НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

И.И.Евлампиев

История русской философии.

1. Организационно-методический раздел.

1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной целью курса является демонстрация основных концепция русской философии на протяжении наиболее плодотворного периода ее развития с начала XIX по середину ХХ века, а также выявление наиболее характерных отличий русской философской традиции от традиции западноевропейской философии.

Для реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:

- подробно освещаются дискуссии относительно проблемы начала русской философии и главных тенденций ее развития;

- дается систематическая характеристика основных этапов ее развития;

- рассматривается взаимосвязь философского мировоззрения и общего контекста культуры в истории Древней Руси;

- дается детальная характеристика философских идей и концепций родоначальников самобытной русской философии в начале XIX века (П. Чаадаев, А. Хомяков, А. Герцен и др.);

- подробно анализируется философские взгляды двух наиболее значимых русских мыслителей ? Ф. Достоевского и В. Соловьева;

- рассматривается развитие идей указанных мыслителей в философии конца XIX века ? первой половины ХХ века.

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

- уметь давать краткую характеристику всем основным этапам развития русской философии;

- четко обозначать основные черты русской философской традиции в ее отличии от западной традиции;

- формулировать смысл противостояния двух школ русской философии XIX века ? западничества и славянофильства;

- излагать смысл двух главных концепций философии XIX века ? концепций всеединства и Богочеловечества;

- знать основные подходы к интерпретации философских взглядов Ф. Достоевского и основные темы его философствования;

- воспроизводить основные идеи философии В. Соловьева;

- воспроизводить смысл этических споров в русской философии XIX века (Л. Толстой, В. Соловьев, К. Леонтьев и др);

- знать основные тенденции развития русской философии в ХХ веке.

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Тема 1. Русская философская мысль в контексте мировой философии

Важнейшие черты русской философии: ориентация философии на интерпретацию православного христианства; особое внимание к проблеме человека и проблеме смысла истории; дуалистическое видение оснований мира и человека, антиномизм в подходе к решению основных философских проблем; образно-художественный стиль философствования.

Тема 2. Предыстория русской философии (X-XVII века)

Синтез христианских и языческих элементов в духовной культуре Руси. Византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси. Мировоззрение древнерусской иконописи. Элементы философии в духовной культуре XVI-XVII веков.

Тема 3. Рождение философии в России (XVIII век)

Мыслители петровской эпохи: Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, М. Ломоносов. Русское просвещение и его характерные черты. Мистические и гностические влияния в России. Русские масоны и философское ? образование ? России. Киево-Могилянская академия и философия Г. Сковороды. Философские взгляды Н. Радищева.

Тема 4. Поиски самобытности (первая половина XIX века)

А. Пушкин и П. Чаадаев: поиски основной парадигмы русской культуры и русской философии. Русское шеллингианство. В. Одоевский: концепция интуитивного знания, критика западной цивилизации. Славянофильство: А. Хомяков и И. Киреевский. Концепция мистической Церкви и идей ? цельного ? человека. Русское гегельянство: В. Белинский и А. Герцен. Персонализм позднего Герцена; Герцен и Ф. Ницше. Движение к позитивизму и материализму. Н. Чернышевский. Феномен русского нигилизма.

Тема 5. Философские взгляды Ф. Достоевского

Проблема веры в творчестве Достоевского. Преломление гностико-мистической традиции в мировоззрении Достоевского. Новое понимание человека. Кризис рационализма и попытка понять личность человека как универсальное начало бытия. ?Равноправие ? Бога и человека. Личность как Абсолют. Неканонический смысл идеи бессмертия и воскресения в творчестве Достоевского: образы Ипполита Терентьева (?Идиот?) и Кириллова (?Бесы?). Образ Иисуса Христа в романах Достоевского. Диалектика Богочеловечества и человекобожества. Достоевский и начало русского экзистенциализма.

Тема 6. Религиозные и этические поиски Л. Толстого, Н. Федорова и ?поздних? славянофилов

Моральная интерпретация христианства в творчестве Л. Толстого. ?Философия общего дела? Н. Федорова. Историко-культурологическая концепция Я. Данилевского. Религиозно-эстетическая ?утопия? К. Леонтьева. Леонтьев и Ницше. ?Спор о христианстве?: В. Розанов.

Тема 7. Философская система Вл. Соловьева и его ближайших последователей

Критика отвлеченных начал: поиски новой метафизики. Попытка синтеза гностико-мистической традиции и западного рационализма в системе Соловьева. Соловьев и Достоевский: личность человека как центр бытия. Идея всеединства и новая концепция личности ( ? Лекции о Богочеловечестве ? ). Человек и человечество как главный фактор преображения мирового бытия. Этический и социальный идеал Соловьева (книга ? Оправдание добра ? ). Преломление философских идей Соловьева в творчестве С. и Е. Трубецких.

Тема 8. Русское неолейбницианство и неокантианство

Лейбницеанство А. Козлова и С. Аскольдова. Персоналистская метафизика Л. Лопатина. Философская система Н. Лосского: интуитивистская гносеология и персонализм. Неокантианская философия А. Введенского. Развитие кантианской традиции у философов конца XIX ? XX века.

Тема 9. Религиозный экзистенциализм Л. Шестова

Русская литература как источник философских идей Шестова. Шестов и Ницше. Противопоставление абстрактных принципов и жизни в раннем творчестве Шестова. Критика философии всеединства Соловьева и всей рационалистической традиции. Иррационализм позднего Шестова. Бог как царство Абсурда. Вера как преодоление ? необходимости ? и ? этики ? . Влияние Шестова на развитие западного экзистенциализма.

Тема 10. «Новое религиозное сознание» и философия Н. Бердяева

Д. Мережковский и ?новое религиозное сознание?: синтез христианства и современной культуры. Идея ?христианского гнозиса? в философии Н. Бердяева. Личность как конкретное начало. Персонализм Бердяева. ? Двуединство ? Бога и человека. Бог как полнота творческих возможностей человека. Концепция грехопадения. Мир как ? объективация ? духа; творчество как преодоление ? объективации ? . Бог, человек и Ничто: Бердяев и немецкая мистика (М. Экхарт, А. Силезиус, Я. Бёме).

Тема 11. Этика и социальная философия Б. Вышеславцева, П. Струве и П. Новгородцева

Этика и метафизика Б. Вышеславцева: интерпретация философии Фихте в духе иррационализма и мистицизма; соединение религиозной философии и психоанализа. Социальная философия П. Струве. Философия права и государства П. Новгородцева. Концепция общественного идеала и критика марксизма.

Тема 12. Метафизическая система С. Франка.

Идея личности в ранних работах Франка. Абсолютность личности и творчества и идея универсальности изменчивости, развития. Концепция абсолютного реализма (книга ?Предмет знания?): преодоление противоположности духа и материи; понятие абсолютного бытия; мир как «развертывание» в форме конечности абсолютного бытия (всеединства). Влияние немецкой мистической философии (М. Экхарт, Николай Кузанский) на Франка. Анализ человеческого бытия в книге ? Душа человека ? . Понимание человеческого бытия (душевной жизни) как сферы самораскрытия Абсолюта и идея ?феноменологии?. Франк и М. Хайдеггер: онтология как феноменология человеческого бытия. Этика и социальная философия Франка. Последняя попытка изложения новой метафизики (книга ?Непостижимое?) и противоречие между догматикой и философией.

Тема 13. Философия личности Л. Карсавина

Гностические истоки метафизики Карсавина. Преломление философских идей А. Бергсона в творчестве Карсавина. Понятие личности: личность как ?единство множества? и как ?несовершенное? всеединство (книга ?О личности?). Тварное бытие как трансцендирование Бога в Ничто. Диалектика единства-разъединения в Абсолюте и в тварном мире. Жизнь через смерть. Концепция смерти и бессмертия человека у Карсавина и Достоевский. Окончательное преодоление ? атомистической ? модели человека в философии Карсавина.

Тема 14. Метафизические и религиозно-этические искания И. Ильина

Диалектика индивидуальной самобытности и духовного единства людей в ранних работах Ильина. Тождество Бога и человека и интуитивистская концепция ? философского акта ? . Влияние идей Фихте на Ильина. Неогегельянская концепция Ильина (книга ?Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека?). Внесение иррационалистических и экзистенциальных мотивов в гегельянство. Историческая концепция Ильина: ? неудача ? Творения и неподвластность мира Богу. Человек как ?перекресток? всех противоречий бытия. Гностическая концепция ?страдающего Бога? и непредсказуемость истории. Этика трагического подвига (книга ?О сопротивлении злу силою?). Гностико-манихейские мотивы в этике Ильина. Попытка построения православной философии в поздних сочинениях.

Тема 15. Феноменологическая философия Г. Шпета

Преломление идей Э. Гуссерля в книге ?Явление и смысл?. Взаимодействие традиций русской религиозной философии и феноменологического метода в философии Шпета и других русских философов (С. Франка, Л. Карсавина).

Тема 16. Философия религии и культуры С. Булгакова, П. Флоренского и А. Лосева

С. Булгаков: философия и вера; попытка согласования философии и церковной традиции. Возрождение платоновского дуализма и противоречивость философской концепции Булгакова. Философия Православия и софиология Булгакова (книга ? Свет невечерний ? ). Понятие Софии и его гностические истоки. ?Творящие имена Бытия? (книга ?Философия имени?). Философское завещание Булгакова. П. Флоренский: философия культа и философия культуры. Неадекватность философской концепции Флоренского закономерностям развития современной культуры. Философские и культурологические исследования А. Лосева. Концепция мифа и символа. Интерпретация античной культуры в трудах Лосева.

Тема 17. Развитие философии в советскую эпоху

Русский марксизм и его характерные особенности. В. Ленин и русская религиозная философия: диалектика сходства и противоположности. Утопизм и ? эсхатологизм ? русского большевизма. Немарксистская философия: М. Бахтин и М. Мамардашвили.

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Проблема начала русской философии. Основные темы русской философии.
  2. Византийское богословие и первые богословско-философские сочинения на Руси. Мировоззрение древнерусской иконописи.
  3. Русское просвещение и его характерные черты. Мистические и гностические влияния в России. Русские масоны и философское ? образование ? России.
  4. Философия Г. Сковороды. Философские взгляды Н. Радищева.
  5. Зарождение оригинальной традиции русского философствования у П. Чаадаева и В. Одоевского.
  6. Славянофильство: А. Хомяков и И. Киреевский. Концепция мистической Церкви и идей ?цельного? человека.
  7. Западничество. Философские взгляды А. Герцена.
  8. Основные интерпретации философского мировоззрения Ф. Достоевского. Основные темы философии Достоевского.
  9. Проблема бессмертия в творчестве Достоевского. Концепция личности и влияние Достоевского на экзистенциализм ХХ века.
  10. Метафизика всеединства и концепция Богочеловечества В Соловьева.
  11. Религиозный экзистенциализм Л. Шестова
  12. Персонализм Бердяева. ?Двуединство? Бога и человека.
  13. Метафизическая система С. Франка.
  14. Философия личности Л. Карсавина.
  15. Неогегельянская концепция Ильина (книга ?Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека?).
  16. Философия религии и культуры С. Булгакова, П. Флоренского и А. Лосева.

3. Литература:

  1. Аржанухин С. В., Емельянов Б. В., Холстинин Р. Н. Очерки русской философии XVIII?XX вв. Екатеринбург, 1994.
  2. Асмус В. Ф. Владимир Соловьев. М., 1994.
  3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  4. Бердяев Н. А. Философия свобода; Смысл творчества. М., 1989.
  5. Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994.
  6. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х тт. М., 1994.
  7. Бердяев Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
  8. Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994.
  9. Булгаков С. Н. Соч. в 2-х тт. М., 1993.
  10. Булгаков С. Н. Философия имени. СПб., 1998.
  11. Введенский А. И. Статьи по философии. СПб., 1996.
  12. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного эроса. М., 1994.
  13. Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли XX века. М., 1992.
  14. Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. М., 1995.
  15. Евлампиев И. И. Антропология Достоевского//Вече. Альманах русской философии и культуры. 1997. Вып. 8. С. 122-196.
  16. Евлампиев И. И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998.
  17. Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX-XX веках. В 2-х тт. СПб., 2000.
  18. Евлампиев И. И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия//Вопросы философии. 1998. № 3. 18-34.
  19. Емельянов Б. В. Очерки русской философии начала XX века. Екатеринбург, 1992.
  20. Емельянов Б. В., Новиков А. И. Русская философия Серебряного века. Екатеринбург, 1995.
  21. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
  22. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х тт. Л., 1991.
  23. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
  24. Ильин И. А. Собр. соч. в 10-ти тт. М., 1993?1998.
  25. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1993.
  26. Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб., 1994.
  27. Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. Т. 1. М., 1992.
  28. Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993.
  29. Козырев А. П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели//Вопросы философии. 1995. № 7. С. 59-74.
  30. Корольков А. А. Русская духовная философия. СПб., 1998.
  31. Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьева. М., 1988.
  32. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
  33. Леонтьев К. Н. Восток, Россия и Славянство. М., 1996.
  34. Лопатин Л. М. Аксиомы философии. М., 1996.
  35. Лосев А. Ф. Бытие ? Имя ? Космос. М., 1993.
  36. Лосев А. Ф. Миф ? Число ? Сущность. М., 1994.
  37. Лосский Н. О. Избранное. М., 1991.
  38. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.
  39. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  40. Мамардашвили М. Как я понимаю философию М., 1992.
  41. Некрасова Е. Н. Семен Франк//Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 2. СПб., 1995. С. 91-179.
  42. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991.
  43. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881?1931 гг. М., 1990.
  44. Одоевский В. Ф. Русские ночи. Л., 1975.
  45. Розанов В. В. Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Литературные очерки. О писателях и писательстве. М., 1996.
  46. Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. М., 1988.
  47. Соловьев В. С. Соч. в 2-х тт. М., 1989.
  48. Струве П. Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.
  49. Толстой Л. Н. Избр. философские произведения. М., 1992.
  50. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева. В 2-х тт. М., 1995.
  51. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994.
  52. Трубецкой С. Н. Соч. М., 1994.
  53. Федоров Н. Ф. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1995-1999.
  54. Флоренский П. А. Соч. в 4-х тт. М., 1994-1999.
  55. Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.
  56. Франк С. Л. Духовные основа общества. М., 1992.
  57. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.
  58. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
  59. Франк С. Л. Соч. М., 1990.
  60. Хомяков А. С. Соч. в 2-х тт. Т. 2. Работы по богословию. М., 1994.
  61. Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  62. Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. В 2-х тт. М., 1991.
  63. Шапошников Л. Е. Философские портреты (из истории отечественной мысли). Н. Новгород, 1993.
  64. Шестов Л. Соч. в 2-х тт. М., 1993.
  65. Шестов Л. Соч. в 2-х тт. Томск, 1996.
  66. Шпет Г. Г. Философские этюды. М., 1994.
  67. Шпет Г. Г. Явление и смысл. М., 1993.

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz