НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

М.Ю.Романенко

Онтология и теория познания. Современные проблемы.

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной целью курса является у своение слушателями ключевых онтологических и гносеологических понятий и на их основе подготовка к восприятию других философских дисциплин. Формирование навыков самостоятельного мышления (элементы анализа, оценки) и профессионального общения.

Для реализации поставленной цели в процессе курса решаются следующие задачи :

 — Изучить основные этапы развития и современное состояние онтологии и теории познания.

 — Сформировать теоретические представления:

 — об основных аспектах бытия и категориальном многообразии онтологических моделей, о природе сознания, языка и общения;

 — о природе человеческого познания, видах и методах познания, разнообразии современных теоретико-познавательных моделей;

 — о природе истины, разнообразных способах ее аргументации (теории истины);

 — вырабатывать приемы анализа проблем онтологии и теории познания (на основе сложившихся парадигм их решения в современной философии), а также навыки использования различных методов познания.

По отношению ко всем остальным философским дисциплинам курс «Онтологии и теории познания» представляет фундаментальные основы философских знаний, является базовым курсом в профессиональной подготовке (переподготовке) и играет ключевую роль при изучении всех остальных профилирующих дисциплин.

 

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

- знать содержание тем и проблем курса «Онтология и теория познания», основных онтологических и гносеологических концепций; иметь полное представление об использовании ключевых понятий онтологии и теории в других областях философского знания и других гуманитарных науках;

- уметь самостоятельно анализировать онтологические и гносеологические концепции, оценивать их роль в развитии философии и их современное состояние. Разбираться в методах онтологического исследования и методах построения теории познания;

•  уметь оперировать понятиями современной методологии познания,

применять их в разных «техниках» познания.

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Часть 1. Онтология

Введение . О предметных особенностях онтологического знания; соотношение понятий «философия» и «онтология». Место и роль онтологии в структуре философского знания. О соотношении философских, религиозных и специальных значений онтологии.

Тема 1 . Основные парадигмы развития философской онтологии. Мифологические истоки онтологических моделей мира. Онтология как учение о бытии. Онтологические парадигмы в античной и средневековой философии. Онтологические парадигмы в философии Нового времени. Проблема бытия в современной философии (основные парадигмы).

Тема 2 . Основной онтологический вопрос. Бытие и ничто; бытие и становление; бытие и сущее (сущность, существование). Бытие как реальность; типы реальности. Образ природы в философии и науке. Категориальные аспекты бытия (целостность, разнообразие, действительность, необходимость, возможность). Пространство и время как формы бытия (историко-философская эволюция). Дисциплинарные значения пространства и времени (математические, физические, биологические, лингвистические, социальные, исторические, культурологические и психологические). Универсальные свойства пространства и времени.

Тема 3 . Бытие как жизнь. Проблема происхождения жизни. Аспекты человеческой жизни (социальные, исторические, культурные и индивидуально-личностные аспекты). Понятие об антропогенезе; эволюция и культурная история человека.

Тема 4 . Психика, сознание, бессознательное. Сознание как интегральный способ выражения отношения человека к миру, к другим людям (история, культура, общество), к самому себе (индивидуальность, личность). Антропогенетические константы сознания. Психика как опыт. Соотношение души и тела как онтологическая проблема (историко-философское развитие; психофизиологические аспекты). «Бессознательное» как телесно-психический феномен (семиотические, энергетические, информационно-коммуникативные, культурологические свойства).

Тема 5 . Язык и структуры сознания. Понятие языка; онтологический статус языка (основные концепции) или проблема языкового выражения бытия. Гипотезы происхождения языка. Знаковая природа языка и семиотика бытия. Типология знаков. Знак и символ. Язык, речь и сознание. Когнитивные структуры сознания (перцепция и мышление). Эмоциональные структуры сознания. Волевые структуры сознания. Структуры памяти. Интерсубъективная природа сознания; онтология коммуникаций (структура коммуникации и поведение людей).

Часть 2. Теория познания 

Введение . Предметные особенности философской теории познания; опыт и познание. Культурно-исторические предпосылки формирования теории познания. Понятие о методах познания; методы философского познания. Дисциплинарные различия теории познания; соотношение философской и специализированных теорий познания.

Тема 1 . Развитие и современное состояние теории познания. Классическая теория познания (основные парадигмы в античной и средневековой философии). Парадигмы познания в философии Нового времени. Дискурсы познания в современной философии (аналитическая, прагматическая, герменевтическая, феноменологическая и экзистенциалистская парадигмы).

Тема 2 . Природа познания. Познание и знание. Познание как человеческая деятельность. Интерсубъективная природа познания (проблема познания в контексте истории, культуры и общества). Познание как производство знания; знание, мнение, убеждение, вера. Признаки знания (умозрительное, откровение, опытные, явные, скрытые, коллективные, индивидуально-личностные, ценностные). Виды познания (повседневное, религиозное, художественное и научное).

Тема 3 . Способы познания. Чувственное познание; когнитивное взаимодействие ощущений, восприятия и представления. Мышление как рациональный способ познания; взаимосвязи образного и понятийного познания. Познание как творчество; воображение, интуиция и вымысел. Проблема рациональности в познании; типы рациональности. Роль языка в процессах познания. Познание и общение. Логика и язык: познание как диалог; познание как игра. Проблема понимания или герменевтика.

Тема 4 . Особенности познания в естественных, социальных и гуманитарных науках. Эмпирическое познание (понятие факта и его описание, наблюдение, эксперимент). Понятие гипотезы и ее обоснования в науке. Научная теория, методы ее построения и функции в познании; виды научного объяснения. Особенности религиозного познания. Особенности художественного познания.

Тема 5 . Проблема истины. Историко-философская судьба понятия истины. Теории истины в современной философии. Истина как цель и результат познания. Истина и ложь. Знание и вера (соотношение философского, научного и религиозного понятия истины). Истина как ценность (культурологические, социальные и прагматические аспекты). Проблема критериев истины.

 

 

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

детские кроватки для новорожденных
  1.   Онтология как основа философского знания
  2.   Основные онтологические парадигмы в истории
  3.   Бытие и сущее. Сущность и существование
  4.   Единое и многое. Качество, количество, мера
  5.   Бытие, небытие, становление
  6.   Проблема соотношения бытия и мышления
  7.   Диалектика противоречия
  8.   Понятие субстанции: атрибуты, модусы, акциденции
  9.   Имманентное и трансцендентное
  10.   Материальное и идеальное
  11.   Проблема истины в философии
  12.   Природа познавательного отношения человека к миру
  13.   Онтология и гносеология. Исторические формы их взаимосвязи
  14.   Философские концепции сознания
  15.   Интуиция и дискурс
  16.   Классическая и неклассическая рациональность
  17.   Эмпирический и теоретический уровни познания
  18.   Мышление и язык
  19.   Диалектика как универсальный философский метод
  20.   Категориальные структуры мышления

 

3. Литература.

Основная  

  1. Основы онтологии. СПб., 1996.
  2. Основы теории познания. СПб., 2000.
  3. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  4. Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996.
  5. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
  6. Ахутин А.В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.
  7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
  8. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  9. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
  10. Кассирер Э. Познание и действительность. М., 1995.
  11. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 1957.
  12. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

Дополнительная

  1. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1998.
  2. Марков Б.В. Разум и сердце. СПб., 1993.
  3. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.
  4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  5. Поляни М. Личностное знание. М., 1985.
  6. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.
  7. Перспективы метафизики /под ред. Г.Л.   Тульчинского, М.С. Уварова. СПб., 2001.
  8. Райл Г. Понятие сознания. М., 2000.
  9. Романенко Ю.М. Бытие и естество: Онтология и метафизика как типы философского знания. СПб., 1999.
  10. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.
  11. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. СПб., 2001.
  12. Уваров М.С. Бинарный архетип. СПб., 1996
  13. Философия, логика, язык. М., 1987.
  14. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
  15. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  16. Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1987
  17. Юнг К. Аналитическая психология. СПб., 1994.
  18. Гусев С.С. Смыслы возможного. СПб., 2002.
  19. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л., 1986.
  20. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СПб., 1997.
  21. Прист С. Теории сознания. М., 2000.
  22. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002.

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz