Лебедева А.А.
Гендерные аспекты профессии психологаПроблема полоролевой идентичности с древних времен интересует философов; этот вопрос является одним из ключевых в рамках возрастной психологии, психологии общения, гендерной психологии и многих других направлений психологии.
В последнее время за психотерапевтической помощью все больше обращаются так называемые «условно здоровые» лица, то есть люди, не находящиеся на лечении в психоневрологических клиниках. Люди приходят к психологу за помощью в решении своих проблем в отношениях с близкими, в связи со сложностями на работе, за самопознанием, за более глубоким пониманием себя и так далее. В большинстве случаев человек, обратившийся за психологической консультацией в тот или иной психологический центр, может сделать выбор, к какому психотерапевту он пойдет, в частности, кто ему предпочтительнее ? мужчина или женщина. Чем же руководствуется человек, делая подобный выбор? Каковы его ожидания от мужчины-психолога и от женщины-психолога? Каковы его опасения, связанные с полом специалиста? Все эти вопросы последние десять лет активно обсуждаются в профессиональном психологическом сообществе.
Полоролевая идентичность является самым ранним и активноорганизующим компонентом самосознания человека. В современной психологии встречается два подхода к определению термина «гендерная идентичность»: в узком смысле под гендерной идентичностью понимается осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу. В широком смысле гендерная идентичность рассматривается как многофакторное и многокомпонентное образование, в которое входят различные гендерные характеристики личности, такие как базовая половая идентичность, психологические характеристики маскулинности и фемининности, гендерные стереотипы и гендерные представления, формирование сексуальных предпочтений и сексуальная ориентация, особенности социального опыта и воспитания, связанные с освоением социальных ролей. Таким образом, гендерная идентичность выступает как часть социальной идентичности, соответственно в ее структуру входят когнитивный (Я-понимание), аффективный (Я-отношение) и поведенческий компоненты.
На протяжении последнего столетия сильно изменились привычные представления о мужественности и женственности. Женщина далеко не всегда остается хранительницей домашнего очага, а мужчина ? воином и добытчиком. Половое разделение потеряло жесткость, иначе стали рассматриваться взаимоотношения мужчин и женщин в семье и на производстве, в известной мере нивелировались традиционные различия в их нормах поведения и психологии, что вызывает перемены в стереотипах маскулинности и фемининности, ставших менее ярко очерченными и полярными. Неопределенность ролевых ожиданий вызывает у многих людей психологический дискомфорт и тревогу. В литературе появляется информация о возможной феминизации мужчин и маскулинизации женщин, происходит определенная перемена в традиционной системе половых ролей. Женщины все чаще называют важными в своей системе ценностей такие, как независимость, уверенность в себе, свобода, интересная работа, материальное благополучие, самореализация и так далее.
Психолог (мужчина или женщина) оказывает психологическую помощь клиенту (мужчине или женщине). Возможны случаи, когда фактор пола оказывается очень значимым, иногда даже более значимым, чем все остальные факторы, тогда можно говорить о так называемом «гендерном эффекте». Фактор пола имеет значение в трех аспектах: пол психолога, пол клиента, предпочтение участниками консультативного процесса взаимодействовать с определенным полом.
Пол психолога важен прежде всего тогда, когда он может повлиять на отношение профессионала к клиенту. Существуют определенные гендерные предубеждения, которые снижают профессионализм и эффективность работы специалистов. В этой связи представляется очевидной необходимость длительной подготовки психологов, проведения специальной работы по осознаванию и корректировке их гендерных установок, глубокой проработки собственной проблематики для предотвращения ее влияния на последующую работу с клиентами. Существуют данные, свидетельствующие о том, что практические психологи, женщины и мужчины, немного по-разному оценивают собственные профессионально важные качества. Так, женщины-психологи распределяют первые пять мест среди профессионально важных качеств следующим образом: ответственность, эмпатия, наблюдательность, мыслительные способности, коммуникативные способности.
Мужчины-психологи ранжируют профессионально важные качества психолога несколько иначе: наблюдательность, эмпатия, коммуникативные способности, ответственность, эмоциональные свойства.
Гендерный эффект может быть связан с предпочтением того или иного пола участниками взаимодействия. Профессиональный, способный к рефлексии, самонаблюдению и самоанализу психолог должен осознавать разницу в общении с клиентом-мужчиной или клиентом-женщиной. Некоторые психологи открыто говорят, что могут лучше работать и предпочитают работать с клиентом определенного пола. С другой стороны, встречаются клиенты, которым не все равно, будет ли их консультировать специалист одного с ними пола или противоположного. В психологической литературе известна закономерность, что участники взаимодействия более свободно чувствуют себя, когда они максимально сходны по различным характеристикам (в том числе и по полу). Тем не менее эффективность психотерапии в ряде случаев более высока, если психолог и клиент являются представителями противоположных полов. Существенным фактором, повышающим эффективность психотерапии, является поведение психотерапевта, противоположное или значительно отличающееся от типичного, традиционного поведения человека данного пола. Например, женщина-психотерапевт ведет себя очень жестко, прямолинейно, цинично, не поддерживает клиента, а, наоборот, фрустрирует какие-либо его потребности. В этом случае обычные, укоренившиеся за многие годы, привычные механизмы психологической защиты оказываются непригодными, цензура сознания клиента не знает, как расценивать подобную ситуацию, что способствует более спонтанному выражению эмоций, позволяет обойти типичные паттерны поведения. Поскольку пол является важнейшей характеристикой человека, в работе практического психолога следует принимать во внимание и контролировать возможные проявления гендерного эффекта.