НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

Уваров М.С.

Философские основания творческой деятельности

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной целью курса является ознакомление слушателей с основными историческими и теоретическими концепциями творческой деятельности, их философским и культурологическим осмыслением.

Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи :

- изложение основ истории творческой деятельности,

- выявление проблемы кризисов в истории научного познания и их творческого преодоления,

- анализ методологии индивидуального и коллективного творчества (психологические, медицинские. философские. историко-культурные аспекты),

- изложение основ конкретно-прикладных методик научного творчества (поиска).

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен ориентироваться как в общей теории творчества, так и в прикладных методических разработках по этой проблеме.

2. Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Тема 1. Теория творчества как междисциплинарная проблема

Творчество и мышление, творчество и познание, творчество и интуиция. Парадокс рождения нового (общая проблема). Творчество и философия творчества. Проблема построения и интерпретации единой теории творческой деятельности. Научные и в(не)научные элементы творческой деятельности.

Тема 2. Соотношение логического и интуитивного в творческой деятельности

Рациональность как проблема творческой деятельности. Рациональность и интуиция. Рациональное и иррациональное в творчестве. Творчество и логика парадокса. Парадокс как начальная стадия научного исследования. Виды парадоксов. Парадокс рождения нового (прикладные аспекты). Семантические и «содержательные» парадоксы. Парадокс и противоречие. Теоретическая антиномия как «благотворное заблуждение разума» (И. Кант). Природа творческого гения. «...Гений ? парадоксов друг» (А. Пушкин). Гениальность и индивидуальность. Гений и «сверхчеловек» (проблема «титанизма» в культуре). Гений, злодейство и умопомешательство. Безумие и «сверхразум». Проблема определения критериев гениальности. Гений и талант. Универсализм великой личности.

Тема 3. Теория творчества в ее историческом развитии

Творчество и античная культура. Феномен сократической философии. Первые шаги древнегреческой науки. Умозрение и научное познание.

Средневековое богословие и проблема творчества. Теодицея и антроподицея. Знание и вера, наука и богословие. Рождение теории двойственной истины.

Новоевропейский проект творческой деятельности. Гении Возрождения. «Коперникианский переворот» в науке и мировоззрении. Галилей и Бруно. Тихо Браге и Кеплер.

Европейская Реформация как творческий акт. Феномен ученого-богослова. «Наукоучение» как творчество (Лейбниц, Ньютон, Спенсер, Мах).

Рождение европейского романтизма (Шиллер, Гельдерлин, Гете, Новалис, Бетховен). Концепция творчества в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Фихте, Гегель).

Тема 4. Развитие фундаментальной и прикладной науки как процесс творчества. Природа научного открытия

Формирование концепций теоретического и прикладного научного знания. Значение ошибок и случайностей в научном познании. «Ошибки» Аристотеля и их роль в становлении классической физики. Достижения античной математики. «Преступление» Птолемея и рождение опытной науки. Феномен классической европейской науки. Физика ? математика ? философия ? богословие (области синтеза: новоевропейский проект).

Механизмы и закономерности творческой деятельности. Техническое, научное и художественное творчество, их соотношение и психологическая «совместимость». Психология научного открытия. Бессознательное в творческой деятельности. Бессознательное и интуиция. Проблема «случайного» открытия, его психологические и логические особенности. От Галилея до Бора и Эйнштейна: формирование неклассической картины мира как творческий процесс. Проблема кризиса в теоретическом естествознании и его разрешения. Фундаментальная наука на пороге XX в. (математические, физические, химические, антропологические и биологические предпосылки кризиса).

Научные открытия на рубеже XIX и XX вв. и их эвристический статус. Эйнштейн и его предшественники. Рождение постклассической науки. Создание теории относительности и классической квантовой механики. Открытие периодического закона (Д. Менделеев). Генетика и диалектика. Фундаментальное естествознание в поисках своих оснований. Научное творчество на рубеже XX и XX I  в. Поиски новой фундаментальной естественнонаучной парадигмы на рубеже тысячелетий.

Тема 5. Современные концепции творческой деятельности

Проблема «слома письма» в теории творчества рубежа XIX-XX в. (от Кьеркегора до Ницше и Фрейда). Творчество и экзистенция. Особенности постпозитивистского проекта творческой деятельности (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун). Дисциплинарная структура науки и процесс творчества. Проблема становления и развития научной школы. Психологические особенности индивидуального и коллективного творчества. Наука и насилие. Научный коллектив и парадигмы власти. Творчество и методология. Творчество и диалог (проблемы «диалогики») Особенности и эвристические особенности методов научного (философского) познания. Теория научного и инженерного творчества. Творчество и эвристика. Анализ конкретных методик научного творчества (метод проб и ошибок; мозговой штурм; метод синектики; метод фокальных объектов; ТРИЗ и др.). Взаимосвязь различных методик научного и инженерного творчества. Жизненная стратегия личности в разрешении парадоксов творчества. От феноменологии и герменевтики ? к структурализму и постмодернизму. Археология научного знания (М. Фуко). Интердисциплинарные практики творческой активности (перформенс, реди-мейд, инсталляция, инвайронмент).

Тема 6. Научное творчество, политика, идеология

Творчество ( и ) политика. Стратегия и тактика политического решения. Творчество в условиях тоталитарной политической системы. Роль личности в политическом творчестве. Специфика политического творчества в его соотношении с научным и художественным. Политическая автобиография в XX веке (от Черчилля до Ельцина): теория и практика политического творчества. Логика принятия решения в политике. Проблема творчества в современной социокультурной ситуации.

3. Литература.

  1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998
  2. Адамар Ж.С. Исследование психологии изобретения в области математики. М., 1970
  3. Аллахвердиев А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки: Учебное пособие. М., 1998
  4. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л. и др. Поиск новых идей: От озарения к технологии. Кишинев, 1989
  5. Альтшуллер Г.С. Найти идею. 2-е изд. Новосибирск, 1991
  6. Барашенков В.С. Существуют ли границы науки? М., 1982
  7. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. СПб., 1997
  8. Библер В.С . Кант-Галилей-Кант. М., 1994
  9. Библер В.С. От наукоучения ? к логике культуры. М., 1991
  10. Богомолов А.Н. Творение рук человеческих: естественная история машин. М., 1988.
  11. Бом Д. Причинность и случайность в современной физике. М., 1959
  12. Ботвинник М.М. О решении неточных переборных задач. М., 1979
  13. Бранский В.П. Философские проблемы синтеза квантовых и релятивистских принципов в современной физике. СПб., 1984
  14. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1984
  15. Бургин М.С., Кузнецов В.И. Аксиологические аспекты научных теорий. Киев, 1991
  16. Буш Г.Я. Аналогия и техническое творчество. Рига, 1979
  17. Буш Г.Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985
  18. Винер Н. Кибернетика. М., 1958 (2-е изд. ? 1968)
  19. Винер Н. Я ? математик. М., 1964
  20. Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1907-1922.. №№ 1-17
  21. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965 (2-е изд. ? 1986)
  22. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М., 1989
  23. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991
  24. Гейзенберг В. Физика и философия. М., 1990.
  25. Георгиевский А.Б. Дарвинизм. М., 1985.
  26. Георгиевский А.Б., Хахина А.И. Развитие эволюционной теории в России. СПб., 1996.
  27. Гончаренко Н.В. Гений в науке и культуре. М., 1991
  28. Грузенберг С.О. Гений и творчество. Л., 1924
  29. Грузенберг С.О. Психология творчества. Минск, 1928
  30. Джеммер М. Эволюция понятий квантовой механики. М., 1985
  31. Джеффри Р.К. Логика принятия решений. М.,1972
  32. Единство научного знания. М., 1988
  33. Заботин П.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М., 1979
  34. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии. Кишинев, 1988
  35. Иванов В.Г. Детерминизм в философии и физике. Л., 1974
  36. Каган В.Ф. Лобачевский и его геометрия. М., 1955
  37. Как стать еретиком. Петрозаводск, 1991
  38. Касавин И.Т. Теория познания в плену анархии. М., 1988
  39. Колчинский Э.И. В поисках советского «союза» философии и биологии: (Дискуссии и репрессии в 20-начале 30-х гг.) СПб., 1999
  40. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М., 1998
  41. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. СПб., 1998
  42. Котенко В.П. История философии науки. СПб., 1993
  43. Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. М., 1983
  44. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974
  45. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967
  46. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995
  47. Ломброзо Ч. Гениальность и умопомешательство. М., 1995
  48. Лук А.Н. Интуиция и научное творчество. М., 1981
  49. Лукьянов В.Л. Робот против человека. М.,1990.
  50. Майданов А.С. Экстраординарные открытия и их типология // Вопросы философии. 1986. № 12
  51. Майданов А.С. Процесс научного творчества. М., 1983
  52. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994
  53. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987
  54. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М., 1988
  55. Никитина Н.Н. Философия культуры русского позитивизма начала века. М., 1996
  56. Нить в лабиринте. Петрозаводск, 1988
  57. Ньютон Р.Р. Преступление Клавдия Птолемея. М., 1985
  58. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной. М., 1991
  59. Пигров К.С., Яценко Л.В. Философские аспекты научно-технического творчества. М., 1987
  60. Поварнин С.И. Спор: О теории и практике спора. СПб., 1996
  61. Пойа Д. Как решать задачу. М., 1973
  62. Пономарев Я.А. Психология творчества: Общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990
  63. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
  64. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1991
  65. Природа научного открытия. М., 1986
  66. Пуанкаре А. О науке. 2-е изд. М., 1990; 1-е изд. М., 1983
  67. Пушкин В.Н. Творчество и эвристика. М., 1978
  68. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен культуры. М., 1986
  69. Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995
  70. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб., 1995
  71. Роль дискуссий в развитии естествознания. М., 1986
  72. Сергеев К.А., Соколов А.Н. Логический анализ форм научного поиска. Л., 1986
  73. Смирнов В.А. Логические методы анализа научного познания. М., 1987
  74. Смирнова Е.Д. Логика и философия. М., 1996
  75. Современная философия науки. М., 1996
  76. Современные концепции естествознания. СПб., 1998
  77. Столяров А.М. Методологические основы изобретательского творчества. М., 1989
  78. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. М., 1988
  79. Структура и развитие науки: Из Бостонских чтений по философии науки. М., 1978
  80. Сухотин А.Н. Парадоксы науки. М., 1978
  81. Сухотин А.Н. Превратности научных идей. М., 1991
  82. Теребилов О.Ф. Логика математического мышления. Л., 1987
  83. Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб., 1996
  84. Фарман И.П. Теория познания и философия культуры. М., 1986
  85. Философские проблемы естествознания. М., 1985
  86. Фейерабенд П. Избранные работы по методологии науки. М., 1986
  87. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992
  88. Фейнберг Е.Л. Кибернетика. Логика. Искусство. М., 1991
  89. Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987
  90. Философия и методология науки. М., 1994
  91. Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995
  92. Френкель А., Бар-Хилел И. Основания теории множеств. М., 1967
  93. Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988
  94. Хилькевич А.П. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. М., 1999
  95. Цапок В.А. Творчество. Кишинев, 1990
  96. Человек: деятельность, творчество, стиль мышления. Симферополь, 1987
  97. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998
  98. Шульце Д. Логические проблемы прогнозирования и планирования. М., 1980
  99. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М., 1989
  100. Эвристика и диалогика решения конструкторско-изобретательских задач. Рига, 1983
  101. Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. М., 1979
  102. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики: Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности. М.,1948
  103. Энгельмейер П.К. Как надо и как не надо изобретать. М., 1925
  104. Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб., 1911
  105. Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб, 1910
  106. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992
  107. Яковлев В.А. Диалектика творческого процесса в науке. М., 1989

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz