НАЗАД |
ГЛАВНАЯ |
Щученко В.А.
Методологические принципы культурологии
1. Организационно-методический раздел
1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины
Основной целью курса является ознакомление студентов с базовым комплексом понятий и идей, связанных с культурологической проблематикой.
Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:
выявить основные теоретико-методологические проблемы
культурно-исторического анализа;
познакомить слушателей с историографией по тематике курса;
наметить основные проблемы культурного синтеза современной
России.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
По итогам изучения курса обучающийся должен:
познакомиться с основными проблемами теории и методологии
культуры;
понимать особенности функционирования культуры в современном
обществе.
2. Содержание дисциплины
2.1. Краткое содержание тем
Тема 1. Культура как историческая реальность - 2 часа
Многообразие определений культуры. Культура как начало внеприродное и внематериальное. Соотношение понятий "информация", "духовная деятельность", "общественное сознание" и "культура". Духовная заданность культуры. Структура духовной жизни общества: познавательно-информационный аспект, деятельностный аспект, социально-гносеологический аспект и соответственно культура в ее историческом и совершенном проявлениях и с ее собственной системой понятий (ценность, творчество, традиция, понимание, диалог, культурный синтез и др.). Предмет социологии духовной деятельности - обобщающий анализ, нацеленный на обнаружение закономерных, повторяющихся взаимосвязей в разных сообществах. Предмет культурологии - исследование становящихся или ставших форм культуры (текстов, культурных событий, ментальностей, традиций и т.д.), их индивидуально- исторической, самобытно-органической ценностной структуры. Ценностные иерархии в культуре. Идеальная и нормативная заданность культуры. Необходимость и свобода в культуре. Имманентные и трансцендентные истоки культуры: каузальное и теологическое в культуре. Историзация культуры как требование кризисной эпохи. Культура и цивилизация в современной России.
Тема 2. Объект и предмет истории культуры - 2 часа
Объект и предмет научного исследования. Объект историко- культурного исследования как онтологически данная целостность духовных проявлений, их функционирование и место в историческом процессе. Предмет историко-культурного исследования как гносеологически выверенная система понятий, идей и теорий, относящихся к историко- культурному процессу. Историко-культурное исследование как движение от явления к сущности, от интуитивно осмысленной значимости исторических артефактов культуры (текстов, произведений, живописи и музыки, истории идей и истории ментальностей, исторической активности творцов культуры и т.д.) к отрефлексированному, теоретическому анализу неявных, скрытых процессов возникновения, развития и исчезновения исторически индивидуальных ценностей миров.
Традиция, культурно-исторический тип, культурный синтез, исторически-индивидуально ценностный мир, менталитет как важнейшие понятия истории культуры как научной дисциплины. Событийный, социально-экономический и духовный (культуро-творящий) аспекты истории как процесса. Исторический факт и культурный памятник. Индивидуальное, неповторимое и вариативное в историко-культурном процессе.
Прошлое, настоящее и будущее в истории культуры. Основные пространственно-временные измерения в истории: культура исторической эпохи и социально-этнической общности, памятника культуры. Хронотоп в истории культуры.
Л.М.Баткин о "научном" и "гуманитарном" способах изучения истории культуры. М.Вебер, Э. Трельч, французская Школа "Анналов" и др. о предмете историко-культурной дисциплины. Достижения и проблемы российских историков культуры.
Тема 3. Теоретические сдвиги в историко-культурных исследованиях в
XX столетии - 4 часа
Рождение новой формы историзма - "конкретного" историзма XX века. Стремление к конкретизации исторического процесса, к пониманию смысла и генезиса исторической специфики, исторического индивидуального. Формирование идей, согласно которым в истории действуют не только законы, повторяемости, ритмы и циклы, но и моменты особенного и непредсказуемого, вариативного и альтернативного (неокантианцы, М. Вебер, Э. Трельч и др.). Преодоление односторонних представлений об естественно-историческом, натуралистическом характере общественного развития и усиление культурогенных начал в историческом развитии (роль сознательной воли, веры, смысла, смысла жизненных ценностных интенций в истории). Отход от линейных, эволюционистских и прогрессистских представлений (в духе технократических утопий) и укрепление позиций тех, кто говорит о прерывности и противоречивости исторического прогресса, о "катастрофическом прогрессе" (В.Ф. Эрн), т.е. о сопряженности прогресса и катастрофы. Активная разработка проблемы настоящего, прошлого и будущего в истории культуры, в особенности, вопроса о влиянии настоящего на прошлое, если принять во внимание возрастающий уровень теоретических знаний, а также современный контекст ценностных ориентации. Должно быть отмечено также расширение тематического поля исторического анализа, подход к истории как к "тотальной" и "синтетической", охватывающей не только события, но и процессы, не только политическую, "гражданскую" историю, но также и экономическую историю, и историю духовных процессов, культуры.
Р.Дж. Коллингвуд о характерных чертах конкретного историзма XX века: история как совокупность "процессов", оставляющих свои отпечатки в настоящем, история как "конкретная", индивидуальная "ситуация", невозможность редукции исторического знания к законам линейно и единообразно протекающего процесса общественного развития, роль интуиции, "инсайта" в осмыслении индивидуальных исторических состояний.
Н. Гартман о "вторжениях" элементов прошлого в настоящее, о типологических формах "вторжения" ("молчаливое" и "внятное" вторжение, различие эпох в точки зрения "вторжений" прошлого в настоящее, разная степень открытости отдельных сфер культуры собственному прошлому).К. Ясперс о роли понятий, выражающих "каузальные" факторы, с одной стороны, и "некаузальные" категории (морфологических структур, закономерностей, идеально-типических построений), с другой стороны, в методологии исторического познания, о невозможности окончательного определения границ исторического индивидуального, об истории как открытом целом, о многообразии возможностей, о свободе выбора в настоящем, о необходимости ограничения "чисто эстетического отношения" к истории. X . Ортега-и-Гассет о роли веры как критерия свободного выбора в истории и об отрицательном влиянии "элеатизма" на историческое сознание. Историки французской Школы "Анналов" (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.) о "тотальном" видении истории, о роли междисциплинарных связей в историческом познании, о различных уровнях периодизации в истории, о ментальном измерении истории.
Тема 4. Тип и особенности типологизации в истории культуры - 2 часа
Класс и тип как логико-методологические формы познания. Прегнантная, специфицирующая и систематизирующая стороны типа. Относительность и вариативность описания типологической системы. Пути выявления типологических характеристик в истории культуры: интуитивно данный образ (первообраз), гипотеза и теория. Логическая и чувственно- предметная выразительность типа. Типологизация в естественных и гуманитарных науках. Историческое индивидуальное как целостность типологических характеристик. М.Вебер о социологическом и историческом анализе в общественной жизни и культуры, о родовых типических и идеально-типических понятий. Русские мыслители о культурно-исторической типологизации. Н.Я.Данилевский о культурно-историческом типе. В.С.Соловьев и П.Н.Милюков как критики Н.Я.Данилевского. П.А.Флоренский об онтологической природе типа, об иерархическом "возрастании" типа. Г.В.Флоровский как критик натуралистических и морфологических подходов к историко-культурной типологизации (его критика воззрений Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева и евразийцев).
Тема 5. Традиция как средство духовной деятельности и как ценность
культуры - 2 часа
Преемственность и традиция как формы исторического познания. Традиция как относительно устойчивое и сознательное выражение преемственных связей в историческом развитии. Преемственность и традиция как выражение "техники" (средств, способов) духовной деятельности. Традиция - форма организации, стабилизации и стереотипизации общественной жизни.
Культуросозидающая роль традиции. Традиция как синтез ценностно-познавательных ориентации культуры. Диалог традиций. Инновация как подвижная сторона традиций. Традиции исторических эпох и этносов.
Традиции русской культуры и необходимость инноваций в современной России. "Национализация", инонационализация культурного материала в русской культуре. Критика националистической ограниченности и консерватизма в культуре России, в одной стороны, и нигилистического отношения к отечественным традициям, в другой.
Тема 6. Синтез в истории культуры - 6 часов
Синтез как логическая форма. Формы синтеза в общественной жизни: материально-практический синтез, познавательно-логический синтез, культурный синтез. Культурный синтез как процесс исторической конкретизации, как процесс "приватизации" иных ценностных миров. Системность культурного синтеза. Синтез как сознательный выбор: селективность и трансформация в процессах синтезирования. Роль духовного водительства в процессах синтезирования.
Традиция и культурный синтез. Трансцендентальный синтез (И. Кант и кантианцы). В.С.Соловьев о "цельной синтетической жизни" и о синтезе в истории культуры. Н.Ф. Федоров о "всеобщем синтезе"; значение его идей о "грядущем великом синтезе" современности.
Э.Трельч о культурном синтезе современности. Культурный синтез современности и историческое индивидуальное. Проблема определения "масштабов" (идеалов и норм) культурного синтеза современности; двунаправленность масштабов. Роль духовной интуиции и "вчувствования" в постижении культурных синтезов; особое значение пророков, политических гениев, философов, деятелей искусства и литературы, а также исторической "критики" масс. Вечное и временное в культурном синтезе современности. Культурное синтезирование и вера в единство и смысл современной действительности.
Проблемы формирования новых масштабов культурного синтеза в современной России. Необходимость перехода от "смертоносного" анализа, распада к живоносному культурному синтезированию. Смена культурных масштабов в России XX столетия. Г.В.Флоровский об уродливых "сростках" и живых синтезах в истории культуры России. В.В.Зеньковский о необходимости освобождения России от мессианских иллюзий, почвеничества и антизападничества. Г.П.Федотов о необходимости синтеза "традиции и революции". Новые моменты в процессе формирования масштабов культурного синтеза современности: рационалистический сдвиг, усиление рационализирующей роли экономического творчества, правосознания, демократической культуры, интенсификация религиозно-нравственных исканий на фоне изживания материализма и иждивенчества, усиление внимания к проблемам личной ответственности, рост осознания того, что порядок и идея порядка утверждается не насилием, регламентацией, волей харизматической личности, внешними заимствованиями запрета, но прежде всего внутренними импульсами - укреплением цивилизационных начал, дисциплины, долга, ответственности и др. Переход от репродуктивных и экстенсивных начал (это беда советской эпохи) к началам продуктивным, творческим, интенсивным. Прогнозы будущего культурного развития России.
2.2. Темы рефератов (если предусмотрены учебным планом)
А.Белый и Вяч.Иванов: две концепции русского символизма.
Особенности русского романтизма.
Г.П.Федотов об особенностях культурного развития России.
Культурологические воззрения Е.Спекторского.
Культурные синтезы современной России.
Христианская культурология Е.Н.Трубецкого.
Культурологические воззрения Ап.А.Григорьева.
Культурные перевороты в России XX столетия.
Особенности философской культуры Русского Зарубежья.
Становление русской философской культуры. XVIII столетие.
Культурология М.Бахтина.
Культурный синтез А.Кантемира.
Проблема синтеза в учении Н.Федорова.
Художественный космизм В.Ф.Одоевского.
Историческая школа Гревса.
Русская культура в культуре России.
Современный менталитет русской культуры: проблемы становления.
Лаппо-Данилевский о методологии исторического процесса.
Французская школа исследования менталитета и истории ментальностей (историографический обзор).
А.Я.Гуревич: теоретические и исторические исследования ментальностей.
Соотношение неосознанных коллективных представлений и идейно- образного мира культурной элиты.
А.Буро о трех типах взаимоотношения коллективного и индивидуального.
Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль и В.де Лабланш как провозвестники теории менталитета.
Ж. Ле Гофф как теоретик ментальных исследований.
2.3. Примерный перечень вопросов к зачету
3. Литература
Тема 1:
Тема 2:
Тема 3:
Тема 4:
Тема 5:
Тема 6: