах С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, С.Н. Трубецкого, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка. Религия как предпосылка объективного и субъективного мира. Софиология. Учение о человеке и свободе, проблема теодицеи. Отождествление знания и веры. «Всеединство» и «соборность».

Сборник «Вехи» (1909 г.). Идейная борьба вокруг сборника. Проблема русской интеллигенции. Критика идеологии революционного демократизма и марксизма. Судьбы русской революции.

Экзистенциально-религиозная философия. Н.А. Бердяев, проблема его творческой эволюции. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Идея свободы; творчество как свобода. Судьба русского марксизма. «Русская идея» и эсхатология. Л.И. Шестов. Проблема веры и философский иррационализм.

Интуитивизм Н.О.   Лосского. Метафизика иерархического персонализма. Интуиция в теории познания. Концепция абсолютного добра.

Неокантианство и позитивизм в России. Проблемы теории познания, этики и философии права в неокантианской традиции: А.И. Введенский, И.И. Лапшин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев. Эмпириокритицизм В.В. Лесевича и эмпириомонизм А.А. Богданова. Проблемы философии истории и социологии (Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский). Философия техники П.К. Энгельмейера.

Русский космизм. Философско-этические идеи К.Э. Циолковского. В.И. Вернадский: учение о ноосфере. Идеи «космической философии» в творчестве Флоренского, Булгакова, Бердяева, В. Муравьева, П.Д. Успенского, А.Л. Чижевского.

Марксистская философия в России. Г.В. Плеханов. Основные философские труды и проблематика. В.И. Ленин. Интерпретация теории общественно-экономических формаций, общественного бытия, классов, государства и революции. «Материализм и эмпириокритицизм»: понятие материи, анализ кризиса в физике, проблема истины. Полемика вокруг работы «Материализм и эмпириокритицизм».

Советская марксистская философия. Диалектический и исторический материализм: попытки систематизации классического наследия. Основные проблемы и дискуссии в советской философии 60-х -начала 80-х гг.

Современная русская философия . Традиции мировой и отечественной философской мысли в творчестве С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, Ю.М.. Лотмана, М.К. Мамардашвили.

 

 

Раздел 2. Теоретическая философия

Тема 10. Онтология и теория познания

Онтология как учение о бытии . Философское (метафизическое) и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие. Бытие и небытие; бытие и становление. Проблема бытия в истории культуры. Бытие как онтологический абсолют. «Доказательства» бытия Бога. Разум и бытие. Мышление о бытии и бытие как мышление. Бытие в себе; бытие для себя; бытие для другого. Бытие-в-мире и проблема человеческой свободы.

Структуры реальности . Реальность объективная и субъективная. Мир вещей и мир идей. Объективность идеального. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Единство и многообразие материального мира. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. Взаимосвязь и качественная специфика различных уровней организации материи. Критика редукционизма.

Объективные и субъективные концепции пространства и времени . Субстанциональные и реляционные теории пространства и времени. Время статическое и динамическое, циклическое и линейное. Направление времени. Бесконечность временная и пространственная. Математическое и философское понимание бесконечности. Бесконечность потенциальная, актуальная и реальная.

Устойчивость и изменчивость. Движение: становление, изменение, развитие. Самодвижение и движение как результат внешнего воздействия. Основные формы движения матери. Непрерывность и прерывность изменений. Эволюция и революция. Движение и развитие. Прогресс и регресс. Мир как целое. Принцип детерминизма и его основные трактовки. Категории причины и следствия. Причина и цель. Необходимость, вероятность, целесообразность. Причинность и закономерность. Закон как выражение необходимости.

Практические способы освоения мира и их эволюция в истории общества . Типы практики и типы мировоззрения. Структуры практики. Диалектика цели, средства и результата практической деятельности. Практика как форма коммуникации. Экономические, политические, социальные и культурные связи человечества. Становление мирового сообщества.

Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа . Сознание и бытие: отношение к миру, к другому, к самому себе. Сознание и самосознание. Основные философские концепции сознания. Сознание как совокупность знаний. Сознание как воля. Сознание как деятельность. Сознание как коммуникация. Сознание как универсальный регулятор жизнедеятельности человека. Сознание, язык, речь. Язык как знаковая система и средство общения. Диалогическая природа сознания.

Познание как предмет философского анализа . Основные познавательные стратегии. Сенсуализм и рационализм. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Интуитивное и дискурсивное познание. Творческое воображение и его роль в познании. Познавательное содержание художественного образа. Ценность знания и познание ценности.

Природа познавательного отношения . Субъект и объект познания. Субъективное как идеальное. Субъект индивидуальный и коллективный. Познание и его объекты. Объект как «данность» и объект как «конструкция». Объекты материальные и идеальные. Наблюдаемые и ненаблюдаемые объекты; виртуальный объект.

Истина как цель познания . Классическое определение истины и пути его исторического развития. Критика скептицизма и агностицизма. Истинность и достоверность. Истина как субъективный образ объективного мира. Истина, заблуждение, ложь. Истинность и рациональность. Истина и коммуникация: истина как ценность.

 

Тема 11. Философская антропология 

Антропологическая парадигма в философии Биология, этнография, историческая и культурная антропология в их соотношении с философской антропологией. Религиозная антропология и философское понимание человека. Психоанализ и антропология.

Человек в структуре антропологического знания . Человек как творец и творение культуры. Человек, индивидуальность, личность. Плоть и дух. Что есть человеческое Я? Единство утилитарно-прагматического и коммуникативно-духовного опыта. Социальная системность и духовная общность. Конечность человеческого бытия. Проблема жизни и смерти духовном опыте человечества. Биосоциальная природа человека. Проблема антропосоциогенеза. Альтернативные концепции происхождения человека.

Аналитика человеческого бытия. Структура человеческого сознания. Бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного. Бессознательное индивидуальное, коллективное, социальное. Архетипы бессознательного.

Телесно-психическая и ценностная природа эмоций. Память и воля как компоненты сознания. Воля и мотивация воля и разум. Проблема желания. Интенциональные характеристики человеческого сознания: целенаправленность, намеренность, осмысленность. Воображение и интуиция. Телесность как феномен культуры. Концепции сексуальности в истории культуры. Любовь и ненависть. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл жизни. Повседневность как проблема философской антропологии. Проблема «Я» и «Другого».

 

Тема 12. Социальная философия  

Предмет социальной философии . Место социальной философии в структуре новоевропейского философского знания. Соотношение социальной философии и теоретической социологии. Всеобщность социально-философского анализа и комплексность социологического исследования.

Нормативный момент в социальной философии. Социальная философия и этика. Утопия и общественный идеал. Соотношение социальной философии и идеологии.

Место социальной философии в социальном познании вообще. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Представление о методе социальной философии. Социальная философия как учение о едином и многом. Рациональное и эмоциональное понимание социальной реальности. Целостность и системность социума. Понятие социального порядка. Общие представления об архаическом и цивилизованном обществе. Цивилизация как тип социального порядка.

Социальные отношения . Бытие отношений и вещей: сравнительный анализ. Социальные отношения и процедура сравнения. Фундаментальные социальные отношения: власть, собственность, равенство. Социальные отношения и общение. Понятие коммуникации. Контакты и контракты: проблема отчуждения коммуникации. Эволюция средств коммуникации: устное, письменное, печатное и машинно-компьютерное слово. Социальная деятельность. Деятельность и отношения. Деятельность и действительность.

Социальное пространство и время . Субстанциальная и реляционная концепция социального пространства-времени. Развитие социального пространства. Пространство территории, пространство идеального, пространство артефактов. Социальное пространство в архитектуре и дизайне. Диалектика освоения и отчуждения социального пространства в условиях цивилизации. Социальное время. Смена поколений. Понятие необратимости социального времени. Понятие «осевого времени».

Социальное познание. Отличие познания общества от познания других сфер бытия. Место социальной философии в социальном познании. Методы социального познания и методы социальной философии. Социальное познание и гуманитарное познание.

Социальное понимание и социальное объяснение. Идеологический смысл социального объяснения. Объяснение и власть. Способы и предметы объяснения. Система объяснения в социальном познании. Герменевтика как метод понимания.

Понятие методологии социального познания. Теория и методология. Уровни методологического знания. Методология и методика исследования.

Логическая структура социального познания. Социальный факт и описание. Проблема достоверности социального факта. Классификация социальных фактов. Описание как ступень социального познания. Функции, типы и формы описания.

Методы познания социальной множественности в техногенной цивилизации. Идея социальной статистики. Внутреннее единство принципов математической статистики, экономического рынка, политической демократии.

 

Тема 13. Философия науки и техники

Основные стороны бытия науки: наука как система знаний, как процесс получения нового знания, как социальный институт и как особая область и сторона культуры. Характерные черты и многообразие форм научного знания . Эмпирические и теоретические знания в различных науках. Познание как процесс получения и накопления знаний. Особенности языка науки. Взаимодействие науки с другими формами познания мира. Познание как общественно-исторический процесс. Индивидуальное познание и личностное знание.

Общая характеристика основных методов научного познания . Средства и методы эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент. Роль приборов в современном научном познании. Проблемы измерения. Средства и методы теоретического познания. Формализация. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Роль математики в развитии науки.

Внутренние и внешние факторы развития науки. Наука и производство. Историко-культурные традиции и их влияние на развитие науки. Социальный статус и престиж науки в различные исторические периоды и в различных обществах. Ценностные ориентации ученых как условия формирования научного сообщества. Автономия научного сообщества и проблема финансирования и социального регулирования научных исследований. Наука и власть.

Единство знания и проблема критериев выбора теорий. Проблема истины в научном познании. Принципы верификации и фальсификационизм К. Поппера. Тезис Дюгема-Куайна. Эстетические критерии выбора теорий.

Наука классическая и неклассическая . Проблема объективации: роль прибора, наблюдателя, системы отсчета; идея дополнительности. Изменения в представлениях о причинности. Осознание значимости статистических законов и разработка вероятностных процедур исследования, объяснения, предсказания.

Новые исследовательские программы. Кибернетика, искусственный интеллект, информационные технологии. Системная методология. Комплексные исследования и размывание предметных границ. Синергетика. Кризис элементаризма и перестройка категориальной структуры научного мышления. Изменения в социальном положении науки . Наука и научно-техническая революция ХХ в. Новые формы организации науки. Смена ценностных ориентаций и проблема гуманизации науки. Роль науки в решении глобальных проблем современной цивилизации.

Стратегии научно-технического творчества. Соотношение рационального и иррационального, логического и интуитивного в различных типах творческой деятельности. Природа творческого гения. Творчество и логика парадокса. Психологические проблемы научного и технического творчества. Техническое, научное и художественное творчество, их соотношение. Природа научного открытия. Психология научного открытия. Особенности и эвристические особенности методов научного (философского) познания. Дисциплинарная структура науки и процесс творчества. Современные концепции научно-технического творчества. Творчество и эвристика. Взаимосвязь различных методик научного и инженерного творчества. Жизненная стратегия личности в разрешении парадоксов творчества.

Литература для подгот о вки к сдаче вступительного экзамена

в аспирантуру по философии как общенаучной дисциплине

Часть 1. История философии

  1.   «Антропологический поворот» в философии XX века. Вильнюс 1989.
  2.   Аверинцев С. С. Византия и Русь: Два типа духовности // Новый мир. 1988. № 7.
  3.   Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. М.,1988.
  4.   Антология мировой философии. В 4 т. М.,1969-1972
  5.   Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.
  6.   Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и Новое время. М., 1988.
  7.   Баткин Л.М.. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М. ,1989.
  8.   Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М., 1969.
  9.   Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
  10.   Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997.
  11.   Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX - XIX вв. Л.,1989.
  12.   Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993-1994
  13.   Герменевтика: История и современность. М., 1985.
  14.   Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М. ,1982.
  15.   Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  16.   Дао и даосизм в Китае. М., 1982.
  17.   Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия: Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993.
  18.   Древнеиндийская философия: Начальный период. М., 1963.
  19.   Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2 т. М.,1972 — 1973.
  20.   Евлампиев И.И. История русской философии: В 2 т. М., 2002.
  21.   Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
  22.   Зеньковский В.В. История русской философии. Л.,1991.
  23.   Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX начала XX века. М., 1988.
  24.   Ильин И. Постмодернизм: От истоков до конца столетия. М., 1998.
  25.   История диалектики: Немецкая классическая философия. М., 1978.
  26.   История философии: Россия. Запад – Восток. В 2 кн. М., 1995-1996.
  27.   Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994.
  28.   Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972.
  29.   Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1988.
  30.   Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.,1997.
  31.   Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  32.   Кузнецов В.Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986
  33.   Лазарев В. В. Становление философского сознания Нового времени. М.,1987.
  34.   Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
  35.   Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
  36.   Лосский О.Н. История русской философии. М. 1991.
  37.   Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М.,1979
  38.   Майоров Г.Г. Философия Лейбница. М., 1991.
  39.   Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
  40.   Марксистская философия в XIX веке. В 2 кн. Отв. ред. И. С. Нарский. М. 1979.
  41.   Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.
  42.   Мотрошилова Н.С. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
  43.   Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М.,1934.
  44.   Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.
  45.   Проблемы философской герменевтики. М., 1990.
  46.   Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956 (2-е изд. – 1995)
  47.   Рассел Б. История западной философии: В 2 ч. М. 1993.
  48.   Рус Я. История философии в кратком изложении. М.,1991.
  49.   Самосознание европейской культуры XX века. М., 1990.
  50.   Сергеев К. А., Слинин Я. А. Природа и разум: Античная парадигма. СПб., 1990.
  51.   Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.
  52.   Современные теории цивилизаций. М., 1995.
  53.   Соколов В.В. Европейская философия XVI - XVIII веков. М., 1999
  54.   Тарнас Р. История западного мышления. М.,1995.
  55.   Философия. Религия. Культура. М., 1982.
  56.   Философская энциклопедия: В 5 т. М.,1965-1970.
  57.   Философская энциклопедия: В 7 т. М.,2000-2002.
  58.   Французское Просвещение и революция. М., 1989.
  59.   Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.
  60.   Хесле В. Гении философии Нового времени. М., 1991
  61.   Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.
  62.   Человек как философская проблема: Восток — Запад. М.,1991.
  63.   Шохин В. К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.
  64.   Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

Часть 2. Систематическая философия

  1. «Антропологический поворот» в философии XX века. Вильнюс 1989.
  2. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.
  3. Алексеев Б.Т. Философские проблемы формализации знания. Л.,1981
  4. Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994
  5. Аналитическая философия: Избранные тексты. М.,1993
  6. Аналитическая философия: Избранные тексты. М.,1993
  7. Арефьева Г.С. Общество. Практика. Познание. М.,1988
  8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993
  9. Ахутин В.А. История принципов физического эксперимента: от античности до 17 века. М.,1976
  10. Ахутин В.А. Понятие "природы" в античности и в новое время. М.,1988
  11. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М.,1978
  12. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1,2. М., 1991
  13. Башляр Г. Новый рационализм. М.,1987
  14. Башляр Г. Психоанализ огня. М.,1993
  15. Бердяев Н.А. Дух и машина//Судьба России. М.,1990
  16. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990
  17. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
  18. Бунге М. Интуиция и наука. М.,1967
  19. Вартофский М. Природа, число и единичные вещи: мотивация и метод философии Спинозы // Модели. М., 1988.
  20. Вебер М. Избранные произведения. М.,!990
  21. Ведин Ю.П. Познание и знание. Рига, 1983.
  22. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.,1988
  23. Витгенштейн Л. Философские исследования // Философские работы (часть 1). М., 1994.
  24. Время и бытие человека. М.,1991
  25. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
  26. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.,1988
  27. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.,1980
  28. Генон Р. Кризис современного мира, М., 1991
  29. Герменевтика: История и современность. М., 1985.
  30. Глобальный эволюционизм: философский анализ. М., 1994
  31. Горский Д.П. Обобщение и познание. М.,1985
  32. Гудков Л.Д. Метафора и рациональность. М., 1994.
  33. Гусев С.С. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985.
  34. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.,1994
  35. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени// Сочинения. Т.1. М.,1994
  36. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991
  37. Декарт Р. Метафизические размышления // Соч. в 2 тт., т. 2. М., 1990.
  38. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках//Соч.: В 2-х тт. Т.1. М.,1989
  39. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
  40. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1981
  41. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994
  42. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М.,1990
  43. Зиммель Г. Как возможно общество? // Избранное. Т.2. М., 1996
  44. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
  45. Карнап Р. Философские основания физики: Введение в философию науки. М.,1971
  46. Карпинская Р.С. и др. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.
  47. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб., 1993
  48. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии: Критический анализ новейших тенденций в буржуазной философии науки. М.,1987
  49. Кассирер Э. Познание и действительность. М., 1995.
  50. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
  51. Ключевский В.О. Методология русской истории // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988
  52. Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972.
  53. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций в развитии теорий. М.,1985
  54. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980
  55. Котарбиньский Т. Избранные произведения. М.,1963
  56. Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. М.,1983
  57. Кун Т. Структура научных революций. М.,1977
  58. Лазар М.Г. Этика науки. Л.,1985
  59. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967 (2-е изд: 1996)
  60. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
  61. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
  62. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.,1980
  63. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л., 1988.
  64. Логика и теория познания. Л.,1990
  65. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
  66. Марков Б.В. Проблема обоснования и проверяемости теоретического знания. Л.,1984
  67. Марков Б.В. Разум и сердце. СПб., 1993.
  68. Марков Б.В., Пигров К.С. Философия. СПб., 1996
  69. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.
  70. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. М.,1982
  71. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977.
  72. Наука и культура. М.,1984
  73. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. М.,1988
  74. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991
  75. Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1994
  76. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения// Thesis 1993, № 1, вып. 2
  77. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М.,1985
  78. Поппер К. Логика и рост научного знания .М.,1983
  79. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1,2. М., 1992
  80. Поппер К.Р. Нищета историцизма. М.,1993
  81. Портнов А.Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии ХIX- XX вв. Иваново, 1994.
  82. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986. Проблема человека в западной философии М., 1988.
  83. Проблемы философской герменевтики. М., 1990.
  84. Пуанкаре А. О науке. М.,1983
  85. Рассел Б. Человеческое познание: Его сфера и границы. М.,1957
  86. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
  87. Рожанский И.Д. Античная наука. М.,1980
  88. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М., 1957.
  89. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.,1974
  90. Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,1991
  91. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983.
  92. Современная западная социология науки. М.,1988
  93. Современная западная социология. Словарь. М., 1991
  94. Современная западная философия. Словарь. М., 1991
  95. Современные теории цивилизаций. М., 1995.
  96. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и К. Поппера. М.,1988
  97. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
  98. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992
  99. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  100. Тойнби А. Постижение истории. М.,1991
  101. Тулмин С. Человеческое понимание. М.,1984
  102. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.,1990
  103. Уёмов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963.
  104. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,1986
  105. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
  106. Философия и методология истории. М., 1977
  107. Философия и методология науки: В 2-х ч. М.,1994
  108. Философия. Религия. Культура. М., 1982.
  109. Философские проблемы исторической науки. М., 1969
  110. Франк С.Л. Духовные основы общества, М., 1992
  111. Франк Ф. Философия науки: Связь между наукой и философией. М.,1960
  112. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  113. Фрейд З. "Я" и "Оно". Тбилиси, 1990
  114. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  115. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. М.,1987
  116. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.
  117. Фукуяма Ф. Конец истории?//Вопросы философии, 1990, № 3
  118. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992
  119. Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие., М., 1993.
  120. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993.
  121. Хайдеггер М. Что значит мыслить? // Разговор на проселочной дороге. М., 1991.
  122. Холтон Д. Тематический анализ науки. М.,1981
  123. Швырев В.А. Анализ научного познания. М.,1988
  124. Шпет Г. История как проблема логики. М., 1916
  125. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М.,1978
  126. Шютц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования, 1988, №2
  127. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20.
  128. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т. 21.
  129. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
  130. Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994
  131. Ярошевский Т.М. Личность и общество. М., 1973.
  132. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру

по философии как общенаучной дисциплине 

1. История философии 

  1.   Мировоззрение и его исторические типы
  2.   История философия как школа интеллектуальной культуры человечества
  3.   Своеобразие философии в Древней Индии и Древнем Китае
  4.   Проблема происхождения древнегреческой мысли
  5.   Основные идеи философии досократиков
  6.   Проблема бытия в античной философии (Пифагор, Парменид, Платон, Аристотель).
  7.   Основные идеи философии Платона. Сократ и Платон
  8.   Теория государства и права Платона и Аристотеля: сходства и различия
  9.   Философская система Аристотеля
  10.   Основные идеи средневековой философии. Номинализм и реализм
  11.   Философия и искусство эпохи Возрождения
  12.   Великие естественнонаучные открытия Нового времени и их философский смысл
  13.   Философские и общественно-политические идеи французского Просвещения
  14.   Сенсуализм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм. Дж. Беркли)
  15.   Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б.   Спиноза)
  16.   Система «критической философии» И.Канта. Антиномии чистого разума
  17.   «Практическая философия» И.Канта. Идея категорического императива
  18.   Философская система Г.В.Ф. Гегеля
  19.   Марксизм как исторический этап развития философской мысли
  20.   Философия XX века: традиции, поиски, перспективы
  21.   Специфика русской философии. Историософская концепция П.Я. Чаадаева
  22.   Полемика славянофилов и западников в истории русской мысли
  23.   Русский космизм (религиозное, философское и естественнонаучное направления)
  24.   Проблемы государства и права в русской философии XIX-XX вв.

2. Систематическая философия

  1.   Онтология и гносеология в системе философского знания
  2.   Бытие как исходная категория философии. Уровни и формы бытия
  3.   Понятие материи и его эволюция в истории философии
  4.   Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.
  5.   Основные формы движения. Движение и развитие
  6.   Проблема происхождения и сущности сознания
  7.   Проблема истины в философии.
  8.   Социальная философия и философия истории в системе современного гуманитарного знания
  9.   Проблема свободы и ответственности личности
  10.   Проблема отчуждения в социальной философии.
  11.   Особенности социальной диалектики. Понятие прогресса
  12.   Единство и многообразие мировой истории. Культура и цивилизация
  13.   Общественно-историческая практика и ее формы
  14.   Человечество перед лицом глобальных проблем
  15.   Человек: дилемма сущности и существования.
  16.   Индивид, индивидуальность, личность
  17.   Человек как целостность: единство биологического, социального и духовного
  18.   Наука в системе культуры.
  19.   Характерные черты и многообразие форм научного знания
  20.   Формы и методы научного познания
  21.   Классическая и неклассическая наука. Особенности современного научного мышления
  22.   Философско-методологические аспекты современного гуманитарного познания
  23.   Техника и технология. Проблемы научно-технической революции
  24.   Информационное общество и закономерности его становления.

Наверх

Хостинг от uCoz