Санкт-Петербургский государственный университет

ИППК - Республиканский гуманитарный институт

Кафедра философии и культурологии

Центр Современной философии и культуры им.В.А.Штоффа (Центр "СОФИК")

конференции

 

Наши проекты:

Парадигма: очерки философии и теории культуры
главная научная жизнь кафедра наши авторы фотоальбом
Наши юморины

Лишаев Сергей Александрович  

Тема доклада: Феноменология эстетических расположений (К замыслу онтологической эстетики) [1]

  Предлагаемые к обсуждению основные тезисы доклада:   1. Онтологическая эстетика как феноменология эстетического события направлена   а) против <<натуралистической (объективной) эстетики>>, усматривающей исток эстетического опыта в особых (эстетических) качествах вещей,   б) против субъективной эстетики, усматривающей источник эстетического опыта в особой организации (в особых качествах, свойства, способностях) его субъекта,   в) против попыток мыслить эстетическое через анализ взаимодействия субъекта и объекта эстетического опыта (через <<эстетическое отношение>>).  

2. Если классическая эстетика имела своим предметом прекрасное как гармоничную форму, как совершенное обнаружение <<чтойности>> вещи в чувственном ее восприяти, а потому по праву может быть названа <<эссенциалистской>>, то феноменология эстетических расположений ориентирована не на образцовую форму (хотя включает ее восприятие в круг эстетического опыта), а на само эстетическое событие, на анализ его онтико-онтологической структуры, на исследование того, что способствует его свершению, а что может препятствовать ему, на то, в какие типологические устойчивые формы <<отливаются>> эстетические события, если рассматривать апостериори их расположенность, их топологию. Если классическая эстетика строила свое понимание эстетического, отправляясь от прекрасной формы, феноменология эстетических расположений отправляется от события, которое только и способно придать какой-либо вещной, предметной форме, той или иной конфигурации пространства эстетическое значение, эстетический вес.  

3. Понимание эстетики как феноменологии эстетического события, в котором Другое открывает себя человеку (Присутствию, Dasein) эстетически, в особенном расположении, позволяет понять эстетический опыт как чувственный опыт онтологического различия, как опыт онтологической дистанции, утверждаемой или отвергаемой в силовом поле того или иного расположения Другого. Эстетическое здесь мыслится не как <<украшение>> человеческой жизни, но как фундаментальный, экзистенциальный опыт, открывающий в сущем (в самом человеке и в окружающих его вещах) <<вертикальное измерение>>.  

4. Методологически исходным принципом феноменологии эстетических расположений (Эстетики Другого) является принцип онтологического различия (М. Хайдеггер) и учение Хайдеггера о расположенности Присутствия (Dasein), равноисходного пониманию и языку. Эстетическое расположение мыслится при этом как специфическая модификация расположенности, а хайдеггеровское Бытие мыслится как Другое, поскольку эстетически открывается по-разному: в модусах Бытия, Небытия и Ничто.  

5. Если предельно кратко и схематично представить основные тезисы эстетики Другого, то их можно сформулировать следующим образом:  

1) Онтологическая эстетика как <<феноменология эстетических расположений>> есть философская дисциплина, имеющая своим предметом опыт чувственной данности (раскрытости) Другого. К эстетическим данностям относятся не любые чувственные данности, но лишь особенные (данности Другого), имеющие статус событийности и способные целиком захватить внимание человека.  

2) Эстетические расположения есть типологически устойчивые формы раскрытости (разомкнутости) Другого на уровне чувственности. Опыт чувственной данности Другого всегда конкретен, ситуативен, но при этом эстетические события “кристаллизуются” в типологически устойчивые формы “эстетических расположений” (и могут быть определены как встречи с ветхим, юным, прекрасным, страшным, ужасным, возвышенным и др.).

  3) Эстетические расположения делятся на условные и безусловные в зависимости от того, переживается ли данное в них особенное (“другое”) как абсолютное или как относительное, то есть дано ли в них Другое собственно или несобственно, как сущее (“другое”) или как Другое (Бытие, Небытие, Ничто).  

4) Эстетические расположения событийны, они всегда суть актуальная, длящаяся в точке “теперь” структура. В этой связи следует различать эстетические расположения и преэстетическую расположенность сущего (будь то расположенность человека или вещи). Преэстетическая расположенность суть пред-расположенность Присутствия и неприсутствиеразмерного сущего к тому, чтобы быть актуализированными в том или ином эстетическом расположении. Преэстетическая расположенность есть апостериорный “сколок” с того или иного эстетического расположения, это те положения (человека и вещи), которые рассматриваются в рамках онтологической эстетики как онтические (эмпирические) условия, благоприятствующие свершению эстетического события.  

5) Другое в эстетических расположениях размыкается двумя способами: способом влечения (притяжения) к сущему или способом отшатывания от него. В соотнесении с двумя этими онтически-эксплицитными путями размыкания Другого все эстетические расположения онтологически разделяются на отвергающие и утверждающие человека в его способности присутствовать в мире, так что наиболее фундаментальным различением в рамках онтологической эстетики выступает ее подразделение на эстетику отвержения и эстетику утверждения. Эстетические расположения - это состояния, характеризующиеся заинтересованностью человека в их продолжении или прекращении.  

6) В эстетических расположениях Другое открывается человеку трояко: в модусах Бытия, Небытия и “пустого” Ничто. В утверждающих расположениях Другое размыкается как Бытие (прекрасное, ветхое, юное, мимолетное, беспричинно радостное и др.), а в отвергающих - как Небытие (безобразное, уродливое, страшное, ужасное) или как Ничто (тоска, скука).  

7) Специфика каждого эстетического расположения онтологически определяется модусом данности Другого, а онтически тем сущим, через которое раскрытость Другого становится ощутимой в “чувстве сверхчувственного”. Сочетание метафизической и эмпирической составляющей обусловливает своеобразие каждого конкретного расположения, его онтико-онтологическую конституцию и, соответственно, типологию эстетических расположений. Соответственно, в основу типологии эстетических расположений кладется модус, в котором Другое чувственно (непосредственно) дано, открыто человеку, но поскольку модусы Другого кажут себя онтически по-разному, постольку утверждающие (эстетика Бытия) и отвергающие (эстетика Небытия и “пустого” Ничто) эстетические расположения делятся на ряд расположений, имеющих одно и то же онтологическое основание, но различающихся по своей онтической составляющей.  

8) Утверждающие эстетические расположения различаются на пространственные и временные расположения в зависимости от того, дается ли (раскрывается ли) человеку Бытие через восприятие пространства (окружающего пространства или отдельной пространственной формы) или же через восприятие пространственной формы в аспекте пространственно-вещной выраженности в ней самой возможности или невозможности существования сущего, то есть через восприятие временного аспекта бытования сущего.  

9) Анализ эстетических событий и их расположенности в сущем позволяет значительно обогатить (расширить) сферу эстетического опыта и ввести в нее, в частности, такие расположения, как ветхое, старое, юное, молодое, мимолетное, зрелое, беспричинно-радостное, затерянное, маленькое, уют, простор, просторное, страшное, скучное, тоскливое, не изгоняя из эстетики и таких известных уже классической эстетике феноменов как прекрасное, красивое, возвышенное, уродливое, безобразное.   Как эстетика, отправляющаяся от сингулярности эстетического события, эстетика Другого остается в принципе открытой для введения в нее новых феноменов, поскольку смысл ее в том, чтобы немой (не мой) опыт сделать моим, дать лишенному имени, а потому темному, неясному опыту имя и ввести его в сферу сознания и сознательной деятельности.  

10) Эстетические феномены (расположения Другого на человеке-и-вещи) свободны, а потому не могут производиться по нашему произвольному желанию. Однако эстетическая деятельность все же возможна как деятельность, нацеленная на создание благоприятных условий для эстетического события, для попадания в силовое поле того или иного эстетического расположения. Такую деятельность я называю <<художественно-эстетической>>.   Художественно-эстетическая деятельность распадается на три основные формы:   а) на эстетическое паломничество;   б) эстетическое действо;   в) создание и рецепция <<художественных произведений>>.  

11) Эстетическое паломничество. Путешествие к местам, о которых человеку заранее “известно” как о местах (предметах, явлениях), обладающих эстетической ценностью. Человек, совершающий эстетическое паломничество, стремится попасть в такое место, где он надеется встретить что-то особенное, удивительное, что-то, что может оказаться для него предметным поводом к свершению эстетическому событию. (В качестве примера: японский обычай созерцания цветущей сакуры и сливы, любования полной луной, падающим снегом, природным ландшафтом. Ради того, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, японцы - и не одни только японцы - порой совершают далекие путешествия.) Целью эстетического паломничества могут быть и явления природы, и памятники культуры, и их разнообразные синтезы (например, белые ночи Петербурга.)  

12) Эстетическое действо. Ритуализированная деятельность по традиционной или нетрадиционной (вновь сотворенной, придуманной) форме, имеющая своим внутренним центром не достижение предметного результата, но “попадание” в эстетическое расположение. (В качестве примера: рыбалка, охота, сбор грибов, пир, баня и т. п. Такого рода “деятельности” - при смещении центра тяжести с предметного результата действия на сам процесс - могут эстетизироваться, то есть становиться средством расположить себя посредством деятельности к попаданию в силовое поле эстетического расположения. Эстетизация того или иного традиционного “занятия” (если не говорить о вновь изобретенных формах эстетического действа) выражается в его ритуализации. Акцентирование внимания деятеля на самом процессе деятельности, на его формальных, темпоральных и вещественно-пространственных, социальных компонентах указывает на эстетическую метаморфозу рыбной ловли, обычной и грибной охоты, бани, питья чая и иных форм жизнедеятельности человека, свидетельствует о перенацеленности той или иной деятельности на получение эстетического эффекта. Здесь ходят за грибами не для того, чтобы набрать грибов, а грибы собирают и готовят ради того, чтобы “сходить за грибами”.)  

13) Создание и рецепция художественного произведения. Создание и восприятие артефакта как особой, вне человека находящейся эстетически (по терминологии эстетики Другого - преэстетически) ценной вещи с целью достижения посредством акта ее креации или рецепции того, что можно назвать <<эстетическим>>, или, точнее, <<художественно-эстетическим>> эффектом. Художественно-эстетические расположения отличаются от эстетических расположений прежде всего в силу выведенности предметного референта эстетического события в особое (<<художественное>>) пространство-время отличное от первичного пространства-времени. Этим объясняется то, что художник и зритель могут быть нацелены на достижение художественно-эстетически отвергающих эффектов, с чем мы все чаще сталкиваемся в искусстве модерна и постмодерна. 

Вместо резюме:   Классическая эстетика и эстетика Другого.   На место эстетики, сориентированной на опыт созерцания прекрасных предметов, опыт мира как “зрелища”, должна прийти эстетика, которая кладет в свое основание не прекрасный предмет и не чувство прекрасного, а событие встречи с особенным, Другим, то есть событие переживания возможности/невозможности понимающего бытия в мире (присутствия в мире).   “Эстетическое” в нашем понимании есть чувственная данность, в которой присутствует Другое как особенное в нашем чувстве. Эстетика, исходящая из событийности эстетического, рассматривающая эстетическое как чувственную данность Другого в таких его модусах как Бытие, Небытие и Ничто, - это онтологическая по своей исходной интенции эстетика[2].   Ключевым понятием, способным развернуть процессуальную эстетику “события”, будет понятие “эстетического расположения”. Эстетика Другого - это открытая, не выставляющая догматических определений “эстетического” дисциплина, где “эстетическое” - подвижный горизонт, в котором Другое может иметь “место”, может располагаться в сущем, обнаруживая свое присутствие в реакциях отшатывания “от” или влечения “к” тому или иному сущему. Хотя опыт чувственной данности Другого всегда конкретен, ситуативен, но описание и анализ такого опыта обнаруживает в его пестроте и многообразии некоторые типологически устойчивые формы, определяемые нами как “эстетические расположения”. Эстетизированное в точке встречи с Другим сущее, постфактум придающее событию эстетическую форму, дает нам возможность говорить о спецификации “эстетического” в таких расположениях как “мимолетное”, “ветхое”, “юное”, “страшное”, “ужасное”, “тоскливое”, “затерянное”, “скучное”, “беспричинно радостное”, “прекрасное”, “маленькое”, “большое”, “возвышенное”...   Другое в рамках феноменологии эстетических расположений суть онтологический горизонт человеческого присутствия в мире. Другое рассматривается этой эстетикой постольку, поскольку оно дано нашему чувству, для которого трансценденция есть что-то предельно Другое, “далекое” и в то же время - предельно близкое, имманентное человеку. Эстетическое расположение - суть встреча человека с трансценденцией, а потому не может быть адекватно исследовано в рамках категориального анализа. Другое открывается человеку в его влечении(-к) или отшатывании(-от) сущего и поддается описанию и истолкованию через анализ “эстетических расположений”, в которых Другое обнаруживает себя в модусах Бытия, Небытия и Ничто.   Следование методологической установке на феноменологически конкретное описание эстетических расположений ведет к созданию их “карты”. Расположения, наносимые на эстетическую карту, не выводятся логически как необходимые элементы непротиворечивой системы эстетических категорий, а описываются и истолковываются как соседствующие друг с другом феномены. Эстетика в этом смысле может быть названа (по аналогии с гео-графией, космо-графией, палео-графией и т.п.) эстето-графией. Философ выступает в роли картографа.  

В развернутом виде с концепцией эстетики как феноменологии эстетических расположений можно познакомиться в работах:  

  • Лишаев С. А. Эстетика Другого. Самара, 2000.  
  • Лишаев С. А. Эстетика Другого: эстетическое расположение и деятельность. Самара, 2003.  

Примечания.

1. При таком подходе эстетическое не может рассматриваться как феномен, конституируемый институционально (эстетическое здесь не есть то, что принято в качестве “эстетического” определенными институциями: музеями, прессой, медиа, благотворительными фондами, академическими кругами и т. д.), оно также не может быть сведено к чувству, переживанию, как не может быть редуцировано к тому или иному типу “эстетических” вещей, восприятие которых можно было бы рассматривать как эстетическое восприятие.  

2. Давая в руки исследователя новую оптику эстетического исследования, онтология эстетических расположений позволяет удержать равновесие и не потерять “эстетическое” как феномен отличный от “чувственного вообще”. Концепция эстетики как феноменологии эстетических расположений удерживается от соблазна растворить эстетическое в трансэстетическом, к чему испытывают склонность эстетика постмодернистского толка. Понятие “эстетического расположения” - это инструмент, посредством которого мы можем анализировать эстетический опыт, не редуцируя его к одному из его собственных моментов. Расположение - это континуум человека-и-вещи, конституируемый событийно, а не задаваемый человеческой деятельностью, понятие эстетического расположения ориентирует на дескрипцию эстетического опыта во всей его жизненности и неустойчивости, изменчивости, подвижности.

 

Хостинг от uCoz