НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

Уваров М.С.

Основы религиозной антропологии

 

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Задачей спецкурса является ознакомление слушателей с главными направлениями и историей развития религиозных антропологических учений. Основное внимание уделяется проблемам христианской антропологии. На основе компаративного анализа различных подходов к проблеме человека в православной, католической и протестантской традиций рассматриваются философские аспекты религиозного видения мира. Большое внимание уделяется антропологическому смыслу христианской догматики и апологетики, проблемам теодицеи и антроподицеи. Специальный раздел спецкурса посвящен истории исповедальных текстов в христианстве.

В спецкурсе рассматриваются проблемы взаимовлияния светского и религиозного опыта в духовной ситуации XX века. Анализируются основные тенденции отношения к христианству со стороны внерелигиозных форм сознания. Большое внимание уделяется проблеме «христианство и постмодернизм», различным вариантам пересечения и взаимодействия христианской и философской антропологии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М. Хайдеггер, М. Шелер, Т. де Шарден, М. Вебер и др.), а также общим тенденциям развития христианской антропологии в конце XX века.

Источниковедческой базой анализа являются тексты Священного Писания, отцов христианской церкви, средневековой христианской апологетики, философско-религиозные трактаты Нового и Новейшего времени. Особое внимание уделяется феномену русской философско-религиозной традиции (философы и культурологи XIX-XX веков), а также творчеству выдающихся мыслителей, искавших в христианском учении о человеке ответы на наиболее трагические вопросы бытия (И. Кант, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Н. Гоголь, В. Несмелов, Ф. Достоевский, В. Розанов, П. Флоренский, Л. Шестов и др

 

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен ориентироваться в базовой проблематике по философии религии, в основных библейских сюжетах, связанных с религиозным пониманием человека, в учениях о человеке в христианств, исламе, иудаизме и буддизме.

 

2. Содержание дисциплины 

2.1 Краткое содержание тем

Тема 1. Основные проблемы современной религиозной антропологии

Типы религиозных антропологических учений. Рефлексия и внутренний духовный опыт. Вера и разум, рациональное и иррациональное. Культ и культура. Антроподицея и теодицея. Человек и эйдос. Миф и логос. Дух и душа. Наука и религия. Проблема антроподицеи в истории богословия и философии. «Антропологический переворот» рубежа XIX-XX вв. Антропология «после Освенцима и ГУЛАГа». Проблема Холокоста. Тезис Ницше «Бог мертв» и его судьба в XX веке. Идея смерти в культуре XX века. Религиозная антропология на пороге и «внутри» нового тысячелетия. Судьба христианства.

 

Тема 2. Проблема антропологических оснований мировых религий

Христианство, мусульманство, буддизм о сущности веры и откровения. Специфика понимания проблемы человека в христианстве, исламе и иудаизме. Монотеизм как проблема. Идея Завета. Особенности Ветхозаветного и Новозаветного видения мира. Философия Библии. Книга Экклезиаста. Иудейская апокалиптика. Гностицизм. Символ веры. Психологические корреляты религиозного опыта и его многообразие. Творение и эманация. Тварное ничто. Бытие и небытие. Небытие как привилегия твари. Тело (плоть) и дух. Религия и пол. Любовь. Грехопадение, добро и зло. Учение о родовом грехе. Метафизика страсти. Страстное и мирское. Смысл религиозной аскезы. Исихия как духовная практика. Метафизика аскезы. Проблема чуда.

 

Тема 3 . Человеческое и Божественное в религиозно-антропологической перспективе.

«Понять человека можно только лишь в его отношении к Богу» (Н. Бердяев). Бог и Адам, Адам и Христос. Мессианизм, мессия, Спаситель. Мессианизм как проблема исторической антропологии. Церковь и мир. Время, вечность и человеческая судьба. Богочеловек и Богочеловечество. Религиозное сознание и экзистенциальное одиночество. «Имена Христа». Иисус как личность и личность Христа. Бог Слово. Христос и Антихрист. Проблема искушения Религия страдающего Бога. Мистерия Голгофы. Символика искупления, жертвоприношения и воскресения. Смерть и бессмертие.

 

Тема 4. Проблема универсальности моральных принципов

Пространства священного и профанного. Специфика христианской антропологии. Образ и подобие Божие. Проблема Богочеловека. Исторические и философские основания христианского учения о человеке. Религиозный идеал и его смысл. Богосознание и Богопознание. «Интеллектуальная техника» религиозного акта. Вера как выбор. Проблема достоверности выбора. Самоидентификация и «удостоверение» личности. Антиномизм и Богопознание. Основная антиномия религиозного сознания. Религия и классическая рациональность. Бог и трансцендентное. Категорический императив И. Канта в зеркале христианской морали. Метафизический смысл Нагорной проповеди. Категорический императив и Нагорная проповедь. Кант и Псалмопевец. Человеческая нравственность в призме евангельского учения. Притчевая парадигма в Библии. Завет и Заповедь. Патриархи и пророки. Бог и Моисей. «На весах Иова» (метафизический смысл «Иов ? ситуации»). «Жест Авраама» и проблема «рыцаря веры» (С. Кьеркегор). Мораль Божественная и человеческая. Метафизика греха. Грех и искупление. Грех гордыни. Грех отчаяния. Смертный грех.

 

Тема 5. Конфессиональные особенности понимания человека в христианской антропологии

Откровение, Св. Писание, Св. Предание. Апофатическое и катафатическое богословие в отношении к проблеме человека Проблема христианской экзегетики (бл. Августин и последующие). Основания догматических разногласий. Спор о Filioque. Метафизический смысл таинства крещения и его интерпретация. Реформация и «протестантский человек». Эразм Роттердамский и Мартин Лютер. Протестантская этика и ее судьба в XX веке. Католицизм и Россия. Протестантизм в России. Сектантство и границы христианской антропологии.

 

Тема 6. Религия и постклассические типы рациональности

Психоанализ и религия. «Женские» и «мужские» религии. Психоаналитические практики и проблема исповеди. Психологические факторы религиозного ритуала. Ритуал и невроз. Эдипов комплекс. Символ, миф и догмат. Психология религиозного слова. Тема исповеди в духовном опыте человечества. Проблема «участного мышления» (М. Бахтин). Формы и виды исповедальных практик. Покаяние, исповедь и проповедь. Архитектоника и метафизика исповедального слова. Христианство и постмодернизм. Антихристианские тенденции в культуре и социальная мифология XX века. Основные идеи современной религиозно-философской антропологии (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, Г.-Э. Хенгстенбергер, К. Ранер, Ф. Хамер, Э. Корет и др.). Проблема нового «религиозного универсализма». Рерихи и христианство: «сатанизм для интеллигенции»? Эстезис религиозного опыта. Художественное творчество и религия. Откровение и творчество. Метафизический смысл свободы и эстетические идеалы православия. Проблема Достоевского (на примере «Легенды о Великом инквизиторе»). Христианские мотивы в мировом искусстве. «Умозрение в красках»: историко-философский и религиозно-антропологический смысл православной иконы.

 

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

3. Литература.

Только у них заправка картриджей hp киев стоит значительно дешевле, чем в любой другой конторе
  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. М.: Изд-во Московской патриархии, 1989
  2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995
  3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993
  4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа: Проблематика и апологетика христианства. М., 1994
  5. Бубер М. Два образа веры. М., 1995
  6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990
  7. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М., 1995
  8. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: В 2 т. М., 1976 (фрагменты «Жизнь Иисуса», «Дух христианства и его судьба», «Фрагмент системы 1800 г.»).
  9. Горичева Т. Христианство и современный мир. СПб., 1996
  10. Джемс У. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 (или другое издание, 1998-2002)
  11. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992
  12. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1998
  13. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: В 3 т. М., 1997
  14. Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. М., 1980.
  15. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993
  16. Кюнг Х. Религия и культура. СПб., 1999.
  17. Лютер М. О рабстве воли // Роттердамский Э. Философские произведения (приложение, с. 290-545). М., 1987
  18. Мистическое богословие. Киев, 1991
  19. Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1898-1906 (репринт ? 1994, 2000)
  20. О Великом Инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991
  21. От Бытия до Откровения: Пятикнижие Моисеево. М., 1993
  22. Позов А. Основы древнецерковной антропологии: В 2 т. Мадрид, 1965
  23. Тиллих П. Мужество быть. Динамика веры. М., 1995
  24. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997
  25. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994
  26. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб, 1998
  27. Учение. Пятикнижие Моисеево. М., 1993
  28. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990
  29. Христос и культура: Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. М., 1996
  30. Шестов Л.И. Афины и Иерусалим // Шестов Л.И. Сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1993

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz