Главная |
В начало раздела |
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 09.00.13 РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Тема 1: Религия как предмет научного исследования.
Определения религии. Теология и философия религии. Методы изучения религии: социологический, сравнительно-исторический, антропологический, психологический, феноменологический, герменевтический. Основные направления современного сравнительного религиоведения.
Тема 2: Религия и культура.
?Сакральное? в культуре. Священное и профанное. Проблема религиозного символизма. Космогонические представления. Мессианизм. Многообразие и единство исторических форм религии. Типология религии.
Тема 3: Архаический тип культуры и проблемы религии
Проблема первобытного мышления и теории происхождения религии. Первобытная культура и религия. Особенности мифологического сознания. Мифологическое пространство и время. Миф и ритуал. Знак и символ. Виды мифов. Миф, эпос, сказка. Проблема ранних форм религии Понятие об исторических корнях религии и редукционизм. Архаический тип культуры и религии эпохи цивилизаций.
Тема 4: Мировые религии
4.1 Буддизм
Возникновение буддизма. Особенности буддизма как религии. Источники по истории раннего буддизма. Учение Будды. Этика раннего буддизма. Буддийские философские представления. Хинаяна. Махаяна. Варджаяна. Буддизм в культурах Центральной (Тибет, Монголия) и Восточной (Китай, Корея, Япония) Азии. Буддизм и традиционные верования и обряды. Буддизм ? мировая религия.
Буддизм на территории России. Особенности вероучения и культа. Синкретизм.
Дзэн-буддизм в современной культуре Запада.
4.2 Христианство
Проблемы происхождения христианства. Кумранские находки и проблема происхождения христианства. Христианство и античная культура. Раннее христианство: особенности вероучения и культа. Христианство ? государственная религия Римской империи. Генезис новозаветной литературы. Апокрифы. Библия: Ветхий и Новый Завет. Формирований христианской догматики. Патристика. Первые Вселенские соборы и символ веры. Формирование культа. Разделение церквей. Основные этапы истории христианства в Западной Европе. Католицизм V-XV вв. Папство и светская власть. Монашеские ордена. Крестовые походы. Схоластика. Томизм. Ереси и народные движения. Инквизиция. Человек и Бог в средневековой народной культуре. Католицизм и протестантизм XVI-XVII вв. Реформация и народные движения. Гуманизм и Реформация. Лютер. Кальвин. Контрреформация. Этапы истории протестантизма. Христианство на Западе в XVIII-XIX вв. Философская критика религии XVII-XVIII вв. Папство в XIX в. Социальная доктрина католицизма. Эволюция протестантизма. Католицизм и протестантизм в России. Католицизм в ХХ в. Второй Современная католическая философия.
Современный протестантизм. Основные течения. Особенности их вероучения и культовой практики. Современная протестантская теология и философия.
Православие.
Византия и христианство. Автокефальные православные церкви. Особенности вероучения. Православный храм. Обряды и праздники. Церковь и государство: принцип ?симфонии?. Православие в России. Дохристианские верования славян. Проблема ?Крещения Руси? в исторической литературе. Значение христианизации. Церковь и татаро-монгольское иго. Монастыри и монашество. Культ святых. Христианство и древнерусская культура. Церковь и централизация русского государства. Ереси и народные движения (XIV-XVI вв.) Реформы патриарха Никона (XVII в.) Старообрядчество. Церковь и реформы Петра I. Церковь в XVIII в. Церковь и государство в XIX в.: православие ? самодержавие ? народность. Церковь и православное сектантство. Антиклерикальные крестьянские движения в начале ХХ в. Церковь и Государственная Дума: проблемы свободы совести и церковной собственности; клерикализм. Кризис православия. Поместный собор 1917 г. Революция и церковь. Церковь и советское государство. Православие в современной России. Социальная доктрина РПЦ. Основные направления православного богословия и религиозной философии.
4.3 Ислам
История возникновения ислама. Шииты, хариджиты и сунниты. Ислам и арабские завоевания. Распространение ислама. Коран. Сунна и хадисы. Вероучение ислам. Пять столпов ислама. Обряды и праздники. Шариат. Калам. Суфизм. Течения и секты в исламе. Основные направления мусульманской теологии и философии. Исламский фундаментализм. Ислам в современном мире.
Тема 5: История философии религии.
Философия религии, религиозная философия, теология. Античная философия религии. Общая характеристика. Становление христианской теологии и философии. Средневековое богословие и философия. Латинские и восточные истоки средневековой схоластики. Проблема доказательства бытия Бога.
Философия религии в эпоху Возрождения. Переход от средневекового теоцентризма к антропоцентризму ренессансного мировоззрения. Адогматизм, рационализм, гуманизм ? основные черты философской рефлексии над христианством (Дж. Пико Мирандола, Пьетро Помпонацци и др.). Новая рецепция античной философии. Филологическая и историческая критика древних текстов. Антиклерикализм и нравственная критика духовенства (Ф.Петрарка, Д.Бокаччо, Л.Валла, Ф.Рабле). Проблема свободы воли, предопределения и личного самоопределения христианина.
Философия Реформации. Бог и человек как субъекты воли.
Наука и теология в философии религии XVII века. Бог как проблема в рационалистической картине мира (дуализм Декарта, пантеизм Спинозы, предустановленная гармония Лейбница). Научный и теологический язык метафизики XVII века. Сенсуалистическая интерпретация традиционных теологических и философских проблем в английском эмпиризме (Бэкон, Гоббс, Локк). Мир как объективная реальность и как проблема понимания. Предпосылки скептицизма и агностицизма в богопознании. Философско-политический трактат Б.Спинозы. Начало научно-исторического исследования Библии. Пантеизм.
Философия религии эпохи Просвещения. Философия "устранения" Бога: от деизма (Толанд, Коллинз, Вольтер) к атеизму (Бейль, Мелье, Дидро, Гольбах). Разум как основание религии и радикальной критики религии, теологии, церкви. Темы физики и этики, натуры и культуры, теоретической и практической философии, веры и знания в философии религии Просвещения. Дидро, Гольбах о происхождении веры в богов и корнях религии. Философия религии И.Канта. Проблема соотношения веры и знания. И.Кант о доказательствах бытия Бога. Мораль и религия.
Философия Гегеля как составная часть его философской системы. Учение Гегеля об Абсолютном Философия религии Л. Фейербаха. Материализм и антропология ? методологические основания философии религии Л.Фейербаха. Концепция религиозного отчуждения.
Экзистенциальная апология веры (С.Кьеркегор, Л.Шестов, П.Тиллих, М.Бубер). Критика теологического догматизма и метафизики. Философская вера К.Ясперса. Религиозная тема в экзистенциальной философии М.Хайдеггера.
Психология и философия религиозного опыта У.Джеймса. Природа религиозности в психоаналитической теории З.Фрейда. Интерпретация религиозной проблематики в аналитической психологии К.Г.Юнга. Религия в системе культуры: Э.Фромм. Философия религии и современные католическая и протестантская теологии.
Литература:
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема 1. Образ человека в истории философии
Человек в зеркале своей мысли. Идея человека. Самопознание. Человек и бытие. Человек и Бог. Духовность. Нечеловеческое в человеке. Право и справедливость. Свобода. Познание и ценности. Разум и тело. Человек и общество. Человек и природа. Открытость и незавершенность человека. Системный подход к человеку. Человек и цивилизационный процесс. Человек в гетерогенном и мультикультурном пространстве современности.
Тема 2. Античная забота о себе
Дионисийское и аполлонийское в античной культуре. Дисциплинарные пространства античной культуры: гимназия, храм, агора. Культ телесности. Открытость. Агон. Роль знания и рассудительности в формировании человека. Платон и Аристотель о государственных добродетелях человека. Человек как проблема в поздней античной философии.
Тема 3. Антропология Ветхого и Нового Завета
Человек и Бог в христианской философии. Адам и Христос. Учение о родовом грехе, искуплении и спасении. Плоть и душа. Грех и покаяние. Свобода воли. Вера и знание. Бог и любовь. Бог как абсолютный защитник. Рай, ад, чистилище. Работа над телом: аскетизм, сопереживание страданиям Христа. Религиозная антропология. Коммуникация человека и Бога. Бог теологов и философов.
Тема 4. Антропология разума
Культ разума. Феномен публики. Здравый смысл общественности. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум. Познание и вера. Чувственность и рассудок. Учение о Я. Пpоблема субъекта. Кpитика этики чувств. Нpавственный долг. Свобода. Вкус. Теоретическое и практическое Я у Фихте. Воля и интеллект. Проблема индивидуальности: Фихте и Шлейермахер. Проблема человека в "Философии духа" Гегеля.
Тема 5. Проблема человека в русской философии
Антропоцентризм и религиозность в русской философии. Закон и благодать. Учение о сердце. Славянофильская антропология. Религиозно-антpопологические взгляды Л.Н.Толстого. Религиозный мир Ф. М.Достоевского. Одухотвоpение человека. Соловьев и Шелер. Антpопология Бердяева. Свобода и творчество. Проект человека Л.Шестова. Евpазийство. Духовный опыт и непостижимое у С.Л.Фpанка.
Тема 6. Антропологический поворот в современной философии.
Место человека в космосе. М.Шелер. Сущность и формы симпатии. Любовь и ненависть. Феноменология духовного опыта. Бытие и ценности. Теоморфная антропология. Социология эмоционального познания. Экзистенциальная философия и философская антропология. Ясперс, Хайдеггер, Сартр и традиция европейского гуманизма. Разум и экзистенция. Теория коммуникативного действия у Ю.Хабермаса. Герменевтика и антропология.
Тема 7. Проблема человека в пострантопологическую эпоху
Человека в постмодернистской антропологии. Деконструкция как преодоление жестких оппозиций классической антропологии. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы Другого. Психо - и шизоанализ. Психоанализ и семиотика. Лакан. Производство желаний. Гетерогенность человеческого. Шизоанализ Делеза и Гваттари. Знание и власть у Фуко.
Тема 8. Биологическая и культурная антропология.
Природа, культура и цивилизационный процесс. Г.Плеснер. Ступени органического и человек. Дуальная природа человека у А.Гелена. Человек как "недостаточное существо". Биокультурная этика. Инстинкты и социальные институты. К.Лоренц об агрессивности. Социокультурная антропология М.Ландмана. Историческая антропология. Древние общества как формы человеческого единства. Потлач. Семья и структуры родства. Иерархическое общество. Этноантропология. Проблема Чужого. Структурная антропология Леви-Стросса Семиотика культуры. Социогенез и цивилизационный процесс в работах Н. Элиаса. Роль благородных сословий. История телесности и чувственности. Человек как творец и творение культуры. Открытость и незавершенность человека. Природа и культура. Первобытные общества. Своеобразие культур: обычаи,традиции, нормы поведения. Секс и гендер. Перформативная теория пола. Городская культура. Человек в пространстве мегаполиса.
Тема 9. Политическая антропология.
Человек и государство. Сила и интерес. Генеалогия морали. Власть сильных и власть слабых. Право и справедливость. Сила и справедливость. Экономика, политика и нравственность. Проблема свободы. Формы протеста и эмансипации. Антропология террора и насилия. Раса, этнос, народ и нация. Национальное и национализм. Полиморфная техника власти и опыт освобождения в современном обществе. Власть советников и экспертов. Институты общественности и проблемы демократии. Человек в сетях репрезентации. Анонимность власти. Дисциплинарные практики и общество контроля (Фуко и Делез). Антропология соблазна. "Масс-медиа" и манипуляция общественным мнением.
Тема 10. Антропология тела и души.
Открытие бессознательное. Либидо и его сублимация в культуре. Энергия желания, вытеснение и замещение. Циркуляция, обмен, присвоение и переприсвоение психической энергии. Социальная природа душевных явлений. Экзистенциальный психоанализ Бинсвангера и Ясперса. Психотерапия. Разум и безумие. Природа фантазма. Символическое, воображаемое и реальное у Лакана. Человек в больном обществе. Психоанализ Э.Фромма. Антипсихиатрия Р.Лэнга. Антропология тела. Тело как организм. Возраст. Мать и ребенок. Образы детства в европейской культуре. Культ юности. Старость. Геронтология. Здоровье и болезнь. Проблема выживания. Тело как феномен культуры. Забота о теле. Тело и власть. Контроль за телом. Внешность. Производство телесности. Дисциплинарные пространства и дисциплинарные практики. Сдержанность и дисциплина. Аскетизм и экономия. Общество потребления. Производство желаний. Перверсии. Наркотики.
Тема 11. Проблема жизни и смерти в философской антропологии.
Проблема смысла жизни. Искусство жизни и умирания в древней философии. Культ смерти в христианстве. Воскресение и загробное воздаяние. Интенсификация переживания смерти в культуре. Деградация традиционных пространств и ритуалов умирания. Фильмы ужасов. Право на смерть и право на жизнь. Эвтаназия. Биологические проблемы жизни и смерти. Долголетие. Болезнь и здоровье. Критические ситуации. Самоубийство. Смысл жизни и ценности жизни.
Литература
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Культурологическое знание в системе наук. Особенности философского изучения культуры
Многозначность понятия " культура"в обыденной речи и в научном употреблении. Культура как философская категория в оппозиции " натура (природа) ? культура".Становление культурологического знания в эпоху Просвещения. Два подхода к культуре ? Кант и Гердер. Философский, конкретно-исторический, этнографический подходы к построению теории культуры XIX века (Гегель, Буркхардт, Данилевский, Тейлор). Развитие культурологической мысли в XX веке (Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Кассирер, американская культурантропология, русская религиозно-философская мысль). Влияние на культурологию новых научных дисциплин и методологий (семиотического, информационного, этологического подходов). Состояние культурологического знания за рубежом во второй половине XX века.
Тема 2. Место культуры в системе бытия
Невозможность представления культуры как живой целостности при индуктивно-эмпирическом, суммативном подходе к ней как " совокупности" предметов, процессов, ценностей, действий и т.д. Эвристическая продуктивности противоположного пути ? выявление культуры как подсистемы бытия, порожденной его эволюцией и оказавшейся необходимой формой существования человечества.
Тема 3. Человеческая деятельность и культура.
Философское описание человеческой деятельности как целостно-расчлененной системы субъектно-объектных отношений. Три возможных и необходимых типа этих отношений: субъектно-объектное, субъектно-субъектное и синкретическое. Предметная деятельность как субъектно-объектное отношение. Три вида предметной деятельности: преобразовательный (практический и проективный), познавательный, ценностно-ориентационный.. Коммуникация как субъектно-объектное отношение (передача информации) и общение как субъектно-субъектное взаимодействие (совместная выработка новой информации). Художественная деятельность как недифференцированное единство предметной деятельности и общения.
Тема 4. Человек как творец культуры.
Внутренние стимулы деятельности как проявление активности субъекта ? " сущностные силы" человека. Три модальности сущностных сил, необходимых для реализации деятельности ? потребности, способности, умения. Их дифференциация в зависимости от целей деятельности ? преобразования реальности, ее познания, ценностного осмысления людей и художественного освоения мира. Взаимоотношение врожденного и прижизненно обретаемого ? культурного ? в потребностях и способностях. Формирование специфически механизмов психики для обеспечения эффективности разных видов деятельности: мышление, переживание, воображение, любовь (общительность), синкретическое художественное мышление = переживание = воображение = любовь. Три уровня психики культурного человека ? подсознательный, сознательный, сверхсознательный. Отражение в структуре психики пространственно-временных координат человеческой деятельности (восприятие-представление-память-ощущение-предвидение).
Тема 5. Языки культуры
Необходимость духовной и художественной культуры в языках как средстве коммуникации. Исторически сложившаяся множественность языков культуры. " Изобретение" словесного языка. Закрепление жеста на плоскости и формирование двух пластических языков ? изобразительного и абстрактного (архитектонического, орнаментального). Расширение средств звуковой сигнализации искусственно добываемыми инструментальными звучаниями. Рождение письменности для закрепления звукового, речевого и звуко-интонационного текстов как один из признаков цивилизации. Новая ступень в истории цивилизации, открытая изобретением книгопечатания.
Закономерности строения семиозиса как " оболочки" культуры. Причина полиглотизма культуры ? различие между двумя родами подлежащей передаче информации: информации о материальном мире и информации о духовных процессах. Два типа информации о бытии природы: информация о мире явлений и информация о мире сущностных отношений, сделавшие необходимыми изобразительный и абстрактный пластический языки. Два типа информации о духовной жизни человека: информация об эмоциональных и информация об интеллектуальных процессах, сделавшие необходимыми невербальными знаковые системы. Два типа эмоциональной информации: информация о глубинных незримых духовных процессах и информация о переживаниях, выражаемых в пластически зримой форме, сделавшие необходимыми музыкальный и пантомимический языки.
Тема 6. Культура и культуры: множественность культур в социальном пространстве и времени.
Различия масштабных модальностей культуры, обусловленные полимодальностью культурогенного субъекта и реальным существованием культуры в социальном пространстве и времени. Два полюса в пространстве культуры: культура человечества и культура личности. Промежуточные слои культурной " пирамиды": культура этноса (племени, народности, нации), сословия, класса, пола, поколения, профессиональной группы. Понятия " субкультура"и " метакультура". Диалектика общего, особенного и единичного в реальной жизни культуры. Уникальность каждого масштабного модуса культуры. Превращение природного в культурное (смыслонесущее) на разных этапах истории культуры: пространство и время, природа и человек, жизнь и смерть, пол и возраст.
Диалектика меняющегося и сохраняющегося в истории культуры. Диалектика равномерности и неравномерности в истории культуры, приводящая к превращению разновременного в одновременное. Качественно-определенные и переходные типы культуры. Проблема " культурной революции"и ее особенности по сравнению с политическими революциями.
Литература
Вопросы
к вступительному экзамену
по специальности 09.00.13 ? религиоведение, философская антропология, философия культуры