Главная

В начало раздела

 

ПРОГРАММА ? МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

24.00.01 ? «Теория и история культуры»

по историческим наукам, культурологии

и искусствоведению

Введение

Данная программа кандидатского минимума по специальности 24.00.01 - теория и история культуры - ориентирована на общетеоретическую компоненту культурологического знания, обобщающую и систематизирующую эмпирические данные об исторической динамике и современном состоянии культуры. Программа определяет круг вопросов, в которых обязаны ориентироваться аспиранты и соискатели, претендующие на получение степени кандидата исторических наук, культурологии и искусствоведению.

Тематические блоки программы построены с учетом нормативов, определенных Государственным стандартом по культурологии как специальности.

Культурология - интегративная, ценностно-ориентированная дисциплина, предполагающая сочетание высокого уровня теоретических обобщений с их историко-культурной интеграцией. Данные особенности требуют изучения культурологической проблематики с глубокой проработкой современных проблем и подходов, что предполагает понимание вариативности культурологических позиций, матриц, моделей.

Особенностью данной программы является укоренение культурологических идей в историко-философской традиции. С другой стороны, большое внимание уделяется актуализации и проблематизации курса.

Программа кандидатского экзамена в целом рассчитана на знание и понимание специфики интерпретации вопросов в рамках философского дискурса.

Формулировки, используемые при раскрытии содержания тематических блоков программы, могут лечь в основу экзаменационных вопросов кандидатского минимума.

В программе дан перечень возможных тем для рефератов и списки необходимой литературы к каждому разделу.

1. Предметная область культурологии

Место культурологии в системе современного гуманитарного знания. Специфика «наук о природе» и «наук о духе» в свете исторического, философского, социологического и культурологического знания. Факторы, обусловившие выделение культуры в самостоятельный предмет изучения.

Множественность определения феномена культуры. Оппозиция понятий cultura-natura. Культура и природа: противоречивый характер их взаимодействия. Культура как «вторая природа», искусственный мир, созданный руками человека. Дилеммы «естественного» и «искусственного»; «органического» и «механического»; «человеческого» и «божественного»; «случайного» и «провиденциального» как средоточие проблем определения сущности культурного процесса. Формирование основных мировоззренческих и методологических установок в изучении культуры: теоцентризм, натуроцентризм, антропоцентризм, социоцентризм. Основные философские концепции культуры: аксиологическая, символическая, креативно-деятельностная и др. Культура в свете специально-научного знания.

Культура и история: особенности рассмотрения культурных явлений в философии истории. Трактовка культуры с позиций эволюционизма и историцизма. Неоэволюционизм о сущности культуры. Характерные черты исторических методов исследований культуры. Синхроннный и диахронный анализ культурных феноменов. Социологический и этнографический ракурс изучения культуры. Культура в свете лингвистики и искусствознания.

Общее и отличное в понимании культуры в рамках специально-научного и культурологического знания. Особый ракурс интерпретации мира с позиций культурологии. Теоретическая и прикладная составляющие в культурологии. Культурология как основание синтеза современных гуманитарных наук, как общемировоззренческая дисциплина, новый способ объяснения социальных и антропологических процессов современности. Методы изучения культуры: историко-типологический, историко-генетический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, системный, феноменологический, герменевтический, семиотический, аксиологический.

Критический анализ возможности применения к исследованию явлений культуры синергетического подхода. Современные научные дискуссии о предметном поле культурологии.

2. Бытие культуры

Объективные и субъективные условия бытия культуры. Субъекты культуры и агенты культуры. Проблема субстанциональности и атрибутивности культуры.

Социально-интегративная природа культуры. Проблема целеполагания в культуре и определение смыслов культурного бытия. Культура как нормативная основа коллективного существования и жизнедеятельности людей. Основные средства культуры, скрепляющие общество в единое целое: язык, традиция, социальная упорядоченность.

Культурные универсалии: основные подходы к их выделению и атрибуции. Универсальное и особенное в культуре. Понятие локальных культур и факторы их развития: характер экосистемы; геополитическое и этнокультурное окружение; типы хозяйственной деятельности; своеобразие миропонимания, отраженное в культурной картине мира и образе жизни. Сущность и культурные основания образа жизни людей; культурно-развивающий, рекреативный и коммуникативный аспекты.

Феномен социокультурной повседневности. Образ жизни как сумма преимущественно внеинституциональных, нормативно-обыденных форм социального бытия членов общества. Понятие социокультурной жизни людей, стратифицированность и дифференцированность как ее основные характеристики.

Обыденная сфера жизни и ее культурные особенности: стихийность усвоения культурных норм в процессе общей социализации и инкультурации, устойчивость неформальной и неинституализированной регуляции поведения и аккультурации индивида и группы, доминирующая традиционность форм и содержаний обыденной жизни.

Специализированная сфера жизни и ее культурные особенности: институционализированный характер овладения ею, высокий уровень специализации социальных притязаний, специфика мировоззрения и ценностных ориентаций личности.

Традиционный и инновативный типы социокультурной деятельности, их конкретные формы в истории мировой культуры. Культура как социальный опыт - сумма знаний и представлений людей о допустимых нормах и порядках их коллективного существования и формах жизнедеятельности. Различие социального опыта разных обществ как источник культурного многообразия человечества.

Культура как исторически складывающаяся «социальная конвенция» коллективного сосуществования людей.

Тип культуры как тип социальной солидарности, объединяющий данное общество.

3. Динамика культуры

Культура в контексте исторического времени. «Историческая» типология культуры: дикость, варварство, цивилизация. Современные представления о соотношении культуры и цивилизации. Основные характеристики цивилизованного состояния общества. Цивилизационные подходы к типологии культуры. Историческое измерение культуры и его влияние на представления о сущности человека, методах его совершенствования, смыслах бытия в культуре. Происхождение культуры как познавательная проблема. Культурогенез как особый тип культурной динамики. Порождение культурных инноваций, стимулируемых внешними причинами (адаптация сообществ к противоречиям с природным и социальным окружением) и внутренними социокультурными процессами

(саморазвитие сообществ под влиянием внутренних социальных противоречий). Дифференциация культурных явлений с точки зрения задач изучения их генезиса.

Причины и этапы зарождения культуры в целом как специфической социальной функции и модальности человеческого бытия. Культура как новая форма разумной жизни. Социальное поведение животного и человеческая туросообразная деятельность: сходства и различия. Этологические концепции культурогенеза как усложнения форм поведения. Культура как итог качественного скачка в развитии человеческого мозга, становлении разума, абстрактного мышления и языка. Формирование культуры как процесс накопления социального опыта коллективной жизнедеятельности людей. Основные подходы к пониманию культурного прогресса и его критериям. Движущие силы прогрессивного развития культуры. Относительность прогресса в культуре. Культурные стагнации. Возможные причины культурных стагнаций в культурном развитии. Соотношение культурного и социального прогресса. Объективная потребность в постоянном обновлении культуры. Диалектика традиций и новаций. Понятие культурной преемственности и проблема отбора культурных эталонов и ценностей. Социальные факторы культурной динамики. Основные теоретические модели динамического развития культуры: циклическая, линеарная, волновая, стохастическая. Проблема направленности культурно-динамических процессов. Фазы, формы и механизмы культурной динамики. Культурный кризис: причины, признаки, проявления, возможные способы преодоления.

4. Культура как совокупный духовный опыт

Культура - результат духовного освоения мира человеком. Потребность людей в масштабном, многоаспектном и систематизированном знании об окружающем мире, самом человеке и допустимых формах человеческой деятельности и взаимоотношений. Культура как основной способ познания и усвоения этих знаний. Основные способы и институты собирания, аккумуляции, систематизации и рефлексии социально значимых знаний.

Знание как «культурный текст» и как информация. Знание научное (измеряемое, проверяемое и доказуемое) и вненаучное. Тексты вербальные и невербальные: проблема понимания и интерпретации. Конвенциональность культуры. Культура как принятая в данном обществе система получения и интерпретации знаний.

Способы отражения и систематизации знаний в культуре: мировосприятие, мироощущение, мировоззрение. Образ мира в культуре: средства его построения и фиксации. Культурная картина мира: ее историческая, социальная, психологическая обусловленность. Элементы культурной картины мира, механизмы ее возникновения. Типология культурных картин мира.

Формы объективации культурных картин мира: миф, культ, искусство, наука и т.д.

Картина мира и ценностное «ядро» культуры.

Типология ценностей. Иерархия ценностей в культуре: механизмы ее выработки, способы построения, сохранения и корректировки. Причины и способы смены ценностных иерархий. Феномен антиценности.

Носители идеалов и ценностей в культурном процессе. Феномен маргиналов. Понятие контркультуры.

Контркультурные явления в современном обществе. Культура «официальная».Характерные черты оппозиционной культуры в контексте современного российского общества.

5. Культура как знаково-символическая система

Культура как универсальная знаковая система.

Формы и способы кодификации культурной картины мира. Понятие культурного кода. Атрибуция культурных кодов.

Культура как язык. Знак и смысл, взаимодействие которых лежит в основе культурного кода. Язык и мифология как древнейшие способы символизации мира. Образ (религиозный, художественный) как особый тип культурного кода и его знаковая

специфика. Более поздние технологии фиксации символизированного мира: письменность, книгопечатание, технические способы записи, хранения и передачи информации. Характерные особенности дописьменных, письменных и «постписьменных» культур. Виртуальная реальность и ее культурные перспективы.

Культура как система символов (знаков) информационно-коммуникативного поля жизни людей. Соотнесенность познавательной и символизирующей (знаковой) деятельности. Символические порядки в культуре.

Функции символа в культуре, проблема почтения символического текста. Способы символизации мира в исторической ретроспективе. Символизация в художественной и религиозной практике. Средства массовой информации как новая форма социальной коммуникации и становление новой «символической реальности». Символические теории культуры: их оценка и критический анализ.

6. Структурно-функциональный подход к анализу культуры

Особенности структурно-функционального анализа культуры.

Взаимосвязь структуры и функций культуры. Понятие «структуры» культуры. Вертикальный и горизонтальный «срезы» культуры.

Структура культуры как результат разделения труда и социальных функций между людьми.

Механизмы взаимовлияния материальных и духовных компонентов культуры: специфические особенности производства вещей и производства идей.

Роль и место вещей в культуре. «Археология вещей» М.Фуко. Понимание процессов опредмечивания и распределения в современной культурологии. Вещь как посредник. Предметные ценности культуры: проблемы их атрибуции и сохранения. Музеи как «искусственная культурная среда для измерения вещей» (М.Фуко) Предметный мир современной культуры: его особенности и статус. Культура как комфортность. Дилемма «иметь или быть» в современных культурных контекстах. Материальные и духовные ценности. Культура как совокупность материальных ценностей человечества. Инструментализм культуры.

Технико-технологические основания культуры: критерии их развития и влияния на духовную сферу культурного бытия. Критика преувеличения роли материального фактора в культурной динамике. Относительность материально-технического прогресса и его двойственные результаты. Характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов культуры.

Обыденная культура и комплекс специализированных культур. Феномен повседневности, традиционного образа жизни, исторически сложившихся ментальностей. Культура социальной организации и регуляции (хозяйственная, политическая и правовая). Культура познания и отражения мира (философская, научная, религиозная и художественная). Культура социальной коммуникации (язык, образование, просвещение, воспитание, СМИ). Культура рекреации и воспроизводства человека (физическая, медицинская, досуговая, сексуальная). Феномен культурного института. Культурно-просветительные институты (библиотеки, музеи, туризм).

Виды, формы и сферы культуры. Религия как социокультурный институт. Характеристика основных черт религиозной культуры. Соотношение между религиозными и светскими началами в культуре. Значение секуляризации для культурного развития. Связь религии с культурной средой. Типология культуры по отношению к религиозным комплексам. Анализ теории религиозного синтеза как основания для культурной эволюции западного мира..

Мораль как явление культуры.

Нравственная культура общества и личности. Механизмы моральной детерминации культурного развития. Культурные установки и моральный выбор. Кризис морали как важнейшая проблема современной культуры.

Художественная культура как специализированная совокупная сфера различных форм искусства. Социальные функции художественной культуры как инструмента познания и моделирования мира, а также транслятора социокультурного опыта и ценностей. Воздействие социально-исторических факторов на художественный процесс. Стили искусства как стили культуры. типы соотношения художественной и культурной картин мира. Концепция «смерти искусства»: формы ее обоснования и культурные стратегии преодоления означенной ситуации.

Философская культура:

Философия как предельно общий уровень систематизации и рефлексии социально значимых знаний. Природа философских проблем, структура философского знания, философия как мировоззрение и его основные типы. Философия и другие области культуры.

Научная культура:

Наука как специфический способ познания мира, основанный на выработке и систематизации объективных знаний о действительности. Социокультурные предпосылки науки. Наука в разных социальных и культурных контекстах, в западных и восточных культурах.

Наука - техника - культура: проблема их взаимосвязи и взаимовлияния. Механизмы культурной детерминации научного познания.

7. Системный анализ культуры

Характеристика культуры как особой системы: проблема обеспечения целостности, единства, идентичности, самовоспроизводимости культуры. Культурный субсистемы. Критерии субкультурной стратификации. Механизмы возникновения субкультур. Семантика субкультурного мира. Универсальное и стратифицированное в культуре общества.

Структурная неоднородность символического поля культуры и динамики его изменчивости в зависимости от социальной детерминации. Культура как деятельность. Разделение труда (социальных функций) между людьми в ходе их совместного существования как культурный процесс. Формирование социально стратифицированных субкультур различных сословий. Субкультуры в контексте современного общества.

Изменчивость культуры как ее имманентное свойство. Консервативная и модернизационная тенденции культурного развития.

Оппозиция культурной динамики и устойчивости. Понятие традиции, социологический и аксиологический аспекты ее исследования. Традиция как трансляция стереотипно-организованного опыта. Единство наследования и изменения культурного опыта. Изменение в исторической преемственности - проблема «выбора исторического прошлого». Роль традиции в сохранении и упрочивании социальной целостности. Этническая, политическая, конфессиональная традиционность. Стереотипизация опыта и уплотнение «социальных» связей. Культурная вариативность. Интерпретация, творчество - индивидуализированное культурное пространство, относительно освобожденное от принудительной регламентации. Культурная традиция и инновация как баланс центробежных и центростремительных сил в культурной динамике.

Основные типы временной изменчивости культуры. Адаптация культурных систем к внешним природным и историческим условиям. Созревание и разрешение внутренних социальных противоречий в культурных системах. Изменчивость путем порождения инноваций и методом трансформации имеющихся форм. Проблема усвоения инновации, ее стандартизации, превращения в тривиальную норму культуры. Феномен модернизации культуры и перемены общего типа социального устроения общества. Изменчивость по типу вариаций традиционных форм и интерпретации образных и интеллектуальных объектов культуры. Борьба природного и культурного начал, социального долга и личного интереса в человеке как одна из причин изменчивости в культуре. Расширение масштабов человеческой деятельности, ускорение динамики научно-технического развития и

связанных с ним изменений в формах и содержании жизни, усложнение структуры искусственной среды и превращение ее в самовоспроизводящуюся систему. Проблема адаптации человека к результатам собственной социальной практики.

8. Миф как символическая форма культуры

Основные подходы к объяснению сущности мифа, его значения и роли в культурном процессе. Миф в зеркале слова. Мифосемантика. Культурная «археология» мифа. Особенности мифологической картины мира. Логика мифа.

Ритуал и обряд как способы существования мифа. Структура ритуала. Ритуально-обрядовые игры и их символическая интерпретация.

Общекультурные функции обрядово-ритуальной деятельности. Ритуал и обряд в контексте современной культуры.

Миф и магия: «магические инструменты познания». Виды магии. Магия архаическая и современная: общее и отличное. Причины активизации обрядово-магической деятельности в современном обществе. Причины и культурное значение неоязычества и неогатики для современного социума.

Процессы ремифологизации в современной культуре: сущность, формы, последствия. Мифы современной культуры.

Мифологические коды культуры.

9. Взаимодействие культур

Проблемы символических оснований межкультурных коммуникаций и способы ее решения в современной культурологии. Типы межкультурного диалога. Вербальная и невербальная коммуникация в межкультурном пространстве. Установки и стереотипы в межкультурных контактах.

Ценностные основания межкультурных коммуникаций.

«Культурный инвентарь» и его значение для сохранения культурной преемственности. Память культуры и память человека: памятник в контексте культуры. Охрана памятников культуры: критерии корректности их интерпретации и атрибуции. Объем культурного наследия. Типы культурно-исторического наследования. Диалог культуры во времени и пространстве: особенности протекания. Основные закономерности межкультурной коммуникации. Механизмы, способы, уровни культурных взаимодействий.

Проблема сохранения и использования культурного наследия. Культура как метаценность.

Культура - опыт проживания жизни этносом. Этнос и его культурные характеристики. Культура и нация. Отражение особенности национального характера в культуре. Национальный образ мира и культурная картина мира: соотношение и взаимодействие. Вопрос сохранения национально-культурной самобытности и охранительные механизмы культуры. Феномен культурного изолюционизма и его последствия.

Мультикультурализм как явление современной цивилизации.

Понятие культурного плюрализма. Основные стратегии культурного взаимодействия. Становление новых цивилизационных отношений. Культура информационного общества.

Проблема сохранения культуры и цивилизации в контексте глобальных проблем ХХIвека.

10. Культура и личность

Культура как антропологический феномен. Детерминация личности социокультурной системой; человеческая личность как «продукт», «исполнитель» и «творец» культуры, ее форм и образцов. Личность в истории культуры. Проблема интерпретации культурных форм как основная проблема бытия культуры в обществе. Конфликт интерпретаций как социальный конфликт ценностей культуры (иерархизации ее форм по аксиологическим критериям), характерный для различных социальных субкультур. Проблема индивидуально-личностного «переживания» культуры и ее составляющих (норм, форм, канонов). Конфликт личности и общества как сугубо культурное противоречие между социальной нормой и ее личностной интерпретацией.

Социализация и инкультурация личности как процессы вхождения индивида в общество и его культуру. Социализация - освоение социальных норм адекватного поведения и коммуницирования, законов, норм и форм проявления социально-политической лояльности существующему порядку, иерархии социальных статусов и ролей. Инкультурация - освоение тонкостей этикета и собственной социальной роли, особенностей мировоззрения и оценок, обычаев и нравов, общей гуманитарной и религиозной эрудиции, принятой в данном обществе, допустимых границ индивидуальной интерпретации культурных образцов. Инкультурация как процесс, обеспечивающий не только воспроизводство «человека культурного», но и содержащий механизм осуществления изменений в культуре. Основные стадии социализации и инкультурации: первичная (детская) и вторичная (взрослая) и их культурные особенности. Специфика процессов социализации и инкультурации в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах.

Проблема культурной компетентности личности и ее составляющие:

Механизмы обретения культурной компетентности.

11. Проблемы типологизации культур. Исторические типы культуры

Культурное многообразие человечества. Локальность культур как результат различий в природных и исторических условиях бытия разных сообществ. Феномен цивилизации и многообразие трактовок этого понятия.

Сходство глубинных содержательных основ и ценностей большинства культур и своеобразие их конкретно-исторических форм. Этничность как культурный феномен, его происхождение и современные тенденции в этой области. Основные отличия этнических культур как «мемориальных» от социальных как «прогностических». Типология социальных субкультур: крестьянская (сельская), ремесленно-буржуазная (городская), элитарная, криминальная. Особенная роль субкультуры интеллигенции (интеллектуалов).

Восточные и западные типы культур; различия в мировосприятии и мировоззрении, социальных установках и отношении к человеческой индивидуальности. Причина подобных различий. Социокультурные причины ускоренного научно-технического развития западной цивилизации в последние века.

12. Культура первобытной эпохи

Исторические типы культуры. Культура первобытной эпохи.

Проблема целостности и дискретности культурно-исторического развития. Многообразие исторических форм существования культуры. Синхронный и диахронный анализ культурно-исторического бытия. Понятие «исторический тип культуры». Критерии выделения культурно-исторических типов. Типология и классификация культур: сущность и различие.

Понятие первобытности. Основные периоды развития первобытной культуры и их характеристики.

Формирование древнейших культур с присваивающими технологиями. Первобытное стадо с неупорядоченными формами социальной и брачной активности. Сугубо адаптивный характер жизнедеятельности общин гоминид. Постепенное формирование более упорядоченных форм совместного существования людей. Род, брачные и кровнородственные отношения как древнейший тип организации и регуляции совместной жизни людей. Обычай и ритуал как основные средства управления общиной. Их значение для социального и культурного воспроизводства жизненного опыта. Генетико-родовой принцип экзистенциальных ориентаций: тотемизм, анимизм, культ «великого предка» и иные формы древнейшей проторелигиозности. Зарождение духовно-интеллектуальных и

художественных форм отражения природного и социокультурного бытия людей. Раннепервобытное «искусство».

Трансформация раннепервобытного (родового) типа в позднепервобытный (территориально-племенной, варварский) тип социокультурной организации. Решение продовольственного вопроса. Переход к парным бракам и нуклеарным семьям как низовым ячейкам социальной жизни. Ранние формы производящей деятельности, имеющие вероятный экстенсивный характер разделения функций труда , имущественного и социального неравенства. Увеличение демографической плотности заселенности территории как условие развития межплеменных контактов, обмена излишками продукции и культурными инновациями.

Зарождение мифов и мифологического типа сознания. Типология мифов как древнейшей формы упорядоченного мироощущения и мироотражения. Миф как ранняя форма символизации пространства и времени, а также вписывания самого человека в окружающий мир. Синкретичность сознания людей первобытной эпохи. Историческая судьба этого типа культуры.

Особенности земледельческих культур. Крестьянская культура как хранитель социального опыта и традиций позднепервобытной эпохи: экологическая обусловленность форм жизнедеятельности и нравов, существенная зависимость от природно-климатических условий местности при сравнительно незначительном участии в «большой истории» страны. Преимущественный консерватизм крестьянской культуры; выраженные пережитки мифологического сознания в традиционных формах быта и миропредставлений. Крестьянская духовная культура как развитие природно детерминированной мифологии варварского периода. Сельскохозяйственные праздники, обряды и ритуалы. Низкий уровень специализированности крестьянского труда. Эволюция крестьянской культуры под влиянием городской цивилизации. Специфические черты крестьянской культуры на Западе , в России и на Востоке.

13. Культура раннегородских доиндустриальных цивилизаций

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с доиндустриальными технологиями материального и социального производства. Особенности и характерные черты древнего ближневосточного и мезо-американского, античного, дальневосточного и южно-азиатского типов традиционной культуры. Феодальная эпоха как поздняя стадия рассматриваемого культурного типа; ее специфика на Западе и Востоке, в России. Ускорение процессов социальной значимости разделения труда, социальных функций и т.п. Возникновение городов и культуры городского типа, ориентированной на социальную престижность. Рождение письменности и политических (государственных) форм социального существования. «Осевое время» ( по К.Ясперсу) - эпоха перелома в мироощущении людей середины I тыс. до н.э. Становление «систематических» религий, принципиально отличающихся от мифов и формирующих совершенно другой тип мировоззрения и ощущения истории. Появление личности, действующей на основе своих индивидуальных взглядов, лишь частично детерминированных социальными установками коллектива. Радикальная интенсификация разделения социальных функций в среде городского населения. Появление феномена власти и подчинения. Историко-идеологическая направленность экзистенциальных ориентаций обществ этого типа, адаптация к историческим условиям существования. Становление механизмов социальной регуляции с помощью сакрально санкционированного насилия. Рабовладение, феодализм и другие формы внеэкономического принуждения людей к труду. Экстенсивный характер технологий жизнедеятельности и социального воспроизводства, сословный тип социальной организации. Формирование сословных субкультур: аристократической, торгово-ремесленной, клерикальной, угнетаемых сословий. Рождение политической идеологии.

Политика, религия и социальная престижность как три главные составляющие становления элитарной (аристократической и клерикальной) субкультуры, основанной на принципе особенных социальных притязаний, конвертируемости власти в собственность, эксклюзивности социально значимого знания (и тем более герметических знаний), сословно-кастовой замкнутости, культа социального порядка и насильственных средств его поддержания. Появление эксклюзивного заказа и заказчика на товары и услуги повышенного качества и цены. Выделение части ремесленников, работающих на подобные заказы (прообраза будущей интеллигенции). Рождение искусства в современном смысле слова. Повышение степени утонченности черт аристократической культуры. Наиболее общие культурные черты сословной эпохи. Историческая эволюция аристократической культуры; сложение первого «классового интернационала» именно в среде аристократии разных стран, объединенных типологической близостью своих социальных субкультур. Постепенная синтезация аристократической культуры с высшим слоем буржуазной в последние два века.

14. Культура индустриального общества

Происхождение и основные признаки городских цивилизаций с индустриальными технологиями материального и социального производства. Причины и динамика перехода сообществ к интенсивным технологиям социальной практики и взаимодействий. Принципиальные различия между экстенсивным и интенсивным типами социальной деятельности. Теория модернизации. Формирование культуры национального типа с унифицированными социокультурными стандартами и стремлением к конвенциональным формам социальной регуляции жизни сообществ. Экономико-социальная направленность экзистенциональных ориентаций подобных обществ. Адаптация к продуктам и результатам собственной жизнедеятельности, формирующим и заполняющим среду обитания людей. Постепенное возобладание экономической стороны в социальной регуляции жизни сообществ. Специфика художественной культуры этой эпохи. Национальная культура как тип обыденной культуры и как основа специализированных культурных областей современной жизни. Особенности формирования этого типа культуры на Западе и Востоке. Вклад России в европейскую культуру Нового времени.

Формирование социальной субкультуры городских производителей еще на стадии доиндустриальных цивилизаций и трансформация ее в комплекс субкультур индустриального общества (буржуазную, пролетарскую, интеллигентскую). Основные социокультурные признаки буржуазной субкультуры: принципы личной свободы и свободного предпринимательства, регулируемой общими для всех законами социальной конкуренции; понижение значимости сословных и религиозных ограничений в деятельности; преимущественно экономический тип социальной регуляции. Тоталитарный вариант индустриальной цивилизации (нацистский, коммунистический) и его особенности. Переходный тип с типологически интенсивными институтами государственного регулирования и производства и , одновременно, преобладанием экстенсивной традиции в обыденной сфере («развивающиеся общества»). Процессы сближения и слияния высших слоев элитарной и буржуазной субкультур.

Интеллигентская субкультура как специфическое порождение культурных процессов этой стадии развития, ее функции и особое положение по отношению к элитарной субкультуре. Интеллигенция, как группа специалистов высшей категории, вышедшая из среды буржуазной субкультуры, но «нанятая» и обслуживающая элитарную субкультуру. Интеллигенция как особый социальный слой носителей и интерпретаторов наиболее «рафинированного» знания и образного мироощущения, в его наиболее сложных формах. Феномен «русская интеллигенция» и его мировое значение.

15. Культура постиндустриального общества

Происхождение и основные признаки культуры городских цивилизаций с постиндустриальными технологиями материального и социального производства. Формирование нового социокультурного пространства, основанного на информационных технологиях и гарантированном производстве социальных благ. «Информационная революция» второй половины ХХ века и ее последствия для социальной жизни людей.

Переход от «книжной» к «экранной культуре». Культура, доставляемая «на дом» потребителю посредством электронных СМИ. Возрастание уровня специализированности форм социальной жизни и деятельности. Проблема культурной компетентности личности в условиях нарастающих потоков слабо систематизированной информации, роста плюральности и мультикультурности социальной среды. Формирование потребительского общества как адаптация к экспансии производителей социальных благ. Поиск средств ненасильственной социальной регуляции. Проблемы психологической адаптации человека в избыточной информационной среде.

Феномен массовой культуры и его транснациональный характер. Социальные истоки и функции массовой культуры. Массовая культура как «посредник» между специализированной и обыденной культурами современного человека, «адаптатор» сложных смыслов и понятий, вырабатываемых «высокой культурой», к инфантилизированному уровню интеллектуально-образных запросов потребителя. Основные формы и инструментарий массовой культуры (стандартизированное воспитание и образование, реклама, шоу-бизнес, массовые политические движения, паранаука и квазирелигия и т.п.). Манипуляция сознанием, вкусами и потребительскими запросами рядового человека. Массовая культура и политические кампании. Межкультурный синтез в системе массовой культуры.

Футуристические теории грядущего развития человечества. Концепции глобальной транснациональной информационной цивилизации. Теории цивилизационных войн и «конца истории». Концепция «ядерной зимы». Деятельность Римского клуба по прогнозированию будущего цивилизации. Реально возникающие проблемы демографического и экологического кризисов, истощения энергозапасов Земли и т.п. Прогнозируемые черты социокультурного будущего. Изменение социальной структуры сообществ: деление их на меньшую часть высоко специализированных профессионалов с «интернациональным» статусом форм самореализации и демографическое большинство с низким уровнем образования, профессионализма и социальной конкурентно способности. Процессы локализации «классической» культуры как эталонной, но социально неактуальной и постепенного формирования транснационального культурного синтеза западной массовой и восточной традиционной культур как нового типа социокультурной обыденнсти основной массы городского населения. Процессы размывания культурной нормативности как ее главного свойства на протяжении истории.

16. Культура и процессы глобализации в современном мире

Глобальное и локальное в культуре. Культурный универсализм и культурный партикуляризм. Культурные универсалии. Массовая культура как главный элемент глобализации культуры. Культурное многообразие и проблема мультикультурализма. Субкультура в условиях глобализации. Формирование нового типа личности. Становление новых форм художественной деятельности. Глобализация и судьба национальных культур.

Глобализация и антиглобализм. Дискуссия между концепцией конфликта цивилизаций (С. Хантингтон) и культурным космополитизмом. (У.Бек). Основные формы глобализации: диалог, коммуникация, гомогенизация, гибридизация (А.Пейтерс) и др. Концепция культурной глобализации (Р. Робертсон). Понятие и место глобализации в межцивилизационном процессе.

17. Методология культурологического исследования

Классические, неклассические и постклассические критерии развития науки. Разделение наук на социальные и гуманитарные. Две парадигмы исследования культуры: натурализм и культуроцентризм. Основные черты натуралистической программы применительно к анализу явлений культуры. Превращение культурцентристской программы в общенаучную как следствие признания значимости культурного фактора в научном познании.

Интердисциплинарный характер культурологического знания. Герменевтика, диалог, принцип понимания. Классики культурологии об общих методологических принципах исследования культуры.

Рекомендуемая основная литература

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.,1994
  2. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977
  3. Актуальные проблемы развития современной цивилизации. М.,2000
  4. Амелина Е. Понятие цивилизации вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1992
  5. Анисимов А. « Культурное время» и образы времени в культуре. М.,1999
  6. Антонян Ю.М. Миф и вечность. М., 2001
  7. Араэлян М. Н. Символы в культурных контекстах . М.,1998
  8. Арон Р. Избранное . Введение в философию истории. М., Спб. ,2000
  9. Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.,1989
  10. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М.,1982
  11. Ахутин А. В. Понятие «природа» в Античности и Новое время. М.,1989
  12. Бабушкин С. А. Теория цивилизации. Курск. 1997
  13. Багиляр Г. Новый рационализм . М. ,1997
  14. Баландин Р. , Бондарев Л. Природа и цивилизация. М. ,1988
  15. Барг М. Эпохи и дни. Становление историзма. М.,1987
  16. Барт Р. Мифологии. М., 1997
  17. Баткин М.О. Об условиях культурологического подхода // Античная культура и современная наука. М., 1985
  18. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1986
  19. Бек У. Общество риска. М.,2000
  20. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001
  21. Белик А.А. Культурология: антропологические теории культур. М., 1998
  22. Белик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1992
  23. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994
  24. Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование. // Вопросы философии 1990 №1
  25. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. Спб., 1997
  26. Блок М. Апология истории. М. , 1986
  27. Бовуар С. Второй пол. М. ,1997
  28. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995
  29. Борев В. , Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1988
  30. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3-х тт. М.,1987
  31. Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. М., 1986
  32. Бубер М. Два образа веры. М.,1995
  33. Быстрова А. Н. , Киселёв В. А. Мир культуры и культура мира. Новосибирск, 1996
  34. Вандельфельдс Б. Повседневность как плавильный тигель рациональности. // Социологос. М., 1991
  35. Введение и постановка проблемы // Культурология ХХ век. Антология. М., 1995
  36. Вежбитская А. Семантические универсалии и описание языков М. 1999
  37. Взаимодействие культур Запада и Востока. М., 1987
  38. Взаимодействие форм культуры в духовной жизни общества. Л., 1986
  39. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М. ,1999
  40. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М. ,1994
  41. Вопросы философии 1990 № 5
  42. Выжлецев Г. П. Аксиология культуры. Спб.,1996
  43. Гайденко П. П. , Давыдов Ю. Н. История и рациональность: социология М. Вебера и веберовский ренессанс . М. ,1991
  44. Гегель Г. В. Лекции по философии истории. Спб., 1993
  45. Геллнер Э. Нации и национализм. М.,1991
  46. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М. , 1999
  47. Глазычев В. А. Динамика культуры: проблема изучения. М. , 1996
  48. Глобальные проблемы и перспективы цивилизаций. М., 1993
  49. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М.,1990
  50. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М.,1987
  51. Грушевицкая Т. Г. и др. Основы межкультурной коммуникации. М., 2002
  52. Губман Б. Л. Западная философия культуры ХХ в. Тверь , 1997
  53. Гумилёв Л. Н. Этносфера. История людей и история природы. М.,2001
  54. Гуревич А. Я. Исторический синтез и «школа Анналов». М. , 1994
  55. Де Ман П. Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999
  56. Дейк ван Т. Язык. Познание. Коммуникация. М. 1989
  57. Декарт Р. Рассуждения о методе // Сочинения в 2-х тт.. т.1. М. , 1984
  58. Делёз Ж. Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990
  59. Делез Ж.. Логика смысла. М., 1995
  60. Деррак Дж. Политическая мифология и социальное управление. М., 2001
  61. Деррида Ж. Голос и феномен. М., 1999
  62. Деррида Ж. Граммотология. М. 2000
  63. Дефиниции культуры. Томск. 1994
  64. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // Культурология. ХХ век. Антология. М. ,1996
  65. Динамика культурных и социальных связей. М. , 1992
  66. Динамика культуры: Теоретико-методологические аспекты. М. , 1989
  67. Доротин А.С. Происхождение вещей, Киев 1997
  68. Духовная культура: идеи, история, реальность. Казань. 1994
  69. Дьяконов И. М. Пути истории . М. ,1994
  70. Дюби Ж. Трёхчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе. М.,2000
  71. Дюмон Л. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии М. 1999
  72. Дюмон Л. Эссе об индивидуализме. Дубна, 1997
  73. Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. Метод социологии М. 1991
  74. Ежегодник. М., 1993, М., 1994
  75. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб., 1994
  76. Ерасов Б.С. История и культурологя. М., 1999
  77. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994
  78. Жанетт А. Фигуры 1, 2, 3. Вымысел и речь. В 2 томах. М. 1999
  79. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. М., 1999
  80. Заблуждающийся разум? М.,1990
  81. Захаров И.В. Ляхович В.С. Миссия университета в европейской культуре. М.,1994
  82. Землянова Л. М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. М., 1999
  83. Иейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.. 2000
  84. Из работ московского семиотического круга. М. 1997
  85. Ильин И . П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996
  86. Ионин Л. Г. Основания социокультурного анализа. М.,1995
  87. История древних цивилизаций. М.,1999
  88. История культур народов мира. М.,2001
  89. История культуры М.,2000
  90. История ментальностей. Историческая антропология. М., 1996
  91. Каган М. С. Философия культуры. Спб., 1995
  92. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990
  93. Карпов А. А. Культура и природа. М.,2001
  94. Кассирер Э. Избранное: опыт о человеке. М., 1998
  95. Кассрирер Э. Философия символических форм..
  96. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000
  97. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. Спб.,1998
  98. Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1998
  99. Комадорова И. В. Культура как социальный феномен в символической антропологии Л. Уайта. М., 2001
  100. Конев А. А. Человек в лице культуры. Самара 1996
  101. Корсунский А.М. Вещи в мире культуры, Спб 1997
  102. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994
  103. Кребер А., Клакхон С. Критический анализ концепций культуры. М., 1993
  104. Кребер А., Клакхон С. Наука о культуре и социальная практика: антропологическая перспектива. М., 1998
  105. Кризис ценностей и современная культура. М.,2001
  106. Кругликов В.А. Образ «человека культуры» Москва 1988 год.
  107. Культура Европы. Спб., 1999
  108. Культура и личность. М., 2001
  109. Культура России от древности до наших дней. М.,2001
  110. Культурология ХХ века. М., 1995
  111. Культурология. История мировой культуры / Под перд.Кузнецовой Т.Ф. М., 2003
  112. Кутырев В. А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994
  113. Кутырев В. Культура в объятиях культурологии // Человек - 1999 - №5
  114. Коуси П. Этот человеческий мир. М. 1998
  115. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда. М., 1997
  116. Ларченко С. Г. , Ерёмин С. Н. Межкультурное взаимодействие в историческом процессе. Новосибирск., 1991
  117. Ле Гофф. Ж. Интеллектуалы в Средние века. М., 2000
  118. Леви- Строс К. Первобытное мышление. М.,1994
  119. Леви- Строс К. Структурная антропология. М., 1983
  120. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.,1994
  121. Липс Ю. Происхождение вещей. М. 1998
  122. Лифшиц М. А. Мифология древняя и современная. М., 1980
  123. Лобок А. М. Антропология мифа. Екатеринбург, 1997
  124. Лоернц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998
  125. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982
  126. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1996
  127. Лотман Ю. М. , Успенский Б. А. Миф-имя-культура // Лотман Ю. М. Избранные труды. Т1 -Таллинн , 1994
  128. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. Таллинн, 1992
  129. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Труды по знаковым системам. М., 1987
  130. Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» и ее типологическая характеристика // Ученые записки Тартусского гос. ун-та. Вып. 284 - Тарту 1971
  131. Лурье С. В. Историческая этнология. М., 1997
  132. Магический кристалл. М., 1992.
  133. Малеева С. М. Природные факторы культурного процесса. М.,1999
  134. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии. 1983, №2.
  135. Мамардашвили М. К. Пятигорский А. М. Символ и сознание. М., 1997
  136. Маркузе Г. Одномерный человек.
  137. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев. 1995
  138. Мархинина В., Узалова И. Межнациональное общество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новороссийск, 1996
  139. Маслевский А. А. Структурно- функциональный анализ культуры. М., 1998
  140. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.,1999
  141. Массовая культура. М., 2004
  142. Межуев В. М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. М., 1987
  143. Мелик-Гайказян И.В. Информационные процессы и реальность. М., 1997
  144. Механизмы культуры . М. ,1990
  145. Мид М. Культура и мир детства. М.1988
  146. Микешина Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного знания М., 1990
  147. Милетинский Е. М. Литературные архетипы . М., 1993
  148. Мишина И А. и др. Становление современной цивилизации. М., 1995
  149. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М. ,1994
  150. Моль А. Социодинамика культуры. М. ,1994
  151. Морфология культуры. М., 2000
  152. Морфология культуры: структура и динамика. М., 1994
  153. Мосс М. Общество, обмен, личность. М. 1996
  154. Нанси Ж.-Л. Corpus Москва 1999
  155. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений М.2000
  156. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. Спб., 2002
  157. Ницше Ф. Европейский нигилизм // Избр. произведения в 3-х тт. Т1. М., 1994
  158. Ницше Ф. Человеческое слишком человеческое. Соч. в 2-х тт., т1 М., 1990
  159. Новиков А. А. Рациональность в её истоках и утратах . // Вопросы философии- 1995-№5
  160. Новый диалог человека с природой. М.,2000
  161. Обновление России: Трудный поиск решений. М., 1996
  162. Образование, которое мы можем потерять М., 2002
  163. Образы природы в истории культуры. Спб., 1998
  164. Общение. Текст. Высказывание. М., 1989
  165. Онтология культуры. Спб. ,2000
  166. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.,1994
  167. Ортега-и- Гассет Х. Философия. Эстетика. Культура. М., 1993
  168. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991
  169. Основы онтологии. Спб. , 1997
  170. Очерки о герменевтике. М.,1995.
  171. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Спб. 1999
  172. Панофский Э. Идея: Введение в историю теорий искусства. Спб., 1999
  173. Панофский Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. М., 1998
  174. Парсонс Т. О структуре социального действия М. 2000
  175. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1991
  176. Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992
  177. Полани М. Личностное знание. На пути к постнеклассической философии. М., 1985
  178. Попова О.О. Динамика вещей в культуре. Киев 1991
  179. Постмодернизм и культура. М. ,1991
  180. Пригожин И. Новый союз науки и культуры //Курьер - 1998 - № 6
  181. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.
  182. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999
  183. Рикёр П. Время и рассказ. В 3-х томах Москва-Спб 2000 том 1.
  184. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // Экн. Альманах новой и старой культуры. М.,1995
  185. Розин В.М. К вопросу о культурологии, ее предмете и методе // Социально-политический журнал. - 1993 - №3
  186. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М. 1989
  187. Россия и Запад: диалог культур. М., 1994
  188. Россия на перекрёстке времён. М.,2001
  189. Рубцов Н. Н. Икоссология. М., 1991
  190. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни. М.,1991
  191. Савельева И.М., Полежаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997
  192. Самосознание европейской культуры ХХ века М. ,1991
  193. Семиотика культуры . М. ,1996
  194. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М. 1993
  195. Сергеев А. М. Коммуникации в культуре. Петрозаводск, 1996
  196. Ситарам К. , Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации. // Человек, 1993, №2-4.
  197. Скрыпник В. И. Новая российская цивилизация. М.,1997
  198. Смелзер Н.Дж. Социализация // Социо 1991 № 3 №5-6
  199. Современная американская социология . М., 1999
  200. Современная западная культурология: Самоубийство дискурса . М. , 1993
  201. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. Спб., 1996
  202. Соколов Э. Понятие, сущность и функции культуры. Л., 1990
  203. Соловьёв Ю. А. Межкультурные коммуникации: особенности современного этапа. М.,1997
  204. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек, цивилизация, общество. М. 1992
  205. Сорокин П. А. Человек, цивилизация. общество М., 1992
  206. Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов» М, ,1993
  207. Стаффа П. Производство товаров посредством товаров М. 1999
  208. Структура культуры и человек в современном мире. М., 1987
  209. Структурализм: «за» и «против». М., 1975
  210. Структурный анализ в культурологии. М., 2001
  211. Султанов К. В. Проблемы культуры в свете социологии. Л.,1989
  212. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1983
  213. Теория общества: фундаментальные проблемы. М., 1991
  214. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.,2000
  215. Тодоров И. Теории символа. М., 1999
  216. Тойнби А. Постижение истории. М., 1992
  217. Традиции. Образование Москва 1990 год.
  218. Турен А. Возвращение человека действующего. Москва 1998
  219. Туровский М. Б. Философские основания культурологии. М. ,1997
  220. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983
  221. Уайт Л. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры. //Антология исследований культуры . т.1. Спб. , 1997
  222. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.,1990
  223. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Спб., 1996
  224. Уитроу Д. Естественная философия времени. М., 2000
  225. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.,2001
  226. Февр Л. Бои за историю. М. , 1991
  227. Федотова В.Г. Россия в глобальном внутреннем мире// мир России, 2001,№4
  228. Федотова Н.Н. Глобализация как фактор формирования новой парадигмы в социологии, 2001.
  229. Философия и культура . М. , 1994
  230. Философия культуры. Самара, 1997
  231. Философия культуры: становление и развитие. Спб. ,1998
  232. Флиер А. Я. Культурогенез. М. , 1995
  233. Флиер А.Я. Культурология и ее место в системе образования // Культурология сегодня. Основы, проблемы, перспективы. М., 1993
  234. Формы культуры в исторической динамике. М., 2002
  235. Франк С. Л. Реальность и человек. Спб., 1997
  236. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990
  237. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992
  238. Фрейд З. Психология бессознательного М., 1990
  239. Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1990
  240. Фромм Э.Иметь или быть. Москва 1990
  241. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. 1993
  242. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990 № 3
  243. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Язык в культуре Спб 1999
  244. Хайдеггер М. Бытие и время Москва 1997 год
  245. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятий времени. Томск 1998 год
  246. Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000
  247. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций// Полис, 1994, № 1.
  248. Хартвуд Дж. «Хронос» и «Топос» культуры. Спб ., 2001
  249. Хейзинга Й . Home ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
  250. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.-Спб. ,1997
  251. ХХ век. Многообразие. Противоречивость. Целостность. М., 1996
  252. Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси. 1984
  253. Чанышев А. А. Проблема ценностного и целевого единства культуры в идеализме А. Шопенгауэра. // Историко-философский ежегодник- 88. М., 1989
  254. Человек, творчество, ценности. Саратов, 1995
  255. Человек в зеркале культуры и образования. М., 1989
  256. Человек в кругу семьи. М., 1996
  257. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры М. 1990
  258. Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991
  259. Шейцер А. Упадок и возрождение культуры. М., 1993
  260. Шеллинг Ф. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. Спб.,1998
  261. Ширшов И. Е. Динамика культуры. Минск, 1980
  262. Шмаков В.С. Структура исторического знания и картина мира. Новосибирск 1990 год
  263. Шпенглер О. Закат Европы. Т1. М., 2000
  264. Шюц А. Структура повседневного мышления. // Социс. - 1989-№2
  265. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.,1998
  266. Энциклопедия символов. Спб. ,1998
  267. Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996
  268. Юнг К. Архетип и символ. М.,1992
  269. Юнг К. Г. Человек и его символы. М., 1997
  270. Язык и наука конца 20 века. М. 1995
  271. Якобсон Р. Язык и бессознательное. Москва 1996
  272. Яковец Ю. История цивилизаций. М,1994
  273. Ясперс К. Истоки истории и ее цель Москва 1991 год
  274. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Москва 1991 год
  275. Яус Х. Р. К проблеме диалогического понимания. // Вопросы философии 1994 №12

Наверх

Хостинг от uCoz