Главная

В начало раздела

 

ПРОГРАММА ? МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

09.00.01 ? «Онтология и теория познания»

по философским наукам

Введение

Целью научных исследований по специальности «Онтология и теория познания» является разработка современного понимания специфики философии как системы наиболее общих, предельных взаимоотношений (закономерностей), существующих между «Миром и Человеком», внутри которой можно выделить онтологический, гносеологический, аксиологический и духовно-практический уровни.

Соответственно, необходимой частью данных исследований выступает анализ и разработка проблемы природы и предмета философии , ее проблемных границ, выявление специфики философии по отношению к другим формам сознания, что позволит определить ее место в системе человеческой культуры.

Онтологический предметный уровень может исследоваться как раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих предпосылок (закономерностей) бытия как такового, неважно о какой конкретно разновидности бытия идет речь ? природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология ? признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие ? всегда пытается выявить некие общие структуры и характеристики существования объектности самой по себе.

Гносеологический предметный уровень отражает ситуацию противопоставления человека бытию (миру) в познавательной ситуации, когда бытие (мир) может выступать в качестве объекта познания, причем не только вещный мир, но и человек как часть мира. Здесь философия в предельной, всеобщей форме ставит вопросы о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Гносеологию интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом.

На праксеологическом предметном уровне исследуется проблема возможности существования и специфики собственной философской методологии, отличающей ее от методологии частных наук. Здесь излагаются системы методологических регулятивов, особенности логики философского исследования.

И, наконец, важной частью философского исследования должны выступать проблемы общей аксиологии , на котором исследуется человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений, в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается. Именно здесь обосновывается необходимость синтеза, предельных представлений о бытии и познании с внутренними ценностями индивида, показывается необходимость общего онтологического обоснования системы ценностей.

Раздел 1. Предметное самоопределение философии

1. Становление философии как формы теоретического сознания

Предмет философии и многообразие его определений. Понятие метафизики как беспредпосылочного знания и предельные уровни философии. Внутренняя дифференциация философии. Связь предметных уровней и философских дисциплин.

2. Понятие мировоззрения

Отношение человека и мира как исходная проблема мировоззрения. Соотношение понятий «человек» и «мир» в частных науках и в мировоззрении. Основной вопрос мировоззрения. Мироощущение, миронастроение и миропонимание. Многообразие оснований и дискуссии о необходимости выделения различных форм мировоззрений. Соотношение теоретического и индивидуального мировоззрения как совокупности различных форм восприятий мира. Проблема сводимости индивидуального мировоззрения к одной из его общих форм. Формы, уровни, типы и виды мировоззрения. Мировоззренческие функции философии.

3. Философия как рационально-теоретическое знание

Место философии среди иных форм знания и понимания мира. Знание и вера. Характер философских истин. Системность и фрагментарность философского мышления. Проблема существования философской теории. Философия и наука как формы рационально-теоретического отношения к миру. Специфика субъектно-объектных отношений в науке и философии. Философия как рационально-теоретическое знание. Дискуссия о возможности философии быть наукой.

4. Проблемное поле и смысловое пространство философии

Всеобщность философской проблематики как предпосылка единства философии. Многомерность философской проблематики как единства онтологических, гносеологических, аксиологических и праксеологических сторон философского понимания мира. Сущность философской постановки проблемы. Иерархия философских проблем. Многомерность философской проблематики как единства предметных уровней философии и как основание плюрализма философских концепций. Философия как вневременной диалог мыслителей и культур. Особенности языка философии. Языковые уровни философии: концептуализация философского знания. Разнообразие философских проблем в единстве смыслового предметного поля. Классификации основных философских направлений. Пути и варианты синтеза философских направлений. Особенности философского дискурса. Преемственность и прогресс в развитии философских концепций. Смена парадигм философствования: проблема новизны.

5. Особенности философской коммуникации

Диалогичность философского знания как условие философского спора. Эристика и софистика. Ссылка на авторитет, метод цитирования. Образцы традиционных и решающих аргументов. Самообоснование философии и особенности философского доказательства и аргументации. Виды философских аргументов. Проблема критериев рациональности и осмысленности философской аргументации. Специфика исходного материала философии. Теория и история философии: проблема приращения философского знания.

6. Изменение образа философии и стратегий философствования в современной культуре

Классические, неклассические и постнеклассические стратегии философствования. Критерии различения типологических формаций философии. Способы типологизации мировых философских стратегий. Национальные образы философского мышления. Образы философии в современной культуре: сциентизм и антисциентизм как основная дилемма современной культуры и ее проявления в философии. Дискуссии о рациональности в современной философии. Проблема текста в современной философии: между герменевтикой и постмодернизмом. Пути и возможности синтеза философских направлений?

7. Модели теоретического освоения философской предметности

Диалектический, феноменологический, герменевтический, диалектико-материалистический уровни освоения философской предметности. Универсальные теоретико-методологические функции философии: аналитическая, критическая, логико-эвристическая, методологическая, интегративная и др. Проблема существования философского метода: философия как рефлексия. Специфика точности и строгости философского рассуждения.

Раздел 2. Онтология

1. Понятие онтологии и ее место в структуре философии

Философия как рефлексивный поиск предельных оснований бытия: онтологический уровень философии. Место онтологии как учения о бытии, теологии как учения о бытии бога, космологии как учения о взаимосвязях всего сущего и психологии как учения о душе в традиционной метафизике. Традиция разделения теоретической и практической философии (Аристотель). Онтологическое самообоснование философии. Универсальность и необходимость онтологического аспекта любой философской проблематики. Онтологизм, гносеологизм, методологизм, антропологизм как тематические доминанты в истории философии. Место и роль онтологии в современной философии. Критерии онтологического. Онтология и натурфилософия: традиция и современность. Место и статус онтологии в современной философии. Философская онтология и современная наука.

2. Бытие как центральная категория онтологии

Способы постановки вопросов о бытии. Проблема критериев существования. Базовые понятия онтологии. Бытие и мышление. Категория бытия как философское обоснование истинности мышления (Парменид). Бытие, знание, добродетель (Сократ). Бытие, инобытие и универсум. Бытие ? наличная реальность (Демокрит) или ? умопостигаемый мир идей (Платон)? Бытие и сущность. Бытие и существование. Потенциальное и актуальное бытие. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Соотношение бытия и реальности в различных философских концепциях. Бытие, существование, становление и исчезновение. Бытие и ничто как предельные абстракции построения онтологических философских систем (Гегель). Бытие и сущее. Бытие, пребывание, становление. Специфика категории бытия в религии, теологии, идеалистических и материалистических философских системах.

Уровни и типы бытия. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов. Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Бытие, время, жизнь, сознание. Бытие и абсолют. Структура объективной реальности. Различение объективной и субъективной реальности. Иллюзорные образы бытия Компьютер и виртуальная реальность.

3. Основные онтологические модели

Понятие субстанции в онтологических системах. Понятие субстанции и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии. Субстанция как самодетерминирующаяся основа бытийных процессов. Общее представление о соотношении духа и материи, души и тела. Субстанция, дух и разум. Категории «абсолютное», «относительное», «всеобщее», «единичное», «сущность» и «явление» для решения вопроса о соотношении субстанции и форм ее проявления. Материализм и идеализм о природе сознания и мышления и их соотношения с материей.

Материалистический субстанциализм. Разновидности построения материалистической онтологии. Чувственно-материальный Космос как основная черта античной натурфилософии. Диалектический материализм как один из вариантов материалистического субстанциализма и его место в современной философии. Понимание материи как объективной реальности и как субстанции всех процессов в мире. Принцип материалистического единства мира. Наука и материалистическая философия. Современные представления о структуре материи, веществе и полях. Иерархия материальных систем в мире. Структурная бесконечность и вечность материи в качестве субстанции. Всеобщие атрибуты материи. Взаимоотношение всеобщих и специфических свойств материи. Структурные уровни материи и формы ее системной организации. Методы выявления всеобщих свойств материи и доказательство их универсальности. Взаимодействие и движение как атрибуты материи. Соотношение взаимодействия и связи. Типы взаимосвязей в мире. Асимметрия причинных связей в необратимых изменениях. Проблема распространения связей и взаимодействий в пространстве и времени. Является ли мир бесконечным или представляет собой связанное целостное образование, целостную систему? Взаимодействие и автономность материальных систем. Основные формы движения материи и критерии их классификации. Взаимосвязь живой и неживой природы.

Идеалистический субстанциализм. Разновидности идеалистического субстанциализма в истории философии. Идея универсализма мира и чувственно-воспринимающий Космос в античной философии. Античный идеализм. Религиозно-философские модели идеалистического субстанциализма. Особенности построения онтологической системы в логическом идеализме. Духовно-идеальные начала бытия. Соотношение идеального и материального в идеалистической интерпретации. Атрибуты идеальной субстанции: сознание, целеполагание, свобода, творчество. Сознание как идеальная субстанциальная основа мира. Понятие эйдоса как причинно-целевой конструкции мира, как самомыслящего существа в античной философии. Античное понятие Космоса как "мирового субъекта". Абсолютный дух в философии Гегеля. Концепция мирового космического разума. Понятие Бога в истории религии и философии в качестве идеальной субстанциальной основы мира. Логос и Бог.

Креационистские варианты онтологии. Соотношение Бога и Мира в онтологических системах средневековья. Разум и воля. Божественный дух и душа человека. Развитие представлений о душе. Душа как носитель сознания и всего духовного мира человека. Понятие духовности. Духовность и религиозность. Идеально-смысловое содержание сознания и его онтологический статус. Достижения и ограниченности идеалистической онтологии.

Персоналистский субстанциализм. Человек как микрокосм в философии эпохи Возрождения. Ценности человеческого существования и место Человека в Космосе. Творчество как главный признак особого места человека в мире. Монадология Лейбница и идеал-реализм Н.О. Лосского. Динамическое понимание материи. Антропный принцип в космологии. Космический подход к человеку и сознанию. Особенности онтологических исканий в русской философии.

Кризис онтологизма и антисубстанциалистские модели философии. Кризис онтологизма в истории философии, тезис о «смерти метафизики» (предпосылки, мотивы, декларации и аргументы). Бытие и сознание: проблема соответствия философских онтологических построений объективной реальности. Онтологическая картина мира, реальный мир и индивид. Конструктивная и творческая активность человеческого "Я" и критика онтологизма.

Онтологические модели в современной философии. Программы реабилитации метафизики и проекты «новой онтологии». Иерархические модели онтологии: Бытие как совокупность форм движения материи Ф. Энгельса. Слои бытия Н. Гартмана. Региональные онтологии Э.Гуссерля. Проблема выделения региональных онтологий: онтология социума. Онтология сознания и самосознания. Онтология языка. Онтология личного существования (экзистенция). Онтология телесности. Онтология культуры. Варианты экзистенциальной метафизики: фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Мир трансцендентного бытия К. Ясперса.

Диалектико-материалистическая модель онтологии. Материалистическое решение основного вопроса философии. Понятие материи как объективной реальности. Структурные уровни бытия.

Проблема типологизации онтологических моделей. Монистическая, плюралистическая и дуалистическая онтологии. Эссенциалистские и антиэссенциалистские онтологии. Иерархические и неиерархические онтологические построения. Натурфилософские модели. Теистические модели. Экзистенциально-антропологические модели. Феноменолого-герменевтические модели.

 

4. Бытие и развитие

Проблема движения в истории философии. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения. Философские модели развития: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм. Многообразие форм движения и структурные уровни бытия. Изменяющееся и неизменяющееся бытие. Проблема движения в истории философии. Проблема всеобщности движения. Парадоксы движения.

Развитие и возникновение новых форм бытия. Развитие и диалектика. Диалектические концепции развития. Их структура, законы, принципы, основные понятия. Парадокс возникновения нового. Проблема соотношения актуального и потенциального в развитии. Нелинейность развития. Законы и категории развития.

Виды диалектики. Источник, механизм и направленность развития. Философские законы, описывающие развитие мира (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс, диалектический материализм). Закон единства, взаимодействия и борьбы противоположностей. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Закон диалектического отрицания.

Современные взгляды на эволюцию человека, общества и Вселенной. Человек, природа, космос. Феномен жизни и ее место во Вселенной. Проблема иных форм жизни во Вселенной и гипотеза об уникальности человеческого разума (В.Шкловский). Глобальный кризис техногенно-потребительской цивилизации и концепция ноосферы. Черты антропокосмического поворота в современной науке и культуре.

Человек как "био-логосное" существо.

"Логосная" компонента человека. Человек как присутствие. Понятие "культурных машин". Основные феномены человеческого бытия. Человек как "символическое" существо. Структура "символического пространства". Исторические типы ментальности. Трансцендентальные условия порождения символов: декларативность и способность человека к синтетическим актам. Право человека на ошибку. Прогресс и обострение глобальных проблем человечества. Синергетика и процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Глобальный эволюционизм в структуре современного сознания. Процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Синергетика и ее основные понятия (аттракторы, точки бифуркации, флуктуации, фракталы). Глобальный эволюционизм.

Роль информации в процессах развития. Изменение системы коммуникационных средств в современном мире как важнейшее условие ускорения темпов развития.

5. Взаимообусловленность различных форм бытия

Основные типы и формы детерминации. Концептуальная структура принципа детерминизма, его универсальность и фундаментальность. Механистический детерминизм. Основные типы детерминации в мире. Причина и следствие. Принцип причинности. Механизм и основные признаки причинной связи. Причина и условие. Причина и другие виды обусловливания. Познание причин и рациональное объяснение явлений. Сущность индетерминизма и его формы. Формы детерминации в мире. Структурная, системная, кондициональная, генетическая, функциональная и информационная детерминации. Целевые и идеальные детерминации в жизни человека в социуме. Асимметрия причинных связей и цепей детерминации во времени.

Закономерность и случайность. Закономерность и формы ее проявления в мире. Понятие закона. Необходимость и случайность. Вероятностно-статистические законы и их детерминистская интерпретация. Динамические законы. Структурно-функциональные отношения. Существуют ли всеобщие структурно-динамические законы организации и развития? Их онтологический статус.

Свобода и необходимость. Свобода и ответственность. Детерминизм и свобода человека. Волюнтаризм и фатализм. Социальное и экзистенциальное измерения степеней свободы человека. Проблема свободы и необходимости в концепциях предопределения. Цель и целеполагание.

6. Пространство и время в структуре бытия

Объективные и субъективные аспекты понимания пространства и времени. Зависимость пространственно-временных представлений от типа культуры. Пространство, время и язык. Пространство, время, материя. Время и ритм. Дискуссии о существовании нефизических форм пространства и времени: социальных, психологических, биологических, геологических, семиотических и др.

Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Влияние теории относительности на понимание времени и пространства. Универсальные и специфические свойства пространственно-временных отношений.

Проблема направленности времени: статическая и динамическая концепции. Асимметрия времени. Проблема управления временем. Дискуссии о существовании "параллельных миров", физический и философский смысл размерностей пространства и времени. Философский смысл существования разных типов пространств. Время, вечность, космос. Ограниченность идеи универсализма Вселенной с физических позиций и философское понимание его бесконечности. Бесконечное и абсолютное. Потенциальная и реальная бесконечность. Космологические модели Вселенной и их локальная применимость в масштабах Метагалактики. Границы экстраполяций космологических моделей. Философский анализ гипотез развития Вселенной.

7. Единство и многообразие мира . Системность бытия.

Единство и многообразие в мире. Единство мира в науке и философии. Монистические и плюралистические подходы к пониманию мира. Модели материального единства и проблема его универсального единства. Субстанциальное, системное, структурное, эволюционно-генетическое единство мира. Номологическое единство мира. Смена картин мира в истории науки и философии. Мистические и религиозные варианты единства мира.

Диалектика части и целого. Соотношение части и целого в истории философии. Антиномии целостности. Системно-структурный подход и особенности его применения к целостным системам. Системный подход и диалектика. Анализ понятий "система", "элемент", "структура". Возможна ли общая теория систем? Физические и информационные ограничения. Системность бытия и уровни его структурной организации. Иерархия материальных систем в мире: от элементарных частиц до Метагалактики. Проблема образования систем и специфика взаимосвязи элементов (гравитационные, электромагнитные, ядерные). Проявления системной организации в мире. Системообразующие связи и формы движения. Суммативные и целостные системы. Органические и неорганические системы. Специфика общества как системы и эффективность применения при анализе общества системно-структурного метода. Общая характеристика системной методологии и проблема становления системологии. Варианты структурации мира: несистемность, симметрия, порядок и беспорядок, гармония, тождество и различие.

Раздел 3. Теория познания

1. Предмет теории познания

Соотношение гносеологии и онтологии. Взаимоотношение гносеологии с частными когнитивными дисциплинами (психологией, физиологией, лингвистикой, культурологией, исследованиями в области искусственного интеллекта). Природа гносеологических категорий. Концептуальный строй гносеологии и ее базовые понятия: «познавательное отношение»; «субъект», «предмет», «объект»; «субъективное и объективное»; «интерсубъективное и общезначимое». Система традиционных гносеологических допущений.

Основные гносеологические программы и стратегии . Типологии гносеологических программ и стратегий: традиция и современность; основания и критерии. Наивный реализм и «естественная установка». Платонизм, трансцендентализм, эмпиризм и натурализм. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм. Рационализм и сенсуализм.

2. Познание как субъектно-объектное отношение

Познаваемость мира. Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Границы познания и способы постановки вопросов о возможности познания. Категории субъекта и объекта познания. Сущность знания. Противоречие между субъектом и объектом как главная движущая сила развития знания. Проблема соотношения личного и безличного знания.

Эволюция самоописаний познающего субъекта: «субстанция?субъект» и «субъект?субстанция»; ум и душа (античность); «Я» и самосознание (христианство и новоевропейская классическая философия); «Я» и «Другой», коллективно-исторический субъект (кризис классики). Проблема субъекта в постклассической гносеологии: концепции «смерти» субъекта; тематизация бессознательного, отчуждения, анонимности, телесности в понятии субъекта. Понятия ?трансцендентального? и ?коллективного? субъекта познания (Кант и неокантианские интерпретации; Гегель и марксизм). Теория познания ?без познающего субъекта? (К. Поппер). Учение об Абсолютном Субъекте познания в русской философии (С.Н. и Е.Н. Трубецкие). Альтернативы субъект?объектному дуализму.

3. Этапы и уровни познания

Источники человеческого знания о мире. Теории врожденных идей. Проблема априорного и апостериорного. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма «чувственное?рациональное». Виды чувственного познания. Проблема «первичных» и «вторичных» качеств, образного и знакового. Опосредованный характер чувственных образов и программы «очищения» перцептивного опыта в западных и восточных философских учениях.

Проблема получения и обоснования нового знания. Природа дискурсивного знания. Дискурс и рефлексия. Уровни рефлексивной деятельности. Интуитивное знание. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рациональная, логическая). Проблема интерсубъективной проверки и трансляции интуитивного знания. Связь интуиции и дискурса в процессах познания, обоснования и трансляции знания.

4. Виды познания

Теоретический и практический разум. Виды рациональности: понятие рациональности в естественных и гуманитарных науках. Философская рациональность. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания. Особенности познавательного процесса в философии. Личностный, беспредпосылочный и непосредственный виды знания как особые гносеологические феномены. Личностная окраска знания в естественных и гуманитарных науках.

Типология вненаучных форм познания и их регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое). Разум и рациональность. Типологии концепций разума. Разум и рассудок.

Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Типы и виды рациональности (целе-средственная и целе-ценностная). Стратегии рациональности. Эволюция рационализма и иррационализма. Программы «нового рационализма». Природа научного познания и его особенности. Рациональное знание и специфика научного познания. Проблема критериев научности. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания и их взаимодействие. Парадигма, исследовательская программа, научная картина мира ? их гносеологический статус.

5. Познание и творчество

Сущность творчества. Загадка творчества. Источники, средства и формы появления новых смыслов. Продуктивное и репродуктивное в познавательной деятельности.

Социокультурные детерминанты познания. Каналы социокультурного влияния на познавательный процесс. Значение исторических и социально-психологических предпосылок в познании. Традиции и новации. Язык и познание. Гипотеза лингвистической относительности и ее концептуальные разновидности. Проблема влияния национально-этнических факторов на характер и результаты познавательной деятельности.

Экзистенциальные детерминанты познавательной активности. Значение личного опыта и волевого творческого начала в когнитивном процессе. Проблема становления и развития творческих способностей познающей личности. Разнообразие мотивов философского творчества. Творческое воображение. Философская экстраполяция и ее границы.

6. Практика и познание

Роль практики в познании. Практика и опыт. Типологии практик: основания и критерии. Исторические формы связи материально-технической и общественно-политической практики с познавательной деятельностью. Противоречивый характер взаимоотношений практики и познания. Утилитаристские подходы к пониманию сущности познавательной деятельности. Опредмечивание и распредмечивание. Практика и деятельность. Деятельность как чувственно-сверхчувственная реальность. Теоретико-деятельностный подход в познании.

7. Истина

Концепции истины. Классические модели истины: корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская. Неклассические модели истины: когерентная, прагматическая, диалектико-материалистическая. Онтологический подход к пониманию сущности знания и истины в концепциях М. Хайдеггера и П.А. Флоренского. Проблема критериев истины (логические, эмпирические, практические, теоретические и др.).

Истина как состояние, как акт и как процесс. Истина как оценка. Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и ценности. Истина и правда. Этические и эстетические компоненты в познании.

Истина как процесс. Диалектика абсолютной и относительной истины в познании. Проблема критериев истины Логические, эмпирические и теоретические критерии. Истина и ценности. Этические и эстетические компоненты в структуре современного знания.

8. Сознание

Способы концептуализации сознания. Сознание как предмет гносеологической рефлексии. Сознание как парадоксальная реальность. Процедура объективации в описаниях сознания. Психологизм и антипсихологизм в трактовках сознания.

Проблема генезиса сознания: основные подходы, понятия, концепции. Природно-биологические предпосылки становления сознания. Информационные процессы в биосфере и Космосе. Антропосоциогенез. Современные взгляды на движущие силы и этапы филогенетического становления сознания. Сущность превращения человеческого сознания в планетарную эволюционную силу. Онтогенез сознания . Дилемма ?преформизм-эпигенез? в понимании индивидуального и исторического развития сознания. Диалектика фило- и онтогенеза сознания.

Структура сознания. Общие представления о структуре сознания и его основных компонентах (чувственно-перцептивных, эмоциональных, ценностно-мотивационных, логических, волевых). Уровни сознания (психическое, рефлексивно-сознательное, подсознательное, сверхсознательное). Социокультурные образы сознания. Сознание и бессознательное. Природа бессознательного. Пути концептуализации бессознательного. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Онтология бессознательного. Архетипы бессознательного. Сущность самосознания. Сознание и самосознание. Самосознание и процесс социализации личности. Тайна человеческого ?Я?. Отношения ?Я? и ?Ты? в процессах самосознания и социализации.

Учение о соборном ?Я? в русской философии.

Проблема идеального. Идеальность сознания. Объективная и субъективная реальность. Психофизическая проблема. Постановка и решение проблемы идеального в истории философии. Философский анализ категории ?идеальное?. Идеальность сознания. Идеальное и символическая (семиотическая) реальность культуры.

9. Мышление и язык

Понятие мышления. Мышление: предмет, процесс и результат. Мышление как объект логики, гносеологии и когнитивных наук. Дилемма психологизма и антипсихологизма; парадокс антипсихологизма. Филогенез и онтогенез мышления. Проблема форм мышления. Границы мышления. Проблема концептуализации мышления. Вербальное и невербальное мышление. Рефлексия. Рассудок, разум, интеллект, ум. Взаимосвязь сознания и мышления. Моделирование мышления и проблема искусственного интеллекта

Язык как объект гносеологии. Взаимосвязь языка и мышления. Вербальное и невербальное мышление. Способы и пути концептуализации языка. Антиномии происхождения языка. Роль языка в познании. Концепции языка в философии. Язык и речь, язык и письмо. Проблема лингвистической относительности: слабая и сильная версии. Знак, значение и смысл: проблема семиотической реальности. Природа символа и типы символических систем. Диалог и монолог; текст, контекст и интертекстуальность. Автор и читатель. Наррация и интерпретация. Объяснение и понимание.

10. Тенденции и перспективы развития гносеологии

Современная теоретико-познавательная ситуация. Компьютерное и человеческое мышление. Изменение представлений о знании и обучении. Возможность синтеза различных типов знания. Формализация и проблема диалектического мышления. Компьютер как средство интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания. Компьютер и язык. От техносферы к ноосфере: антропокосмический поворот в современной культуре. Ограниченность логико-сциентистского и технократического подходов к познанию. Космическое измерение познавательных способностей и творческих возможностей человека. Современные факты и гипотезы о возможности различных уровней информационно-психического существования в Космосе. Когнитивная типология культурных традиций (Запад-Россия-Восток) и перспективы органического синтеза различных стратегий понимания мира и человека. Принципы межкультурного диалога.

Раздел 4. Философия как метод познания и аксиология

1. Сущность философской методологии

Метод и методология. Понятия «метод» и «методология». Метод как система принципов познания. Основные классы (типы) методов. Соотношение общенаучных и частных методов познания. Структура метода и механизм его функционирования.

Сущность методологии и методологической деятельности. Правила, принципы и законы как основные регулятивы методологической работы. Становление философской методологии.

Проблема методичности и системности философского знания. Кризис классических идей рационального обоснования знания. Специфика анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и экстраполяции, мысленного эксперимента в философии. Принципы системного подхода в философии.

Понятие философской методологии . Философская методология как система предельных средств и методов философского постижения бытия. Предметно-содержательный, операциональный и аксиологический уровни философской методологии. Взаимосвязь принципов философии и принципов (законов) формальной логики.

Философия и практика. Философия и общенаучные методы познания . Методологизм как этап и направление развития философии. Идеалы, нормы и программы обоснования научного знания в философии.

Многообразие, типология и критерии философских методов. Рациональные и внерациональные аспекты философской методологии. Концептуальные презумпции классических программ философского метода. Умозрение, созерцание, рефлексия, интроспекция, медитация, интерпретация.

Специфика философии как всеобщего метода познания. Философская рефлексия как общий метод философии и ее варианты в различных философских системах. Философская рефлексия и смыслополагание. Рефлексия: самопознание и самосознание. Рефлексия и бессознательное. Принципиальные границы рефлексивных процедур сознания.

Методологические регулятивы философии как принципы познания . Формы мышления и познавательные регулятивы. Характеристика основных форм мышления: всеобщих понятий (категорий), общетеоретических принципов, всеобщих законов, общеметодологических принципов. Взаимосвязь содержательного и логико-методологического в формах мышления философии. Структурированность философских методологических принципов. Предпосылочные (универсальные) принципы и внутринаучные (поисковые) принципы. Уровнево-иерархическое строение принципов.

Предпосылочные философские принципы познания. Принцип объективности. Принцип системности (требования всесторонности, субстанциальности, детерминизма). Принцип историзма (регулятив сущностной ретроспективности, императив рассмотрения предпосылок возникновения объекта, требование выделять этапы его изменения и др). Принцип диалектической противоречивости познания

Специфические внутринаучные (поисковые) принципы. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип единства логического и исторического.

2. Философская логика и особенности философского исследования

Гносеологические и метафизические допущения и логико-методологические предписания. Метод и метафизика. Понятие рефлексивной методологии. Философская критика и трансцендентальный метод. Соотношение формальной и содержательной логики. Значение формальной логики для философской методологии. Основные компоненты философской логики. Дедукция. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип совпадения логического и исторического. Философский редукционизм и методы философской редукции.

Философская методология как средство рациональной организации философского исследования. Философско-методологическая работа. Форма, схема, план выделения, логико-гносеологическая обработка понятий. Инструменты и техника философского исследования. Порядок познания, вывода, организации и оформления предметного материала в философии.

3. Основные программы философской методологии

Диалектическая методология. Сущность диалектики и природа категориальной формы мышления. Диалектика как всеобщий способ развертывания теоретического мышления и конструирования теоретического предмета. Структура диалектического движения мысли. Принципы и законы диалектической логики. Проблема теоретического доказательства в диалектике.

Программа материалистической диалектики. Диалектика и формальная логика: истоки и итоги противостояния. Идеологические мифы и непреходящее значение диалектики.

Феноменологическая методология. Универсальность феноменологического аспекта философского познания. Стратегия методического сомнения. Критерии очевидности. Пути обретения ясности и отчетливости идей. Феноменологическая редукция. Сущностное усмотрение. Смысл и назначение феноменологического описания. Границы феноменологической методологии.

Герменевтическая модель методологии. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Герменевтическое измерение философии. Понимание и объяснение. Герменевтическая ситуация и герменевтический опыт. Предпонимание и герменевтический круг. Историчность горизонтов понимания. Диалог и событие смыслопорождения. Средства и предпосылки понимания: эмпатия, сопереживание и др. Критерии понимания. Виды, уровни и каноны философской интерпретации. Герменевтическая методология в действии: экзистенциальная аналитика присутствия, философские расширения психоанализа.

Логико-аналитическая методология. Мотивы, содержание и смысл "лингвистического поворота" в философии ХХ века. Стратегии трактовки природы языка (коммуникативно-интенциональная, семантическая, инструментальная). Анализ естественного языка и переосмысление предмета, назначения и задач философии. Аналитическая философия и критика классической метафизики. Многообразие приемов аналитической редукции. Логико-лингвистический и концептуальный анализ речевых актов. Понятие языковой игры. Аналитическая методология и способы обоснования или опровержения философских утверждений. Основные аналитические концепции языкового значения/смысла.

4. Бытие, познание, ценность

Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии как частей метафизики. Познавательное и ценностное отношение человека к бытию. Кристаллизация аксиологии как особой отрасли философского знания во второй половине XIX - начале XX веков.

Ценностное поведение, ценностное сознание и философско-аксиологическая рефлексия. Взаимоотношение общей аксиологии с этикой, эстетикой и социальной философией. Ценностное измерение онтологической и когнитивной проблематикой в современной философии. Универсальность и фундаментальность ценностного отношения к миру.

Природа ценностей и их иерархия. Концептуальный строй аксиологии. Понятие ценности. Ценность и оценка. Ценности, цели, идеалы. Виды ценностей: позитивные и негативные, субъективные и объективные, общечеловеческие и локально-культурные, индивидуальные и коллективные, материальные и духовные. Ценностные нормативы, императивы, постулаты. Материальные и духовные ценности. Абсолютные и относительные ценности: релятивизм и консерватизм.

5. Онтологическая основа ценностного отношения

Онтологическая интерпретация оценки. Оценочное отношение человека к миру как фундаментальное основание философской рефлексии. Природа ценностного отношения. Объективное и субъективное в ценностях. Ценности, потребности, интересы. Ценности, антиценности, псевдоценности. Проблема критериев истинных и ложных ценностей. Ценностные ориентации.

Основные ценности человеческого существования. Экзистенциальные ценности и ценности социальные. Общечеловеческие ценности. Ценности и «чувство ценности»: от переживания к осмыслению бытия. Бытие как ценность. Жизнь индивида как высшая экзистенциальная ценность. Проблема смысла жизни в аксиологии. Нравственные ценности человеческого существования. Художественные ценности (эстетические ценности существования человека). Политические идеи и программы как ценностные системы. Наука, ценность и идеология. Правовые ценности. Специфика мировоззренческих ценностей.

6. Специфика ценностного познания и сознания

Уровни аксиологической рефлексии. Субъект, индивид, личность, общество. Индивидуальные и общественные ценности. Идеальное и реальное «Я». Оценка и самооценка.

Познавательное и ценностное. Процесс познания и процесс оценки. Дискурсивное и интуитивное в их ориентации на ценности. Возможность расхождения познавательного и ценностного. Знаки, значения и ценности. Условия "переоценки ценностей" (переоценки явлений в ходе результатов познания). Ценность и истина. Возможность заблуждения в оценке. Проблема критериев всеобщности и необходимости ценностных суждений (теоретическая очевидность, культурная традиция, власть и идеология). Психологизм и антипсихологизм в оценочных суждениях. Прагматизм и рационализм. Релятивизм. Рациональное и внерациональное в усвоении, утверждении и передаче ценностных смыслов. Феномен ценностной интуиции.

Язык описания ценностей. Понимание и интерпретация. Оценка и самооценка. Логические и ценностные категории. Специфика ценностных категориальных оппозиций. Рациональное и внерациональное в усвоении, утверждении и трансляции ценностных смыслов. Ценностная динамика личности: идеальное (воображаемое) и реальное «Я». Нормативные и ценностные суждения. Манипулирование ценностями: конформизм и идеология.

7. Аксиология и культура: перспективы развития

Культура как система ценностей. Ценностная традиция и ценностная новация. Феномен культурной маргиналии. Национальные и общечеловеческие ценности. Запад, Россия, Восток как "ценностные" миры. Проблемы и перспективы межкультурного диалога. Основополагающая роль личностного начала в созидании и распространении культурных ценностей.

Ценности традиционного и техногенного общества. Место ценностей в системе культуры. Аксиосфера культуры и прогресс человеческой цивилизации. Современный кризис техногенно-потребительской ценностной ориентации. Постмодерн как кризисное мироощущение.

Ценностный фундамент XXI века. Ценность человеческой жизни и ценность человеческого разума, межличностного и межкультурного взаимопонимания, политической и духовной свободы. Природа как эстетическая и экологическая ценность. Добровольная интенция на достижение общего блага и неэгоистические формы творческой самореализации как основополагающий экзистенциальный императив.

 

Рекомендуемая основная литература

  1. Аксиология, или философское исследование природы ценностей: Антология. -М., 1996.
  2. Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. -Новосибирск, 1987.
  3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. -М., 2003
  4. Алексеев П.В. Философы России XIX-XX столетий. -М., 2002.
  5. Ахутин А.В. Понятие ?природа? в античности и в Новое время. -М., 1988.
  6. Бабушкин В.У. О природе философского знания.
  7. Бердяев Н.А. Опыт эсхатологической метафизики. Часть II и III // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. -М., 1995.
  8. Башляр Г. Новый рационализм. -М., 1987.
  9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества -М., 1989,
  10. Бибихин В.В. Язык философии. -М., 1993.
  11. Булгаков С.Н. Свет невечерний. -М., 1994.
  12. Брентано Ф. О понятии истины // Избранные работы. -М., 1996.
  13. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. -М., 1978.
  14. Виндельбанд В. Что такое философия // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. -М., 1995.
  15. Витгенштейн Л. Лекция об этике. // Историко-философский ежегодник-89. -М., 1989.
  16. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. -М., 1958.
  17. Витгенштейн Л. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I. -М., 1994.
  18. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. -М., 1991.
  19. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. -М., 1997.
  20. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник?1988. -М., 1988.
  21. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. -М., 1988.
  22. Гроф С. Области человеческого бессознательного. -М., 1992.
  23. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. -М., 1998.
  24. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии. Кн. 1. -М., 1999.
  25. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки. -М., 1999.
  26. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия. -М.,-СПб., 1998.
  27. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. -М., 1992.
  28. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. -М., 1986.
  29. Иванов А.В. Сознание и мышление. -М., 1994.
  30. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. -М., 1984.
  31. Каган М.С. Философская теория ценностей. -СПб., 1997.
  32. Кессиди Ф.Х. ?От мифа к логосу?. -М., 1972.
  33. Киркегор С. Заключительное ненаучное послесловие. // От Я к Другому. -Минск., 1997.
  34. Конт О. Курс положительной философии. -СПб., 1900.
  35. Корет Э. Основы метафизики. ?Киев, 1998.
  36. Кузнецов В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. -М., 1999.
  37. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. -М., 1993.
  38. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. -М., 1980.
  39. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии. Т.2. -М., 1999.
  40. Лопатин Л.М. Аксиомы философии. -М.1996.
  41. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении -М., 1998.
  42. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Избранное. -М., 1991.
  43. Лосский Н.О. Ценность и бытие // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. -М. 1994.
  44. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М., 1995.
  45. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем // Маритен Ж. Философ в мире. -М., 1994.
  46. Марсель Г. Экзистенция и объективность // Марсель Г. Трагическая мудрость философии. -М., 1995.
  47. Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. -М., 1966.
  48. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. -СПб., 1999.
  49. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М., 1997.
  50. Налимов В.В., Драгалина Ж.А.. Реальность нереального. -М., 1995.
  51. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. -М., 1990.
  52. Наука и ценности. -Л., 1990.
  53. Никифоров А.Л. От формальной логики к истории науки. -М., 1983.
  54. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. -М., 2000.
  55. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? -М., 1991.
  56. Панин А.В. Диалектический материализм и постпозитивизм. -М., 1981.
  57. Полани М. Личностное знание. -М., 1985.
  58. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.
  59. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М., 1986.
  60. Проблема ценности в философии. -М.,- Л.,1966.
  61. Рассел Б. Искусство мыслить. -М., 1999.
  62. Проблема сознания в современной западной философии. -М., 1989.
  63. Рассел Б. Человеческое познание. -Киев, 1997.
  64. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. -М., 2003.
  65. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М. 1995.
  66. Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науке о культуре. -М., 1998.
  67. Рорти Р. Витгенштейн, Хайдеггер и гипостазирование языка. // Философия Мартина Хайдеггера и современность. -М., 1991.
  68. Сартр Ж.-П. Проблемы метода -М., 1994.
  69. Соколов В.В. Введение в классическую философию. -М.,1999.
  70. Степанов Ю.С. Язык и метод. -М., 1998.
  71. Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики //Аналитическая философия. -М., 1998.
  72. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. -М., 1987.
  73. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Сочинения. -М., 1994.
  74. Уитроу Дж. Естественная философия времени. -М. 2003.
  75. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М. 1986.
  76. Философская энциклопедия в 5-ти томах. -М., 1960 ? 1970.
  77. Франк С.Л. Предмет знания. -СПб., 1995.
  78. Франк С.Л. Реальность и человек. -М., 1997.
  79. Фуко М. Археология знания. -Киев, 1996.
  80. Хайдеггер М. Бытие и время. -М., 1997.
  81. Хайдеггер М. Введение в метафизику. -СПб. 1998.
  82. Хайдеггер М. Время и бытие. -М. 1993.
  83. Хайдеггер М. О сущности истины // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. -М., 1991.
  84. Хайдеггер М. Феноменология и трансцендентальная философия ценностей. -Киев, 1996.
  85. Хилл Т. Современные теории познания. -М., 1965.
  86. Хюбнер К. Критика научного разума. -М., 1994
  87. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. -М., 1999.
  88. Человек и его ценности. -М., 1988.
  89. Шелер М. Положение человека в космосе // Избранные произведения. -М., 1994.
  90. Шелер М. Формализм в этике и материальная теория ценностей // Шелер М. Избранные произведения. -М., 1994.
  91. Шестов Л. Об источниках метафизических истин; О втором измерении мышления. / Афины и Иерусалим. // Шестов Л. Соч. в 2-х тт. -М., 1993. Т.1.
  92. Шлик М. Поворот в философии. // Аналитическая философия: Избранные тексты. -М., 1993.
  93. Шпет Г.Г. Философские этюды. -М., 1994.
  94. Щедровицкий Г.П. Философия. Методология. Наука. -М., 1997.
  95. Юнг К. К психологии восточной медитации // Юнг К. О психологии восточных религий и философий. -М., 1994.
  96. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.
  97. Ясперс К. Введение в философию. ?Минск, 2000.

Наверх

Хостинг от uCoz