Главная |
В начало раздела |
Метафизика молчания: герменевтический аспект
Постановка проблемы.
В некоторых жизненных ситуациях человек выбирает стратегией поведения молчание. Например, между людьми долгие годы идет оживленная переписка. И вдруг один из них замолкает надолго, возможно, навсегда. Он знает, почему молчит, но его адресат теряется в догадках. Семантика молчания в этом случае многообразна и глубока: обида, непонимание, страх, стыд, гнев, озлобленность и т.п.; все это содержательные объяснения. А на уровне сущности молчание объясняется тем, что информация работает против тебя, и в Другом видишь Чужого. Чужой, в отличие от Я и Ты не дает, а отнимает существование, с пути жизни толкает на путь смерти. Молчание свидетельствует о том, что коммуникативное пространство между собеседниками исчерпано, и дальнейшее общение губительно для одного из них. Молчание - проявление инстинкта самосохранения: оно помогает восстановить утраченную психологическую целостность. Аналогичную роль играет размолвка в ссоре супругов, возлюбленных или друзей. Когда один из них заявляет: ?Я с тобой не разговариваю?, то это означает, что целостность самого единства - супружеской пары, дружеского союза - нарушена, либо страдает один из его участников. Альтернатива ссоры - молчание, восстанавливающее единство. Еще пример. Молчание на похоронах имеет знаковую природу: ставит рубеж, непереходимую границу между миром живых и мертвых и, тем самым, несет идею сохранения мира живых, его недосягаемости для влияний из загробного мира. Сохраняющую психологическую целостность роль молчания правильно описал Ф.И.Тютчев в стихотворении ? Silentium? : ?...Мысль изреченная есть ложь. / Взрывая, возмутишь ключи - / Питайся ими - и молчи.?
Вопрос о метафизике молчания сводится к герменевтической проблеме. Каковы ?лики? молчания, что оно может выражать, как его истолковать? Существует ли структурный инвариант при всем многообразии объяснений причины молчания? В чем конструктивная и деструктивная функция; есть ли принципиальная разница между молчанием ?за? и молчанием ?против? или она относительна? Какую роль играет молчание в структуре диалога? Как связано оно с пониманием или непониманием? Наконец, какую роль играет молчание во взаимодействии Логоса и Мелоса в художественном, в частности, поэтическом произведении?
1. ?Лики? молчания.
Содержательно оно выражает разные психологические состояния - печаль или радость, недоумение, растерянность или наоборот, решимость, волнение или спокойствие, знание или незнание, усталость, сосредоточенность, желание покоя, согласие или несогласие и т.п. Но во всех его проявлениях существует некоторый структурный инвариант: молчание - знак реальной или виртуально существующей пограничной ситуации, разрыва бытия, нарушения его целостности, системности.
А. Место молчания в диалоге.
Диалог - форма общения, обмен информацией, как интеллектуальной, так и эмоциональной, между двумя людьми или группами. Его логическая
структура обусловлена назначением: цель диалога - снять неопределенность , заменить ее информационной определенностью , поэтому диалог представляет собой вопросно-ответную систему. С теоретико-системной точки зрения, длящийся диалог - это система знания, обладающая структурной, субстратной или концептуальной открытостью. Если неопределенность всех уровней организации диалога оказывается снятой и заменяется определенным знанием, то диалог завершается. Он протекает в коммуникативном пространстве; молчание (пауза) в конце диалога означает исчерпанность коммуникативного пространства. Пауза в середине диалога имеет различную семантику: если она возникает на концептуально-структурном уровне организации, то свидетельствует, как правило, о непонимании предмета разговора или сущности проблемы. Пауза субстратного типа говорит об открытости на этом уровне системы знания; например, такого рода пауза возникает при обсуждении проблемы, когда нужно привести пример. Молчание в средине диалога
свидетельствует о том, что собеседникам (одному или обоим) необходимо время для восстановления системной целостности знания на концептуальном, структурном или субстратном уровне. Иногда она указывает на недостаточность информации или бедность тезауруса. Если информацию невозможно получить или восполнить, диалог обречен на
умирание. Эти логические причины психологически модифицируются на уровне явления: обида, утомление, раздражение от безинформативности разговора, непонимания или от отсутствия паритетных позиций в диалоге, когда один из собеседников претендует на доминантное положение, стремится подчинить партнера, навязывает свои правила игры. Часто молчание обнаруживает насильственный характер разговора, ситуацию, когда один из участников общается с позиции ?постава?, не дожидаясь, когда ?бытие? другого образует ?просвет?, куда можно войти с вопросом (М.Хайдеггер). Такой диалог обречен,
и пауза - знак его обреченности.
Жизнеспособный, ?ноосферный? диалог, как правило, ведется на паритетных началах; молчание в нем конструктивно, имеет цель накопления информации, энергии или жизненных сил.
Б. Молчание и понимание.
Понимание, с логической точки зрения, - это определенное отношение между компонентами знания. Л.Шестов считал его отношением между известным и новым знанием, подведением нового под известное. Как и диалог понимание имеет системную природу: чтобы собеседники понимали друг друга необходима определенная организация их тезаурусов: тезаурус - совокупность знаний, чувств, эмоций, оценок каждого из собеседников. Хорошо понимают друг друга люди, обладающие концептуально-структурной общностью тезаурусов; их знание открыто лишь субстратно, обмен информацией происходит на уровне субстратов. Например, ученые, работающие в одной парадигме, хорошо понимают друг друга, а их работы субстратно обогащают систему знания в данной предметной области.
Ситуации понимания предшествует непонимание . Оно объясняется тем, что тезаурусы собеседников не совпадают на концептуально-структурном уровне, хотя и совместимы субстратно. Скажем, ученые, работающие над одной проблемой, могут иметь различные объясняющие и обобщающие факты концепции, и каждый не принимает концепции другого. Существуют различные модели понимания. В одном случае непонимание снимается объяснением , как это делается в науке, когда один из собеседников выстраивает в тезаурусе другого концептуально-структурный уровень своей системы знания. Но это возможно лишь в том случае, когда тезаурус другого открыт на этом уровне. Если тезаурус собеседника уже сформирован и закрыт, то восприятие и понимание невозможно; в лучшем случае реципиент пытается ?втиснуть? чужую концепцию в прокрустово ложе собственной, обрубая все то, что в нее не вписывается. Не случайно Фейерабенд отмечает, что ученые, принадлежащие к различным сообществам, в принципе не могут понять друг друга. В этой модели реципиент (читатель) не понимает индуктора (автора), а дает интерпретацию сообщаемому знанию. Эта модель называется интерпретационной . Другая модель - собственно понимающая , - предполагает ?вживание? в содержание нового знания на концептуально-структурном уровне организации. Такое понимание широко используется в искусстве - литературе, живописи, музыке. В понимании первого типа доминирует Логос (рассудок, понятие, логика), в понимании второго - Мелос (чувство, образ, интуиция).
Молчание как стратегия поведения в ситуациях общения может означать как понимание, так и непонимание, причем, то и другое на разных уровнях взаимодействия и взаимопроникновения знания Возможно тотальное непонимание , когда люди психологически и интеллектуально несовместимы; тезаурусы являются закрытыми и определенными системами на всех уровнях организации. Ограниченное непонимание предполагает, что тезаурусы собеседников совпадают в каком-то отношении, но не совпадают в других; понимание требует расширения и углубления тезаурусов. Полное понимание - это ситуация, когда тезаурусы совпадают на всех уровнях организации знания при одновременной психологической совместимости собеседников, или находятся в отношении дополнительности; собеседники оказываются взаимно интересны и новы друг для друга: ?Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой...? (А.С.Пушкин).
В случае глобального непонимания молчание не является деструктивным, поскольку создает условия для сохранения психологической и интеллектуальной целостности. Это не ?знак согласия?, а скорее знак несогласия . При тотальном совпадении интеллектуальных и психологических тезаурусов - молчание также конструктивно, создает новое психологическое единство: ?...Порою и молчание нам понятней всяких слов?. При частичном понимании (непонимании) молчание конструктивно, если позволяет ?вжиться? в концепцию собеседника или ?вписать? информацию в свой тезаурус.
Когда молчание в ситуации понимания деструктивно? Тогда, когда разрушает психологическую или интеллектуальную целостность, сформированную систему миропонимания, устоявшийся способ общения или жизни. Скажем, молчание одного из корреспондентов в переписке для другого, привыкшего потреблять информацию, может быть крайне разрушительным, в то время как молчащий получает необходимую передышку для восстановления сил и накопления информации, для него молчание конструктивно, является сохраняющим. Одно и то же явление - молчание с точки зрения разных участников диалога может нести и конструктивную, и деструктивную функцию.
Способ интерпретации молчания, его понимание, во многом зависит от психологического типа личности. Существуют самодостаточные люди; это ?реистический тип?. Есть люди ?атрибутивного типа?: их личность зависима, и, говоря языком логики, может рассматриваться как свойство более сильной. Для первых молчание, как правило, конструктивно, потому что позволяет осмыслить ситуацию непонимания и найти правильное решение; для вторых оно деструктивно: потеряв опору, они перестают существовать как целостность.
С экзистенциалистской точки зрения, молчание - знак ?дыры в бытии?. Оно может кричать о помощи или просить о невмешательстве, покое, который даст силы для восстановления. При любом развитии событий, прежде, чем начать активно действовать, следует спросить, нужен ли ты? И только получив ответ, начать действовать, не нарушая целостности, не навязывая нерелевантных концептов и структур, а восстанавливая ту целостность, которая присуща данному бытию по природе.
2. Мелос и Логос в произведениях А.С.Пушкина.
Семантика этих слов многозначна. Логос - прежде всего единство мысли и слова, мысль, воплощенная в языке. Узкий смысл Логоса - это рассудочная деятельность и ее результаты: понятие, суждение, умозаключение. В более широком смысле Логос - необходимое условие бытия, его закон и сущность (Гераклит), Логос - отражение в человеческом сознании Высшего разума, Идеи, Бога. Познавая мир и его Логос разумом, человек строит рациональную картину мира, оценивает ее как истинную или ложную. Мелос - единство звука и чувства. Его качества - ритм, рифма, гармония, мелодия, тон, темп, тема, контрапункт, интенсивность звука, а также свет, цвет, линия, форма и т.п. Мелос, как и Логос, выражает закон бытия и строит мелодическую картину мира , но способ познания другой - через чувства и интуицию. Логическая картина мира представлена, в основном, в науке, мелодическая - в искусстве. Обе картины мира отражают одну и ту же сущность и один закон, но разными средствами: они рассчитаны на разное восприятие и способы освоения мира.
Противопоставление Мелоса и Логоса относительно: к той и другой картине мира приложимы оценки с позиций истины и красоты. Нам кажется, что нарушение логики Мелоса, как и мелодики Логоса является нарушением всеобщего закона, ведет к распаду самого бытия, а знаком распада является молчание, тишина. Молчание - свидетельство Танатоса, того, что бытие вступило на путь смерти.
В этом аспекте представляется интересным анализ композиции и системы образов романа в стихах ?Евгений Онегин?, который, по определению, представляет собой синтез Логоса и Мелоса. Предпосылочным знанием для исследования служит метафора соотнесения генотипа литературного героя с его внутренним качеством, ипостасью Мелоса или Логоса, Такой анализ поможет раскрыть внутреннюю логику произведения и ответить на вопрос, мог ли роман иметь иной конец?
Образ Татьяны Лариной - безусловно воплощает Мелос. Она тиха, печальна, молчалива, казалась чужой в семье, романтична (?любила на балконе предупреждать зари восход?), обладает мифологическим сознанием (?верила преданиям...?), поэтична, музыкальна, имеет развитую, фантазию и интуицию (сон Татьяны), решительна, способна на поступок, натура цельная, любящая, живет сердцем, внутренним стержнем ее является Эрос, ее путь по отношению к себе и окружающим - путь жизни. Другой мелодический образ - Владимир Ленский , поэт, философ, романтик.
Образ Евгения Онегина - воплощает Логос . Это человек с ?холодной и ленивой душой?, рассудочный и рациональный, не-романтик, прозаичен, строит научную картину мира, не искренен в любви, предпочитает флирт, агрессивен, прагматичен, несамобытен (подражает героям Байрона), носитель внутреннего Танатоса для себя и окружающих.
Любопытно, что Мелос Татьяны Лариной логичен, она не делает логических ошибок ни в поведении, ни в рассуждениях: получив отказ Онегина, она плотно закрывает свою душу для романтической любви (развитие сюжета строится по модели отрицающего модуса условно-категорического умозаключения); изучая его вкусы и пристрастия по книгам, оценивая убранство комнаты, она правильно усомнилась в его самобытности (?Уж не пародия ли он??); ответ на письма Онегина тоже построен по правилам отрицающего модуса условно-категорического умозаключения (?Как с Вашим сердцем и умом быть чувства мелкого рабом??) А вот Логос Онегина не только немелодичен, но и, возможно, вследствие этого, нелогичен: уже в первом объяснении с Татьяной Онегин допускает логическую ошибку, строит неправильное условно-категорическое умозаключение, от отрицания основания к отрицанию следствия: ?Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел, ...То, верно, кроме Вас одной, невесты не искал иной. Но я не создан для блаженства...?. Из этих посылок не следует с необходимостью, что ?супружество нам будет мукой...? И на этой ошибке основано развитие сюжета романа: при смене антуража Онегин страстно влюбляется в княгиню Татьяну. А.С.Пушкин неявно дает понять читателю, что Логос в отсутствии Мелоса нежизнеспособен. Единственная фальшивая нота в поведении Татьяны в конце романа это фраза: ?К чему скрывать, зачем лукавить? Я вас люблю...? Можно ли любить человека, убившего душу, толкнувшего самобытное, романтичное существо на путь равнодушного существования по стандарту? Может быть, А.С.Пушкин неявно утверждает, что путь сердца для человека истиннее пути рассудка, а в основе Логоса-закона лежит мелодическое начало, делающее закон жизнетворным?
Интересна семантика пауз , молчания, в структуре композиции. Первая пауза следует за письмом Татьяны к Онегину; ответа нет несколько дней. В данном контексте молчание - ?мелодическая фигура?, свидетельствующая о пути смерти, трагической судьбе сильного и чистого чувства любви к Онегину. В дальнейшем, при объяснении Е.Онегин вербализирует семантику молчания. Пауза - элемент ссоры Онегина с Ленским накануне дуэли, и семантика ее аналогична: она предвещает трагическую гибель поэта. В конце романа, получив письмо Онегина с объяснением в любви, Татьяна ?держит паузу? несколько месяцев. И смысл молчания тот же: чувство Онегина обречено на гибель; здесь она поступила логично, ?властвуя собой?, руководствуясь рассудком, а не сердцем.