НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

В.Ю.Сухачев

История классической европейской философии

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной целью курса является ознакомление с фундаментальными проблемами и дискуссионными вопросами историко-философского исследования.

Для реализации поставленной цели в процессе курса решается следующая задача: экспликация базовых понятий основных философских сценариев в истории философского мышления и различных герменевтических техник, используемых для анализа философем различных эпох.

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

- иметь представление о фундаментальных проблемах историко-философского исследования и о возможностях применения его результатов в современном опыте философского мышления;

- знать теоретические основания истории философии как исследовательской дисциплины и ее базовые понятия;

- уметь применять концепции различных эпох в качестве аналитического инструментария в опыте философских изысканий.

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Раздел 1. Концептуальные основания истории философии и ее место в структуре философского опыта мышления

 

Тема 1. Философское мышление и его темпоральные устройства

Логические, эпистемологические, онтологическое и трансцендентально-семиотические основания философского опыта мышления и специфика конституирования и учреждения философского ?архива?. История философии как часть истории культуры и ее самосознание. Единство мирового историко-философского процесса и многообразие его форм. Исторические типы мировоззрения. Зарождение философской мысли. Ее культурно-исторические предпосылки. Природа и специфика философских проблем. История философии как форма существования философского знания. Философия в системе культуры. Время как самоаффицируемость философского субъекта; историзм как темпоральность онтологического субъекта; синхрония и диахрония как типы темпоральные устройства символической связанности философского мышления (?вечность прошлого? и ?вечность будущего?, понятие символического архива в философии).

Тема 2. Теоретические версии истории философии и их основания

Пассеистская, актуалистическая и символическая версии. История философии в эпистемологическом (философии сознания), логико-онтологическом (онтологии) и трансцендентально-семиотическом истолковании. Основные методы историко-философской аналитики. Логическая, эпистемологическая и онтологическая интерпретации, теолого-философская экзегетика, трансцендентально-символическая герменевтика. Позиционность философа и статус философии. Инициация доступа к символическим нишам философии, техники инвестиции символических ресурсов в философский опыт.

Раздел 2. Античность. Тематизация мышления и бытия как практика определения этоса Я

 

Тема 3. Миф и философский опыт мышления

Феномен мифа и интенсивность мифической действительности. Эйдос-лик как неповторимость и единичность. Мифическое событие живое, обладающее силой и интенсивностью. Телесность в мифическом опыте, топичность и позиционности в мифической действительности. Экстатичность и трансцендирование Я. Мания/безумие. Жертвоприношения как преодоление человеческого, ?слишком человеческого? Я и обретение божественного статуса, physis'а. Нечеловеческое, хтоническое, без-, вне- и неличностное (Дионис) как условие возможности личностного, индивидуального (Аполлон).

Особенности архаико-фюзического сценария в опыте мышления и этосе. Миф и фюзис. Хаос и эйдосы. Фюзис как нечеловеческое размерность Я. Мышление и экзистенциальные стратегии. Время как генеалогия. ?Фюзиология ? и формирование онтологических и этических интуиций философского мышления. Понятие фюзиса, отказ от мифически-сакрального образа-eidos'а. Обращение к без-образности и перевод ее в размерность понятия. Генезис, имманентность, топичность и конечность как принципы ?фюзиологического? мышления, его топологические и темпоральные разметки.

Тема 4. Философия античного мира

Античная цивилизация. Мифология и религия греков. Основные досократические школы и круг решаемых ими проблем. Космоцентрический характер древнегреческой философии. Греческие философы о первооснове, происхождении и всеобщих организующих началах мира. Проблема единого и многого, изменения и покоя (Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор). Сократическая традиция. Философия Платона и Аристотеля. Школы эллинистической философии. Римские эклектические школы. Философия неоплатонизма и христианство. Место античной философии в историко-философском и культурном развитии человечества.

Тема 5. Метафизика как способ экспликации предельного смысла

Позиционность и опыт воли мыслящего (noun'а), тематические ландшафты, концептуальные поля артикуляции. Предельность и полнота эйдоса-идеи как конститутивные принципы мышления и бытия. Границы, пределы, мера события и смысла. Чистое мышление как устройство идентификации и идентичности Я. Метафизическое прочтения этоса Я, забота о собственном Я (epimeleia, cura sui). Феномен авторства. Структура античного опыта философского мышления: логика, ?фюзиология ? , этика. Философия как ?охота за истиной?, как сила и власть. Логос и властное учреждающее слово Я.

Раздел 3. Основные метафизические темы средневекового христианского интеллектуального опыта.

 

Тема 6. Особенности христианской ментальности

Оппозиция христианского и философского опыта. Структура религиозного опыта мышления и его конститутивные принципы: моральная теоцентристская иерархия универсума и мышления (Бог как моральный Творец и Творец морали), креационизм (Бог-Творец как религиозный архетип философского понятия субъекта), провиденциализм (введение вневременной позиции, ответственной за конституирование квазилинейной модели времени, - Бог как временной горизонт и временные разметки Я, сакральный историзм, профетизм), персонализм (понятие личности, разведение онтологических принципов Я и мира, единичность абсолютного бытия, включение воли в абсолютное бытие, примат морали в учреждении личностной идентичности, новый сценарий для выработки самосознания). Учение Августина. Арабо-мусульманская философия и наука. Основные проблемы схоластической философии: разум и вера, сущность и существование, доказательства бытия Бога. Философия Ф. Аквинского. Спор номинализма и реализма.

Тема 7. Ассимиляция христианским религиозным опытом базовых тем античной философии

Трансформация позиционности философа, тематического ландшафта философии и форм концептуальной артикуляции, онтологичность христианского мышления, принцип трансцендентности, экс-стазис и онтологический принцип нехватки, неполноты тварного сущего, вера и призыв в опыте философского мышления, превращения тела в плоть и удовольствия в желание. Понятия ? явление ? сущность ? , ? внутреннее и внешнее ? , ? истина ? . Теологическая экзегетика как метод философствования. Универсализация адресности философского мышления. Жанровые особенности: ориентация на Текст, комментаторство, анонимность и проблема псевдоавторства, ретроспективизм и традиционализм; отсутствие границы между чужим и своим текстом и невозможность феномена авторства, трансиндивидуальность и трансцендентность анонимная универсальная Истины и ее институциональные гарантами.

Раздел 4. Тематический репертуар философии Возрождения.

 

Тема 8. Онтология как натурфилософия

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Натурфилософия Возрождения. Пантеизм. Возвращение к первоначальному смыслу диалектики (Н. Кузанский, Дж. Бруно). Социально-философская и политическая мысль. Реформация и контрреформация. Рождение новой науки (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно). Эпистемологические синтезы с магией, алхимией, астрологией. Пантеизм: обожествление человека и природы как упразднение принципа иерархии (вертикали), сплав Бога, природы и человека, слияние Абсолюта и человека: снятие дуализма тварного времени и трансцендентной вечности, деформация инстанции трансценденции, Бог как ?человеческий бог? (humanus deus). Десакрализация: подобие бога и человека в творчестве, Природа как онтологически и эстетически значимая конкретность, непостижимость и очевидность абсолютного бытия как абсолютное единство и условие опыта мышления, Абсолют как высшая сила-способность и неустойчивость онтологического характера мира, разведение моралистики и позитивного исследования природы. Человек как ? uomo universale ? , «творение неопределенного образа».

Тема 9. Изменение темпоральных разметок

Отсечение прошлого от настоящего, расслоение темпорального потока. Такая трансформация придала человеку неопределенный и открытый горизонт будущего - nova vita. ответственность за конституирование временности теперь легла и на человека (человек теперь разделили с Богом ответственность за развертывание временности). Введение сценария ?новой жизни? как установление демаркацией между настоящим, обращенным к ?новой жизни? и предшествующим прошлым, не знавшим подобного горизонта будущего. Проблема ?старых и новых авторов? как кодификация ?серединного?, ?среднего? времени между временем, обращенным к новому, к будущему, и ?древним?, исходным, каноническим. ?Поновление времен ? . Учреждение ? классики ? .

Тема 10. Феномен авторства

?Rinascentia? (возрождение) и ?renovatio? (обновление). ?Imitatio?, подобие, подражание как сознательная интеллектуальная ориентация и как трансценденция образца, и самого акта имитации, принцип различающего повторения. Лишенность античности христианских сакральных оболочек как условие возможности ?imitatio? и ?inventio? (?изобретение?). Стилевые особенности. Обязательность реминисценции и табу на плагиат. Возрождение платонизма как реакция средневековый аристотелизм. Религиозная сторона возрожденного неоплатонизма. Концептуальный синкретизм как эффект разрушения тео-онтологической вертикали. Логика. Подчинение логики риторике. Риторика как языковое выражение реального взгляда на конкретную реальность.

Раздел 5. Новоевропейское мышление и его основные темы (XVII-XVIII вв.)

 

Тема 11. Философия Нового времени

?Дух капитализма?, технический прогресс и научная революция. Понятие ?классической рациональности?. Проблемы гносеологии, достоверности знаний: эмпиризм Ф. Бэкона, рационализм Р. Декарта. Философия природы и учение о субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Эволюция классического британского эмпиризма (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм). Идеология и философия французского, немецкого и английского Просвещения. Философия истории и просветительские версии исторического прогресса

Тема 12. Онтология

Различение конститутивных принципов бытийных регионов на основе элиминации ?вторичных качеств? из эпистемической размерности: разделение божественного, собственно человеческого, когитального, и природно-вещного, объектного. Редуктивные сценарии: а) Бог; б) природа; в) та или иная форма человеческого (или когитальность, чувственный опыт переживания). Онтологическая сегрегация, разделение сакрального и тварного (ре-трансцендирование), вывод Бога из гарантов связанности времени и топологии: гомогенизация топологии, самотождественность и неизменность мира вещей (без Бога), сосредоточенность на экспликации бытийных основ Я, на связи самосознания и абсолютного бытия. Принцип бесконечности и непрерывности как эффект онтологической гомогенизации. Понятие бытия как проблема субстанции и абсолютного знания. Бытие как слой универсума: локализация бытия а) в пределах тождества бытия и мышления, смысла и действительности; б) в иных слоях универсума - бытие как иррациональная сила, придающая содержательность идеальным формам. Объектно-вещная онтология и анонимность познающего субъекта. Способ бытия как способ бытия представления. Эмпиризм и рационализм: ощущение разомкнутости мира - интуиция несоизмеримости мира и критериев рационального мышления. ?Первичные и вторичные качества? как онтологическое различение опыта и основа его ?очищения? и трансформации. Опыт трансформация experentia в experimentum. Анонимность как гарант всеобщности.

Тема 13. Время

Гомогенизация времени, его бессобытийность. Типовые происшествия в связи с типом объектов. Время как длительность, порядок последовательности (последовательность по-явления перед Я, как «явление явления», или последовательность движения объекта, поставляющего в фазах своего движения сменяющие друг друга формы. Темпоральность как порядок вещей и как экзитенциально-онтическое упорядочение. Натурализация времени ( ? естественная история ? ). Актуалистическая модель времени - прошлое и будущее как измерения настоящего.

Тема 14. Эпистемология

Конфигурация знания как континуум представления и бытия, онтология, негативно определенная как отсутствие небытия, всеобщая представимость бытия, обнаруживающееся в присутствии представления бытие. Порядок вещей и порядок представления (репрезентации), анализы представления; типы достоверности: когитальная и чувственная. Модусы мышления - репрезентативный и нерепрезентативный. Онтологизм и трансцендентализм в конституировании опыта знания. Понятие метода и методологической гарантированности познания. Контролируемый эксперимент.

Тема 15. Логика

Методность, методичность мышления, учение о методе или ?общая наука?(scientia generalis), ?всеобщая грамматика?, логика репрезентативности. Формы данности бытия в представлении. Формализация как установление отношения между логикой и онтологией. Сенсуалистическое обоснование репрезентативности логики мышления и логика имманентности чистого мышления.

Тема 16. Этика

Онтология как этика. Чистая онтология как этос, способ бытия сущих, экзистирующих, мораль как модус существования. Нравственный поступок как придание сущему (объекту) определенного бытия и как стилизованная форма связанности с миром, с другими. Нормативное сознание и язык рассудка. Моральная рефлексия как трансиндивидуальная основа нравственного поступка и его институционализация ?Естественный закон?, ?естественный человек?, ?естественное право? как возврат к природе, очищенный от человеческого и божественного. ?Естественное право? как определение сущих через власть: определение вещи через сущность, ?естественное состояние? как соответствие сущности и ее реализация, доминирование долга как условие осуществление сущности.

Тема 17. Классическая немецкая философия

Немецкая философия как философия сознания и самосознания. Трансцендентализм и критицизм философии И. Канта. Структура способностей души ? ключ к системе философии Канта. Философия активизма И.Г. Фихте. Философия тождества и натурфилософия Ф. Шеллинга. Система и метод абсолютного идеализма Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха и гуманизм. Проблема завершения классического этапа развития европейской философии.

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

3. Литература.

Литература к разделам 1-2.

  1. Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы философии, 1989. N 3
  2. Аверинцев С. Образ античности в западноевропейской культуре // Новое в современной классической филологии. М., 1979
  3. Аверинцев С. Образ античности в западноевропейской культуре // Новое в современной классической филологии. М, 1979
  4. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977
  5. Адо П. Плотин, или Простота взгляда. М., 1991
  6. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999
  7. Аристотель. Метафизика. Кн.VII, XII // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., Т.1
  8. Аристотель. Никомахова этика. Кн. I,III, X / Сочинения в 4 т. М, 1983. Т.4
  9. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.,, 1987.
  10. Батай Ж. Из «Слез Эроса» // Танатография Эроса. СПб., 1994. СС. 269-308
  11. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995
  12. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988
  13. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии 1990. N 4
  14. Глюксман А. Новейшие похождения двуного без перьев // Философские науки. 1990. N 4
  15. Голосовкер. Логика мифа. М., 1974
  16. Делез Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. Екатеринбург, 1998.
  17. Делез Ж. Ницше. СПб, 1997
  18. Делез Ж. Различие и повторение. СПб., 1998
  19. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998
  20. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979
  21. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986
  22. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980
  23. Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993
  24. Леви-Стросс К. Мифологики Т. 1-2. М., 2002
  25. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М, 1983
  26. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бытие - имя -космос. М., 1993
  27. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989
  28. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма. М., 1993
  29. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997
  30. Ницше Ф. Воля к власти. КН.2 III. Критика философии. 2. К критике греческой философии
  31. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм // Сочинения: В 2 т. М., 1990, Т.1
  32. Ницше Ф. Сумерки идолов, или Как философствуют молотом /Сочинения: В 2 т. М,. 1990, Т.2
  33. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху Греции // Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху М, 1994
  34. Платон. Протагор. / Платон // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1.
  35. Пропп В.Я. Морфология сказки. Изд. 2-е. М., 1969
  36. Соловьев В.С. Лекции по истории философии // Вопросы философии, 1989. N6
  37. Соловьев В.С. Лекции по истории философии// Вопросы философии, 1989, N6
  38. Сухачев В.Ю. Тезис Парменида // Наука и альтернативные формы познания. СПб., 1995
  39. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения М., 1994
  40. Фрагменты ранних древнегреческих философов. Ч. I. М., 1989
  41. Фуко М. Герменевтика субъекта / /Социо-Логос 1. М., 1990
  42. Фуко М. Герменевтика субъекта //Социо-логос. Ред. В.Винокуров, А.Филиппов. М., 1991, С. 284-311.
  43. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб, 1998
  44. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / Время и бытие. М.: Республика, 1993
  45. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Основные понятия метафизики // Время и бытие. М., 1993
  46. Хайдеггер М. Учение Платона об истине // Хайдеггер М. Работы разных лет. М., 1993
  47. Шадевальд В. Понятия «природа» и «техника» у греков //Философия техники в ФРГ. М., 1989
  48. Шестов Л. Афины и Иерусалим // Шестов Л. Сочинения: В 2 т.. М., 1993, Т.1.
  49. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1996
  50. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994
  51. Эрн. В.Ф. Нечто о Логосе, Русской философии и научности // Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991
  52. Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного. / Архетип и символ. М., 1991.
  53. Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта// Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990.

Литература к разделу 3

  1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1991.
  2. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977
  3. Аквинский Фома. О сущности и сущем // Историко-философский ежегодник'88. М., 1988
  4. Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и Новое время. М., 1988
  5. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987
  6. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и мышления. М., 1978
  7. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М, 1989 . Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья. М., 1990
  8. Бердяев Н. Смысл истории. М, 1990
  9. Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995
  10. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988
  11. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. М., 1989
  12. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М.1980
  13. Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. N 4
  14. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии: В 3 кн. СПб., 1993-1994
  15. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М. 1989
  16. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990
  17. Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000
  18. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. М., 1998
  19. Дионисий Ареопагит. О божественных именах // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып.II. М., 1990
  20. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии // Историко-философский ежегодник'90. М., 1991
  21. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994
  22. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля. М., 1998
  23. Койре А. Аристотелизм и платонизм в средневековой философии // Очерки истории философской мысли. М., 1985
  24. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1993. N 4. C. 5-24
  25. Лазарев В. В. Становление философского сознания Нового времени. М.,1987

Литература к разделам 4-5

  1. Лосев А.Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья. Эригена и Абеляр // Историко-философский ежегодник'88. М., 1988
  2. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1994
  3. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993
  4. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М., 1993.
  5. Мерло-Понти М. Заметки о Макиавелли. Читая Монтеня // В защиту философии. М., 1996. С. 189-221.
  6. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М., 1988
  7. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследование по истории морали. М., 1987
  8. Рассел Б. История западной философии: В 2 ч. М. 1993
  9. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995
  10. Рус Я. История философии в кратком изложении. М., 1991
  11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., 2000
  12. Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992
  13. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: очерки по истории философии. М., 1991
  14. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1995
  15. Французское Просвещение и революция. М., 1989
  16. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос 1. М., 1990
  17. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997
  18. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999
  19. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М, 1977
  20. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. . М ., 1997
  21. Хейзинга Й . Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992
  22. Хейзинга Й. Осень средневековья. М, 1989
  23. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992
  24. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. М.-СПб., 1997
  25. Шпет Г. Мудрость или разум? / Философские этюды. М.: Прогресс, 1994, СС. 222-336
  26. Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб., 2000

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz