НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
М.Н. Цветаева
Изобразительное искусство в культуре России
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является рассмотрение русского искусства в контексте православного мировоззрения.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:
раскрывается сущность религиозного миропонимания, трихотономия православной культуры;
на основании иконописи и русского авангарда выявляются художественные категории, основы философско-эстетического символизма;
анализируются художественные стили от иконы до авангарда, философия образа, времени и пространства, цвето-световая символика.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
ознакомиться с основами православного миросозерцания и православной культуры на основе иконописи;
знать проблематику христианской антроподлогии;
иметь представление об основных категориях культуры, таких как: понятие духовности, образ, смысл сюжета, философия времени и оссновы художественного символизма;
ориентироваться в основных именах, стилях, художественных объединениях.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Введение
Проблематика курса истории русского искусства с точки зрения христианского мировоззрения. Понятие образа. Икона и «антиикона». Культ и культура в духостроении человека
Тема 1. Духовно-нравственные традиции Древней Руси в контексте русского искусства 18-20 веков
Храм и храмовое сознание. Синтетика жанров и мировосприятия. Проблематика духовных категорий в изобразительном искусстве. Иконостас. Теория иерархии, чина, гармонии. Этос обратной перспективы. Категории пространства, времени, материи в духоустроении иконы. Понятие лика. Архетипы в русской иконе. Слово как формообразующее в картине мира
Тема 2. Проблемы психологии и визуального восприятия искусства в системе христианского мировоззрения
Проблема троичности. Элементы возрастной психологии как драматические сюжеты искусства: детство — старость, рождение — воскресение, картина мира и модель сознания. Вертикаль и горизонталь в структуре жизни и искусства. Восток и Запад о смысле художественного творчества, о символах изобразительного искусства. Невербальные языки и органы чувств в моделях искусства.
Тема 3. Категории искусства. Икона и русский авангард
Храм и театр. Портрет и икона. Виды перспективы (идеографическое, обратное, синтетическое пространство). Теория цвета и света. Категории Вельфлина. Понятие монументального, декоративного, плоскостного в контексте духовных ценностей. Сюжет и текст в религиозном и светском искусстве. Ритм, симметрия, равновесие в аспектах гармонического и дисгармонического бытия. Обобщенность и индивидуальность в системе соборности и субъективности мировосприятия.
Тема 4. История русского искусства XVIII — начала XX века
Стилевые течения (барокко — символизм). Проблема канона. Вечность и время. Духовно-нравственная проблематика исторического, портретного, пейзажного жанров. Анализ «текстов» и эволюция жанров в русском искусстве. Художественные школы XVIII — начала XX вв. Основные объединения и ведущие мастера русской живописи. Философия авангарда. Духовно-эстетическая программа реализма — символ и натура.
Тема 5. Искусство XX века
Мифологемы XX века. Основные тенденции и стили искусства второй половины XX века. Русский андеграунд. Проблемы изобразительного искусства в духовном строении культуры.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
3.Учебно-методическое обеспечение курса.
3.1 Общие указания.
В данном курсе используются классические аудиторные методы, изобразительный материал, практические занятия в Государственном Русском Музее.
3.2 Литература.