НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
И.И.Евлампиев
История русской философии.
1. Организационно-методический раздел.
1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является демонстрация основных концепция русской философии на протяжении наиболее плодотворного периода ее развития с начала XIX по середину ХХ века, а также выявление наиболее характерных отличий русской философской традиции от традиции западноевропейской философии.
Для реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
- подробно освещаются дискуссии относительно проблемы начала русской философии и главных тенденций ее развития;
- дается систематическая характеристика основных этапов ее развития;
- рассматривается взаимосвязь философского мировоззрения и общего контекста культуры в истории Древней Руси;
- дается детальная характеристика философских идей и концепций родоначальников самобытной русской философии в начале XIX века (П. Чаадаев, А. Хомяков, А. Герцен и др.);
- подробно анализируется философские взгляды двух наиболее значимых русских мыслителей ? Ф. Достоевского и В. Соловьева;
- рассматривается развитие идей указанных мыслителей в философии конца XIX века ? первой половины ХХ века.
1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
- уметь давать краткую характеристику всем основным этапам развития русской философии;
- четко обозначать основные черты русской философской традиции в ее отличии от западной традиции;
- формулировать смысл противостояния двух школ русской философии XIX века ? западничества и славянофильства;
- излагать смысл двух главных концепций философии XIX века ? концепций всеединства и Богочеловечества;
- знать основные подходы к интерпретации философских взглядов Ф. Достоевского и основные темы его философствования;
- воспроизводить основные идеи философии В. Соловьева;
- воспроизводить смысл этических споров в русской философии XIX века (Л. Толстой, В. Соловьев, К. Леонтьев и др);
- знать основные тенденции развития русской философии в ХХ веке.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Русская философская мысль в контексте мировой философии
Важнейшие черты русской философии: ориентация философии на интерпретацию православного христианства; особое внимание к проблеме человека и проблеме смысла истории; дуалистическое видение оснований мира и человека, антиномизм в подходе к решению основных философских проблем; образно-художественный стиль философствования.
Тема 2. Предыстория русской философии (X-XVII века)
Синтез христианских и языческих элементов в духовной культуре Руси. Византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси. Мировоззрение древнерусской иконописи. Элементы философии в духовной культуре XVI-XVII веков.
Тема 3. Рождение философии в России (XVIII век)
Мыслители петровской эпохи: Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, М. Ломоносов. Русское просвещение и его характерные черты. Мистические и гностические влияния в России. Русские масоны и философское ? образование ? России. Киево-Могилянская академия и философия Г. Сковороды. Философские взгляды Н. Радищева.
Тема 4. Поиски самобытности (первая половина XIX века)
А. Пушкин и П. Чаадаев: поиски основной парадигмы русской культуры и русской философии. Русское шеллингианство. В. Одоевский: концепция интуитивного знания, критика западной цивилизации. Славянофильство: А. Хомяков и И. Киреевский. Концепция мистической Церкви и идей ? цельного ? человека. Русское гегельянство: В. Белинский и А. Герцен. Персонализм позднего Герцена; Герцен и Ф. Ницше. Движение к позитивизму и материализму. Н. Чернышевский. Феномен русского нигилизма.
Тема 5. Философские взгляды Ф. Достоевского
Проблема веры в творчестве Достоевского. Преломление гностико-мистической традиции в мировоззрении Достоевского. Новое понимание человека. Кризис рационализма и попытка понять личность человека как универсальное начало бытия. ?Равноправие ? Бога и человека. Личность как Абсолют. Неканонический смысл идеи бессмертия и воскресения в творчестве Достоевского: образы Ипполита Терентьева (?Идиот?) и Кириллова (?Бесы?). Образ Иисуса Христа в романах Достоевского. Диалектика Богочеловечества и человекобожества. Достоевский и начало русского экзистенциализма.
Тема 6. Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и ?поздних? славянофилов
Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Толстого. ?Философия общего дела? Н. Федорова. Историко-культурологическая концепция Я. Данилевского. Религиозно-эстетическая ?утопия? К. Леонтьева. Леонтьев и Ницше. ?Спор о христианстве?: В. Розанов.
Тема 7. Философская система Вл. Соловьева и его ближайших последователей
Критика отвлеченных начал: поиски новой метафизики. Попытка синтеза гностико-мистической традиции и западного рационализма в системе Соловьева. Соловьев и Достоевский: личность человека как центр бытия. Идея всеединства и новая концепция личности ( ? Лекции о Богочеловечестве ? ). Человек и человечество как главный фактор преображения мирового бытия. Этический и социальный идеал Соловьева (книга ? Оправдание добра ? ). Преломление философских идей Соловьева в творчестве С. и Е. Трубецких.
Тема 8. Русское неолейбницианство и неокантианство
Лейбницеанство А. Козлова и С. Аскольдова. Персоналистская метафизика Л. Лопатина. Философская система Н. Лосского: интуитивистская гносеология и персонализм. Неокантианская философия А. Введенского. Развитие кантианской традиции у философов конца XIX ? XX века.
Тема 9. Религиозный экзистенциализм Л. Шестова
Русская литература как источник философских идей Шестова. Шестов и Ницше. Противопоставление абстрактных принципов и жизни в раннем творчестве Шестова. Критика философии всеединства Соловьева и всей рационалистической традиции. Иррационализм позднего Шестова. Бог как царство Абсурда. Вера как преодоление ? необходимости ? и ? этики ? . Влияние Шестова на развитие западного экзистенциализма.
Тема 10. «Новое религиозное сознание» и философия Н. Бердяева
Д. Мережковский и ?новое религиозное сознание?: синтез христианства и современной культуры. Идея ?христианского гнозиса? в философии Н. Бердяева. Личность как конкретное начало. Персонализм Бердяева. ? Двуединство ? Бога и человека. Бог как полнота творческих возможностей человека. Концепция грехопадения. Мир как ? объективация ? духа; творчество как преодоление ? объективации ? . Бог, человек и Ничто: Бердяев и немецкая мистика (М. Экхарт, А. Силезиус, Я. Бёме).
Тема 11. Этика и социальная философия Б. Вышеславцева, П. Струве и П. Новгородцева
Этика и метафизика Б. Вышеславцева: интерпретация философии Фихте в духе иррационализма и мистицизма; соединение религиозной философии и психоанализа. Социальная философия П. Струве. Философия права и государства П. Новгородцева. Концепция общественного идеала и критика марксизма.
Тема 12. Метафизическая система С. Франка.
Идея личности в ранних работах Франка. Абсолютность личности и творчества и идея универсальности изменчивости, развития. Концепция абсолютного реализма (книга ?Предмет знания?): преодоление противоположности духа и материи; понятие абсолютного бытия; мир как «развертывание» в форме конечности абсолютного бытия (всеединства). Влияние немецкой мистической философии (М. Экхарт, Николай Кузанский) на Франка. Анализ человеческого бытия в книге ? Душа человека ? . Понимание человеческого бытия (душевной жизни) как сферы самораскрытия Абсолюта и идея ?феноменологии?. Франк и М. Хайдеггер: онтология как феноменология человеческого бытия. Этика и социальная философия Франка. Последняя попытка изложения новой метафизики (книга ?Непостижимое?) и противоречие между догматикой и философией.
Тема 13. Философия личности Л. Карсавина
Гностические истоки метафизики Карсавина. Преломление философских идей А. Бергсона в творчестве Карсавина. Понятие личности: личность как ?единство множества? и как ?несовершенное? всеединство (книга ?О личности?). Тварное бытие как трансцендирование Бога в Ничто. Диалектика единства-разъединения в Абсолюте и в тварном мире. Жизнь через смерть. Концепция смерти и бессмертия человека у Карсавина и Достоевский. Окончательное преодоление ? атомистической ? модели человека в философии Карсавина.
Тема 14. Метафизические и религиозно-этические искания И. Ильина
Диалектика индивидуальной самобытности и духовного единства людей в ранних работах Ильина. Тождество Бога и человека и интуитивистская концепция ? философского акта ? . Влияние идей Фихте на Ильина. Неогегельянская концепция Ильина (книга ?Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека?). Внесение иррационалистических и экзистенциальных мотивов в гегельянство. Историческая концепция Ильина: ? неудача ? Творения и неподвластность мира Богу. Человек как ?перекресток? всех противоречий бытия. Гностическая концепция ?страдающего Бога? и непредсказуемость истории. Этика трагического подвига (книга ?О сопротивлении злу силою?). Гностико-манихейские мотивы в этике Ильина. Попытка построения православной философии в поздних сочинениях.
Тема 15. Феноменологическая философия Г. Шпета
Преломление идей Э. Гуссерля в книге ?Явление и смысл?. Взаимодействие традиций русской религиозной философии и феноменологического метода в философии Шпета и других русских философов (С. Франка, Л. Карсавина).
Тема 16. Философия религии и культуры С. Булгакова, П. Флоренского и А. Лосева
С. Булгаков: философия и вера; попытка согласования философии и церковной традиции. Возрождение платоновского дуализма и противоречивость философской концепции Булгакова. Философия Православия и софиология Булгакова (книга ? Свет невечерний ? ). Понятие Софии и его гностические истоки. ?Творящие имена Бытия? (книга ?Философия имени?). Философское завещание Булгакова. П. Флоренский: философия культа и философия культуры. Неадекватность философской концепции Флоренского закономерностям развития современной культуры. Философские и культурологические исследования А. Лосева. Концепция мифа и символа. Интерпретация античной культуры в трудах Лосева.
Тема 17. Развитие философии в советскую эпоху
Русский марксизм и его характерные особенности. В. Ленин и русская религиозная философия: диалектика сходства и противоположности. Утопизм и ? эсхатологизм ? русского большевизма. Немарксистская философия: М. Бахтин и М. Мамардашвили.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету:
3. Литература: