Главная

Начало раздела

О.С. Советова

Межпредметность как форма «глобализации» психологии инноваций .

 

В условиях стагнации или незначительного экономического роста не следует надеяться на увеличение притока финансов в научные исследования и образование. В современных условиях можно отметить усиление прикладного характера научных исследований‚ причем наука интегрируется в смежные структуры‚ что можно расценить как один из моментов глобализации научных исследований в общественные структуры. Наука переходит в наиболее индустриально развитых странах в национальные лаборатории и другие смежные структуры‚ функционирующие на стыке разных секторов – академического с университетскими кадрами‚ отраслевого промышленного‚ госструктур‚ отраслевой науки‚ вузов. Такого рода гетерогенные объединения содействуют формированию коммуникативных сетей‚ способствующих переливу знаний из разноинституциональных научных секторов. Сочетание фундаментальных и прикладных знаний стимулирует возникновение инновационных процессов‚ представляющих активную открытость социальной системы к восприятию новых идей из существующих знаний. Инновации локализуются в коммуникативных сетях‚ где сталкиваются представители разных типов организаций: коммерческих‚ производственных‚ научных‚ банковских – которым необходимо научиться жить синхронно‚ что наиболее трудоемко‚ так как затрагивает групповую психологию людей. Таким образом‚ возрастет межпредметность науки и гетерогенность организации научных исследований.

В условиях дефицита средств и времени достижение промышленного подъема более реально на пути использования существующей совокупности знаний‚ а не проведения новых научных исследований. Наиболее эффективно получить их можно только через человека-специалиста с определенным уровнем подготовки‚ со способностью к осознанию всей глубины современных знаний.

Государственная поддержка технологического развития более эффективна в сфере подготовки специалистов‚ а также в создании коммуникационных сетей‚ обеспечивающих стыковку разноинституциональных научных‚ промышленных‚ финансовых структур.

Элитарные науки и технологические знания не глобализируются. Они остаются локализованными на уровне национальных государств.

Проблема выработки технологической политики носит локальный характер при одновременной глобализации информационного мирового пространства. Важно рационально использовать человеческий фактор‚ знания и опыт своих специалистов‚ создать для них новую коммуникационную инфраструктуру‚ способствующую развитию инновационных процессов.

1. Для целей данной статьи важно рассмотреть наиболее общее понимание термина «глобализация» и его возможное использование для образования научного знания.

В материалах международного исследовательского проекта по проблемам глобализации приводится такое определение:» глобализация – сложное‚ многостороннее многоуровневое и крайне противоречивое явление‚ которому присущи одновременно тенденции интеграции и фрагментации‚ соединения и разделения.»[1]

Глобализация открывает новые возможности развития‚ поскольку способствует распространению информации‚ знаний‚ новых технологий‚ позволяет полнее использовать преимущества международного разделения труда‚ производственной кооперации‚ эффективней использовать ресурсы. Но она же обнажает и обостряет существующие в мире контрасты и противоречия‚ порождает новые опасности‚ конфликты и риски.

В экономическом плане глобализация ограничена в основном промышленно развитыми странами‚ поэтому представляет собой скорее региональное явление. Но такой зауженный подход вряд ли уместен‚ так как процессы глобализации неизбежно распространяются и на другие сферы жизни общества‚ вызывая весьма отдаленные последствия и изменения. Глобализация становится одновременно политикой‚ которая обслуживает определенные интересы и порождает свою идеологию – идеологию неолиберального рыночного глобализма. Слабые позиции большинства развивающихся стран в глобальном силовом поле мировой экономики и политики (худшие стартовые условия модернизации‚ неравные условия торговли‚ доступа к рынкам капитала‚ к новым технологиям) предопределяют их дальнейшее отставание от лидеров технологического прогресса. Существующая международная система асимметрична‚ политика доминирования встречает сопротивление. Глобализация «сверху» проводится в интересах богатых и сильных и воспринимается большинством людей как установление экономического‚ политического и культурного господства более сильных над более слабыми. Но существует и глобализация «снизу»‚ включающая контакты‚ связи‚ взаимодействия между индивидами‚группами‚ общинами‚ организациями по средствам информатики и телекоммуникации и выражающаяся в развитии во всем мире нового общественного сознания на основе ценностей мира‚ равноправия‚ социальной справедливости‚ демократии‚ прав человека. В этой связи желательнее глобализация‚ которая осуществляется самими людьми в их интересах и проводится в жизнь гражданским обществом‚ правительствами и Организацией Объединенных Наций на основе сотрудничества.

В настоящее время проблемы глобализации исследуются по различным направлениям. Прежде всего глобализация рассматривается как процесс многообразных социальных изменений‚ ведущих к формированию нового исторического социума – мегаобщества‚ подчеркивается социетальный уровень природы глобализации‚ происходит становление единого‚ взаимосвязанного‚ взаимозависимого и взаимопроникающего мира‚ в котором‚ по мнению В.Б.Кувалдина [2]‚ глобальные системы не только скрепляют прежде разрозненные фрагменты целого‚ но и оказывают на них глубокое преобразующее воздействие. Так может возникнуть глобальное общество‚ в рамках которого национально-государственные образования выступают в качестве более или менее самостоятельных субстуктур.

Экологический аспект глобализации предполагает перспективу решения экологических проблем за счет изменения ценностных ориентаций людей стать глобальным субъектом‚ способным ответить на все угрожающие его существованию вызовы и обеспечить устойчивое развитие цивилизации‚ при этом наиболее значительна роль мирового научного сообщества и правящих элит во введении систем глобального планирования и регулирования.

Наиболее широко обсуждаются проблемы глобализации экономики‚ у которой есть оборотная сторона – небывалая поляризация богатства и бедности на планете‚ причем само по себе выравнивание уровня развития различных стран не происходит. Речь может идти о том‚ что классические механизмы рыночной саморегуляции должны дополняться целенаправленной регулирующей деятельностью государственных‚ межгосударственных и наднациональных структур.

Сравнительно слабо представлены в литературе политические аспекты глобализации как перспективы перехода к управляемому и устойчивому развитию‚ так как пока неясно‚ каким образом и в каких формах может осуществляться мировое политическое управление. Видимо‚ большего внимания заслуживает исследование связи развития государственности и внегосударственной публичной сферой (гражданское общество).

Проблематику глобализации с социокультурной точки зрения рассматривает В.И.Толстых [3]. Автор исходит из того‚ что кризис современной цивилизации носит парадигмальный характер‚ затрагивает самые основы бытия человечества. Глобализация не сводится к воплощению “вечного капитализма” или к процессу “исправления” мира на основе технического прогресса. В.И.Толстых связывает глобализацию с идеей единства мира в качестве конститутивного принципа. Единство мира может быть осуществлено через диалог культур. Принцип культуроцентризма противопоставляется технократизму‚ экономизму и гегемонистическим стратегиям устройства мира‚ характерным для существующей цивилизационной парадигмы. Глобализация представляется как смена цивилизационной парадигмы‚ духовная реформация‚ сопровождающаяся переходом человечества из естественно-исторической фазы развития в сознательно-управляемую.

Научные и учебные дисциплины в науке и образовании так же подвержены всеобщим для данного момента времени процессам модернизации и «глобализации»‚ в чем-то схожим с традиционными процессами межпредметных и междисциплинарных связей. С давних времен междисциплинарные исследования осуществляются как исследования одного объекта разными науками или отраслями‚ например психологии.

Продуктивность междисциплинарного подхода к изучению проблем человека убедительно показал Б.Г.Ананьев [4]. Б.Г.Ананьев подчеркивал существующее совмещение двух противоположных тенденций – все более возрастающей дифференциации и все более мощной интеграции различных наук. Он отмечал‚ что в области человекознания тенденция растущей дифференциации и прогресса аналитических методов науки теснейшим образом переплетается с синтетическими подходами к реальным целостным или сложным видам человеческой деятельности. По мнению Б.Г.Ананьева интеграция наук‚ сочетающаяся со специализацией‚ определяется прежде всего прогрессом философского учения о человеке.

Мы попытаемся проследить существующие процессы «глобализации»‚ включающие интеграцию и дифференциацию‚ на примере психологии инноваций. Психология инноваций‚ видимо‚ следствие не просто междисциплинарных связей и межпредметных исследований‚ а процессов «глобализации» и модернизации общества. В первую очередь это объясняется и определяется самим предметом и объектом – инновации как социальные изменения есть результат мировых преобразований и толчок для последующих крупных общественных трансформаций. Кроме того‚ изменения мегаобщества каждой отдельной личностью переживаются крайне остро ‚ болезненно и максимально включенно‚ самоизолироваться не удается. Речь идет об ощущении каждым человеком‚ что он состязается со всем миром в одиночку‚ не имея общественной защищенности. Такое массовое состояние неопределенности может‚ на наш взгляд‚ объясняться в том числе и сложными процессами интеграции и «глобализации»‚ которые специфическим образом определяют отношение человека к происходящим изменениям разного рода и уровня и требуют своего достаточно дифференцированного исследования.

На данный момент можно говорить о том‚ что психология инноваций - междисциплинарная и межпредметная область психологических знаний о жизни человека ( его отношениях‚ самочувствии‚ поведении‚ личностных особенностях и их трансформациях ) в изменяющихся условиях переходного периода реформируемого общества. Описание междисциплинарных проблем психологии инноваций позволяет представить «максимальное поле»‚ «внешние границы» предмета ее изучения.

2. Пограничные области психологии инноваций – социология и культурология. Анализ литературы об особенностях социальной культуры‚ общесоциальных условий‚ соотношения традиций и новаций в социокультурном процессе‚ влияющих на отношение личности к изменениям позволяет сделать следующие выводы и обобщения.

Отношение к новому‚ к изменениям является самостоятельной составляющей культуры любого народа‚ имеет исторические корни‚ с течением времени изменяется.

Согласно М.Веберу‚ другим классикам мировой социологии‚ культуру вообще можно рассматривать с точки зрения инновационной компоненты или традиционности. Первобытная культура строится на принципе :» Делай‚ как делали до тебя»‚ сам тип таких культур получает название традиционных. Классовые культуры диктуют ценностно- ориентационное поведение по принципу: «Делай, как выгодно твоей общности, твоей группе, классу, клану». Рациональный тип культуры (капитализм) формирует модель культурной регуляции целеориентированной, т. е. «Делай так, чтобы было эффективно». Прагматический компонент доминирует, что формирует концепцию рационального, «экономического» человека.

В современной культуре сосуществуют разные элементы: и традиция, и социально-конформная привязанность, и рациональность, т. е. культурные основания диспозиционной связи с индивидуальным интересом и потребностями данной личности многообразны и могут быть выявлены только в конкретном исследовании.

Культура задает лишь один из параметров, формирующих индивидуализированную конфигурацию инновативной диспозиции личности. Вычленить в чистом виде этот параметр, видимо, невозможно, хотя можно обозначить его общность на большой статистике.

Важно и то‚ что инновативная компонента социокультурного процесса располагается на шкале понятий от трансформации этничности до социального стереотипа. Следует подчеркнуть, что изменчивость, трансформация распространяются на самые стабильные и константные элементы человеческой субъективности, почти не зависящие от изменения социальных ролей, статусов, видов деятельности, к которым могла бы быть отнесена этническая идентичность, базирующаяся на осознании общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущении исторической и межпоколенной преемственности. Кроме того, столь устойчивое понятие, как «стереотип», может изменяться в своих когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентах социальной установки и каузально-атрибутивной схемы, что, в свою очередь, требует более внимательного отношения к психологической составляющей инновативной компоненты социокультурного процесса.

Обратим внимание на то‚ что культурологические исследования позволяют вычленить всеобщие свойства модального типа личности, которые фиксируются в данной культуре, например японской, русской, американской. Так, последняя более рациональна, более инновативна, более связана с ориентацией на продуктивное поведение, более индивидуализирована в смысле рациональности, обновляемости действий личности в трудовой, деловой активности, но предполагает конформность во внетрудовой и деловой жизни, в бытовом поведении.

Важно отметить, что свойства модального типа личности, фиксируемые в культуре, такие, как авторитаризм, этноцентризм, конформность и особенно тоталитаризм, диктуют требования личностно-психологических образований. Главная цель тоталитарной системы не просто изменение личности, обеспечивающее ее подчинение системе, а такая трансформация, в ходе которой обнаруживается общепсихологическое или индивидуально-личностное «тоталитарное Я», с которым и идентифицируется свое целостное актуальное Я. Такая глубинная интериоризация внешних требований рассматривается медицинской психологией и психиатрией, связывающими проявления ригидности, консервативности, некритичности к результатам деятельности с определенными типами невротических формирований личности, акцентуацией характера и т.д.

С точки зрения межпредметных связей для понимания факторов, определяющих отношение личности к изменениям, исключительно важен социально-исторический контекст. Чем более динамичными выступают общесоциальные условия деятельности, тем больше они действуют на социокультурные факторы в сторону расшатывания традиционной (т.е. уже сложившейся) и стимулирования инновативной составляющей отношения человека к восприятию внешней среды.

Периоды ломки, бурных социальных изменений вообще ведут к разлаживанию, нарушению устоявшихся стереотипов, возникновению противоречия в системе ценностей, в уровнях диспозиционной регуляции. Социокультурная компонента в регуляции индивидуального поведения, возможно, ослабевает. В это время утрачивается социальная идентификация личности, которая теряет привычное ощущение принадлежности к определенной группе, классу. Поиск новой идентификации, а значит, и отношения к жизни, к переменам в ней, толкает к осознанию себя в наиболее устойчивых общностях, которые способны дать больше стабильности, обеспечить более надежную защиту в меняющемся мире, что приводит к росту национального самосознания как наиболее устойчивому по сравнению с профессиональным, классовым.

Вероятно, именно в этих условиях личный опыт, индивидуальные особенности начинают играть более важную роль сравнительно с общесоциальными и иными внешними условиями жизни.

Таким образом‚ в рамках социологии и культурологии удается вычленить психологические составляющие инновационной компоненты культуры и общества‚ которые могут служить основой для интеграции‚ «глобализации» самостоятельной отрасли знаний – психологии инноваций.

3. В инноватике сложился как теоретический аппарат‚ так и практический опыт конкретных нововведений и функционирования инновационных процессов‚ полезный для психологического изучения целенаправленных изменений.

Объект инноватики – нововведение как «клеточка» управляемого развития, целенаправленных изменений, некие «сквозные» элементы различных структур и процессов.

В широком смысле предмет инноватики – нововведения, выступающие как форма управляемого развития. Вместе с тем отмечается огромное множество изменений, возникающих стихийно, не целенаправленно, наблюдаются непредвиденные следствия из вполне осознанных решений, непредсказуемые события и обстоятельства, складывающиеся помимо нашей воли, не являющиеся нововведениями, т.е. не все наше развитие управляемо, не все изменения планируемы.

В инноватике можно подчеркнуть некоторые межпредметные связи‚ например‚ социокультурные тенденции в инноватике отмечены вполне конкретно. Это касается истоков, происхождения и возникновения инноватики, а также опыта современного инновационного процесса в разных странах и культурах.

Социокультурные тенденции инноватики важны как с теоретической точки зрения, так и, особенно, для практических целей, но задают лишь один из аспектов отношения (будь то сопротивление, принятие, непринятие, поддержка и т.д.) личности к нововведениям.

В структуре инноватики можно выделить «интересы» и области различных дисциплин: экономических, юридических, социологических, культурологических и, особенно подчеркнем, психологических, аккумулирующих в своем блоке проблемы, определяющие участие и определяемые участием личности, осуществляющей и воспринимающей нововведения.

Весь инновационный цикл и процесс подвергается различным классификациям: нововведения будут управляемыми, относительно ограниченными в пространстве и времени, а изменения, особенно социальные, – сравнительно нерегламентированными, выходящими за пределы конкретного пространства и протяженными во времени, во многом зависящими от субъективных факторов, главным образом психологических.

В самом широком смысле инновация - вновь созданная духовная, психическая реальность, существо которой вступает в определенные противоречия с имеющейся традицией. Традиции - устойчивые и значимые компоненты культуры, передаваемые из поколения в поколение, которыми личность овладевает в процессе самореализации. Соотношение традиций и инноваций определяется прочностью традиций и силой инноваций; социокультурными особенностями общества и его развития; характером их взаимодействия (трансформацией традиций при возникновении инновации; их дифференциацией; частичной или полной заменой; отмиранием или вырождением; непрерывностью традиций в результате их обновления и т.д.) Следует отметить, что стабилизация общественной жизни может происходить за счет именно баланса традиций и инноваций, причем преобладание традиций не служит показателем нормального состояния общества, поскольку традиции не будут сохраняться без обновления.

Термин «инновация» в буквальном переводе может быть понят как отрицание нового‚ так как «ин-« может означать отрицание‚»не»‚например «индетерминизм» означает отсутствие детерминации‚ неопределенность. И тогда можно говорить о «не новации»‚ но это слишком уж узко и не употребляется в сложившейся практике изучения нововведений и изменений‚ но и не является настолько ошибочным‚ чтобы о нем не упоминать. Дело в том‚ что глубинный смысл инноваций не сводится только к нововведениям и изменениям‚ а подразумевает изменение существующих традиций‚ т.е. с некоторыми допущениями можно говорить о том‚ что «корень» термина инновация - не новация‚ а традиция‚ так как об изменениях мы говорим только тогда‚ когда уже существуют традиции‚ стереотипы‚ привычки. В этом понимании инновация – изменение‚ нарушение привычных традиций и стереотипов‚ временной перспективы. И в этом смысле изменение временной перспективы не обязательно есть нечто новое‚ это может быть и «хорошо забытое старое»‚ но происходящее в других обстоятельствах или на другой точке временной перспективы. В сущности можно говорить о том‚ что инновации психологически переживаются как нарушения временной перспективы‚ когда будущее прогнозируется с трудом‚ возрастает неопределенность планирования.

Таким образом‚ оформляется идея временного подхода к изменениям‚ которая является новым поворотом межпредметных связей в социальных науках. Речь идет о том‚ что временные характеристики могут описывать социальные изменения и о том‚ что социальные процессы изменяют течение времени или временной ход событий.

4. Расстройство измеряемого времени, которое часто сопровождается нарушением ориентировки в пространстве, выражается в состоянии временной дезориентации, в отсутствии способности локализовать данный момент в общем потоке событий, назвать дату и т.д. Расстройство «чистой длительности» заключается в нарушениях внутреннего мира человека, в котором разыгрывается целый ряд временных переживаний личности, связанных с воспоминаниями прошлого, с порывами в будущее.

Приспособление человека ко времени синхронизирует нашу деятельность со всеми повторяющимися последовательностями, которые навязываются нам природными ритмами и ритмами общественной жизни. Это приспособление дает нам некоторое освобождение благодаря экономии сил, которую оно обеспечивает: наш организм непрерывно предвосхищает те изменения, которые ему предстоит претерпеть, вместо того чтобы импровизировать новые приспособления. Но это освобождение является в то же время и известным порабощением, как и во всех случаях, когда создается какой-нибудь автоматизм, вызывающий в нас сопротивление против новых изменений. Другой уровень приспособлений, позволяющих благодаря речи представлять себе ряды изменений, находить в них свое место и соотносить их друг с другом, является собственно человеческим завоеванием.

Исследования феномена времени применительно к жизни человека ведутся в нескольких направлениях. Эволюционно-генетический подход сводит человеческое время к психологическим изменениям человека в объективно-биографическом времени. Такой подход реализуется через идею возрастной периодизации, фиксацию изменений человека на протяжении его жизненного пути. Время рассматривается как объективное условие жизни независимо от личности, роль субъективного времени не учитывается.

Другое направление сводит человеческое время к сфере субъективно переживаемого, это психологическое время, понимаемое как время психических процессов, время в восприятии, переживании и сознании человека. Здесь ведутся исследования временнoй или жизненной перспективы личности.

В смежных науках большое число работ посвящено рассмотрению влияния социального (исторического) времени на отношение людей ко времени вообще и ко времени в частности. В них анализируются особенности переживания, осознания, использования времени в разные исторические эпохи (в первобытном обществе, в период Средневековья в современном обществе). Эти работы подразделяются на два направления: философское и (главным образом) экономическое. Первое рассматривает социальное время в вертикальном срезе, осмысливая историческое время; второе рассматривает время как условие социального бытия, способ существования в рамках хронологически определенного периода, – т.е. его горизонтальный срез.

Для понимания процесса изменения важно понятие ритма, чередования периодов разной ориентации или, шире, разного качества. Можно допустить, что в периоды определенной ориентации, относительной стабильности, существенную и ведущую роль играют пространственные характеристики, а течение времени плавно и не может быть остановлено.

В периоды же переориентировки сознания, дестабилизации, главное значение отводится временнoму измерению, которое становится подвижным, способным изменить пространственную организацию, внести пространственные изменения.

То есть, образно говоря, в точках чередования, переориентировки, изменения сознания «вырастает», наибольшую значимость получает временнoе измерение, скрытое, минимизированное, растворенное в пространственных характеристиках стабильных периодов.

5. Современная академическая психология ставит вопросы изменчивости мира и человека, накопила некоторый эмпирический и теоретический багаж, банк данных о временных характеристиках изменения человека. Кроме того, смежные дисциплины человекознания тоже располагают сведениями, фактами, положениями о спонтанной антропогенной активности. Эти размышления позволяют ставить вопрос о целесообразности и необходимости выделения самостоятельной области или ветви психологии – психологии инноваций.

Для становления психологии инновации представляются важными связи с научными дисциплинами и проблематикой общественных психических состояний‚ так как по сути нововведения и изменения являются фрустрирующими факторами.

Психическое самочувствие общества, как и отдельной личности, подчиняется закономерностям психической жизни. Психические проявления общественной и личной жизни в условиях перемен иные, чем в ситуации стабильного развития. Для общественного состояния во времена крупных преобразований можно отметить несколько стадий смены общественных настроений. Первый этап характеризуется желанием перемен, эйфорией от иллюзорных возможностей преобразований или, возможно, от желания освободиться от затянувшейся фазы стабильности и покоя. Акцент делается в основном на богатейших и далеких перспективах, недостатках прошлых лет и умалчивается о трудностях и потерях, неизбежных в ходе реальных и, быть может, не вполне желательных и предвиденных перемен. Наблюдается идеализация перестройки, нетерпеливое желание получить "быстрое счастье", "жить лучше".

Идеализация и нетерпение, столкнувшиеся с реальным положением, в первую очередь экономическим, породили неизбежное разочарование и частичную фрустрацию. Деструктивные настроения доминировали над разумными конструктивными решениями. Последовала мощная защитная реакция - ностальгия по старым добрым временам с экономической определенностью и наркоидеологической летаргией. Положение осложнялось постепенным осознанием непривычной ответственности за свободу выбора и множественность возможных перспектив.

Это вызвало вторичный взрыв по принципу гиперкомпенсации, который выразился в росте радикализма, негативизма, максимализма и экстремизма, в основном это бурные национальные волнения.

Далее наступает период глубокой фрустрации общества, сопряженной с распространением настроений апатии и безысходности для подавляющего большинства людей, в первую очередь по экономическим показателям. Даже небольшая прослойка преуспевающих не чувствует себя уверенно: опасность исходит как от властей, так и от неблагополучных соседей. Кроме того, плата за успех довольно высока: в психическом состоянии обнаруживаются многие трудно разрешимые проблемы, также приводящие к фрустрации.

Хорошо известно, что психическое состояние человека определяется характером удовлетворения его потребностей. Главный закон иерархии потребностей, по А.Маслоу, состоит в том, что возникновение высших потребностей происходит только в том случае, если низшие потребности удовлетворены в достаточной степени, причем удовлетворение этих низших потребностей должно носить длительный и интенсивный характер [5].

Существует убеждение, что потребность побуждает к действиям и поступкам, направленным на ее удовлетворение. Это не всегда так. Многие потребности как раз связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни, - негативные потребности и потребности избегания. Одни потребности "гаснут" после своего удовлетворения, другие усиливаются в зависимости от уровня притязаний личности. Обычно мы узнаем свою потребность по чувству радости или страха, непосредственному импульсу притяжения или отталкивания. На одном и том же физиологическом фоне могут возникать разные эмоции в зависимости от внешних обстоятельств. Если сам процесс деятельности приносит удовлетворение, то эмоция сразу же вызовет действие. Но чаще, чтобы получить желаемое, надо предпринять много промежуточных действий. Для этого эмоций недостаточно, нужна программа действий. Переход от эмоций к действию происходит при условии, что человек верит в себя, в свои силы и способности достичь желаемого результата. Но возможна и другая стратегия: надеяться на внешние, неуправляемые силы, от которых зависит наступление желаемых событий. Формируется программа для других: пассивное ожидание желаемого, надежда на благоприятный поворот судьбы, требование к другим.

Есть большая зона очень трудных событий, на наступление которых вообще невозможно повлиять. Но у каждого есть круг событий, наступление которых зависит от его усилий. Следует иметь в виду, что эти силы не беспредельны, существуют реальные ограничения, переоценка своего влияния может привести к отрицательным последствиям. В конечном итоге эффективность деятельности человека прямо зависит от того, насколько объективно он видит мир. Эффективность деятельности современного человека во многом определяется отношением к происходящим изменениям в обществе.

6. Видимо, адаптация к множественным изменениям может рассматриваться на нескольких уровнях: на уровне общественных групп и общества в целом; на уровне социально-психологической адаптации личности и на уровне отношения личности к конкретным жизненным событиям.

Кроме того, наблюдается неравномерность и противоречивость адаптации каждого из уровней. На уровне общественного сознания речь идет о расколотости, “лоскутности” менталитетов от адаптированных до дезадаптированных групп. Следует учитывать также еще разные стадии адаптации: эйфорию, фрустрированность, апатию, агрессивность, которые могут не совпадать во времени у разных групп, проходящих свой путь приспособления к переменам.

Следует констатировать, что возможности адаптации к переменам исследуются активно на всех уровнях. На уровне изучения адаптации общества и групп делаются прогнозы будущего реформ и напряженности в обществе, рассчитываются допустимые пропорции адаптированных и дезадаптированных людей в стране.

На другом уровне, в другой области – социально-психологической адаптации личности к изменениям – речь идет о личностных особенностях, психофизиологических характеристиках человека, диспозиционной терпимости, межличностных отношениях. В этом случае общественные изменения являются скорее фоном (более или менее желательным) для личностного развития.

Неблагоприятные жизненные события как стрессогенные для человека в каждой конкретной ситуации требуют изучения внутренних детерминант личности, определяющих их оценку, субъективную значимость. Эта область богата разнообразными интересными конкретными исследованиями.

Эти три раздела или сферы возможной и требуемой адаптации человека к изменениям разного вида и уровня в данный момент существуют по большей мере изолированно, обособленно, но надо полагать, что их охватывают многие связи и взаимопересечения, позволяющие их рассматривать не полностью изолированно и обособленно, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, все это адаптации, приспособления, реакции на изменения (это общее), хотя и разного рода и вида, в общественной среде. Во-вторых, эти изменения влияют и определяются во многом отношениями личности к ним. Надо полагать, что эти обстоятельства будут способствовать становлению области знания, объединяющей различные проблемы отношения, включая адаптацию, личности к изменениям, которая может быть названа психологией инноваций.

Возрастная и дифференциальная психология широко используют понятие кризисного развития личности‚ применяемое и в психологии инноваций.

В психологии личности центральное место отводится понятиям личностного развития‚ роста‚ самоактуализации‚ которые на теряют своего значения в условиях инноваций‚ а возможно‚ трансформируются в понятие изменчивости личности‚ востребованности‚ самореализации личности.

Для понимания психической жизни отдельного человека в условиях глобальных новаций чрезвычайно полезны данные психологии жизненных кризисов и значимых событий о преодолении негативных последствий кризисов‚ потерь‚ изменений.

Психология инноваций может рассматривать проблемы психотерапевтической и психокоррекционной работы с отдельными людьми‚ группами‚ слоями населения в кризисные моменты общественной жизни.

На этом перечень межпредметных проблем психологии инноваций не исчерпывается‚ он постепенно‚ по мере становления наук о преобразованиях общества и изменениях психической жизни‚ может расширяться.

Примечания

растворитель 646
  1. Проблемы глобализации: Материалы международного исследовательского проекта. М.‚2001. С.10
  2. Кувалдин В.Б. Глобализация и рождение мегаобщества // Там же. С.31
  3. Толстых В.И. Глобализация в социокультурном измерении // Там же. С.216.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.‚1968.
  5. Maslow A. Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. Vol .50. P. 218-294

Наверх

Хостинг от uCoz