Главная

В начало раздела

Н.Б. Нечаева

Антропологический, ритуальный и экстатический аспекты генезиса музыкального творчества как феномена культуры

Музыка является важнейшей сферой духовного бытия человека, значимым пластом его культуры. Исследование генезиса музыкального творчества как основного способа бытия музыки в культуре представляет собой одну из актуальнейших проблем современного философско-культурологического знания. Потребность в ее решении видится:

•  во-первых, в необходимости понимания и описания трудно поддающейся непосредственному логическому анализу онтологии музыки, исходные смыслы которой могут быть воспроизведены лишь в процессе рефлективной реконструкции ее генезиса;

•  во-вторых, в поиске новой концептуальности, позволяющей приблизиться к созданию общей культурологической метатеории музыки, в рамках которой музыка рассматривалась бы как всечеловеческое и общекультурное явление;

•  в-третьих, в недостаточной разработанности в музыкознании, в частности философии музыки, вопроса о происхождении музыки как явления.

Проблема генезиса музыкального творчества тесно связана с проблемой обнаружения первичных онтологий музыки, которые задают ей исходные креативные параметры и позволяют существовать в виде смыслопорождающего культурного универсума.

Поиск указанных онтологий, на наш взгляд, может увенчаться успехом при условии исследования генезиса музыкального творчества как феномена культуры в контексте трех важнейших аспектов:

1. антропологического, предполагающего выявление общих предпосылок и условий возникновения музыкального творчества как специфически человеческой онтологии ( мега уровень исследования ? общечеловеческий) ;

2. ритуального, нацеленного на выявление смыслового ядра и ряда музыкальной творческой событийности в социокультурном контексте ( макро уровень ? социальный);

3. экстатического, направленного на интроспективный анализ универсальных структур человеческой психики, обусловливающих особые стадии и формы бытия музыкального творческого процесса как целостности ( микро уровень ? индивидуальный, личностный).

I . Антропологический аспект генезиса музыкального творчества указывает на предпосылки формирования музыкальной творческой способности у человека на ранних стадиях его эволюции, причины появления важнейшего культурного компонента музыки - музыкальных инструментов, а также момент и основания зарождения и развития музыкального сознания.

В целом возможность бытия музыкального творчества как феномена культуры связывается с появлением специфически человеческой онтологии, характерной чертой которой является свободная произвольная активность субъекта. Подобная произвольность становится результатом ?прорыва?, ?сбоя? в цепи естественно-природной инстинктивной необходимости, который обеспечил появление новой сверх-природной самодетерминирующейся системы ? человека [1].

Таким образом, одной из главных причин возникновения музыкальной творческой способности человека, мог стать ?сбой? в функционировании звуковых (сигнальных) инстинктивных программ, в результате которого древние антропоиды приобрели сверх-природную способность к гипертрофированному звуковому подражанию, выходящему за рамки естественно-звуковой сигнализации.

Формирование у человека способности к сознательному манипулированию звуком рассматривается нами как второй ?прорыв? и связывается с появлением членораздельной речи. В целом последовательность возникновения звуко-музыкальной онтологии в контексте антропогенеза можно представить следующим образом: (1)звук как естественная, инстинктивная сигнализация, свойственная животным; (2)отраженный звук-сигнал, как естественная звуковая имитация;(3)отраженный гипертрофированный звук-сигнал; (4) осознанный звук-символ, речевая коммуникация и опосредованный ею звук.

Бытие музыки как специфически человеческой сверх-природной творческой онтологии определяется третьей и четвертой стадиями и предстает как ?срединное? существование, возникающее в ?зазоре? между естественно-природным бытием и сознательным речевым бытием человека. Таким образом, топос первичной музыкальной творческой ситуации как специфически человеческой, а, следовательно, и первичной культурной онтологии, располагается на границе между инстинктивным звукоподражанием и сознательным речевым феноменом, т.е. представляет ее как ситуацию пост-инстинктивную, до-речевую и до-сознательную.

Возможность возникновения звуко-музыкального сознания, усматривается нами в акте полагания границы в звуковой действительности, в разделении всего звучащего на звучащее ?Я? и звучащее ?не-Я?. Можно обнаружить два переходных момента в осознании звуковой действительности. Первый ? ?индивидуальный? запрет на звуковую реализацию естественной репродуктивной потребности, связанный с механизмом сублимации. Второй ? коллективный звуковой запрет, который в культурном пространстве формируется как табу на звучание и использование музыкальных инструментов.

Ситуация звукового табу (запрет на звучание первых музыкальных инструментов как ?звучание костей?) возникает одновременно с полаганием предком человека границы между живым и мертвым, различением ?естественного? звучания голоса живого человека (животного) ? ?Я? от ?не-естественного? звучания человека (животного) умершего, звучания его костей как ?не-Я?. Исходя из этого, момент возникновения музыкального творческого сознания и мышления обеспечивается ?инструментальной составляющей?.

При этом первые музыкальные инструменты появляются как ?иная?, отличная от всего живого субстанция, имеющая архетипический набор ?протоформ? (ударные, духовые, струнные ? череп, полые кости, позвоночный столб с ребрами), которая задает исходные функции музыки ( мпхуйкЮ ? ?искусства муз? ) как ?искусства духов мертвых? в ее исконном смысловом варианте. Это позволяет говорить о первейшем виде сотворения музыкальной культурной реальности (удары, вдувания и др. виды воздействия) по принципу дарования ?души? ? жизненной силы живого человека мертвой субстанции, то есть о непосредственном ?чистом? акте божественного творчества.

II . Ритуальный аспект генезиса музыкального творчества как феномена культуры выявляет глубинную сущностную связь музыкальной творческой практики и архаичного ритуала, их функциональное культурное единство. По нашему мнению, музыка не только выражает ритуальные и религиозные эмоции, но и сама является структурообразующим компонентом ритуала. По функциональному смыслу она совпадает с концептуальным ядром обрядового действа ? актом жертвоприношения. Предназначение музыканта и музыкального инструментария в архаическом обществе самым непосредственным образом совпадают с функцией и ролью жертвы (например, музыкальные инструменты в их ритуальной ипостаси являлись костями приносимых в жертву людей и животных).

Однако непосредственное жертвенное ритуальное очищение с помощью плоти и крови жертвы, в процессе порождения музыки принимает форму аффективного катарсиса , где музыкант, творящий звуковую реальность, выступает как символ единства жреца и жертвы, претворяющий в себе медиумическую способность соединения противоположностей по пути их гармонизации. Музыкант, его голос, инструмент связывают сферу священного и профанного, божественного и человеческого, возвращая тем самым настоящей действительности утраченную первоначальную ?райскую? цельность и всеобщее единство. Именно эта миросозидающая и гармонизирующая особенность музыканта задает эстетическую (равновесную) и этическую (ненасильственную) функциональность музыкального искусства как вечно востребованного феномена культуры.

Наивысшее ощущение метафизической связи музыкального и жертвенного прослеживается в древних мистериях. В них музыка становится не только средством, но целью коллективной устремленности. В таких мистериях каждый способен творить музыку, а сама мистерия выступает как акт коллективного музыкального творчества, где каждый с помощью игры на музыкальных инструментах может достичь исступления и причаститься божественной плоти, а затем через плачи раскаяния и причитания восстановить утраченную психическую устойчивость и ?очиститься? от свершенного насилия.

В структуре жертвенного ритуала процесс музыкального творчества обусловливается двумя типами ритуальной вдохновленности: состоянием ?неистовства? и состоянием ?божественного вдохновения? музыканта. Возникновение нового качества как сущностного признака творчества обеспечивается точкой перехода из одного состояния в другое, в момент, когда стираются различия между человеческим и божественным субъектом, а музыкант пребывает в тождестве с божеством (богом), который согласно мировой мифологии приносит себя в жертву, создавая мир ex nihilo. Этот момент характеризуется разрушением прежних связей, впадением в хаос-неразличенность, который становится основанием нового музыкального порядка, нового музыкального космоса, нового музыкального бытия.

III . Экстатический аспект генезиса музыкального творчества раскрывает двойственную природу музыкальных экстатических состояний: ?первичный? экстаз или ?выход? человека из природного естества в состояние ?сумеречного? пред-сознания (гипертрофированного звукоподражания); и экстаз ?вторичный? ? ?выход? в собственно сознательное бытие в языке и речи, которая обусловливает бытие вокальной музыки. Музыкальное творчество в своем генезисе восходит к первому экстатическому состоянию, но как развитая социокультурная форма обусловливается вторым. При этом в музыкальном творчестве экстаз первого типа достигается не путем действительного ?выхода из природы?, а путем снятия вторичных экстатических признаков ?бытия в языке?, возвращением из сознательного состояния в состояние до-сознательное, до-речевое, которое функционирует теперь как бессознательное высшего порядка (сверхсознание). Отметим, что музыка сама существует как экстаз, как две экстатические стихии, представленные двумя типами музыкальной экспрессии ? инструментальной и вокальной (?чистой? звуковой и звуко-вербальной).

Двойственная экстатическая суть музыки выражена Ф. Ницше как ?интенциональность перехода видйния в образ?[2]. Видйние выступает в качестве фундаментальной единицы (исходной целостности) музыкального бытия, музыкального мышления, обеспечивающей возникновение и развитие музыкального образа. Видйние ? это архетипическое переживание, являющееся через разрушение или снятие границ сознательного. Образ ? это новое воссоздание этих границ, переход бессознательного видйния ? синкретичного и неразличимого аффекта ? в осознанное состояние ? въдение.

Таким образом, процесс музыкального творчества становится не только выражением некой объективной данности, но и эксплицитной формой отражения психодуховной организации самого человека. Музыка предстает как интенция духа, как до-образное и без-образное видйние, как некое всеохватывающее нерасчлененное единство, лишь обладающее потенцией к воплощению в звуковом ?образе?. Это музыка молчания ? музыка древних мистерий и таинств, эмоционально-аффективная форма переживания главных тайн Мироздания ? тайны человеческой экзистенции и тайны Абсолюта.

Данная трактовка позволяет обратиться к трансперсональным исследованиям Ст. Грофа[3], к его классификации переживаний космического творческого принципа, а также к модели ментальной организации творческого субъекта, исследованной Ю. Федоровым[4]. Сопоставительный анализ дал возможность реконструировать онтологическую модель музыки как творческого универсума:

 

Н. Нечаева [5]

Ст. Гроф

Ю. Федоров

Стадии

творческого

процесса

Музыкальные

смысловые

уровни

Классификация

человеческих

переживаний

Ментальная

структура

субъекта

 

Видение

Музыка

культурного

(родового) смысла

Перинатальные

переживания

Антропный субъект

культурный

универсум (S?S)

Образ

Музыка

социального

смысла

Психодинамические (биографические)

переживания

Социальный субъект

социальный

универсум (S?O)

Образец

Музыка

индивидуально-телесного

(эротического) смысла

Абстрактные

(эстетические)

переживания

Телесный субъект

природный

универсум (O)

Идеал

Музыка

космического

смысла

Трансперсональные

переживания

Астральный субъект

космический

универсум (S)

Эта четырехуровневая модель позволяет проследить процесс музыкального творчества в его основных стадиях и дает возможность представить музыку как культурную целостность во всем смысловом и содержательном богатстве, обусловливающем ее общечеловеческую значимость и ценность.

Первый уровень данной модели отражает процесс бытия музыки как ?культурного универсума?. Творящий субъект переносит свои перинатальные переживания в музыкальный образ, тем самым ?о-граничивая? видение и облачая его в форму коллективного бессознательного ? миф. В этом аспекте музыкальный процесс приобретает статус мифотворческого акта, а музыкальный образ становится совокупностью универсальных архетипических оснований, посредством которых только и может осуществляться вневербальная беспредметная коммуникация, основанная на сопричастном понимании человека человеком ( S - S ).

Второй уровень представляет музыку как ?социальный универсум?. Специфика творческих интенций субъекта на этом уровне обусловливается характером его взаимоотношений с другими субъектами в системе общественных отношений и определяется характером его деятельностной доминанты (S?O). Музыкальная образность в данном контексте сопоставима с социальной статусностью творческого субъекта и реализуется по пути включения в образ психодинамических (биографических) переживаний личности, а также приведения их в соответствие с общепринятыми нормами.

Третий уровень отражает бытие музыки как ?природного универсума?. Она предстает, с одной стороны, как объективная данность, как предъявленный ?образец?, который только и может быть воспринят не иначе как через органы слуха. С другой стороны, этот музыкальный образец сам в себе есть предельное выражение эротического и эстетического переживания и смысла. Музыкальный образ обретает на этом уровне черты полной проявленности и воплощенности в мире чувственного опыта и становится не просто образом , но и образцом , который упорядочивает и структурирует музыкальное бытие, делает его статичным, фиксирует само его наличие, позволяет его логически помыслить, и определяет его как нечто ставшее, конечное (O). Музыкальный творческий процесс в статичном образце фиксируется как возможность проявленности идеала , в то время как сам идеал соотносится с предельной умопостигаемой, но полностью невыразимой упорядоченностью (молчанием), ?бытием в себе?, Абсолютным Сознанием (по Ст. Грофу), бытием ?космического универсума? (по Ю. Федорову), представленным в предлагаемой модели последним - четвертым уровнем (S).

Таким образом, просматриваются три необходимых, базовых основания онтологии музыкального творчества (антропологический, ритуальный и экстатический), которые обеспечивают возможность бытия музыки в пространстве культуры как многоуровневой системы (совокупности первичных онтологий). Это позволяет нам приблизиться к созданию и описанию онтологической метамодели музыки в целом. Между тем, мы не исключаем нахождения других важных принципов и аспектов бытия музыкального творчества как феномена культуры, которые могут дополнить и обогатить представленную нами онтологическую модель.

Примечания.

  1. Бородай Ю. М. Эротика ? Смерть ? Табу: трагедия человеческого сознания. ? М.: Гнозис, 1996. ? С.23
  2. Ницше Ф. Сочинения. ? М.: ?Мысль?, 1990. ? Т. 1. ? С.59
  3. Гроф Ст. Космическая игра. Исследование рубежей человеческого сознания ? М.: Из-во Трансперсонального института, 1997. ? 256 с.
  4. Федоров Ю. М. Сумма антропологии. Ч.1: Расширяющаяся вселенная абсолюта. Ч.2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. ? Новосибирск: Наука, 1996. ? 833 с.
  5. Нечаева Н.Б. Основания музыкального творчества как феномена культуры. ? Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. ? 131 с.

Наверх

Хостинг от uCoz