НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
М.В.Попов
"Наука логики" Гегеля
1. Организационно-методический раздел.
1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.
Основной задачей курса является привлечение внимания слушателей к фундаментальному философскому произведению Г.В.Фр. Гегеля, которое представляет собой по сути дела единственный компендиум диалектики, направление слушателей на самостоятельное систематическое изучение этого гениального философского труда с целью овладения диалектическим методом.
Актуальность штудирования главного гегелевского произведения связана с необходимостью диалектической обработки достижений естественных и гуманитарных наук и исследованием противоречивых процессов общественного развития в ХХ1 веке.
Растущий интерес к освоению диалектического метода является объективной тенденцией развития современной философской мысли и человеческого мышления вообще. Освоив и включив в структуру методологии естественных и гуманитарных наук метафизический метод мышления, формальную логику, человечество в освоении диалектической логики находится еще в самом начале, и с этим связаны многие потери и упущения в теоретическом и практическом освоении современного мира.
Структурно-тематически курс выстроен следующим образом. Отразив вначале необходимость предварительно специально остановиться на предмете логики и методе ее изложения и освоения, он затем воспроизводит в основе структуру собственно «Науки логики». Упор при этом сделан на выявлении переходов более абстрактных категорий в менее абстрактные категории и тем самым на овладении диалектическим методом исследования и изложения
1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По итогам изучения курса обучающийся должен:
знать, чем отличается диалектика от метафизики, диалектическая логика от формальной логики;
знать какой закон в диалектической логике встает на место закона исключенного третьего;
уметь самостоятельно совершать диалектические переходы, двигаясь логически от менее содержательных к более содержательным логическим категориям;
иметь общее представление о системе категорий «Науки логики» Гегеля и ее месте и роли в системе философских и социально-гуманитарных наук.
2.Содержание дисциплины.
2.1 Краткое содержание тем
Тема 1. Предмет науки логики, 2 ч.
Логика изучает понятия в их движении, в их переходах друг в друга и в противоположные им. Она исследует движение мысли в форме понятий как отражение в человеческом языке в обобщенном виде развития природы, об-щества и мышления, поскольку язык сохраняет и закрепляет то, что миллио-ны раз повторено в актах познания действительности, как теоретического, так и практического. Через изучение языка как отражения мира не только возможно его познание, но это изучение оказывается познанием закономер-ного в мире, повторяющегося, устойчивого. Постигается такое общее, кото-рое не находится рядом с особенным, а вбирает в себя все богатство особен-ного.
Тема 2. Метод, 2ч.
Метод, согласно диалектическому определению Гегеля, -- это осознание формы внутреннего самодвижения содержания исследуемого предмета. Ме-тод исследования и изложения логики предполагает раздвоение единого и познание противоречивых сторон его. Тезис, антитезис, синтезис – таков об-щий ход диалектического метода, который выдержан в «Науке логики» с са- мого начала и до самого конца. Научная система выступает как система зна-ний, где начало есть неразвитый результат, а результат есть развернутое на-чало. Принцип исключенного третьего, характерный для формальной логики, преодолевается в логике диалектической, поскольку в ней относительно каж-дого понятия могут быть сделаны и имеют смысл прямо противоположные высказывания, диалектический синтез которых только и дает истину.
Тема 3. Логические переходы качества, 2ч.
Началом науки логики, ее первой категорией является чистое бытие. Его рассмотрение необходимо приводит к мысли, что чистое бытие переходит в чистое ничто. Движение исчезновения одного в другом, становление, содер-жит своими моментами прехождение и возникновение и снимает себя, пере-ходя в наличное бытие. В наличном бытии обнаруживается ничто, но уже как небытие. Небытие, принятое в бытие так, что конкретное целое имеет форму бытия, составляет определенность наличного бытия. Определенное наличное бытие есть нечто. Нечто, взятое со своей имманентной границей – это конечность. Конечность переходит в бесконечность, моменты которой – бесконечное и конечное. Бесконечность определяет себя как для-себя-бытие.
Тема 4. Логические переходы количества, 2ч.
Количество как снятое качество. Чистое количество, непрерывная и дис-кретная величина, ограничение количества. Определенное количество. Чис-ло, экстенсивное и интенсивное определенное количество, количественная бесконечность. Количественное отношение.
Тема 5. Логические переходы меры, 2ч.
Специфическое количество (специфическое определенное количество, специфицирующая мера, для-себя-бытие в мере). Реальная мера (отношение самостоятельных мер, узловая линия отношений меры, безмерное). Станов-ление сущности (абсолютная неразличенность, неразличенность как обрат-ное отношение ее факторов, переход в сущность).
Тема 6. Логические переходы сущности как рефлексии в самой себе, 2ч.
Видимость (существенное и несущественное, видимость, рефлексия). Определенные сущности или рефлективные определения (тождество, разли-чие, противоречие). Основание(абсолютное основание, определенное основа-ние, условие). Переход сути дела в существование.
Тема 7. Логические переходы явления, 2 ч.
Существование (вещь и ее свойства, вещь состоит из материй, растворе-ние вещи). Явление (закон явления, являющийся мир и в себе сущий мир, разложение явления). Существенное отношение (отношение между целым и частями, отношение между силой и ее проявлением, отношение внешнего и внутреннего)
Тема 8. Логические переходы действительности, 2 ч.
Абсолютное (развертывание абсолютного, абсолютный атрибут, модус абсолютного). Действительность (случайность или формальная действитель-ность, формальная возможность и формальная необходимость, относитель-ная необходимость или реальная действительность, реальная возможность и реальная необходимость, абсолютная необходимость). Абсолютное отноше-ние (отношение субстанциальности, отношение причинности, взаимодейст-вие).
Тема 9. Логические переходы субъективности, 2 ч.
Понятие (всеобщее понятие, особенное понятие, единичное). Суждение (суждение наличного бытия, суждение рефлексии, суждение необходимости, суждение понятия). Умозаключение (умозаключение наличного бытия, умо-заключение рефлексии, умозаключение необходимости).
Тема 10. Логические переходы объективности, 2ч.
Механизм (механический объект, механический процесс, абсолютный ме-ханизм). Химизм (химический объект, процесс, переход химизма). Телеоло-гия (субъективная цель, средство, существенная цель).
Тема 11. Логические переходы идеи, 2ч.
Жизнь (живой индивид, процесс жизни, род). Идея познания (идея истин-ного, идея блага). Абсолютная идея как тождество теоретической и практи-ческой идей, как знающая себя истина и вся истина, как предмет и содержа-ние философии.
Тема семинарского занятия №1 Логические переходы объективной логики, 4ч.
Логические переходы определенности (качества).
Логические переходы величины (количества).
Логические переходы меры.
Логические переходы сущности как рефлексии в самой себе.
Логические переходы явления.
Логические переходы действительности.
Тема семинарского занятия №2. Логические переходы субъективной логики, 4ч.
Логические переходы субъективности.
Логические переходы объективности.
Логические переходы идеи.
2.2. Примерный перечень вопросов к зачету
Осуществить логические переходы:
1) чистого бытия в чистое ничто;
2) чистого ничто в чистое бытие;
3) становления в наличное бытие;
4) наличного бытия в нечто;
5) нечто в конечность;
6) конечности в бесконечность;
7) бесконечности в для-себя-бытие;
8) для-себя-бытия в количество;
9) количества в меру;
10) меры в сущность;
11) видимости в рефлексию;
12) тождества в различие;
13) различия в противоположность;
14) противоположности в противоречие;
15) противоречия в основание;
16) условия в существование;
17) существования в явление;
18) абсолютного в действительность;
19) понятия в суждение;
20) суждения в умозаключение;
21) идеи истинного в идею блага;
22) идеи блага в абсолютную идею.
3. Литература.