НАЗАД

ГЛАВНАЯ

 

М.В.Попов

Марксизм в современном мире.

1. Организационно-методический раздел.

1.1 Цель и задачи преподавания дисциплины.

Основной задачей курса является расширение философского кругозора слушателей за счёт более полного охвата спектра течений философской мысли, действующих в современном мире, уяснения роли, которую в современном мире играет и может играть марксистская философия.

Актуальность изучения марксистской составляющей современной философии определяется тем, что в ней получил дальнейшее развитие всеобщий, диалектический метод и обоснован формационный подход, занимающий существенное место в современных исследованиях истории мировой цивилизации.

Интерес к марксистской составляющей современной философской мысли вытекает из требований всесторонности и целостности освоения философских воззрений современности и из диалектического подхода к философским течениям, требующим «снятия», то есть отрицания с удержанием или удержания с отрицанием, а не механического отбрасывания той или иной философской системы.

Структурно-тематически курс выстроен следующим образом. Вначале рассматриваются философские предпосылки марксистской философии, её источники как в самой философии, так и вне её. Затем с современных позиций рассматривается характерный для марксистской философии диалектический материализм. Материалистический подход, применённый к исследованию соотношения общественного бытия и общественного сознания позволяет охарактеризовать зародившийся в лоне марксистской философии формационный подход и перейти к проблеме разрешения противоречий современного общества с учётом той роли, которая в рамках марксисткой философии отводится рабочему классу.

 

1.2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По итогам изучения курса обучающийся должен:

•  знать как марксизм возник на основе предшествующих течений научной мысли;

•  осознавать какую роль марксизм играет в современном социально-гуманитарном знании;

•  представлять влияние марксистских взглядов на хоод социально-исторических процессов в современном мире.

 

2.Содержание дисциплины.

2.1 Краткое содержание тем

Тема 1. Предпосылки марксистской философии, 4 ч.

Марксистская философия как естественный продукт развития философской мысли. Источники марксистской философии. Связь марксистской философии с политической экономией и концепциями справедливого переустройства мира. Марксистская философия и разработанная французскими буржуазными историками теория классовой борьбы.

Тема 2. Диалектический материализм как метод исследования
противоречий современного мира, 4 ч.

Решение основного вопроса философии в философии марксизма. Абсолютное и относительное в понимании первичности бытия по отношению к сознанию. Утверждение активной роли сознания. Диалектический характер материализма в марксистской философии. Актуальность диалектического взгляда на противоречивый характер развития современного мира. Концепция интегрального прогресса.

Тема 3. Исторический материализм как основа формационного подхода
к пониманию процессов мирового развития, 4 ч.

Решение основного вопроса философии по отношению к общественному бытию и общественному сознанию. Понятие общественно-экономической формации как выражение метода исторического материализма. Структура, противоречия общественно-экономической формации, основа и характер их разрешения. Актуальность формационного подхода к исследованию общественного развития.

Тема 4. Критика вульгарных взглядов на роль рабочего класса
в разрешении противоречий общественного развития, 4 ч.

Рабочий класс как лишь страдающий класс. Рабочий класс как производительная сила истории. Концепции вычленения рабочего класса. Структура и границы рабочего класса. Различные взгляды на роль рабочего класса в современном мире.

 

Тема семинарского занятия №1, 4 ч.

Диалектический материализм в исследовании современного мира

Тема семинарского занятия №2, 4 ч.

Исторический материализм в разрешении социальных противоречий

 

2.2. Примерный перечень вопросов к зачету

советуем кузовной ремонт субару на stellar-service.ru
  1. •  Предтечи марксистской философии.
  2. •  Решение основного вопроса философии в диалектическом и историческом материализме.
  3. •  Диалектика в её материалистическом понимании.
  4. •  Учение о разрешении противоречий.
  5. •  Диалектико-материалистическое понимание развития.
  6. •  Материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу.
  7. •  Структура общественно-экономической формации.
  8. •  Формационные противоречия.
  9. •  Разрешение противоречий общественного развития.
  10. •  Роль классов в разрешении общественных противоречий.
  11. •  Критика вульгарных взглядов на роль рабочего класса в современном мире.

3. Литература.

1. Гегель. Наука логики. Соч., т.5,6.

2. Гегель. Наука логики. В трех томах М., 1970.

3. Гегель. Наука логики М., 1998.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики, М., 1974.

5. Маркс К. Капитал. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., тт.23-25.

6. Ф. Энгельс. Диалектика природы. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т.20.

7. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 21.

8. Ленин В.И. Философские тетради. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29.

9. Гуманитарий. Ежегодник. №1, 1995.

10. Марксизм и современность. №1-2(24-25), 2003.

НАВЕРХ

Хостинг от uCoz