Главная

Начало раздела

 

С.Ю. Гусева

В.Ф. Эрн о памятниках художественной культуры Древнего Рима

Статья о римском периоде жизни и творчества В.Ф. Эрна тематически связана с работами, освещающими проблемы исследования античной культуры, опубликованными мной в годы учебы в аспирантуре Республиканского гуманитарного института. Владимир Васильевич Шаронов, заведующий кафедрой философии и культурологии, не был моим научным руководителем, но именно благодаря его благожелательной поддержке мне представилась счастливая возможность защитить кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском государственном университете. Включенная в настоящее издание статья посвящена памяти талантливого, энциклопедически образованного ученого, мудрого Учителя, светлого, обаятельного и мужественного человека, несшего в себе лучшие черты петербургской интеллигенции.

Прошлое столетие – важный этап в истории изучения культуры Древнего Рима, отмеченный появлением сочинений, всесторонне освещающих жизнь римского общества. Отношение исследователя к римскому материалу нередко зависело от того, к какой научной школе он принадлежал, какой концепции античной культуры придерживался. Немаловажное значение могли иметь происхождение, вероисповедание автора, участвовавшего в обсуждении «римской темы». Так, культурными ориентирами для многих поколений русских ученых служили, преимущественно, не римские, но греческие и византийские образцы. Ярко выраженная тяга большинства наших соотечественников к «эллинству» и латентная нелюбовь к Риму – явление, истоки которого следует искать в особенностях рецепции античного наследия в России. В первые десятилетия 20 в. появились интересные исследования, в которых затронуты проблемы восприятия, понимания, оценки памятников античной художественной культуры людьми Запада и России. В число этих исследований по праву могут быть включены «Письма о христианском Риме» В.Ф. Эрна.

Владимир Францевич Эрн (1882-1917) – русский православный мыслитель, публицист, друг и единомышленник П.А. Флоренского. Выпускник Московского университета, специалист по всеобщей истории, В.Ф. Эрн видел свое истинное призвание в служении философии. Тематика его трудов достаточно разнообразна, но нашим современникам наиболее известны две работы этого, бесспорно, талантливого и оригинального мыслителя начала прошлого столетия – сборник статей «Борьба за Логос» и монография «Г.С. Сковорода. Жизнь и учение» [1] .

В 1909 г. окончательно очерчивается круг научных интересов Эрна, он держит магистерский экзамен по философии. В апреле 1911 г. В.Ф. Эрн с семьей приезжает в Рим, где в течение двух лет научной командировки собирает материалы для магистерской и докторской диссертаций, посвященных итальянским мыслителям Нового времени А. Розмини и В. Джоберти. Свидетельства о римском периоде жизни философа сохранились в книге воспоминаний Лидии Ивановой, дочери поэта Вячеслава Иванова [2]. По совету о. Павла Флоренского в Италии Эрном было создано и небольшое сочинение, названное «Письмами о христианском Риме» [3]. Главная, стержневая тема этого произведения, не оставившего равнодушными друзей и соратников философа, – диалог русской и римской культур [4].

Письма В. Эрна напоминают путевые очерки, фрагменты дневника путешественника, делящегося с читателями своими римскими впечатлениями, и в то же время являются блестящим образцом научно-публицистической прозы. Автор не стремится дать соотечественникам подробный отчет об увиденном. Его задача – рассказать о своем опыте постижения Вечного города.

Эрн говорит о неоднозначности своих первых впечатлений о Риме и римлянах. Автор писем не скрывает того, что ему не понравился современный Рим. Его неприятно поразили резкость, «надтреснутость» римской речи, за которыми угадывались и некоторые «малосимпатичные духовные черты», присущие жителям итальянской столицы. Эрн отмечает, что «у римлян особенно в первое время чувствуется непросветленность, душевная тяжесть, обилие темного пепла от угасших былых страстей» [5]. Философ смог понять и полюбить Вечный город, изучив его, освоившись в нем, смирившись с его сложностью.

Культурное пространство Рима неоднородно, многослойно, мозаично. Автор писем, профессиональный историк, выделяет в Риме семь городов: архаический, республиканский, императорский, средневековый, ренессансный, барочный и современный [6]. По мысли В. Эрна, эти города настолько прочно вросли друг в друга, что даже опытные туристы жалуются на отсутствие «синтетических» впечатлений о столице Италии. Необходимы не только время и терпение, но и хорошая гуманитарная подготовка, эстетический вкус, религиозное чувство для того, чтобы «добраться до истинных сокровищ», постичь красоту и величие Вечного города, ощутить его внутреннюю цельность и единство: «Преодолев Рим современный и Рим барокко - вы достигаете наконец «пластов» той необычайной, художественной, религиозной и культурно-исторической ценности, которая составляет подлинное очарование Рима» [7]. Наибольший интерес для философа представляли памятники, относящиеся к античному периоду римской истории.

В. Зелинский, исследователь творчества Эрна, обратил внимание на то, что из многочисленных достопримечательностей Вечного города православный философ особо выделил «подземный Рим», знаменитые катакомбы первых христиан. Только первое из четырех римских писем посвящено Городу «наземному и земному» [8]. В нем философ, рассказывая о своей встрече с римскими древностями, упоминает о том, что представители различных культур, воспитанные в разных религиозных традициях, видят, воспринимают, чувствуют Рим неодинаково.

Русские путешественники изучают достопримечательности города, не ощущая своей причастности к истории Рима: «Мы можем восхищенно любоваться романтической красотой Форума, живописным соединением мраморных развалин с тонкой и воздушной зеленью вьющегося жасмина или вьющихся роз, мы можем созерцать восторженным оком художника Палатинский холм с массивно-хаотическими остатками дворцов Цезарей, - но как только мы переходим к историческим воспоминаниям – нам становится тяжело. Здесь почва пропитана кровью, угнетением, человеко-божеским апофеозом государства» [9] . Колизей - одно из самых грандиозных сооружений императорского Рима - ассоциируется у философа с гибелью тысяч людей, со смертью христианских мучеников. Форум, своеобразный символ «римской идеи», также, по мнению В. Эрна, не может стать для русского человека «умопостигаемым центром Рима» [10]. Автор писем размышляет об особой значимости Вечного города для представителей романских культур, католиков, а также о нелюбви к Риму многих протестантов и православных.

Важное место в работе Эрна занимают рассуждения о внутреннем, естественном тяготении русских людей к греческой культуре, «эллинству»: «Наша кровь не латинская, наша культура не римская; с Форума мы ничего не получили…Среди памятников античного Рима мы с особенной силой чувствуем свою принадлежность к тому, другому, независимому от Рима культурному типу, который с такой силой был назван Тютчевым Европой Восточной» [11].

В своей работе религиозный мыслитель стремится выявить причины неприятия римской культуры многими русскими авторами. В. Эрн пишет о глубинных связях русской и греческой культур: «Через Византию, через великих греческих Отцов Церкви, через платонические традиции восточного богословия, мы прямо и непосредственно связаны с древней Элладой и той благороднейшей культурой – по отношению к которой гордый и властный Рим был зависимым учеником и, по признанию самого римского из поэтов, не победителем, а побежденным. Мы с величайшим пониманием, с трепетным благоговением относимся к останкам античного Рима, но при этом наш взгляд устремлен на Восток, и эти останки нам дороги больше всего, как отражения Эллады, как более сохранившийся прозаический перевод величайшей, лишь отрывками нам доступной культурно-исторической поэмы» [12]. Русские путешественники зачастую испытывают «голод по греческим подлинникам», посещая итальянские музеи, в которых собраны многочисленные римские копии шедевров, созданных знаменитыми греческими скульпторами. Античный Рим для большинства наших соотечественников представляет «вторичную и обусловленную ценность» [13].

Высказывания о римской культуре, идентичные эрновским, мы обнаруживаем в работах ряда философов 20 в. Так, о феномене нелюбви представителей русской культуры к Риму, об ориентации западного человека на «римскую идею» писал И.А. Ильин. Философ-эмигрант в жителях России видел людей, многое почерпнувших из сокровищницы греческой культуры и духовности: «Европой владел Рим, - сначала языческий, а потом католический, воспринявший традиции первого. Но в русской истории была воспринята не римская, а греческая традиция… Рим никогда не отвечал нашему духу и нашему характеру. Его самоуверенная, властная и жесткая воля всегда отталкивала русскую совесть и русское сердце. А греческое вероисповедание мы, не искажая, восприняли настолько своеобразно, что о его «грекости» можно говорить лишь в условном, историческом смысле» [14].

Если русскому человеку не очень близка римская античность, то у ряда представителей немецкой культуры вызывает отторжение Рим христианский. Протестант восхищается памятниками античного Рима, но настороженно относится ко всему тому, что напоминает ему о католицизме. Выявляя главную причину «олимпийского игнорирования» христианского Рима немецкими протестантами, В.Ф. Эрн отмечает, что «русским чужда протестантская настроенность, выплескивающая вместе с водой ребенка, и из ненависти к истинной церковности готовая зачеркнуть весь великий, подлинно христианский период в истории Рима» [15].

Эрн приходит к заключению о перспективности исследования памятников христианского Рима российскими учеными, так как «отношение русских к Риму существенно свободно и от романского идолопоклонства, и от немецкого христианского бесстрастия» [16]. Философ пишет о плодотворности религиозного общения Рима с восточным православием, не прекращавшегося на протяжении первых шестнадцати столетий существования христианской религии [17].

Три письма посвящены памятникам христианского, а точнее - раннехристианского Рима, ставшего для философа умопостигаемым центром Вечного города. Внимание Эрна привлекли знаменитые римские катакомбы. По мысли философа, именно эти памятники по-настоящему близки православному человеку. Нельзя не согласиться с замечанием С.Аскольдова, писавшего о том, что В. Эрн «чувствует себя погруженным в древние слои родной духовной культуры даже в Риме» [18]. Зрителю, знакомому с произведениями религиозного искусства, русского и западноевропейского, понятны сюжеты и символика катакомбной живописи ранних христиан. На фресках, созданных в первые века нашей эры, запечатлены евангельские сцены, изображения святых, Спасителя, Богоматери, евхаристические символы. Философ подробно описывает и одно из древнейших изображений Распятия, открытое исследователями в римских катакомбах. Нельзя не вспомнить о том, что Н.В. Покровский, старший современник философа, специалист по русской церковной археологии, считал искусство живописи особо значимым для представителей христианской традиции. В сочинении Эрна мы находим подтверждение мысли Покровского о наличии единого источника, питающего художественное вдохновение христианских народов Запада и Востока [19].

В письма включены фрагменты жизнеописаний христианских святых, тексты эпиграфических памятников. Философ знакомит своих соотечественников с историей возникновения и становления христианской археологии. Интерес для современных российских читателей представляет рассказ В.Ф. Эрна о праздновании дня св. Валентина (14 февраля), христианского мученика 3 в., в катакомбах, носящих его имя.

Описывая свои впечатления от посещения «Рима подземного», философ замечает: «Первые христиане знали какую-то особую гармонию религиозного чувства, на них почил какой-то особый луч домирной божественной славы. Они были свидетелями и участниками кратковременного благодатного абсолютного мира между Землей и Небом» [20]. Автор писем напоминает читателям о том, что исследователями до конца не поняты причины гонений на первых христиан. Христиане, законопослушные подданные империи, вызывали ненависть не только власть имущих, но и народных масс, возможно, потому, что они были людьми, духовно чуждыми языческому миру, «земному Риму», и их инаковость не могла остаться незамеченной представителями стареющей, умирающей античной культуры.

Философ, изучая произведения изобразительного искусства, созданные в первые века нашей эры, признавал наличие внешнего сходства языческих и раннехристианских памятников. Однако он неоднократно подчеркивал, что заимствованные первыми христианами античные символы наполнены новым содержанием, новыми смыслами, неведомыми носителю языческих традиций. В эпоху империи уже существовала мистическая пропасть, разделяющая мир языческий и мир христианский. Встреча с Римом катакомбным дала возможность православному мыслителю прикоснуться к «безмолвной, почти немой тайне первохристианства», глубже понять процесс становления европейской культуры.

«Письма о христианском Риме» – яркий, запоминающийся рассказ о том, каким увидел Вечный город русский православный мыслитель начала прошлого столетия. Отдельные части этого сочинения публиковались в 1912-1913 гг. в «Богословском Вестнике», редактором которого был о. Павел Флоренский, осветивший в ряде своих трудов вопросы изучения и понимания произведений христианского искусства [21].

Несомненная заслуга В.Ф. Эрна как философа и историка состоит в том, что он признавал существование проблемы интерпретации римской культуры. Эрном были проштудированы многочисленные западные источники о Риме и его достопримечательностях. Русского мыслителя особенно поражало то, что выходцы из Англии, Германии, романских стран по-разному видели, воспринимали, трактовали одни и те же римские памятники. В письмах упоминается имя П.П. Муратова, известного дореволюционного художественного критика, автора книги «Образы Италии», впервые изданной в России в 1911-1912 гг. [22] И Муратов, и Эрн сумели великолепно передать те ощущения, которые вызывает Вечный город у русского путешественника. В сочинениях наших соотечественников присутствует то, что исследователи называют «чувством Рима». Однако, в отличие от В.Ф. Эрна, П.П. Муратов довольно высоко оценивал памятники римской художественной культуры. По мнению создателя «Образов Италии», в римском искусстве можно обнаружить следы влияния этрусской, греческой, восточной традиций, «но только Риму одному принадлежит полное и живое слияние всех элементов в бессмертное целое. Латинский гений здесь выражается в сросте и довершенности» [23] . В труде Муратова мы обнаруживаем интересные, глубокие замечания о специфике «земного Рима», римского характера. Автор «Писем о христианском Риме», как и многие отечественные исследователи, не скрывал своего восхищения художественным наследием древней Эллады, считая классическое римское искусство эпигонским, подражательным. В.Ф. Эрну, яркому представителю православной традиции, были наиболее близки памятники раннехристианской культуры. Однако наш соотечественник считал необходимым признать, что образцы римского языческого искусства, оставившие его равнодушным, могут представлять ценность для людей, не разделявших его религиозных и философских взглядов.

Знакомство с трудом В.Ф. Эрна убеждает читателя в незаконченности многовекового спора исследователей о месте Рима в истории мировой культуры. Проблемы восприятия, понимания памятников, относящихся к античному культурному наследию, затронутые в письмах дореволюционного русского мыслителя, и в наши дни оказываются в центре внимания ученых гуманитарных специальностей.

Примечания.

Для вас офисная мебель эконом класса на любых условиях.
  1. Эрн В. Ф. Борьба за Логос. Г. Сковорода. Жизнь и учение. Минск; М., 2000.
  2. Иванова Л. Воспоминания. Книга об отце. М., 1992. С. 50-52.
  3. Эрн В. Письма о христианском Риме // Наше наследие. 1991. №2. С.116-135.
  4. Аскольдов С. Памяти Владимира Францевича Эрна // Русская мысль. 1917. №5-6. С.132.
  5. Эрн В. Письма о христианском Риме. С.119.
  6. Там же.
  7. Эрн В. Письма о христианском Риме. С.120.
  8. Зелинский В. Безмолвная тайна первохристианства // Наше наследие. 1991. №2. С.135-137.
  9. Эрн В. Письма о христианском Риме. С.120.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Эрн В. Письма о христианском Риме. С. 120.
  13. Там же. С.121.
  14. Ильин И.А. Собр. соч. В 10 т. М., 1993. Т. 2. Кн. 1. С.63.
  15. Эрн В. Письма о христианском Риме. С.121.
  16. Там же.
  17. Эрн В. Письма о христианском Риме. С.121.
  18. Аскольдов С. Указ соч. С.132.
  19. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 2000. С.18.
  20. Эрн В.Ф. Письма о христианском Риме. С.126.
  21. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.,1993.
  22. Толмачев В.М. Образ красоты // Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994. С.566.
  23. Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994. С.228.

Наверх

Хостинг от uCoz