Чебанов С.В.
Аспекты и модусы проявления половой определенности человека.
1. В настоящее время принято различать разные модусы гендерно-половой определенности человека ? биологические, психические (душевные), культурные, социальные и духовные. Для большой части населения половая определенность разных типов может совпадать, что не исключает наличие лиц с неоднозначным гендерно-половым статусом.
2. Биологическая сексуальность человека складывается из большого числа разных морфо-функциональных компонентов. Ведущим ныне считается цитогенетический фактор, в соответствии с чем как мужчины рассматриваются обладатели Х- и Y -хромосом, а как женщины ? обладательницы двух Х-хромосом. Однако, такое понимание цитогенетического пола не является исчерпывающим ? генотип Х0 (синдром Тернера) свойственен лицам, сформированным по женскому типу, но с недоразвитыми репродуктивными органами, а обладательницы генотипа ХХХ выглядят как женщины, некоторые из которых могут иметь детей. Лица же с генотипом ХХ Y (синдром Клейнфельтера) выглядят как мужчины, но у них недоразвиты половые органы, а сперматозоиды неподвижны. Цитогенетики склонны рассматривать кариотипы Х0, ХХ и ХХХ как женские (отсутствует Y -хромосома), а Х Y и ХХ Y как мужские (есть Y -хромосома).
Обычно в соответствии с генетическим статусом плода еще до рождения определяются первичные половые признаки ? тип мочеполовых органов. Иногда детали урогенитальной морфологии дооформляются в ранний постнатальный период (редко ? почти до отрочества), что рассматривается как вариант нормы. В зависимости от социо-культурных, этнических и медицинских традиций некоторые варианты морфологии мочеполовой системы допускают хирургическую коррекцию. Итоговый почти непрерывный ряд урогенитальной морфологии и физиологии за счет социо-культурных нормативов разбивается на две дискретные модальности ? мужчин и женщин и редкие аберрантные формы.
Мофолого-хромосомная (хромосомная + урогенитальная) определенность пола обеспечивает функциональное разделение полов, что рассматривается в качестве биологического смысла сексуальности (принцип двуканальности). При этом женский пол обеспечивает преемственность организации ? за счет генетической консервативности, заботы о потомстве, интровертных форм поведения, а мужской обеспечивает инновации ? сперматозоиды (как и мужчины) более изменчивы, чем яйцеклетки, мужчины проникают в новые среды обитания и осваивают новые сферы деятельности, чаше, чем женщины, болеют, в большем количестве гибнуть, у них больше аномалий развития и т.д.
Характер питания, физической нагрузки, температурный режим, степень изнеженности, тип профессиональных занятий, а также психологические, культурные, этнические и сословно-социальные нормы быта определяют проявление вторичных и третичных признаков биологического пола ? развитие молочных желез (ср. зависимость этого от моды, социальных ценностей), тип оволосенения, особенности скелета, развитие мышечной массы, рост, гормональный фон, развитие подкожной клетчатки, особенности функционирования отдельных систем органов (прежде всего, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой). Этот аспект половой определенности дает практически непрерывный ряд изменчивости, а квалификация пола/гендера оказывается неопределенной. Так, в некоторых случая лица как с генотипом XY , так и с синдромом Клейнфельтера могут квалифицироваться как женщины и при занятиях спортом показывать результаты сопоставимые с мужчинами (из-за чего на международных соревнованиях проводиться цитогенетический контроль).
Следует отметить, что интегральная оценка биологических способностей женщин и мужчин требует определенной аккуратности. Так, квалификация мужчин как «сильного пола» справедлива, если речь идет о повседневных проявлениях физической силы в неэкстремальных условиях. Для разовых же проявлений в экстремальных условиях это не так (тем более, на фоне гормонального подъема прошедшей через инициацию посредством деторождения женщины). К тому же женщины более выносливы и терпеливы.
Т.о. биология способна обеспечить практически непрерывный (но не равночастотный!) спектр половой определенности, определяемый широким кругом обстоятельств. Частью этой определенности является двумодальная морфолого-хромосомная определенность пола, обеспечивающая воспроизводство людей, чему при актуальности демографических задач подчинены все остальные составляющие гендерно-полового диморфизма ? иначе последний выступает как социокультурная ценность.
3. Социокультурная гендерность определятся тем, какие амплуа в культуре воспринимаются как женские, а какие ? как мужские, а также тем, какие нормативы определяют социальный образ феминности ? мускулинности.
Социо-культурная гендерность сложно детерминируется, а каждый индивид может быть в той или иной мере андрогинным. Так, морфолого-хромосомная определенность, не являясь самым сильным детерминантом гендерности, оказывается ведущей для большинства населения, другие же особенности биологии приобретают гендерную определенность в зависимости от базовых ценностей культуры.
Так, развитые костяк и мускулатура маркируют мускулинности только в определенных сословиях культур, в которых доминирующей ценностью является физическая сила, делается ставка на физическое принуждение. В культурах другого типа или в других сословиях допустима большая субтильность мужчин (не занятых физическим трудом), чем женщин, которые должны быть физически развиты для того, чтобы выносить, родить и выкормить ребенка. Физически развиты и женщины в обществах с формальным равенством полов, но более низкой оплатой их труда.
Еще сложнее вопрос о психической гендерности, в частности из-за того, что, казалось бы, одно и то же психическое качество по-разному проявляется у мужчин и женщин. Так, женское терпение часто связано со специфической зажатостью, задавленностью, ощущением безысходности, в то время как у мужчин ? с увлеченностью делом и умением игнорировать привходящие обстоятельства. По отношению к психическим особенностям социокультурная гендерность предъявляет более жесткие требования, чем по отношению к биологической - к дряблости мускулатуры или ожирению мужчин отношение более толерантное, чем к плаксивости или истеричности.
Социокультурная гендерность задается традиционным сочетанием социальных и культурных норм, воспринимаемым как данность, так что их связь их с детерминирующими обстоятельствами выявляется при стороннем анализе. Тогда различимо, что:
Некоторые черты социокультурной гендерностью связаны с гормонально-репродуктивными функциями и морфолого-хромосомной определенностью.
Так, месячная циклика женской физиологии, биология беременности и млекопитания предполагают привязанность женщины к дому, что способствует более глубокой ее включенности в домашние дела, а также определяет периодическую неуравновешенность психики. Это приводит к снижению нормированности проявления эмоциональности у женщин и в результате социокультурной нормой женского поведения является то, что у мужчины квалифицировалось бы как невроз.
Опосредовано с репродукцией связана вовлеченность женщин в более надежные, ходя менее «прибыльные» формы активности (собирание по сравнению с охотой и земледелием, земледелие по сравнению с животноводством, животноводство по сравнению с охотой и т.д.), хотя именно морфолого-хромосомная определенностью пола толкает мужчин на риск. К таким же гендерным различиям относится и агрессивность (в жесткой конкуренции, на войне), поддерживаемая высоким уровнем мужских половых гормонов (в том числе, и у женщин).
- Традиционное распределение труда также вносит вклад в социокультурную гендерность, причем иногда различимы биологические предпосылки этого. Так, роль женщины как хранительницы очага связана с менее совершенной у нее системой терморегуляции, в то время как для мужчин постоянный перегрев чреват бесплодием. В случае приготовления пищи и стирок эти факторы оказываются определяющими. Появление микроволновых печей и стиральных машин исключает перегрев, уравнивая тем самым мужчин и женщин в этих сферах. В том же, что кузнечное делом заняты мужчины, решающим является наличие физической силы.
- Гендерность психики определяет и характер организации деятельности. Так, для женщин проще сделать много мелких дел, чем одно большое, для мужчин же ? наоборот: например, женщина часто организует мелкие стирки, а мужчина, редко осуществляя грандиозные стирки, строит их как большие «индустриальные» дела (подвиг Геракла, вычистившего Авгиевы конюшни поворотом реки).
Т.о., можно говорить не о гендерности той или иной деятельности, а о гендерном типе ее организации. Поэтому почти каждое дело может быть частью амплуа и женщин, и мужчин.
4. Из-за того, что известны только социо-культурно опосредованные проявления психики сложной проблемой является разделение социо-культурных и психических проявлений гендерности. При этом, из-за того, что культуры разного типа изучены с резко различающейся степенью подробности (матриархальные культуры значительно меньше, чем патриархальные, а матрилокальные ? чем патрилокальные), проводя различение психического и культурного, приходится иметь дело с явно тенденциозными представлениями о культуре.
5. Особенность психо-социо-культурных проявлений гендерности в том, что сам факт ее наличия более важен, чем то, что именно присуще тому или иному гендеру. При этом гендерность пронизывает всю культуру, придавая каждому компоненту женскую или мужскую окраску.
Как отношение полярное, гендерность проявляется в парных противопоставлениях. Если гендерная контрастность возрастает, полярные компоненты сильно взаимно притягиваются, хотя и воспринимаются как чужеродные. При уменьшении гендерной контрастности взаимное притяжение спадает. Однако нейтрализации гендерности при этом не происходит, а имеет место инверсия гендерности ? генетически женские элементы начинают выступать как функционально мужские и наоборот (ср. периоды мужской геронтократии, во время которых происходит феминизация мужчин и мускулинизация женщин).
Максимум гендерной контрастности достигается на фоне оптимума социального благополучия (который тяготеет к минимуму благополучия, допускающего гендерность). В экстремально суровых или избыточно пресыщенных обществах гендерность смазывается (в первом случае нет ресурсов для поддержания даже минимального полового полиморфизма, во втором гендерность размывается индивидуальными особенностями и перверсиями).
6. С учетом сказанного можно различить ниже описываемую многослойную организацию активности людей, в которой в каждом из слоев ведущую роль играет женское или мужское начало присущее тем или иным мужчинам и женщинам.
Высшим слоем активности является духовная жизнь. Для мужчин, опирающихся на рациональное начало, она опосредована через книгу (наиболее полно проявляно в авраамитской традиции строгого монотеизма с его патриархальной ориентацией 1-ый слой С1). Такая духовность является объемлющей по отношению к непосредственному мистическому опыту, более глубоко переживаемому женщинами (С2 - ср. связь матриархата и культов верховных женских божеств в политеизме).
На следующем слое мужскому началу принадлежит лидерство в деле государственного обустройства с его юридическими нормами (С3), в то время как на женском начале лежит обустройство зиждущейся на традиции общественной жизни (С4 - ср. существование в СССР Совета старейшин, распространение геронтократии и феминизацию жизни брежневского времени).
Локальными коррелятами такой организации являются построенные по мужскому типу клубы по интересам (профессиональным, досуговым, политическим и т.д. ? С5), организованные по мужскому типу (те самые страстно желаемые институты гражданского общества), и неиерархизированные сети соседских отношений, поддерживаемых женщинами (С6 - ср. высокое представительство женщин в органах местного самоуправления, КОСах периода Перестройки; ср. расселение Дж. Морено ученых-участников Манхэттенского проекта в Лос-Аламосе по социально-психологической совместимости жен).
В следующих слоях патриархальной патрилокальной культуры мужчины лидируют как главы семей (С7), а женщины ? как хозяйки дома (С8). При этом у мужчин есть свои сектора домашней деятельности и большие дела в доме (строительство и обслуживание самого дома, содержание транспортных средств, мастерских и т.д. ? С9), а женщина занимается общим поддержанием дома (в большей мере имеющим циклическую природу ? недельную, месячную, сезонную, годовую ? С10) и сыгрыванием (в пространстве и времени) различных дел в нем.
На этом фоне мужчина может «специализироваться» на отдельных выделенных делах (особая резьба дома, блеск сапог или экипажа, приготовление «фирменного» блюда и т.д. ? С11), в то время как женщина массово осуществляет различные виды такой деятельности в будничном режиме (С12).
Следующий слой составляют отдельные структурно несложные дела, выполняемые мужчиной в автономном режиме (занятия ремеслами, игра с детьми, уход за некоторыми видами утвари и скотины и т.д. ? С13). У женщин примерно этому соответствует неспецифическая забота о телесном благополучии членов семьи, а иногда и домашних животных и растений (С14).
Специфические же, квазипрофессиональные манипуляции в последней сфере выполняются по мужскому типу (с предварительным обучением, овладением техникой и технологией и т.д. ? С15), а некоторые уникальные процедуры лучше выполняются женщинами при опоре на их субсенсорные способности (С16).
Описанные мужские и женские амплуа полно охватывают организацию традиционного общества. В условиях больших городов, постиндустриальной культуры эта структура модифицируется за счет обслуживающего персонала, бытовой техники, эксплуатации систем жизнеобеспечения под руководством инженеров и т.д.
7. Сформулированные положения позволяют всесторонне анализировать самые разнообразные гендерно-половые проблемы (индивидуальные, групповые, культурные, цивилизационные и т.д.). На их же основе, используя современные педагогические, психотехнические, хирургические, фармакологические и др. техники можно целенаправленно строить гендерно-половой статус индивида, неоднократно переопределяя его в течении жизни. Т.о. можно построить своего рода конструктор, позволяющий создавать разные гендерно-половые модели (индивидуальные, групповые, культурные, цивилизационные и т.д.). При этом, используя исторические, этнологические, сравнительно-сексологические, социологические и иные данные, можно предсказать к каким прямым и косвенным результатам приведут те или иные инновации в гендерно-сексуальных отношениях. Примерами служат следующие ситуации.
- Высокая артикулированность всех слоев гендерно-полового статуса позволяет одной супружеской паре объять всю полнотумира. Такая семья обладает высокой степенью целостности и автономности и поэтому вызывает настороженное отношение у власть предержащих (ср. разрушение после революции семьи большевиками).
- Осознанное отношение ко всем слоям гендерно-половых проявлений существует в социально благополучных, богатых обществах, ориентированных на неопределенно длительное существование. Бедность, авторитаризм, революционные настроения, ориентация на демократию, оборачивающаяся охлократией и фашизмом, борьба за равенство полов, приводящая к феминизму и к борьбе с сексизмом, разрушают высшие (С1-С6) и низшие (С13-С16) слои гендерной активности. В итоге формируется образ мужчины как того, кто зарабатывает деньги и смотрит телевизор (к этому сводятся все мужские амплуа), и женщины, поглощенной детьми и домашним хозяйством. При этом женщина может исполнять все мужские предназначения, утрачивая, однако, выполнение самых высоких и глубоких женских амплуа (использование женщин как разнорабочих ведет к деградации ее психических и духовных способностей).
- Выпадение из культуры какой-то деятельности как части гендерного амплуа приводит к тому, что соответствующую нагрузку берет на себя другой гендер или она распределяется между обоими гендерами. При этом другим гендером эта деятельность будет осуществляться иначе.
- Многие индивиды обладают мозаичной гендерностью, противоречия которой снимается наличие специальных социальных амплуа или толерантностью общества. Отсутствие таких средств порождает стремление переопределять гендер путем таких жестких вмешательств, как хирургические операции.
8. Рассмотренный материал, обнажая многомерность гендерно-полового статуса, указывает на неприемлемость в этой сфере прямолинейных решений и показывает пути построения весьма витиеватых конструкций.