Главная

Начало раздела

 

Столицы на философской карте мира

Николай ЛАТЫШЕВ

"Аргументы и факты: Казахстан" №29. 2006 г.

 

Новый феномен Астаны с философских, исторических и культурных позиций попытались рассмотреть участники международной конференции. Конференция была организована департаментом предпринимательства и промышленности, столичной Ассоциацией туризма и некоммерческим частным учреждением «Центр IQ». Среди её участников был и заведующий кафедрой философии и культурологии Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского госуниверситета, доктор философских наук Михаил Уваров. Он провёл интересные параллели между бывшей и настоящей столицами России - Петербургом и Москвой - и двумя главными городами Казахстана - Астаной и Алматы.

Петербург Достоевского или город белых ночей ?

КАК отмечает Михаил Уваров, есть внутренний, скрытый от нашего взора взгляд, который позволяет исследовать и понимать город помимо внешнего восприятия.

Говоря о Санкт-Петербурге, он отметил, что это непростой город - в том смысле, что его прекрасная удивительная архитектура - это ещё не весь Петербург. Человек, который живёт в Петербурге некое продолжительное время - месяц, год или всю жизнь, - понимает, что за пределами внешнего первичного впечатления в нём скрыты гораздо более сложные проявления. Нередко Петербург ассоциируется как бессмертный город. Образ бессмертия присущ и Риму. Но когда люди живут в городе продолжительный срок, то они начинают ощущать другое пространство, которому можно дать противоположное бессмертию толкование. Это город, который затягивает к себе людей. И человек срастается не только телом, но и душой с этим городом и видит Петербург Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других великих людей, которые оставили в нём свои воспоминания.

Как отмечает Михаил Уваров, можно перечислить более десятка ассоциаций, связанных с феноменом Петербурга - это и город белых ночей, и промозглая осень, и морозная зима, и много другого. Город многолик.

Дилемма столиц : Петербург - Москва и Алматы - Астана

НА ПРОТЯЖЕНИИ столетий дилемма Петербург - Москва является одной из самых больных тем русской истории. Эти города постоянно обменивались властными и столичными функциями. При этом важный диалог между Петербургом и Москвой позволял в разные исторические моменты понимать, что же вообще происходит в России. В мировой истории есть немало подобных дилемм бывшего столичного и настоящего столичного города. К примеру, Рио-де-Жанейро и Бразилиа в Бразилии. Подобная дилемма смены «столичности» наблюдается между Алматы и Астаной. При этом, отмечает Михаил Уваров, смена столиц в мире происходит по совершенно разным причинам - демографическим, политическим, экономическим, географическим...

Между Петербургом и Астаной есть много общего. И Петербург, и Астана создавались, как столицы, практически на пустом месте: Петербург - среди болот, а Астана - среди бескрайних степей. Петербург создавали архитекторы из разных стран. То же самое происходит и с Астаной, которую создают представители различных архитектурных школ. Даже излучина Ишима в черте города напоминает излучину Невы. Города - как люди: у каждого свои вкусы. К примеру, памятники известного скульптора Церетели в Москве чувствуют себя вполне нормально, а в Петербурге не прижился ни один его памятник. Город их отторгает, невзирая ни на какие желания и творческие амбиции.

Астана имеет огромное преимущество перед другими состоявшимися столицами - здесь можно безгранично «выращивать» творчество. И это привлекает архитекторов со всего мира. В итоге город возводится без каких-либо штампов, и появляется совершенно новое архитектурное пространство. В столице создаются прямые магистрали, что является большой редкостью в мире, так как многие старинные города сегодня застраиваются по радиальным схемам. Астана является евразийским городом, пространством соединения Востока и Запала.

Вместе с тем в течение трёхсотлетнего существования Петербурга в нём возникли и наложили свой отпечаток самые различные стили - от классицизма до барокко. В итоге этих смешений про явилась абсолютная эклектика. И парадоксально, что в этом смешении Петербург сегодня обнаруживает своё неповторимое лицо. Аста на тоже представляет собой эклектику в самом хорошем смысле этого слова, и, безусловно, будущие поколения будут воспринимать её имен но такой, какой она сегодня складывается.

Евразийский центр смещается на Восток

В ХОДЕ работы конференции мы задали несколько вопросов Михаилу Уварову.

- Михаил Семёнович, какое впечатление на вас производит Астана? В какие тона окрашен наш город?

- Это, конечно, оазис среди степи. Оазис астанинской культуры, которая, формируясь, всё в себя пытается вобрать - и архаическое прошлое, и современные взгляды, и веяния Запада. Город наполнен мощным светом надежды, в нём преобладают мажорные ноты.

-  Как вы думаете, евра зийская идея присутствует в облике нашего города? И вообще, как вы относитесь к неоевразийству – имеет ли оно, на ваш взгляд, общие корни с евразийством начала XX века, родившегося в эмигрантской среде в Софии?

-  Считаю, что эти корни есть, но не идеологические, а фундаментальные - историософские. Евразийство начала прошлого века умерло собственной смертью не без по мощи ЧК. Оно раскололось, и последние представители этого течения ушли из жизни в 60-70-ё годы XX века. Поэтому нельзя говорить, что неоевразийство возникло на пустом месте. Но сегодня евразийский центр смещается на Восток. И это нормально для того пространства, которое раньше называлось Советским Союзом.

- Когда несколько лет назад известный шахматист Гарри Каспаров впервые посетил Астану, он обронил такую фразу: «Я ехал на Восток, а приехал на Запад»...

- И это нормально. Это тот проект глобализма, который, может быть, будет осуществлён на территории бывшего СССР и единит народы, про живающие на этой огром ной территории. Он далёк от проекта американского атлантического глобализма. Сегодня создаётся совершенно новое пространство на старом географическом горизонте.

-  А где проходит линия между глобализмом и национальной самобытностью?

-  Эта линия проходит че рез понимание того, что национальная культура ни в коем случае не должна быть уничтожена глобализмом. Очень важно, что и в Астане, и в Петербурге мирно сосуществуют представители разных народов и конфессий. И это большое достояние. В Петербурге есть и буддийский храм, и мусульманская мечеть, католические и православные соборы - и это замечательно. В Астане также мирно живут представители разных народов и религиозных конфессий, и у них общая судьба.

Наверх

независимый сервисный центр по nokia
Хостинг от uCoz