НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

Щученко В.А.

Методологические принципы культурологии

1. Организационно-методический раздел

1.1. Цель и задачи преподавания дисциплины

Основной целью курса является ознакомление студентов с базовым комплексом понятий и идей, связанных с культурологической проблематикой.

Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи:

•  выявить основные теоретико-методологические проблемы
культурно-исторического анализа;

•  познакомить слушателей с историографией по тематике курса;

•  наметить основные проблемы культурного синтеза современной
России.

1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По итогам изучения курса обучающийся должен:

•  познакомиться с основными проблемами теории и методологии
культуры;

•  понимать особенности функционирования культуры в современном
обществе.

 

2. Содержание дисциплины

2.1. Краткое содержание тем

Тема 1. Культура как историческая реальность - 2 часа

Многообразие определений культуры. Культура как начало внеприродное и внематериальное. Соотношение понятий "информация", "духовная деятельность", "общественное сознание" и "культура". Духовная заданность культуры. Структура духовной жизни общества: познавательно-информационный аспект, деятельностный аспект, социально-гносеологический аспект и соответственно культура в ее историческом и совершенном проявлениях и с ее собственной системой понятий (ценность, творчество, традиция, понимание, диалог, культурный синтез и др.). Предмет социологии духовной деятельности - обобщающий анализ, нацеленный на обнаружение закономерных, повторяющихся взаимосвязей в разных сообществах. Предмет культурологии - исследование становящихся или ставших форм культуры (текстов, культурных событий, ментальностей, традиций и т.д.), их индивидуально- исторической, самобытно-органической ценностной структуры. Ценностные иерархии в культуре. Идеальная и нормативная заданность культуры. Необходимость и свобода в культуре. Имманентные и трансцендентные истоки культуры: каузальное и теологическое в культуре. Историзация культуры как требование кризисной эпохи. Культура и цивилизация в современной России.

Тема 2. Объект и предмет истории культуры - 2 часа

Объект и предмет научного исследования. Объект историко- культурного исследования как онтологически данная целостность духовных проявлений, их функционирование и место в историческом процессе. Предмет историко-культурного исследования как гносеологически выверенная система понятий, идей и теорий, относящихся к историко- культурному процессу. Историко-культурное исследование как движение от явления к сущности, от интуитивно осмысленной значимости исторических артефактов культуры (текстов, произведений, живописи и музыки, истории идей и истории ментальностей, исторической активности творцов культуры и т.д.) к отрефлексированному, теоретическому анализу неявных, скрытых процессов возникновения, развития и исчезновения исторически индивидуальных ценностей миров.

Традиция, культурно-исторический тип, культурный синтез, исторически-индивидуально ценностный мир, менталитет как важнейшие понятия истории культуры как научной дисциплины. Событийный, социально-экономический и духовный (культуро-творящий) аспекты истории как процесса. Исторический факт и культурный памятник. Индивидуальное, неповторимое и вариативное в историко-культурном процессе.

Прошлое, настоящее и будущее в истории культуры. Основные пространственно-временные измерения в истории: культура исторической эпохи и социально-этнической общности, памятника культуры. Хронотоп в истории культуры.

Л.М.Баткин о "научном" и "гуманитарном" способах изучения истории культуры. М.Вебер, Э. Трельч, французская Школа "Анналов" и др. о предмете историко-культурной дисциплины. Достижения и проблемы российских историков культуры.

Тема 3. Теоретические сдвиги в историко-культурных исследованиях в

XX столетии - 4 часа

Рождение новой формы историзма - "конкретного" историзма XX века. Стремление к конкретизации исторического процесса, к пониманию смысла и генезиса исторической специфики, исторического индивидуального. Формирование идей, согласно которым в истории действуют не только законы, повторяемости, ритмы и циклы, но и моменты особенного и непредсказуемого, вариативного и альтернативного (неокантианцы, М. Вебер, Э. Трельч и др.). Преодоление односторонних представлений об естественно-историческом, натуралистическом характере общественного развития и усиление культурогенных начал в историческом развитии (роль сознательной воли, веры, смысла, смысла жизненных ценностных интенций в истории). Отход от линейных, эволюционистских и прогрессистских представлений (в духе технократических утопий) и укрепление позиций тех, кто говорит о прерывности и противоречивости исторического прогресса, о "катастрофическом прогрессе" (В.Ф. Эрн), т.е. о сопряженности прогресса и катастрофы. Активная разработка проблемы настоящего, прошлого и будущего в истории культуры, в особенности, вопроса о влиянии настоящего на прошлое, если принять во внимание возрастающий уровень теоретических знаний, а также современный контекст ценностных ориентации. Должно быть отмечено также расширение тематического поля исторического анализа, подход к истории как к "тотальной" и "синтетической", охватывающей не только события, но и процессы, не только политическую, "гражданскую" историю, но также и экономическую историю, и историю духовных процессов, культуры.

Р.Дж. Коллингвуд о характерных чертах конкретного историзма XX века: история как совокупность "процессов", оставляющих свои отпечатки в настоящем, история как "конкретная", индивидуальная "ситуация", невозможность редукции исторического знания к законам линейно и единообразно протекающего процесса общественного развития, роль интуиции, "инсайта" в осмыслении индивидуальных исторических состояний.

Н. Гартман о "вторжениях" элементов прошлого в настоящее, о типологических формах "вторжения" ("молчаливое" и "внятное" вторжение, различие эпох в точки зрения "вторжений" прошлого в настоящее, разная степень открытости отдельных сфер культуры собственному прошлому).

К. Ясперс о роли понятий, выражающих "каузальные" факторы, с одной стороны, и "некаузальные" категории (морфологических структур, закономерностей, идеально-типических построений), с другой стороны, в методологии исторического познания, о невозможности окончательного определения границ исторического индивидуального, об истории как открытом целом, о многообразии возможностей, о свободе выбора в настоящем, о необходимости ограничения "чисто эстетического отношения" к истории. X . Ортега-и-Гассет о роли веры как критерия свободного выбора в истории и об отрицательном влиянии "элеатизма" на историческое сознание. Историки французской Школы "Анналов" (М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф и др.) о "тотальном" видении истории, о роли междисциплинарных связей в историческом познании, о различных уровнях периодизации в истории, о ментальном измерении истории.

Тема 4. Тип и особенности типологизации в истории культуры - 2 часа

Класс и тип как логико-методологические формы познания. Прегнантная, специфицирующая и систематизирующая стороны типа. Относительность и вариативность описания типологической системы. Пути выявления типологических характеристик в истории культуры: интуитивно данный образ (первообраз), гипотеза и теория. Логическая и чувственно- предметная выразительность типа. Типологизация в естественных и гуманитарных науках. Историческое индивидуальное как целостность типологических характеристик. М.Вебер о социологическом и историческом анализе в общественной жизни и культуры, о родовых типических и идеально-типических понятий. Русские мыслители о культурно-исторической типологизации. Н.Я.Данилевский о культурно-историческом типе. В.С.Соловьев и П.Н.Милюков как критики Н.Я.Данилевского. П.А.Флоренский об онтологической природе типа, об иерархическом "возрастании" типа. Г.В.Флоровский как критик натуралистических и морфологических подходов к историко-культурной типологизации (его критика воззрений Н.Я.Данилевского, К.Н.Леонтьева и евразийцев).

Тема 5. Традиция как средство духовной деятельности и как ценность

культуры - 2 часа

Преемственность и традиция как формы исторического познания. Традиция как относительно устойчивое и сознательное выражение преемственных связей в историческом развитии. Преемственность и традиция как выражение "техники" (средств, способов) духовной деятельности. Традиция - форма организации, стабилизации и стереотипизации общественной жизни.

Культуросозидающая роль традиции. Традиция как синтез ценностно-познавательных ориентации культуры. Диалог традиций. Инновация как подвижная сторона традиций. Традиции исторических эпох и этносов.

Традиции русской культуры и необходимость инноваций в современной России. "Национализация", инонационализация культурного материала в русской культуре. Критика националистической ограниченности и консерватизма в культуре России, в одной стороны, и нигилистического отношения к отечественным традициям, в другой.

Тема 6. Синтез в истории культуры - 6 часов

Синтез как логическая форма. Формы синтеза в общественной жизни: материально-практический синтез, познавательно-логический синтез, культурный синтез. Культурный синтез как процесс исторической конкретизации, как процесс "приватизации" иных ценностных миров. Системность культурного синтеза. Синтез как сознательный выбор: селективность и трансформация в процессах синтезирования. Роль духовного водительства в процессах синтезирования.

Традиция и культурный синтез. Трансцендентальный синтез (И. Кант и кантианцы). В.С.Соловьев о "цельной синтетической жизни" и о синтезе в истории культуры. Н.Ф. Федоров о "всеобщем синтезе"; значение его идей о "грядущем великом синтезе" современности.

Э.Трельч о культурном синтезе современности. Культурный синтез современности и историческое индивидуальное. Проблема определения "масштабов" (идеалов и норм) культурного синтеза современности; двунаправленность масштабов. Роль духовной интуиции и "вчувствования" в постижении культурных синтезов; особое значение пророков, политических гениев, философов, деятелей искусства и литературы, а также исторической "критики" масс. Вечное и временное в культурном синтезе современности. Культурное синтезирование и вера в единство и смысл современной действительности.

Проблемы формирования новых масштабов культурного синтеза в современной России. Необходимость перехода от "смертоносного" анализа, распада к живоносному культурному синтезированию. Смена культурных масштабов в России XX столетия. Г.В.Флоровский об уродливых "сростках" и живых синтезах в истории культуры России. В.В.Зеньковский о необходимости освобождения России от мессианских иллюзий, почвеничества и антизападничества. Г.П.Федотов о необходимости синтеза "традиции и революции". Новые моменты в процессе формирования масштабов культурного синтеза современности: рационалистический сдвиг, усиление рационализирующей роли экономического творчества, правосознания, демократической культуры, интенсификация религиозно-нравственных исканий на фоне изживания материализма и иждивенчества, усиление внимания к проблемам личной ответственности, рост осознания того, что порядок и идея порядка утверждается не насилием, регламентацией, волей харизматической личности, внешними заимствованиями запрета, но прежде всего внутренними импульсами - укреплением цивилизационных начал, дисциплины, долга, ответственности и др. Переход от репродуктивных и экстенсивных начал (это беда советской эпохи) к началам продуктивным, творческим, интенсивным. Прогнозы будущего культурного развития России.

2.2. Темы рефератов (если предусмотрены учебным планом)

•  А.Белый и Вяч.Иванов: две концепции русского символизма.

•  Особенности русского романтизма.

•  Г.П.Федотов об особенностях культурного развития России.

•  Культурологические воззрения Е.Спекторского.

•  Культурные синтезы современной России.

•  Христианская культурология Е.Н.Трубецкого.

•  Культурологические воззрения Ап.А.Григорьева.

•  Культурные перевороты в России XX столетия.

•  Особенности философской культуры Русского Зарубежья.

•  Становление русской философской культуры. XVIII столетие.

•  Культурология М.Бахтина.

•  Культурный синтез А.Кантемира.

•  Проблема синтеза в учении Н.Федорова.

•  Художественный космизм В.Ф.Одоевского.

•  Историческая школа Гревса.

•  Русская культура в культуре России.

•  Современный менталитет русской культуры: проблемы становления.

•  Лаппо-Данилевский о методологии исторического процесса.

•  Французская школа исследования менталитета и истории ментальностей (историографический обзор).

•  А.Я.Гуревич: теоретические и исторические исследования ментальностей.

•  Соотношение неосознанных коллективных представлений и идейно- образного мира культурной элиты.

•  А.Буро о трех типах взаимоотношения коллективного и индивидуального.

•  Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль и В.де Лабланш как провозвестники теории менталитета.

•  Ж. Ле Гофф как теоретик ментальных исследований.

2.3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Культура как историческая реальность.
  2. Структура духовной жизни общества.
  3. Культура духовной жизни общества.
  4. Иерархия ценностей в истории культуры.
  5. Историзация культуры как требование кризисной эпохи.
  6. Характерные черты « конкретного» историзма 20 века.
  7. «Идея истории» РД.Коллингвуда.
  8. Н.Гартман о «вторжениях» прошедшего в настоящее.
  9. К Ясперс «Смысл и назначение истории».
  10. Вклад Школы «Анналов» в историко-культурную науку.
  11. Историко-культурный процесс как объект и предмет исследования.
  12. Проблема исторического индивидуального в немецкой исторической мысли.
  13. М.Вебер как историк культуры.
  14. Временное и вечное в истории культуры.
  15. Культурный синтез.Форма культурного синтеза.
  16. Эрнст Трельч о культурном синтезе современности.
  17. Русские мыслители о культурном синтезе ( Вл. Соловьев, Н.Фёдоров, Л.Карсавин).
  18. Понятие « масштаба» культурного синтеза.
  19. Масштабы культурного синтеза в современной России.
  20. Г.Флоровский о культурном синтезе. Синтезы и «сростки».
  21. Г.П.Федотов о традиции и революции.
  22. Проблема исторической типологизации.

3. Литература

Тема 1:

  1.   Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. - М, 1981
  2.   Ильин И. А. Основы христианской культуры. - Мюнхен, 1990
  3. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима.- М., 1993
  4. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х томах. - СПб., 1998
  5. Лобковиц Н. Христианство и культура// Вопросы философии. - 1993. - №3
  6. Сорокин П.А. Кризис нашего времени// Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -М, 1992
  7. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994
  8. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973
  9. Щученко В.А. Историзация культуры как требование кризисной эпохи// Клио. Журнал для ученых. - 2000. - №1

Тема 2:

  1. Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры// Вопросы философии. - 1986. - №12
  2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М, 1990
  3.   Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М., 1986
  4.   Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. - Т. 1. -М., 1986
  5. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". - М., 1993
  6. Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов". - М, 1993
  7. Философия и методология истории. - М., 1977
  8.   Философия культуры. Культурные лики эпох. - М, 1993
  9. Щученко В.А. История философии в контексте истории культуры. - СПб.,1993

Тема 3:

  1. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. - М, 1987
  2.   Баткин Л.М. Два способа изучать историю культуры// Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. - М., 1994
  3. Блок М. Апология истории или ремесло истории. - М, 1986
  4.   Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность// Философия и методология истории. - М., 1977
  5. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики//Культурология. XX век. Антология. -М, 1995
  6. Гартман Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии, истории и наук о духе// Культурология. XX век. Антология. - М., 1995
  7. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов". - М., 1993
  8. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980
  9. Ортега-и-Гассет X . История как система// Вопросы философии. - 1996. - №6
  10.   Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской Школы "Анналов". - М., 1993
  11. Щученко В. А. Историко-культурный процесс как объект исследования// Гуманитарные науки. - 2001. - №1
  12. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994

Тема 4:

  1. Барг М.А. "Идеальные типы" Макса Вебера и категория "классическое" в марксистском историзме//Вопросы философии. - 1986. - №7
  2. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики//Культурология. XX век. Антология. - М., 1995
  3. Гете И.-В. Избранные сочинения по естествознанию. - Л., 1957
  4. Горский Д.П. Понятие о реальных и идеальных типах// Вопросы философии. - 1986. -№10
  5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. - СПб., 1995
  6. Клейн Л.С. Археологическая типология. - Л., 1991
  7. Соловьев B . C . Россия и Европа// Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - М, 1990
  8. Типы в культуре. Методологические проблемы классификации систематики и типологии в социально-исторических и антропологических науках. - Л., 1979
  9. Ю.Флоренский ПА. Имена. - Б.М., 1993
  10. Н.Флоренский П.А. Молельные иконы преподобного Сергия// Священник Павел Флоренский. - Соч. в 4-х тт. - Т. 2. - М., 1996
  11. Флоренский П. А. О типах возрастания// Священник Павел Флоренский. -Соч. в 4-х тт. - Т. 1.-М, 1994
  12. В.Флоровский Г.В. Евразийский соблазн// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М., 1993
  13. Щученко В.А. Русские мыслители о культурно-исторической типологизации// Культура России: единство и полицентризм типологического развития. - СПб., 2001
  14. Щученко В.А. Образы русской культуры: к проблеме объективного осмысления национального ценностного мира// Ценностный мир русской культуры. - СПб., 1995

Тема 5:

  1. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). - М., 1981
  2. Власова В.Б. Исторические типы отношения общества к традиции// Философские науки. - 1984. - №5
  3.   Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977
  4. Данилова Л.В. Традиция как специфический способ наследования// Советская этнография. - 1981. - №3
  5. Стиль и традиция в развитии культуры. - Л, 1989
  6.   Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. - В 2-х тт. - СПб., 1991
  7. Человек и культурно-историческая традиция. - Тверь, 1991
  8. Шацкий Е. Утопия и традиция. - М., 1990
  9. Щученко В.А. Духовность России: И.А. Ильин в контексте современности// Духовность России: традиции и современное состояние

Тема 6:

  1. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм// Культурология. XX век. Антология. -М, 1995
  2. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа// В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. - М., 1997
  3. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в ХП-ХШ вв. - СПб.,1997
  4. Соловьев B . C . Кризис западной философии (против позицивистов)//Соловьев B . C . Соч. в 2-х тт.-Т. 2.-М., 1988
  5. Философские начала цельного знания// Соловьев B . C . Соч. в 2-х тт. - Т. 2,М., 1988
  6. Трельч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. - М., 1994
  7. Федотов Г.П. Завтрашний день (Письма о русской культуре)// Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры). В 2-х тт. - Т. 1. - СПб., 1991
  8. Федотов Г.П. Проблемы будущей России (вторая статья)// Федотов Г.П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры). В 2-х тт. - Т. 1. - СПб., 1991
  9. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции/ Федотов Г.П. Судьба и грехи России (Избранные статьи по философии русской истории и культуры). В 2-х тт. - Т. 1. - СПб., 1991 Ю.Федоров Н.Ф. Супраморализм, или Всеобщий синтез (т.е. всеобщее объединение)// Федоров Н.Ф. Соч. -М, 1982
  10. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991 12. Щученко В.А. Вечное настоящее культуры. Теоретические проблемы историко-культурного процесса. - СПб., 2001

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz