Главная

В начало раздела

 

Б.В. Марков, М.С. Уваров

Философская антропология

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной задачей курса философской антропологии является подробное ознакомление слушателей с эволюцией философских учений о человеке, а также с основными теоретическими аспектами проблемы.

Актуальность антропологического анализа в системе философского знания связана с объективными процессами, происходящими в культуре XX века (так называемый «антропологический поворот» в философии).

Интерес к проблеме человека и к человеческому измерению культуры, таким образом, является объективной тенденцией развития философии XX века. Именно в нашем веке трагически актуализировались многочисленные гипотезы о смерти Бога, культуры, человека, субъекта, авторства ? гипотезы, которыми заканчивается «классическая» и начинается «постклассическая» эпоха европейской цивилизации. Вместе с тем, явная неустроенность, маргинальность и разобщенность ценностей европейской и мировой цивилизации в XX веке влечет потерю нравственных ориентиров, по-новому ставит вопрос об укорененности человека в мире.

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Курс философской антропологии тематически разделен на две части.

В первой части подробно рассматривается философско-антропологическая проблематика в ее историческом измерении. Одновременно вводится необходимый категориальный аппарат, и намечаются содержательные аспекты теоретической антропологии.

Вторая часть курса посвящена осмыслению теоретических проблем современной философской антропологии в наиболее критических, смысложизненных ее координатах (практическая философия, язык и коммуникация, знание и власть, право и справедливость, культура и цивилизация, духовный опыт человечества, жизнь и смерть). Тем самым реализуется идея «философического письма» в его неразрывной связи с актуальными парадигмами «ситуации человека» конца XX века.

Список литературы разделен на три больших раздела (первоисточники, обязательная и дополнительная литература). В ходе семинарских занятий слушатели по заданию преподавателя представляют самостоятельный анализ первоисточников в контексте основных тематических блоков изучаемого курса

2. Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Раздел 1. История философских антропологических учений

Тема 1. Введение в философскую антропологию

Учение о человеке в системе философского мировоззрения. Онтология, теория познания, аксиология, эпистемология, социальная философия в их соотношении с философской антропологией. Специфика философско-антропологической проблематики. Методы философской антропологии: исторический, трансцендентальный, феноменологический, герменевтический, социологический, критико-идеологический, междисциплинарный. Научная рефлексия и человеческая повседневность. Методы оценки и проверки антропологических гипотез, прогнозов и экспертиз: верифицируемость, фальсифицируемость, логическая корректность, реализуемость и возможные практические последствия.

Философская антропология как история учений и как теоретическая дисциплина. Проблема логико-методологической реконструкции учения о человеке. Основные философско-антропологические проблемы.

Тема 2. Антропологические парадигмы мифологического мышления

Общемировые представления о кругообращении жизненных форм. Бинаpные и тpиадические структуры мира. Живое и мертвое, сырое и вареное, мужское и женское. Бинарные оппозиции цвета, верха и низа. Близнечный миф, легенды о Трикстере. Древние культы и божества. Первобытная магия. Обряды и ритуалы. Человек в культуре и мировоззрении Востока: идеал совершенного человека в конфуцианстве и даосизме. Проблема человека в индийской религиозно-философской традиции (брахманизм, буддизм, йога, веданта). Образ человека в культуре арабо-мусульманского Востока. Античная мифологическая парадигма. Антропоморфное и божественное. Миф и религия. Поколения богов. Добро и зло, преступление и наказание. Миф о Эдипе. Ящик Пандоры. Герои и боги. Прометеев огонь. Логос, Власть и Мудрость (античная парадигма «гибели богов»).

Тема 3. Учение о человеке в античности

От мифа к логосу. Микрокосм и макрокосм. Проблема вторичной «мифологической парадигмы». Антропологические идеи досократиков. Самопознание. Антропоморфизм, пантеизм, гилозоизм. Жизнь и смерть. Боги и культы. Дисциплинарные пространства античной культуры: гимназия, храм, агора. Учительская традиция. Проблема философской школы. Перипатетическое искусство. Философские учения как ответ на вопросы человеческого существования. Сократ как учитель и как философ. Майевтика, диалектика, ирония как составные части сократического метода. Порядок бытия как основа общественного порядка. Платон: Умопостигаемое и чувственное бытие. Истина и эрос. Триадическая структура любви (эрос-агапе-филия). Идея блага. Идеальное государство. мудрость. Софистика и софистическая мудрость. Человек как мера всех вещей. Аристотель. Отношение к Платону. Проблема субъекта научного познания в античности. Теоpетическое и практическое сознание. Разум и чувство. Рассудительность. Счастье. Государство и гражданин. Виды добродетелей. Идеальное государство. Человек в поздней античной философии. Человек и природа у Лукреция. Забота о себе в наставлениях Сенеки. Искусство любви и искусство жизни у Овидия.

Тема 4. Человека в средневековой антропологии

Ситуация человека в эпоху крушения Римской империи. Язычество и христианство. Гностицизм, манихейство, монофизитство, монофилитство о Боге, человеке, добре и зле. Понимание человека в христианстве, иудаизме, мусульманстве: сравнительный анализ. Антропология в контексте теоцентризма. «Мистерия Голгофы». Плоть и душа. Грех и покаяние. Жертвоприношение и искупление. Идея Завета. Свобода воли. Вера и знание. Бог и любовь. Смиpение. Пpоблема смерти. Работа над телом: аскетизм, сопереживание страданиям Христа. Дисциплинарные пространства: храм и рынок. Священное и профанное. Средневековый город: топология повседневного и сакрального. Человек в трудах отцов христианской церкви. Философско-антропологические идеи Блаженного Августина: жизнь, смерть и бессмертие, время и вечность, пошлое и будущее как настоящее. «Верую, чтобы понимать». Человек в трудах Пьера Абеляра, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского. «Понимаю, чтобы верить». Теория «двойственной истины» и ее антропологический смысл.

Тема 5. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения и Реформации

Титаны Возрождения. Антропоцентризм и теоцентризм. Природа и достоинство человека. Пантеизм и мистицизм. Возрождение платонизма (идеи Флорентийской Академии). Гуманизм Эразма Роттердамского. Космология Д. Бруно. Бог и мир в учениях гуманистов. Аскетизм и культ чувственности. Память. Ученость. Политическая деятельность. Пpаво на истину. Матеpия и тело. Учение о мировой душе. Натуpальная магия. Алхимия. «Семиотика мира» у Парацельса. Астpология и медицина. Социально-этические учения эпохи Возpождения. Новая педагогика. Мартин Лютер. Полемика с Эразмом Роттердамским. Протестантский человек и «дух капитализма».

Тема 6. «Человек разумный» в теориях Нового времени

Становление буржуазного общества. Рост городов. Торговля и рынок. Автономные индивиды. Перепланировка городов и изменение жилища. Этос буржуазии. Рождение механико-математической картины мира. Галилей и Кеплер. Социальная физика. Машинизация мира. Учение о разуме. Самосознание. Контроль над душевными аффектами. Человек и автомат. Учение о человеческой природе. «Анатомический театр»: поиски души. Человек-машина. Человек как субъект научного познания. Разум. рассудок, чувственность. Новаторство Ф. Бэкона. Учение об «идолах» и новая классификация наук. Проблема чувственности в сенсуализме Дж. Локка. Идея «чистой доски». Рефлексивный опыт. Борьба с аффектами у Б. Спинозы. Равенство и свобода. Учение о государстве Т. Гоббса: естественное равенство и война всех против всех. Противоречия человеческой природы и естественная сущность человека. Познание и экзистенция у Б. Паскаля. Принцип «когито» у Р.Декарта. Проблема удостоверения человеческого «Я». Традиции научного трактата «от первого лица». Психологическое обоснование бытия Бога.

Тема 7. Человек эпохи Просвещения

Культ разума. Феномен публики. Театры, кафе, газеты и журналы. Здравый смысл. Вера и наука (И. Ньютон, Г. Лейбниц). Проблема человека у немецких романтиков (Шлейермахер, Новалис, Гельдерлин, Шиллер, Гете). Пространство символического. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум. Идея категорического императива. Кpитика этики чувств. Нpавственный долг. Познание и вера. Религия в пределах разума. Чувственность и pассудок. Антиномии свободы и суждения вкуса. Теоретическое и практическое. Проблема «Я» у И.Г. Фихте. Воля и интеллект. Проблема индивидуальности. Проблема человека в объективном идеализме Гегеля. Любовь и власть в ранних работах Гегеля. Проблема интерсубъективности. Познание и коммуникация. Природа, разум, дух. Бытие и долженствование. Философия мифа и идея творчества у Й. Шеллинга. Проблема человека в трудах французских просветителей. Естественная теория души. Человек как машина у Ламетри. Человек и общество, государство и личность в работах Дидро, Монтескье, Вольтера. Церковь и мораль. Критика «реальной церкви». Сила законов. Природа и воспитание у Ж.-Ж. Руссо. Секуляризация исповедального слова. Сущность человеческого счастья по Гельвецию. Голодная толпа. Иррациональное. Революции в Европе. Индивидуальное и коллективное тело. Близость и дистанция. Поиски духовного единства. «Свобода, равенство, братство».

Тема 8. Философия человека Х1Х столетия

Антропологизм Л. Фейербаха. Критика религии. «Антропологический принцип» в философии. Эмансипация чувственности. Биологическая природа человека. Проблема социализации человека. Дарвинизм и антидарвинизм. Человек и животное. Эволюция видов живого. Естественный отбор. Биологизм О. Конта, Г. Спенсера, С. Милля. Дарвинизм и антидарвинизм. Биологическое и социальное. Прагматизм. Познание и деятельность. Марксистская антропология. Критика созерцательности и активность субъекта. Революция и практика. Человек как «ансамбль» общественных отношений. Антиномия товара и прибавочная стоимость. Интенсификация и отчуждение. Базис и надстройка. Критика идеологии. Иллюзии и классовые интересы. Воля и разум у А. Шопенгауэра. Созерцание и рассуждение. Познание и мотив. Сознание и бессознательное. Мировая воля. Проблема зла. Этика сострадания. Воля к власти в учении Ф. Ницше. Разум и жизнь. Тело и дух. «Рождение трагедии» и дух искусства. «Сверхчеловек» и «смерть Бога». З. Фрейд. Аpхипелаг бессознательного. «Эдипов комплекс» и сексуальность. Дух как эпифеномен либидо. Метафизика аффекта. Бессознательное и культура. Идея человека в психологии индивидуальности А.   Адлера. Аналитическая психология К.Г. Юнга: от бессознательного к коллективному бессознательному. Архетип и символ. Свобода и одиночество. Борьба за комфорт. Структуры повседневности. Вера, страх, отчаяние, одиночество, болезнь к смерти. Гениальность и умопомешательство (Ч. Ломброзо).

Тема 9. Проблема человека в русской философии

Феномен русской философии. Характерные черты русской религиозности. Россия и Европа. Закон и благодать. Духовное и плотское тело. Дух и душа. «Иpанский» и «кушитский» типы человека у А.С. Хомякова. Индивидуальное и универсальное. Сокpовенное в жизни и в человеке у Н.И. Новикова. Двойственная природа человека у А.Н. Радищева. Единство социального и духовного в учении П.Я. Чаадаева. Миpовое сознание. Антpопология и космология. «Антpопологический принцип» Н.Г. Чернышевского. Учение о личности в русском позитивизме. Религиозно-антpопологические взгляды Л.Н. Толстого. Идеология крови и почвы. Религиозный мир Ф.М. Достоевского. Антpопология и историософия. Антpопологический пессимизм К.Н. Леонтьева. Ф. Ницше и русская философия. Богоборчество Ф.Ф. Куклярского. Антpопология В.С. Соловьева. Тайна человека. Мистический опыт. Божественное начало и душа мира. Андpогинизм. Одухотвоpение человека. Учение об эросе. Человек и человечество. Богочеловечество. «Наука о человеке» В.И. Несмелова. Исключительное положение человека. Личность и вещь. Спасение. Пpоблема жизни и смерти в русском космизме (Н.Ф. Федоров).

В.В. Розанов. Духовное и телесное. Пpоблема пола. «Духовная эротика». Телесное письмо. Историософия и антропология Д.С. Мережковского. Христос и антихрист. Антpопология Н.А. Бердяева. Свобода и «творчество национального духа». «Экзистенциальная диалектика». Личность и индивид. Познание и любовь. Экзистенциальный проект человека Л.И. Шестова. Опыт страдания. Евpазийство. Философия сердца П.Д. Юркевича и Б.П. Вышеславцева. Специфика человеческого сознания в философии Г.Г. Шпета. Символизм А.Ф.Лосева. Философия языка и антропология П.А. Флоренского. Учение о Софии С.Н. Булгакова. Антpопология Л.П. Карсавина.

Тема 10. Постклассические образы человека в XX веке

Проблема «антропологического поворота» в философии. Антропология после Освенцима и Гулага. «Конец истории» и «смерть человека». Человек и история: специфика гуманитарных наук. Теория архетипов К. Юнга. Дильтей, Риккерт, Виндельбанд. Проблема ценностей. Философия жизни Г. Зиммеля. Место человека в космосе. М. Шелер. Сущность и формы симпатии. Любовь и ненависть. Феноменология духовного опыта. Бытие и ценности. Образование, труд, святость. Человек и Бог. Социология эмоционального познания. А. Камю, Ж.-П. Сартр и традиция европейского гуманизма. Критика идей человека. Трансцендентальная аналитика жизненного мира. Бытие к смерти. Разум и экзистенция. Проект фундаментальной онтологии М. Хайдеггера. Биоантропология. Г. Плеснер. Диалектика внешнего и внутреннего в развитии природы. Ступени органического и человек. Единство биологического и гуманитарного. Тело и дух. Открытость миру человека. Дуальная природа человека у А. Гелена. Человек как «недостаточное существо». Теология и зоология. Биокультурная этика. Инстинкты и социальные институты. К. Лоренц об агрессивности. Социокультурная антропология М. Ландмана. Человек как творец и как творение культуры. «Завершение» человека в культуре. Свобода, творчество, индивидуальность. Историческая антропология. Социогенез и цивилизационный процесс в работах Н. Элиаса. Типы общества и формы власти. Телесное насилие и принуждение. Культура и тело. История телесности и чувственности. Структурная антропология. Антропосоциогенез и «трудовая» теория происхождения языка и сознания. Производство и обмен. Потлач. Семья и структуры родства. Структура и смысл. Природа и культура в первобытном обществе. Структурное и сериальное мышление. Этноантропология. Проблема Чужого. Ценности, обычаи, нормы как образцы деятельности и коммуникативные структуры. Семиотика культуры. Человек в постмодернистской антропологии. Критика «проекта Просвещения». Теория коммуникативного действия у Ю. Хабермаса. Индивид и общество. Рациональность и демократия. Проблема эмансипации и современный феминизм. Деконструкция как преодоление жестких оппозиций классической антропологии. Трансформация пространства символического. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы Другого. Современные психоаналитические практики. Виды и формы психотерапии. Критика абсолютизации сексуального. Психоанализ и семиотика. Производство желаний. Гетерогенность человеческого. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Знание и власть у М. Фуко. Власть как управление жизнью. Разум и безумие. Трансгрессия. Контроль за сексуальностью. Производство тела в культуре. Тело и язык. Телесное письмо.

Раздел 2. Философская антропология как теоретическая и практическая дисциплина

Тема 11. Образы человека в философии

Человек в зеркале своей мысли. Идея человека. Самопознание. Человек и бытие. Человек и Бог. Рассудок и разум. Духовность. Опыт нравственного признания. Долг, ответственность. Право и справедливость. Свобода. Спонтанность. Познание и ценности. Разум и тело. Человек и общество. Деперсонализация. Человек и животное. Проблема «Другого». Тождество и идентификация. Интерсубъективность. Проблема рациональности. Личность и индивидуальность. Интериоризация и экстериоризация. Объективация, отчуждение. Исторический опыт становления человека. Человек как творец и как творение культуры. Человек и история. Человек как практическое существо. Открытость и незавершенность человека. Системный подход к человеку. Многообразие «человеческого». Человек в гетерогенном и мультикультурном пространстве современности. Интердисциплинарные практики.

Тема  12. Антропологические основания философии

Человеческое бытие. Аналитика существования. Жизнь и смерть. Антропологические константы. Основные потребности человека. Смысл жизни. Духовность: идеалы, нормы, ценности и императивы человеческого бытия в мире. Бытие и небытие, истина и заблуждение, субъективное и объективное, природа и дух, свобода и необходимость. Человеческое сознание как предмет философской антропологии: критика сциентизации сознания и сведения его к знанию. Структура сознания как единство когнитивных и эмоционально-волевых компонентов. Менталитет как сложная ткань переплетения рациональных, эмоциональных и телесных практик. Установки, интересы, предпочтения и нормы интеракции. Язык, сознание, деятельность. Значение и смысл. Первичные и вторичные знаковые системы. Идеология, мифология, язык. Речевые акты и коммуникация. Язык и речь как инструменты власти. Языковые нормы и структуры социального порядка. Язык как носитель культурных кодов и смыслов. Дисциплинарно цивилизующая роль языка. Ценности и бытие. Абсолютные и относительные ценности. Иерархия ценностей. Специфика ценностного сознания. Любовь к ценностям. Личностный опыт переживания высших ценностей. Долг, ответственность, нравственное признание другого Ценностные основания научного познания. Антропология и этика науки. Философская антропология и синтез исторических и логических, социальных и технических, естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Дилемма понимания и объяснения.

Тема 13. Философская антропологии в системе наук о человеке

«Центрирующая» роль философской антропологии в общественной жизни. Социальные теории в разрыве между массой, толпой и личностью. Идеология «крови и почвы» в ее соотношении с радикальным реформаторством. Философская антропология как теория социального действия и как стратегия жизненного поиска. Мультикультурность современного общества и проблема сосуществования разнородного. Идеологи и практика фундаментализма. Диалог, полилог, взаимное признание и уважение. Глубинное общение. Проблема меньшинств и защита их прав. Формы протеста в современном обществе. Проблема выживания и развития человечества в биоэкологическом и духовно-практическом аспектах. Философско-антропологические основания социального планирования и политического решения.

Тема 14. Человек как проблема практической философии

Философия мышления и философия труда. Труд и природа. «Вторая» и «третья» природа. Исторические виды и формы труда. Труд как дисциплинарная практика и способ производства человека. Практическое (информационное) знание как власть. Диалектика господства и рабства. Потребление и обмен. Цели и средства. Потребности и желания. Естественное и искусственное. Предпринимательский этос. Протестантская этика и дух капитализма. Тело работника. Происхождение рабочего класса. Революционное действие и практическая необходимость. Проблема практического движения и развития. Синдром «уничтожения теперешнего состояния». Идея социального прогресса и человеческая личность.

Тема 15. Язык, общение, коммуникация

Гипотезы о происхождении языка. Язык, речь, письмо: цивилизационные трансформации. Структуры и формы речевого поведения. Дифференциация и сети различий. Язык и власть. Язык как феномен культуры. Структура и смысл. Семиотика и семиология культуры (Ф. де Соссюр, Р. Якобсон, Н.С. Трубецкой). Идеология и мифология. Культурные коды общения. Интеракция и коммуникация. Проблема диалога у М.М. Бахтина. Автор и герой эстетической деятельности. Проблема «поступающего мышления». Проблема чтения. Кризис книжной культуры. Специфика визуального дискурса. Коммуникативные нормы как структуры порядка. Речевые акты: сообщения, клятвы, угрозы, признания и т.п. Речь как инструмент социального управления. Игра. «Человек играющий». Об игровом начале культуры. Игра как символизация. Социальный жизненный мир. Нормы и правила игры. Игра как форма жизни. Языковые игры. Игра и свобода.

Тема 16. Государство, право и справедливость

Человек и государство. Сила и интерес. Генеалогия морали. Власть сильных и власть слабых. Бессилие справедливости. Оправдание права. Естественное и позитивное право. Правовой нигилизм. Экономика, политика и нравственность. Проблема свободы. Формы протеста, эмансипации, конформизма. Полиморфная техника власти и опыт освобождения в современном обществе. Власть советников и экспертов. Институты общественности и контроль за принимаемыми решениями. Проблемы демократии. Человек в сетях репрезентации. Анонимность власти. «Масс медиа» и манипуляция общественным мнением. Анархическое сознание и проблема власти.

Тема 17. Человек, культура, цивилизация

Ситуация человека между «культом и культурой», «культурой и цивилизацией». Образы культуры и образы цивилизации. Человек и машина. Власть техники и технологии власти. Культурно-исторический процесс и проблема формационного развития. Экономические «стадии роста» и проблема сохранения человеческой индивидуальности. Становление и «взросление» культуры (К.Н. Леонтьев, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). «Система вещей» и систематика цивилизационных процессов в XX веке (Ж. Бодрийяр). Виртуализация реальности. «Складки и «сгибы» социокультурного бытия (Ж. Делез). Проблема «символического обмена». Техническая цивилизация и «конец истории» (А. Кожев, Ф. Фукуяма). Ситуация человека в эпоху «после постмодерна».

Тема 18. Духовный опыт человека

Духовность и философия. Забота и душе. Наставления и поучения. Мудрость. Исповедь и проповедь Грех и покаяние. Христианская антропология тела и духа. Страсти души. Бессилие духа. Дисциплина души. Дух и душа. Позитивное знание и отнесение событий и поступков к высшим ценностям. Морализм и утилитаризм. Негативное отношение морализма к позитивному. Познание и интерес. Наличие ценностных предпочтений в научном познании. Проблема обоснования духовного. Интенциональность эмоциональных переживаний. Феноменология как наука о духе. Культурная онтология и иерархия ценностей. Любовь к высшим ценностям. Виды и формы любви. Педагогика и воспитание. Проблема характера. Бессознательное. Архетипы бессознательного. Либидо и его сублимация в культуре. Энергия желания, вытеснение и замещение. Социальная природа душевных явлений. Психоанализ Э. Фромма. «невротическая личность нашего времени (К. Хорни). Многообразие душевных проблем и несводимость их к «эдипову комплексу». Разум и безумие. Человек в больном обществе. Проблема душевного здоровья.

Тема 19. Жизнь и смерть в духовном опыте человечества

Проблема «смерти человека» (философско-культурологический аспект). Смысл жизни. Искусство жизни и умирания в древней философии. Культ смерти в христианстве. Воскресение и загробное воздаяние. Вера и надежда. Смерть и бессмертие. Тема смерти в русской культуре. Смерть в одиночестве. Интенсивность переживания смерти в культуре. Деградация традиционных пространств и ритуалов умирания. Эрос и Танатос. Убийство и жертва. Тема смерти в искусстве. Некрореализм и танатография. Фильмы ужасов. Привидения. Компенсаторная функция «зрелища смерти». Право на смерть и право на жизнь. Эвтаназия. Биологические проблемы жизни и смерти. Долголетие. Болезнь и здоровье. Критические ситуации. Самоубийство. Смысл жизни и ценности жизни. Социальная активность личности. Проблема личного бессмертия.

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

Вопросник к зачету формируется из основных положений названий изучаеых тем ? в зависимости от объема прослушанного курса.

  1. Философская антропология как история учений и как теоретическая дисциплина. Основные философско-антропологические проблемы.
  2.   Основные этапы развития истории антропологических учений.
  3.   Философия человека: проблема сущности и существования.
  4.   Античная мифологическая парадигма. Антропоморфное и божественное. Проблема генезиса антропологической проблематики в мифологии.
  5.   Рождение философского учения о человеке. От мифа к логосу. Антропологические идеи досократиков.
  6.   Сократ как учитель и как философ. Майевтика, диалектика, ирония как составные части сократического метода. Порядок бытия как основа общественного порядка.
  7.   Платон: Умопостигаемое и чувственное бытие. Истина и эрос. Триадическая структура любви (эрос-агапе-филия). Идеи блага и справедливости.
  8.   Софистика и софистическая мудрость. Человек как мера всех вещей.
  9.   Аристотель. Отношение к Платону. Аргумент «третьего человека».
  10.   Государство и гражданин. Виды добродетелей. Идеальное государство.
  11.   Основная проблематика средневековой антропологии. Язычество и христианство.
  12.   Дисциплинарные пространства средневековой культуры: храм и рынок. Священное и профанное.
  13.   Философско-антропологические идеи Блаженного Августина: жизнь, смерть и бессмертие, время и вечность. Град земной и Град Божий.
  14.   Человек как субъект научного познания. Разум, рассудок, чувственность. Новаторство Ф. Бэкона. Учение об «идолах» и новая классификация наук.
  15.   Проблема чувственности в сенсуализме Дж. Локка. Идея « tabula rasa ».
  16.   Принцип « cogito » у Р. Декарта. Проблема удостоверения человеческого «Я». Психологическое обоснование бытия Бога.
  17.   Особенности теоретико-познавательного метода Дж. Беркли и Д. Юма.
  18.   Вера, наука и философия (И. Ньютон, Г.В. Лейбниц, Б. Спиноза).
  19.   Особенности понимания человеческой свободы в философии Нового времени.
  20.   Человек эпохи Просвещения. Культ разума. Феномен публики. Театры, кафе, газеты, журналы и их роль в становлении идей просвещения.
  21.   Проблема человека у французских просветителей (Ламетри, Дидро, Вольтер). Отношение к церкви.
  22.   Природа и воспитание человека в философии Ж.-Ж. Руссо.
  23.   Тема исповеди в европейской культурной традиции (от Августина до Руссо). Проблема секуляризации исповедального слова.
  24.   Проблема человека у немецких романтиков (Шлейермахер, Новалис, Гельдерлин, Шиллер, Гете ? по выбору студента).
  25.   Основные проблемы «Критики чистого разума» И. Канта. Антиномии чистого разума.
  26.   Практическая философия И. Канта. Категорический и гипотетический императивы.
  27.   Кантовская трактовка идей свободы и справедливости. Человеческая нравственность и законы государства.
  28.   Познание и вера в философии Канта. Как возможна «религия в пределах только разума».
  29.   Кантовское вопрошание о человеке. Основные проблемы антропологии И. Канта.
  30.   Этапы эволюции философско-антропологической проблематики в XIX веке.
  31.   «Антропологический поворот» и проблема человека в философии XX века.

3. Литература.

1. Первоисточники

  1. Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1992.
  2. Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. СПб, 1997.
  4. Аристотель. Никомахова этика. // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984.
  5. Аристотель. О душе. // Аристотель. Собр. Соч.: В 4 т.. Т. 1. М., 1975.
  6. Бергсон А. Материя и память. // Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. Т.1, М.,1992.
  7. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991.
  8. Бердяев Н.А. Философия свободы // Бердяев Н.А. Сочинения. М., 1989
  9. Валла Л. Об истинном и ложном благе. М., 1989.
  10. Валла Л. О свободе воли. М., 1989.
  11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
  12. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб., 1994.
  13. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М.,1988.
  14. Гердер И.Т. Идеи к философии истории человечества. М.,1977.
  15. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.
  16. Зиммель Г. Созерцание жизни. // Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Т.2. М.,1996.
  17. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
  18. Кант И. Антропология // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.6. М, 1966 (отдельное издание - СПб., 1998).
  19. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1996
  20. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М.,1988.
  21. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993
  22. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
  23. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.
  24. Мир человека. Хрестоматия: В 2 т. М., 1993
  25. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1905-1907 (репринт - 1993).
  26. Ницше Ф. Генеалогия морали. // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990.
  27. Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 1997.
  28. Платон. Алкивиад 1. Критон. Пир. Теэтет. Федон. Федр // Платон. Соч.: В 3 (4) т. М., 1976-, 1993-.
  29. Плеснер Х. Ступени органического и человек. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  30. Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995.
  31. Розанов В.В. Люди лунного света. // Розанов ВВ. Соч.: В 2 т. Т.2. М.,1990.
  32. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.,1990.
  33. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М., 1997
  34. Соловьев В.С. Оправдание добра. Соч. Т.1. М.,1989.
  35. Соловьев В.С. Смысл любви. // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1988.
  36. Спиноза Б.. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. // Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957.
  37. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1993.
  38. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. М.,1989.
  39. Фрейд З. Я и Оно. М., 1993.
  40. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  41. Фромм Э. Душа человека . М.,1992.
  42. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности М., 1996.
  43. Фуко М. Герменевтика субъекта. // Социологос. М.,1990.
  44. Фуко М. Забота о себе. М., 1998
  45. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
  46. Хайдеггер М. Время и бытие: Избр. работы. М., 1993.
  47. Хорни К. Женская психология. М., 1993
  48. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
  49. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии. Избр. соч.: В 4 т. Т.3. М., 1951.
  50. Честертон Г.К. Вечный человек. М.,1991.
  51. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  52. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М.,1992.
  53. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. // Шопенгауэр А. Избранные произведения. СПб., 1992.
  54. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
  55. Юркевич Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека. М.,1992.
  56. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

2. Основная

  1. «Антропологический поворот» в философии ХХ века. Вильнюс, 1989.
  2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
  3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М.,1975.
  4. Бахтин и философская культура ХХ века. СПб., 1991.
  5. Вернадский В.И. Начало и вечность жизни М.,1989.
  6. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
  7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.,1987.
  8. Власть. М.,1989.
  9. Гадамер Х.К. Актуальность прекрасного. М.,1991.
  10. Гадамер Х.К. Истина и метод. М., 1988.
  11. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М.,1982.
  12. Давыдов Ю. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.
  13. Демичев А.В. Дискурсы смерти: Введение в философскую танатологию. СПб., 1997
  14. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб., 1992.
  15. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.,1994.
  16. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1992.
  17. Лакан Ж. Инстанция буквы.. М., 1997.
  18. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
  19. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.,1991.
  20. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб. 1993.
  21. Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1998.
  22. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1995.
  23. Мир философии. Антология: В 2 т. М., 1990
  24. Образ человека в ХХ веке. М., 1988.
  25. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
  26. Подорога В.А. Выражение и смысл. М., 1996
  27. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М., 1993.
  28. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
  29. Тернер В. Символ и ритуал. М.,1983.
  30. Томэ Х. Современный психоанализ: В 2 т. М., 1996
  31. Феномен человека: Антология. М.,1993.
  32. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: В 3 т. М., 1991-94
  33. Шарден де Т. Феномен человека. М.,1993.
  34. Швейцер А. Культура и этика. М.,1973.
  35. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории, Т.1, 2. М., 1993, 1998.
  36. Это человек: Антология. М., 1995.

 

3. Дополнительная

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
  3. Антология исследования культуры. СПб., 1997.
  4. Антропологический поворот в философии XX века. Вильнюс, 1987.
  5. Афанасьев А.Н. Древо жизни. М., 1984.
  6. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.
  7. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. М., 1996
  8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
  9. Бахтин М.М. Формы времени и хронотропа в романе. // Вопросы литературы и эстетики. М.,1965.
  10. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.1996.
  12. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,1989.
  13. Боас Ф. Ум первобытного человека. М., 1933.
  14. Бодрийяр Ж. Система вещей М., 1995.
  15. Больнов О.-Ф. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.
  16. Бородай Ю.М. От реальности к фантазии. М., 1995.
  17. Бродель Ф. Структуры повседневности. М.,1986.
  18. Бубер М. Я и ты. М., 1993.
  19. Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
  20. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.
  21. Буркхард Я. Культура Возрождения в Италии. М., 1996.
  22. Васильев Л.С. История религий Востока. М.,1983.
  23. Вацлавик К. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.,1990.
  24. Вербен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  25. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.,1990.
  26. Гончаренко Н.В. Гений в науке и искусстве. М. 1991.
  27. Грофф С. За пределами мозга. М.,1992.
  28. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.., 1990.
  29. Дейк ван Т.А. Язык, познание, коммуникация. М.,1989.
  30. Делез Ж. Зигмунд Фрейд. // Венера в мехах. М.,1992.
  31. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.
  32. Делез Ж. Фуко. М. 1997.
  33. Деррида Ж. Позиции. Киев, 1996.
  34. Дильтей В. Введение в науки о духе. // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х и ХХ в., М.,1987.
  35. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.
  36. Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. // Русское Зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М., 1991.
  37. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991.
  38. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996
  39. Казначеев В.П. Феномен человека. Новосибирск, 1991.
  40. Карсавин Л. Религиозно-философские сочинения. М.,1992.
  41. Карсаевская. Т.В. Человек стареющий. Л.,1978.
  42. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М.,1983.
  43. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
  44. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1987.
  45. Культуральная антропология. СПб., 1996
  46. Лакан Ж. Семинары. М., 1998.
  47. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  48. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995
  49. Лотман Ю.М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума. М., 1977.
  50. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западная философская антропология. От Фейербаха к Фромму: Учебное пособие. Екатеринбург, 1994.
  51. Лютер М. Избр. произведения. М., 1994.
  52. Маркиз де Сад и ХХ век. М.,1990.
  53. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т.3.
  54. Механизмы культуры. М., 1990.
  55. Мечников И.И. Этюды о природе человека. М., 1989.
  56. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  57. Мир и эрос. М., 1991.
  58. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.,1990.
  59. Набоков В.В. Лекции по русской литературе? М., 1996.
  60. Наука и альтернативные формы знания. СПб., 1995.
  61. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  62. Новые направления в социологической теории. М., 1978.
  63. Одиссей: Человек в истории. Ежегодник. М., 1989-94.
  64. Омельченко Н.В. Первые принципы философской антропологии. Волгоград, 1997
  65. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
  66. Оссовская Ю. Рыцарь и буржуа. М., 1987.
  67. От Я к Другому. Минск. 1997.
  68. Подорога В.А. Феноменология тела. М.,1995.
  69. Полани М. Личностное знание. М.,1969.
  70. Рабинович В.Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а наставлял дух. М., 1991.
  71. Рассел Б. Почему я не христианин. М.,1987.
  72. Рикер П. Конфликт интерпретаций. М., 1995.
  73. Русский космизм: Антология. М., 1993.
  74. Русский эрос. М.,1991.
  75. Рыклин М. Террорологики. Тарту-Москва, 1992.
  76. Савчук В.В. Кровь и культура. СПб ., 1996.
  77. Смирнов А . П . Homo homimi philosophu? СПб., 1999.
  78. Современная западная философия: Словарь. М., 1998
  79. Современный человек: цели, ценности, идеалы. М.,1988.
  80. Соловьев Э.В. Введение в психоанализ. СПб., 1998.
  81. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
  82. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.,1992.
  83. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М.,1992.
  84. Стратегии ориентации в постсовременности. СПб. 1996.
  85. Сунягин Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения. Л.,1987.
  86. Тиллих П. Мужество быть. М., 1992.
  87. Толстых А. Возрасты жизни М.,1988.
  88. Торчинов Е.А. Религии мира. СПб., 1997.
  89. Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.
  90. Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998
  91. Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб., 1996
  92. Фигуры Танатоса / под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. Вып. 1. 2, 3, 4, 5. СПб., 1992-98
  93. Философия на рубеже веков. СПб., 1996.
  94. Философия Хайдеггера и современность. М.,1991.
  95. Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М.,1988.
  96. Философское понимание человека. М.,1988.
  97. Финк Э. Основные феномены человеческого бытия. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  98. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
  99. Фролов И.Т. Перспективы человека. М., 1983.
  100. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
  101. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.,1977.
  102. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1994.
  103. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
  104. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.// Время и бытие. М., 1992.
  105. Хакен К. Синергетика. М .,1980.
  106. Хейзинга Й . Homo ludens М .,1992.
  107. Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988.
  108. Человек в системе наук. М., 1989.
  109. Что такое человек? СПб., 1996.
  110. Шелер М. Ordo Amoris // Шелер М. Избранные произведения. М.,1994.
  111. Шпет Г. Введение в этническую психологию. // Шпет Г. Избранные соч. М.,1991.
  112. Элиаде М. Космос и история. М.,1987.
  113. Эриксон Э.Г. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.
  114. Эриксон Э.Г. Молодой Лютер М., 1995
  115. Этика отношений с окружающей средой. М.,1990.

Наверх

Хостинг от uCoz