НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

М.Н. Цветаева 

Изобразительное искусство в культуре России

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной целью курса является рассмотрение русского искусства в контексте православного мировоззрения.

Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:

•  раскрывается сущность религиозного миропонимания, трихотономия православной культуры;

•  на основании иконописи и русского авангарда выявляются художественные категории, основы философско-эстетического символизма;

•  анализируются художественные стили от иконы до авангарда, философия образа, времени и пространства, цвето-световая символика.

 

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

•  ознакомиться с основами православного миросозерцания и православной культуры на основе иконописи;

•  знать проблематику христианской антроподлогии;

•  иметь представление об основных категориях культуры, таких как: понятие духовности, образ, смысл сюжета, философия времени и оссновы художественного символизма;

•  ориентироваться в основных именах, стилях, художественных объединениях.

 

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Введение

Проблематика курса истории русского искусства с точки зрения христианского мировоззрения. Понятие образа. Икона и «антиикона». Культ и культура в духостроении человека

 

Тема 1. Духовно-нравственные традиции Древней Руси в контексте русского искусства 18-20 веков

Храм и храмовое сознание. Синтетика жанров и мировосприятия. Проблематика духовных категорий в изобразительном искусстве. Иконостас. Теория иерархии, чина, гармонии. Этос обратной перспективы. Категории пространства, времени, материи в духоустроении иконы. Понятие лика. Архетипы в русской иконе. Слово как формообразующее в картине мира

 

Тема 2. Проблемы психологии и визуального восприятия искусства в системе христианского мировоззрения

Проблема троичности. Элементы возрастной психологии как драматические сюжеты искусства: детство — старость, рождение — воскресение, картина мира и модель сознания. Вертикаль и горизонталь в структуре жизни и искусства. Восток и Запад о смысле художественного творчества, о символах изобразительного искусства. Невербальные языки и органы чувств в моделях искусства.

 

Тема 3. Категории искусства. Икона и русский авангард

Храм и театр. Портрет и икона. Виды перспективы (идеографическое, обратное, синтетическое пространство). Теория цвета и света. Категории Вельфлина. Понятие монументального, декоративного, плоскостного в контексте духовных ценностей. Сюжет и текст в религиозном и светском искусстве. Ритм, симметрия, равновесие в аспектах гармонического и дисгармонического бытия. Обобщенность и индивидуальность в системе соборности и субъективности мировосприятия.

 

Тема 4. История русского искусства XVIII  — начала XX века

Стилевые течения (барокко — символизм). Проблема канона. Вечность и время. Духовно-нравственная проблематика исторического, портретного, пейзажного жанров. Анализ «текстов» и эволюция жанров в русском искусстве. Художественные школы XVIII  — начала XX вв. Основные объединения и ведущие мастера русской живописи. Философия авангарда. Духовно-эстетическая программа реализма — символ и натура.

 

Тема 5. Искусство XX века

Мифологемы XX века. Основные тенденции и стили искусства второй половины XX века. Русский андеграунд. Проблемы изобразительного искусства в духовном строении культуры.

 

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

  1.   Духовно-нравственные традиции Православия в контексте русского искусства.
  2.   Культ и культура. О духовности.
  3.   Основы христианской антропологии.
  4.   Понятие о религиозном символизме. Онтология "Троицы" А. Рублева.
  5.   Основные аспекты православного миросозерцания на примере житийных икон.
  6.   Проблемы психологии в системе христианского мировоззрения. Трихотомия человека. О теле душевном и духовном.
  7.   Аксиология возраста: от эго-структуры до жертвенности.
  8.   Элементы возрастной психологии как драматические сюжеты искусства: детство - старость, рождение - воскресение.
  9.   Понятие художественного образа. Икона и антиикона в духовном устроении мира. Античные и христианские представления о красоте духовно-телесного.
  10.   Храм и храмовое сознание.
  11.   Образно-символические категории искусства: время, пространство, светоцветовые символы; теория иерархии, эволюции и гармонии.
  12.   Архетипы жанров: портрет, историческая картина, пейзаж, натюрморт.
  13.   Стиль как исповедь художника: образ бытия в русском искусстве от иконы до авангарда.
  14.   Проблемы антропологии в неоязычестве и христианстве.

3.Учебно-методическое обеспечение курса.

3.1 Общие указания.

В данном курсе используются классические аудиторные методы, изобразительный материал, практические занятия в Государственном Русском Музее.

 

3.2 Литература.

  1. Алфавит Духовный святителя Дмитрия Ростовского. М., 1991
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  4. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 томах. М., 1994.
  5. Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб., 1995.
  6. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. СПб., 1994.
  7. Войно-Ясенецкий В. Ф. Дух. Душа. Тело. М., 1997.
  8. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1965.
  9. Всеобщая история искусств. В 6 томах. М., 1964.
  10. Горина Т.Н. Русское искусство второй половины 19 века. 1962.
  11. Давыдова М.В. очерки развития театрально-декорационного искусства. М.,1974.
  12. Жегин Л.Ф. Язык изобразительного произведения. М., 1970.
  13. Коваленская Н. Русский классицизм: Живопись, скульптура, графика. М., 1960.
  14. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.
  15. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.
  16. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992.
  17. Лунин Н.Н. Русское и советское искусство. М., 1976.
  18. Лясковская О.А. Пленэр в русской живописи XIX века. М., 1966.
  19. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины. М., 1983
  20. Памятники мирового искусства. Русское искусство XIX - начала XX века. М., 1972.
  21. Преподобный Иоанн Лествичник: Лествица. СПб., 1996.
  22. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.
  23. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М., 1980.
  24. Русский эрос или философия любви в России. М., 1991.
  25. Русское искусство 18 — первой половины 19 века. М., 1971.
  26. Русское искусство барокко. М., 1974.
  27. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.
  28. Серов Н.В. Хроматизм мифа. Л., 1990.
  29. Стасов В.В. Избранные сочинения. В 3 томах. М., 1952.
  30. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала 20 века. М., 1976.
  31. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 годов. М., М., 1980.
  32. Тарабукин Н. Проблемы пространства в живописи // Вопросы искусствоведения. 1993, № 1-4.
  33. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. М., 1975.
  34. Флоренский П. Иконостас // Богословские труды. М., 1972. № 9.
  35. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М. 1990.
  36. Хогарт У. Анализ Красоты. Л., 1987.
  37. Эфрос А. Два века русского искусства. М., 1969.
  38. Юнг К. Психологические типы. М., 1992.

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz