НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

М.В.Попов

"Наука логики" Гегеля

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной задачей курса является привлечение внимания слушателей к фундаментальному философскому произведению Г.В.Фр. Гегеля, которое представляет собой по сути дела единственный компендиум диалектики, направление слушателей на самостоятельное систематическое изучение этого гениального философского труда с целью овладения диалектическим методом.

Актуальность штудирования главного гегелевского произведения связана с необходимостью диалектической обработки достижений естественных и гуманитарных наук и исследованием противоречивых процессов общественного развития в ХХ1 веке.

Растущий интерес к освоению диалектического метода является объективной тенденцией развития современной философской мысли и человеческого мышления вообще. Освоив и включив в структуру методологии естественных и гуманитарных наук метафизический метод мышления, формальную логику, человечество в освоении диалектической логики находится еще в самом начале, и с этим связаны многие потери и упущения в теоретическом и практическом освоении современного мира.

Структурно-тематически курс выстроен следующим образом. Отразив вначале необходимость предварительно специально остановиться на предмете логики и методе ее изложения и освоения, он затем воспроизводит в основе структуру собственно «Науки логики». Упор при этом сделан на выявлении переходов более абстрактных категорий в менее абстрактные категории и тем самым на овладении диалектическим методом исследования и изложения

 

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

•  знать, чем отличается диалектика от метафизики, диалектическая логика от формальной логики;

•  знать какой закон в диалектической логике встает на место закона исключенного третьего;

•  уметь самостоятельно совершать диалектические переходы, двигаясь логически от менее содержательных к более содержательным логическим категориям;

•  иметь общее представление о системе категорий «Науки логики» Гегеля и ее месте и роли в системе философских и социально-гуманитарных наук.

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Тема 1. Предмет науки логики, 2 ч.

Логика изучает понятия в их движении, в их переходах друг в друга и в противоположные им. Она исследует движение мысли в форме понятий как отражение в человеческом языке в обобщенном виде развития природы, об-щества и мышления, поскольку язык сохраняет и закрепляет то, что миллио-ны раз повторено в актах познания действительности, как теоретического, так и практического. Через изучение языка как отражения мира не только возможно его познание, но это изучение оказывается познанием закономер-ного в мире, повторяющегося, устойчивого. Постигается такое общее, кото-рое не находится рядом с особенным, а вбирает в себя все богатство особен-ного.

Тема 2. Метод, 2ч.

Метод, согласно диалектическому определению Гегеля, -- это осознание формы внутреннего самодвижения содержания исследуемого предмета. Ме-тод исследования и изложения логики предполагает раздвоение единого и познание противоречивых сторон его. Тезис, антитезис, синтезис – таков об-щий ход диалектического метода, который выдержан в «Науке логики» с са- мого начала и до самого конца. Научная система выступает как система зна-ний, где начало есть неразвитый результат, а результат есть развернутое на-чало. Принцип исключенного третьего, характерный для формальной логики, преодолевается в логике диалектической, поскольку в ней относительно каж-дого понятия могут быть сделаны и имеют смысл прямо противоположные высказывания, диалектический синтез которых только и дает истину.

Тема 3. Логические переходы качества, 2ч.

Началом науки логики, ее первой категорией является чистое бытие. Его рассмотрение необходимо приводит к мысли, что чистое бытие переходит в чистое ничто. Движение исчезновения одного в другом, становление, содер-жит своими моментами прехождение и возникновение и снимает себя, пере-ходя в наличное бытие. В наличном бытии обнаруживается ничто, но уже как небытие. Небытие, принятое в бытие так, что конкретное целое имеет форму бытия, составляет определенность наличного бытия. Определенное наличное бытие есть нечто. Нечто, взятое со своей имманентной границей – это конечность. Конечность переходит в бесконечность, моменты которой – бесконечное и конечное. Бесконечность определяет себя как для-себя-бытие.

Тема 4. Логические переходы количества, 2ч.

Количество как снятое качество. Чистое количество, непрерывная и дис-кретная величина, ограничение количества. Определенное количество. Чис-ло, экстенсивное и интенсивное определенное количество, количественная бесконечность. Количественное отношение.

Тема 5. Логические переходы меры, 2ч.

Специфическое количество (специфическое определенное количество, специфицирующая мера, для-себя-бытие в мере). Реальная мера (отношение самостоятельных мер, узловая линия отношений меры, безмерное). Станов-ление сущности (абсолютная неразличенность, неразличенность как обрат-ное отношение ее факторов, переход в сущность). 

Тема 6. Логические переходы сущности как рефлексии в самой себе, 2ч.

Видимость (существенное и несущественное, видимость, рефлексия). Определенные сущности или рефлективные определения (тождество, разли-чие, противоречие). Основание(абсолютное основание, определенное основа-ние, условие). Переход сути дела в существование.

Тема 7. Логические переходы явления, 2 ч.

Существование (вещь и ее свойства, вещь состоит из материй, растворе-ние вещи). Явление (закон явления, являющийся мир и в себе сущий мир, разложение явления). Существенное отношение (отношение между целым и частями, отношение между силой и ее проявлением, отношение внешнего и внутреннего)

Тема 8. Логические переходы действительности, 2 ч.

Абсолютное (развертывание абсолютного, абсолютный атрибут, модус абсолютного). Действительность (случайность или формальная действитель-ность, формальная возможность и формальная необходимость, относитель-ная необходимость или реальная действительность, реальная возможность и реальная необходимость, абсолютная необходимость). Абсолютное отноше-ние (отношение субстанциальности, отношение причинности, взаимодейст-вие).

Тема 9. Логические переходы субъективности, 2 ч.

Понятие (всеобщее понятие, особенное понятие, единичное). Суждение (суждение наличного бытия, суждение рефлексии, суждение необходимости, суждение понятия). Умозаключение (умозаключение наличного бытия, умо-заключение рефлексии, умозаключение необходимости).

Тема 10. Логические переходы объективности, 2ч.

Механизм (механический объект, механический процесс, абсолютный ме-ханизм). Химизм (химический объект, процесс, переход химизма). Телеоло-гия (субъективная цель, средство, существенная цель).

Тема 11. Логические переходы идеи, 2ч.

Жизнь (живой индивид, процесс жизни, род). Идея познания (идея истин-ного, идея блага). Абсолютная идея как тождество теоретической и практи-ческой идей, как знающая себя истина и вся истина, как предмет и содержа-ние философии.

Тема семинарского занятия №1 Логические переходы объективной логики, 4ч.

•  Логические переходы определенности (качества).

•  Логические переходы величины (количества).

•  Логические переходы меры.

•  Логические переходы сущности как рефлексии в самой себе.

•  Логические переходы явления.

•  Логические переходы действительности.

Тема семинарского занятия №2. Логические переходы субъективной логики, 4ч.

•  Логические переходы субъективности.

•  Логические переходы объективности.

•  Логические переходы идеи.

 

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

Осуществить логические переходы:

1) чистого бытия в чистое ничто;

2) чистого ничто в чистое бытие;

3) становления в наличное бытие;

4) наличного бытия в нечто;

5) нечто в конечность;

6) конечности в бесконечность;

7) бесконечности в для-себя-бытие;

8) для-себя-бытия в количество;

9) количества в меру;

10) меры в сущность;

11) видимости в рефлексию;

12) тождества в различие;

13) различия в противоположность;

14) противоположности в противоречие;

15) противоречия в основание;

16) условия в существование;

17) существования в явление;

18) абсолютного в действительность;

19) понятия в суждение;

20) суждения в умозаключение;

21) идеи истинного в идею блага;

22) идеи блага в абсолютную идею.

 

3. Литература.

  1. Гегель. Наука логики. Соч., т.5,6
  2. Гегель. Наука логики. В трех томах М., 1970
  3. Гегель. Наука логики М., 1998
  4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики, М., 1974
  5. Гегель. Философская пропедевтика. Работы разных лет. Том 2. М., 1971
  6. Гегель. Феноменология духа. Соч., том 4

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz