Санкт-Петербургский государственный университет

ИППК - Республиканский гуманитарный институт

Кафедра философии и культурологии

Центр Современной философии и культуры им.В.А.Штоффа (Центр "СОФИК")

сотрудники
 
экзамены для аспирантов
 
главная научная жизнь: конференции, семинары кафедра: сотрудники кафедры, кандидатские экзамены, учебные программы, расписание наши авторы: публикации, материалы конференции фотоальбом

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Учительское слово

Идея этого сборника была подсказана событием трагическим: в начале сентября 2004 г. умер Владимир Васильевич Шаронов, доктор философских наук, профессор Республиканского гуманитарного института (ИППК-РГИ) Санкт-Петербургского государственного университета, многие годы возглавлявший кафедру философии и культурологии РГИ.

В.В.Шаронов отдал Санкт-Петербургскому университету почти 35 лет своей творческой жизни. Он был одним из первых преподавателей, которые пришли работать в ИППК по приглашению выдающегося отечественного философа Виктора Александровича Штоффа (1915-1984), создавшего и возглавившего в середине 60-х годов кафедру философии.

Владимир Васильевич, несомненно, был одним из ярких представителей отечественной социально-философской и антропологической мысли, живо реагировавшим на все изменения как в области общественно-политической, так и в сфере профессионально-философской. Характерна следующая цитата из последнего монографического исследования проф. В.В.Шаронова: «Реалии новой исторической эпохи, в которую вступила Россия, требуют переосмысления не только ряда теоретических и методологических положений, но и вариантов практических усилий людей<... > связанных с несколько иными представлениями о свободе и свободном выборе, смысле человеческой жизни, соотношении индивидуальных и социально-общественных ценностей». [1] Для ученого, воспитанного в марксистской теоретической парадигме, такие слова означали очень многое. Можно сказать, что Владимир Васильевич понятие «перестройка» никогда не трактовал чисто терминологически.

Стремление к познанию нового и пока еще не изведанного было характерной чертой его творческого почерка. И это почти никак не зависело от тех или иных политических реалий, той или иной философической моды.

Им написаны несколько книг, десятки научных статей по актуальным направлениям философского знания. Яркий и талантливый философ, профессор В. В. Шаронов был одновременно удивительно отзывчивым и добрым человеком. Эти качества помогли ему воспитать десятки высокопрофессиональных специалистов, кандидатов и докторов наук. Метод его преподавательской работы можно было бы назвать «практическим человековедением». Особо увлекала и даже поражала его манера работы с молодыми аспирантами. Беседуя с ними, Владимир Васильевич говорил очень простые слова, ни на чем особо не настаивал. Но достаточно было посмотреть ему в лицо, вслушаться в его речь, чтобы понять: любое слово, произносимое этим человеком, идет от сердца, является результатом интеллектуальной работы такой мощи, противопоставить которой вряд что-то возможно. Он был настоящим Учителем для своих учеников, которые независимо от степени собственного таланта никогда не ощущали в себе синдром «победителя».

Педагогическое мастерство Владимира Васильевича стало поистине легендой. У него учились не только слушатели, аспиранты, докторанты, но и коллеги по институту и кафедре. Слово и мысль в их метафизическом и практическом единстве —как критерий высшей включенности исследователя в пространство философского делания —были присущи профессору В.В.Шаронову в полной мере.

Я навсегда запомнил первую встречу с Владимиром Васильевичем. Это произошло лет пять назад в длинном коридоре философского факультета Университета, почти случайно. Состоялся очень короткий деловой разговор, который мог ничем и не закончиться. Но меня в первую же секунду поразили глаза этого человека. Они выражали удивительное сочетание такта, мудрости, глубины, знания жизни и какой-то непонятной мольбы, что я уже ни в чем не смог бы ему отказать. Природа этого «феноменологического» ощущения стала мне ясна гораздо позже. Это были глаза истинно русского интеллигента, представителя той странной и возвышенной породы людей, которая, к несчастью, исчезает сегодня на наших глазах. Дай Бог, чтобы я оказался не прав.

Последние годы в своей научной работе профессор В. В. Шаронов уделял особое внимание проблемам антропологической экспертизы. По его мнению, «социальная антропология есть определенная реакция на периферийное положение проблем индивидуальности, субъектности, самоценности человека в ряде влиятельных философских и социологических концепций XIX - XX вв.»[2]. Идея антропологической экспертизы выдвигалась им в качестве интегративной парадигмы, позволяющей связать воедино не только разнообразные виды социальной практики, но и достижения выдающихся философов и социологов последних столетий. Поэтому для Владимира Васильевича совершенно органичным представлялось сочетание в его концепции идей таких разных мыслителей, как, например, К. Маркс и М. Хайдеггер, Н. Бердяев и А. Маслоу, В.Соловьев и М.Бахтин, И. Кон и К. Юнг... Он пытался вычленить то лучшее, что объединяет этих и других исследователей в понимании главной загадки философского знания — проблемы человека. Из этого можно сделать вывод, что идея «практического человековедения» рождалась в душе Владимира Васильевича в качестве фундаментального вывода из собственных теоретических изысканий.

Смотрите пицца бутово. Обзоры.
 

Вот здесь мы и подходим, пожалуй, к самому главному. Как широко мыслящий философ Владимир Васильевич Шаронов хорошо понимал две на первый взгляд простые вещи.

Во-первых, то, что развитие философско-культурологического знания не может идти по какому-либо однонаправленному пути. Широкое поликультурное и междисциплинарное пространство, во все века сопутствующее философии, не просто обрамляет ее высшие достижения. Пространство культуры, как и пространство человеческого бытия, само становится важнейшим объектом философской рефлексии. Во всяком случае, должно становится (имен­но так считал Владимир Васильевич), ибо последующее развитие философского знания немыслимо в строго фиксированных рамках логико-гносеологической или же этико-эстетической позиций. В одной из своих последних публикаций В. В. Шаронов пишет по этому поводу так: «...современное социально-философское знание осознает недостаточность только познавательных научных процедур и методов, применяемых для осмысления его предмета. Оно требует участия в познавательном процессе многих вненаучных познавательно-описательных областей — искусства, морали, религии и т.п., вплоть до иррациональных и эзотерических процедур. Конечно, все эти познавательные действия должны, так или иначе, сопрягаться с научными методами познания. Только в этом случае может быть достигнута полнота постижения такого объекта, как целостность человека в его отношении к миру» [3]. Свой тезис «классическое не есть упрек новому, но лишь прочный и необходимый фундамент последнему», Владимир Васильевич воплощал не только в своих научных исследованиях, но и в практической деятельности по руководству кафедрой философии и культурологии. При нем на кафедре работали (и продолжают работать сегодня) такие разноплановые по своим научным интересам петербургские ученые, как М. С. Каган, В. Г. Иванов, С. Н. Иконникова, Б. В. Марков, В.В.Селиванов, В.Н.Сагатовский, В.А.Щученко, М.В.Попов, С. Т. Махлина, И. И. Евлампиев, К. Г. Исупов, Ю. М. Романенко, Е. Г. Соколов, В. Ю. Сухачев и многие другие.

Во-вторых, Владимир Васильевич понимал, что живая философия может по-настоящему реализоваться лишь в живом философском слове. Причем не только в форме учебника или научного трактата, но и в первую очередь в слове лектора, собеседника, учителя. Специфика работы в ИППК-РГИ всегда состояла, в частности, в том, что основные твои слушатели — взрослые люди, почти всегда уже сложившиеся философы, социологи, историки, психологи, культурологи, для которых ни одна лекция, ни одно «наставление» не могут быть проходными или «поточными». И этим мастерством — мастерством индивидуальной работы с равными тебе собеседниками — Владимир Васильевич владел в совершенстве.

В сборнике научных трудов, посвященном памяти удивительного ученого и человека, представлены статьи коллег Владимира Васильевича по совместной работе в ИППК-РГИ. В составлении сборника приняли участие не только ведущие преподаватели кафедр РГИ, с которыми В. В. Шаронов всегда находился в творческом и дружеском контакте, но и выпускники аспирантуры, докторанты. Междисциплинарное пространство образования и культуры— тема, особо волновавшая Владимира Васильевича Шаронова, — стала объединяющим фактором, позволившим выстроить единый хронотоп сборника. Открывает книгу последняя прижизненная публикация профессора В. В. Шаронова, в которой нашли отражение основные черты его социально-антропологической концепции.

Светлая память о Владимире Васильевиче Шаронове сохранится в сердцах всех, кому посчастливилось знать и любить этого замечательного человека и ученого. Пусть наш скромный труд станет данью этой памяти.

Примечания.

  1. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997. С.5.
  2. Там же. С. 172
  3. Философия и методология познания: Учебник для магистров и аспирантов. СПб., 2003. С.504-505. Гл. 28 «Соотношение социального и антропологического знания» (автор В.В. Шаронов)

 

 

Хостинг от uCoz