Главная

В начало раздела

М. С. Уваров

Мелос и Логос. Предуведомление

Не оставляйте усилий, маэстро,

Не убирайте ладоней со лба ?

Б. Окуджава

В качестве проблемного поля Третьей Международной конферен­ции « Метафизика искусства », состоявшейся в рамках « Дней петербургской философии-2004 », была выбрана тема « Мелос и логос: диалог в истории ».

Идеи Мелоса и Логоса были предложены участникам в качестве особых онтологических структур, определяющих гармонизирующую основу бытия. В ходе конференции были обсуждены многообразные проблемы, связанны с трансформацией и единством этих категорий.

Исследователь, берущий на себя смелость рассуждать о музыке, почти всегда обречен на существование в «пограничной» ситуации. О музыке в принципе «нельзя говорить». Она действительно предстает в качестве до предела не объективируемой сферы духовного поиска, жизненной стихии творчества [1].

Можно привести десятки такого рода возвышенно-поэтических (и по существу своему совершенно верных) определений музыки. Однако эти определения не дают ответа на главный вопрос: почему музыка, наравне с литературой, живописью, религиозным словом, всегда находилась на рубеже острых социокультурных дискуссий, становясь камнем преткновения для многих поколений философов, политиков, интеллектуалов в их бесконечных дискуссиях о смысле бытия. Выявляется четкая закономерность, согласно которой наиболее выдающиеся представители философской мысли были предрасположены к музыкально-философской рефлексии. Вот небольшая «выдержка» из этого ряда: бл. Августин, С. Боэций, П. Абеляр, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель, Л. Витгенштейн, М. Вебер, Ф. Ницше, А. Белый, В. Хлебников, Т. Адорно, Э. Ильенков, М. Хайдеггер. В музыкальном пространстве воспроизводится ситуация культурного стресса, когда ? уже на философско-музыкальной почве ? «казус Вагнер», описанный Ницше и интерпретируемый им в качестве симптома всеобщего кризиса культуры, постоянно перерастает в свою противоположность ? «казус Ницше». Свидетелем этого кризиса ? весь XX век, опрокинутый в ауру ницшевских пророчеств, постоянно обретающих зримые черты социальной трагедии. В этом пространстве, например, осуществляются попытки тотального ангажирования музыкантов диктаторскими режимами. Такой ангажемент часто оказывается более чем двусмысленным и обращается, по верному наблюдению и Т. Адорно, и Ф. Феллини, в свою противоположность, символом которой является фигура дирижера ? диктатора в роли слуги-господина. «Укрощая оркестр, ? эпатирует нас Адорно, ? дирижер имеет в виду публику ? в согласии с тем механизмом сдвига, который известен в политической демагогии. Он удовлетворяет садо-мазохистскую потребность в роли заместителя ? пока не появляются другие вожди, которым можно рукоплескать? Дирижер символизирует власть, господство и своим костюмом ? одновременно одеждой господина и циркового шталмейстера, размахивающего плетью ? и одеждой обер-кельнера. Это несомненно льстит публике: такой господин ? и наш слуга!» [2] .

Существует особое тематическое (и аксиологическое) пространство, дарованное нам древнегреческой культурой, в котором парадоксально и плодотворно пересекаются, казалось бы, вещи несопоставимые. Формула «от мифа к логосу», согласно которой, как считается, развивалась древнегреческая мысль на пути к свободе философского слова, на самом деле содержит в себе массу загадок. Не вдаваясь в детальный разбор этой специальной темы [3], отметим только, что удивительная этимологическая и содержательная связь, существующая между понятиями « logos » и « mythos », позволяет понять, каким образом идея logos ' a (слова) и mythos ' a (тоже ? слова!) входят в классический период европейской культуры фактически в нераздельном виде. Мысль, слово, речь, говорение, голос, чтение, эпос ? все эти важнейшие понятия возникали в слитном и нераздельном пока единстве logos ' a и mythos ' a . Мифология вплеталась в культуру, врывалась в нее, делая своим подспорьем рациональную идею логоса.

Однако у этой проблемы есть еще одна сторона. В философском обиходе как-то не прижилось древнее слово « melos ». О melos ' e много писали историки культуры и даже философы [4], однако только тогда, когда обсуждению подлежали вопросы, не имеющие прямого отношения к философии. Представляется, что такое положение дел не вполне справедливо, поскольку детальный анализ показывает, как прочно вплетена идея античного мелоса в структуру философского знания. Самым важным, пожалуй, оказывается то, что идея мелоса выражала в античности высшую степень синтеза музыкального материала и слова. По словам анонимного автора поздней античности, «совершенный же мелос ? [мелос], состоящий из слова, мелоса и ритма» [5]. Как отмечает Е. В. Герцман, «такое возвышенное отношение к синтезу слова и музыки позднеантичное музыкознание заимствовало от воззрений архаичных времен, когда музыка представляла собой неразрывное триединство слова, пения и танца. Только такой союз средств выразительности, по представлениям, бытовавшим в те времена, мог дать высокохудожественный результат» [6].

Эта традиция впоследствии не была утеряна. Так, уже в XIX ? XX века термин «мелос» употребляется для обозначения мелодической энергии, силы мелодического тока. Б. В. Асафьев, посвятивший немало страниц проблеме диалектики музыкальной формы, считал, что «мелос объединяет все, что касается становления музыки ? ее текучести и протяженности», а мелодия ? лишь «частный случай» проявления мелоса [7].

Таким образом, можно предположить, что идея мелоса содержит в себе, по крайней мере, два взаимосвязанных смысла. Во-первых, это неразрывное единство слова и «мелодической энергии» ? единство, опрокинутое в первичный мифологический хаос. Во-вторых, сущность мелоса проявляется как инобытие «чистой музыки», отделенной от статичного и тривиального содержания. Вспомним также, что слово « musike » у греков происходило от слова «музы», т. е. первоначально оно означало не просто вид искусства, но любое занятие, которому покровительствовали музы. Отсюда « musikos » ? это всякий образованный человек, а не только хороший музыкант. Во всех известных нам смыслах мелос это то, что предшествует мелодии, т. е. тому «простейшему» музыкальному компоненту, который у большинства людей связан с понятием «музыка», а в большинстве других случаев мелос ? это то, из чего рождается музыкальная выразительность, даруемая синтезом слова и музыки.

А. Ф. Лосев в разных своих работах неоднократно и последовательно обращается к мысли о музыке как наилучшей из моделей становления. Музыку нельзя понять и «объять», оперируя чисто логическими определениями и уж во всяком случае определениями «классического типа» [8]. Музыкальное творчество для него ? высший тип экстатического страдания. Он как бы вторит Ф. Ницше («душа, неравнодушная к музыке, страдает от ее судьбы, как от открытой раны», ? пишет гениальный немец [9]). И даже размышляя вполне «диалектически», Лосев постоянно, мучительно ищет выход из ситуации зависимости музыкального эйдоса от трактатно-категориального способа его выражения. Механизм антиномической алгоритмики позволяет Лосеву уйти от доктринальной определенности, дать, по крайней мере, противоположные описания предмета, показать непредсказуемость самого хода размышлений. Не случайно язык лосевских текстов о музыке так живо напоминает иногда раннего Ницше (периода создания им трактата «Рождение трагедии из духа музыки»). Мучительный поиск своего «слова», делает необходимым запредельное проникновение в смысл и образный строй музыки.

Категориальная насыщенность лосевского музыкально-философского языка тождественна его мифологическому мироощущению и выстраивается всегда в предельно апофатической форме ? язык, слово, призванные вроде бы описать феномен музыки, на самом деле отрицают сами себя. Отсюда рождается сокровенная лосевская идея «музыкального мифа», столь чутко вписанная в текст работы «Музыка как предмет логики» [10]. К стилю и духу этих размышлений вполне применимы слова К. Леви-Стросса: «Музыка схожа с мифом; подобно мифу, она преодолевает антиномию исторического, преходящего времени и постоянства структуры» [11]. Музыка выходящая за пределы точности понятийных образов, уже она не послушна умиранию и смерти. Любопытно, что метод «отрицательных» категориальных определений, используемый Лосевым для определения сфер музыкального эйдоса, применяется им и к определению сущности мифа. Миф, по Лосеву, есть «развернутое магическое имя», символическая форма, извлеченная из первоначального знакового содержания. И главное в мифе не то, что в нем есть, а то, чего в нем нет и быть не может [12]. Чистота и прозрачность мифологической формы ? тот первоначальный «мелос» из которого в культуре рождается все .

В «Генеалогии морали» Ницше высказывает следующую не вполне очевидную мысль. «Музыка, ? пишет он, ? это независимое искусство, стоящее особняком от всех прочих искусств, не предлагающее, подобно последним, слепки с феноменального (в кантовском понимании) мира, а говорящее языком самого бытия, раздающегося «непосредственно из бездны». Музыкант в этом смысле ? оракул, жрец «в себе» вещей, собственного бытия, некий проводник потустороннего? Музыка нуждается в цели?» [13]. А в работе «О музыке и слове» Ницше замечает: «?сама воля есть предмет музыки, но не ее источник; именно воля, как она понимается в наибольшей своей всеобщности, как самая первоначальная форма явления, посредством которой только и понимается всякое становление» [14].

Искусство музыкально-философского вопрошания, конечно же, не было абсолютным изобретением Ницше. Но нетрудно заметить, что и Шопенгауэр, и Ницше, и Лосев говорят фактически на одном языке ? языке мелоса, музыкальной эйдетики.

Однако тема звучащей философии, вбирающей в себя идею первоначального мелоса, не замыкается только в определенности отношений, существующих между «философическим» логосом и «мифологическим» мелосом.

Философия как стихия нетрактатная, только лишь «звучащая», «мелодическая» воспроизводит и более общую динамику культурных смыслов. Хотя сегодня, как и прежде, в сознании большинства философов то, что исчезает в звуке и не ложится на лист бумаги, не обладает качеством хотя бы относительной нетленности, подозрение по поводу аутентичности записанного и только так, на бумаге, существующего текста, все же остаются. « Мысль не просто изреченная, но записанная, есть истина» [15],  ? один из возможных эпиграфов и одна из возможных эпитафий к культуре постсовременности. Это формула, сформировавшая «доверчивого» читателя, который так и только так ? через написанный и прочитанный текст ? воспринимает истину. Как здесь не вспомнить того фольклорного Попа, который, убив свою любимую собаку, не просто ее «в землю закопал», но и «надпись написал» ? о себе любимом?

Звучащая философия Сократа или Мамардашвили вызывает не только восторг, но и недоумение, даже сочувствие, и это происходит во многом оттого, что не понятно, как можно оценить свою собственную сопричастность их творчеству. Понять, в каком уголке сознания укладывается вот этот, сейчас, здесь-и-теперь звучащий текст. В конечном итоге остается не проясненным и вопрос о том, кто творец и в чем, собственно, творчество здесь заключается. И многие ли слышали ?

 

Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют нас на путь

и вселяют в нас надежды? остальное как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

по чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,

музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

справедливей, милосерднее и праведней она.

Б. Окуджава

Примечания.

Не знаете, как получить промокод Л'Этуаль. Бесплатный сервис nashiskidki.ru поможет.
  1. См. об этом подробно: Уваров М.С. Мелос и логос философии // Вестник С.-Петербургского госуниверситета. 2003. Сер. 6. Вып. 2(14). ? С. 12 ? 19.
  2. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. 1999. С. 96.
  3. См., например: Кессиди Ф. Х. От мифа ? к логосу. М., 1972; Тахо-Годи А. А. Миф у Платона как действительное и воображаемое // Пла-тон и его эпоха. М., 1979. С. 58 ? 82; Вернан Ж.-П. Происхождение древ-негреческой мысли. М., 1988; Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994; Трубецкой С. Н. Учение о логосе в его истории // Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994. С. 433 ? 482.
  4. См.: Мелос: Книги о музыке / под ред. И. Глебова [Б. В. Асафьева] и П. П. Сувчинского. Кн. 1. СПб., 1917; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., 1971; Герцман Е. В. Античное учение о мелосе // Критика и музыкознание. М., 1987. С. 120-132; ее же: Византийское му-зыкознание. Л., 1988; Музыкальный энциклопедический словарь М., 1991. С. 337 (обзор литературы); Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. и др. Ан-тичная литература: Учебник для высшей школы. 5-е изд. М., 1997. Глава 6, 7; Dahlhaus C. The Idea of Absolute Music. Chicago : Union of Chicago Press, 1990; What is Music? / ed. by P. Alperson. University Park , PA : Penn State Press, 1994.
  5. Anonymi sripto de musica? / ed. by Fr. Bellermann. Berloni. 1841. P. 29.
  6. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. С. 52.
  7. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. С. 22.
  8. Сходная идея высказана Т. Адорно: «Благодаря своей абстрактной форме, форме временного искусства <...> музыка создает нечто сходное с моделью становления» (Адорно Т. Избранное: Социология музыки. М. - СПб., 1999. С. 49).
  9. Ницше Ф . Ecce Homo. СПб ., 1911. С. 105.
  10. Лосев А. Ф. Форма. Стиль . Содержание . М ., 1995. С .469 ? 481.
  11. Levi Strauss, C. Mythologiques I, Le cru et le cuit. P., 1964. P. 28.
  12. Лосев А. Ф. Миф. Число. Сущность. С. 915 ? 918.
  13. Ницше Ф. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 477.
  14. Ницше Ф. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1912. С. 189.
  15. В противоположность знаменитому «мысль изреченная есть ложь» (из тютчевского «Silentium»'a).

Наверх

Хостинг от uCoz