НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
М.Ю.Романенко
Онтология и теория познания. Современные проблемы.
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной целью курса является у своение слушателями ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе подготовка к восприятию других философских дисциплин. Формирование навыков самостоятельного мышления (элементы анализа, оценки) и профессионального общения.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи :
— Изучить основные этапы развития и современное состояние онтологии и теории познания.
— Сформировать теоретические представления:
— об основных аспектах бытия и категориальном многообразии онтологических моделей, о природе сознания, языка и общения;
— о природе человеческого познания, видах и методах познания, разнообразии современных теоретико-познавательных моделей;
— о природе истины, разнообразных способах ее аргументации (теории истины);
— вырабатывать приемы анализа проблем онтологии и теории познания (на основе сложившихся парадигм их решения в современной философии), а также навыки использования различных методов познания.
По отношению ко всем остальным философским дисциплинам курс «Онтологии и теории познания» представляет фундаментальные основы философских знаний, является базовым курсом в профессиональной подготовке (переподготовке) и играет ключевую роль при изучении всех остальных профилирующих дисциплин.
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
- знать содержание тем и проблем курса «Онтология и теория познания», основных онтологических и гносеологических концепций; иметь полное представление об использовании ключевых понятий онтологии и теории в других областях философского знания и других гуманитарных науках;
- уметь самостоятельно анализировать онтологические и гносеологические концепции, оценивать их роль в развитии философии и их современное состояние. Разбираться в методах онтологического исследования и методах построения теории познания;
уметь оперировать понятиями современной методологии познания,
применять их в разных «техниках» познания.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Часть 1. Онтология
Введение . О предметных особенностях онтологического знания; соотношение понятий «философия» и «онтология». Место и роль онтологии в структуре философского знания. О соотношении философских, религиозных и специальных значений онтологии.
Тема 1 . Основные парадигмы развития философской онтологии. Мифологические истоки онтологических моделей мира. Онтология как учение о бытии. Онтологические парадигмы в античной и средневековой философии. Онтологические парадигмы в философии Нового времени. Проблема бытия в современной философии (основные парадигмы).
Тема 2 . Основной онтологический вопрос. Бытие и ничто; бытие и становление; бытие и сущее (сущность, существование). Бытие как реальность; типы реальности. Образ природы в философии и науке. Категориальные аспекты бытия (целостность, разнообразие, действительность, необходимость, возможность). Пространство и время как формы бытия (историко-философская эволюция). Дисциплинарные значения пространства и времени (математические, физические, биологические, лингвистические, социальные, исторические, культурологические и психологические). Универсальные свойства пространства и времени.
Тема 3 . Бытие как жизнь. Проблема происхождения жизни. Аспекты человеческой жизни (социальные, исторические, культурные и индивидуально-личностные аспекты). Понятие об антропогенезе; эволюция и культурная история человека.
Тема 4 . Психика, сознание, бессознательное. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, к другим людям (история, культура, общество), к самому себе (индивидуальность, личность). Антропогенетические константы сознания. Психика как опыт. Соотношение души и тела как онтологическая проблема (историко-философское развитие; психофизиологические аспекты). «Бессознательное» как телесно-психический феномен (семиотические, энергетические, информационно-коммуникативные, культурологические свойства).
Тема 5 . Язык и структуры сознания. Понятие языка; онтологический статус языка (основные концепции) или проблема языкового выражения бытия. Гипотезы происхождения языка. Знаковая природа языка и семиотика бытия. Типология знаков. Знак и символ. Язык, речь и сознание. Когнитивные структуры сознания (перцепция и мышление). Эмоциональные структуры сознания. Волевые структуры сознания. Структуры памяти. Интерсубъективная природа сознания; онтология коммуникаций (структура коммуникации и поведение людей).
Часть 2. Теория познания
Введение . Предметные особенности философской теории познания; опыт и познание. Культурно-исторические предпосылки формирования теории познания. Понятие о методах познания; методы философского познания. Дисциплинарные различия теории познания; соотношение философской и специализированных теорий познания.
Тема 1 . Развитие и современное состояние теории познания. Классическая теория познания (основные парадигмы в античной и средневековой философии). Парадигмы познания в философии Нового времени. Дискурсы познания в современной философии (аналитическая, прагматическая, герменевтическая, феноменологическая и экзистенциалистская парадигмы).
Тема 2 . Природа познания. Познание и знание. Познание как человеческая деятельность. Интерсубъективная природа познания (проблема познания в контексте истории, культуры и общества). Познание как производство знания; знание, мнение, убеждение, вера. Признаки знания (умозрительное, откровение, опытные, явные, скрытые, коллективные, индивидуально-личностные, ценностные). Виды познания (повседневное, религиозное, художественное и научное).
Тема 3 . Способы познания. Чувственное познание; когнитивное взаимодействие ощущений, восприятия и представления. Мышление как рациональный способ познания; взаимосвязи образного и понятийного познания. Познание как творчество; воображение, интуиция и вымысел. Проблема рациональности в познании; типы рациональности. Роль языка в процессах познания. Познание и общение. Логика и язык: познание как диалог; познание как игра. Проблема понимания или герменевтика.
Тема 4 . Особенности познания в естественных, социальных и гуманитарных науках. Эмпирическое познание (понятие факта и его описание, наблюдение, эксперимент). Понятие гипотезы и ее обоснования в науке. Научная теория, методы ее построения и функции в познании; виды научного объяснения. Особенности религиозного познания. Особенности художественного познания.
Тема 5 . Проблема истины. Историко-философская судьба понятия истины. Теории истины в современной философии. Истина как цель и результат познания. Истина и ложь. Знание и вера (соотношение философского, научного и религиозного понятия истины). Истина как ценность (культурологические, социальные и прагматические аспекты). Проблема критериев истины.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
детские кроватки для новорожденных
3. Литература.
Основная
Дополнительная