" Каждая из столиц накапливает свой ценностный мир, строит свою мировоззренческую позицию, определяет свою меру диалогической активности. Взятые порознь, наши отечественные метрополии демонстрируют крайние точки той амплитуды идеологических и эстетических предпочтений, в пределах которой русская мысль совершает свой выбор, создает свою мифологию, образ жизни и национальное поведение, а нация в целом — свой способ самоопределения в принадлежащем ей историческом пространстве. .."
"Почвенная изначальность естественно растущей Москвы традиционно противостоит в мире ценностей русской культуры городу, воздвигнутому наперекор стихиям и здравому смыслу –сплошь искусственному, рационально организованному Петербургу. Антитеза органического и неорганического, в контексте которой разворачивается почти трехвековой диалог столиц, отразилась и в описаниях Невской столицы. Специфические акценты этих описаний связаны с особой, именно к Петербургу отнесенной апокалиптикой. Она стала ведущим смысловым элементом «петербургского мифа»..."
- По лекции. Во-первых, Вы говорили об игре в сфере прекрасной бесполезности. Насколько здесь можно говорить об автохтонном творчестве и насколько - об игре-заимствовании, "Пикнике на обочине"?
- Видите, откровенно шло подражание западным образцам. Знаменитые петровские эти вояжи в Европу имели целью хотя бы внешнюю Европу привезти в Петербург; и он внешнюю Европу как раз и привез. Она и до сих пор внешняя. А внутри себя все его мероприятия - они ведь до народного сознания, в принципе, не доходили, как они не доходят и сейчас.
А подражание ведь одна из разновидностей игрового поведения.
- К этому сводится?
- Конечно, нет. Цели конкретные - экономические, военные... Амбиции - и надо было как-то их реализовывать.
- А где можно посмотреть реальную статистику жертв - которую не изобрели писатели, а которая на самом деле?
- Библиография по Питеру колоссальная. Я думаю - старые книги Пыляева: "Старый Петербург" - она уже раз пять переиздана. Там есть какие-то цифры. Но, мне кажется, они с потолка взяты. С потолка. Потому что тогда и статистика-то как наука существовала в младенческом состоянии. И потом - простите, а как это можно подсчитать?
- Об этом и вопрос - на что здесь можно опираться, кроме легенды?
- Можно только говорить с архивистами, которые занимаются петровской эпохой. Если сохранились так называемые подрядные книги, да, - "на столько-то человек хлеба выдано" или "надо землянок строить на столько-то человек". Мы знаем, первая группа - это триста купцов и триста мастеровых приехало. Это точно абсолютно, потому что документы есть. А сколько согнали мужиков - Господи, да кто их считал, кому это надо было... Они же жили на стихийном пропитании, там же не было общественных столовых и общественного питания - кто как.
- Еще вопрос по источникам. Существуют ли исследования о японских мотивах в Петербурге - скажем так, более глубокие, чем " Архипелаг святого Петра " Натальи Галкиной?
- Хм. Мне не попадалось. Но в пригородах - по-моему, в Гатчине - был японский павильон. Были попытки чего-то вроде японского театра, только марионеток.
- Надо, наверное, уточнить. Вопрос не столько о цитировании японских артефактов, японских моментов эстетики, сколько об общности мировоззрения. Вы говорили...
- ...о катастрофизме?
- О катастрофизме.
- Нет, я таких аналогий не встречал. Это мне так, от фонаря в голову пришло.
- Тема ждет лопаты... Последний, наверное, вопрос - о Петербурге в Москве. Наверное, если сравнивать исторический центр Петербурга с историческим центром Москвы, то цитирование в большой степени однонаправлено. Но мне кажется, что на окраинах Москвы - заложенных начиная с двадцатых годов и до современности, за вычетом, конечно, этого ужасного "новорусского" стиля лужковского - здесь очень много мотивов, которые, не цитируя Петербург, воспроизводят эту его прямоугольность, правильность...
- Черемушки!
- Например.
- Везде стали строить Черемушки - Новые Черемушки, Старые Черемушки...
- Тут даже не столько застройка блочная - шестидесятых и после шестидесятых - сколько, например, район Войковской, застроенный в двадцатых годах, где много мотивов, может быть, не гомологически, но аналогически родственных петербургским.
- Абсолютно правильно. Но это, знаете, уже общесоюзная тенденция была, и к диалогу столиц она отношения не имеет. Так везде строили. Так строили в Новосибирске, по краям, и в Иркутске, и черт знает, где только не строили, потому что это было дешево, и было место, где строить. Хрущевская знаменитая реформа - дать людям жилье.
- Все-таки в советском конструктивизме, а после и в сталинском ампире элемент функциональности присутствует, но он не самодовлеющ.
- Есть, есть.
- В какой-то степени и конструктивизм, и сталинский ампир Питер продолжают.
- Очень может быть. И в Харькове есть конструктивистские дома, очень интересные, и у нас есть.
- Если из этих вопросов будет сделано интервью для публикации в интернете, добро даете?