Созаев В.В.

«Мужчина, достигший максимума»:

образ идеального мужчины в современном консервативном христианстве.

 

С начала 70-х годов западные христиане ведут оживлённые дебаты на тему «отличий мужчины и женщины». « Гендерные различия (различия между полами) ? «горячая» тема»[1], - пишет Лэрри Крабб, христианский консультант в области брака. Актуализация этого вопроса связана с развитием феминизма и вызовом брошенным этим движением традиционным патриархатным ценностям лежащих в основании христианского мировоззрения. До России дискуссии на данную тему дошли лишь в середине 90х годов ХХ века.

Что значит «быть мужчиной» в современном мире? Если раньше существовали строго определённые понятия «истинного мужчины», то сегодня «сама суть мужественности подвергается переосмыслению»[2]. И «если вы ощущаете себя мужчиной сегодня, нет гарантий, что так же будет и завтра»[3].

Если зайти в магазин христианской литературы, то можно увидеть множество книг посвящённым данному вопросу или вопросу воспитания «настоящего мужчины». Весь массив литературы по данному вопросу можно разделить на две основные категории. Категории же эти будут зависеть от того, к какому идеологическому лагерю внутри современного христианства, принадлежат авторы книг.

Всё современное христианство можно, несколько условно, разделить на два больших лагеря: консерваторов (в крайней степени ? фундаменталистов) и либералов. При том, между консерваторами, принадлежащих к различным конфессиям (или либералами из разных Церквей), будет намного больше общего, чем между консерваторами и либералами принадлежащих к одной конфессии. Это верно и в отношении гендерных проблем, в частности определения того, что есть мужественность и ответе на вопрос «что значит быть мужчиной?».

Консервативные христиане собираются в организованные структуры для поддержания друг в друге и распространения в обществе, по их мнению, единственно верного идеала мужественности. В США, как указывает И.С. Кон[4], наиболее известным является движение «Верных Слову» (« Promise Keepers»), основанное в 1990 году Биллом МакАртни. В России же наиболее популярна другая ветвь этого направления, которую возглавлял Эдвин Луис Коул. Его книги «Мужчины. Достигая максимума», «Черты мужества и зрелости» и др. активно издаются и распространяются во многих протестантских церквях консервативной и фундаменталистской направленности.

Одной из вариаций данного направления на «православной почве» являются всевозможные подростково-молодёжные военизированные организации наподобие «Витязей» или «Ассоциации Юных Разведчиков», генетически восходящие к движению скаутов.

Учитывая особое отношение консерваторов к Библии, как книге напрямую данную Богом и её тексту как к «неизменной Божьей истине», нет ничего удивительного в том, что мужественность рассматривается ими как, имеющая некую сущность, трансцендентная данность. При этом роль культурно-исторического и прижизненно социального факторов либо не учитывается вообще, либо им придаётся ничтожно малое значение.

Такое положение выводится консерваторами из библейского текста: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27). Этот же взгляд закреплен и в вероучениях некоторых Церквей: «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям»[5]; ««Быть мужчиной», «быть женщиной»? это реальность благая, которой Бог хотел...»[6].

«Мужественность - это глубокое осознание мужчиной своей сущности, вложенной в него Богом при творении. Мужская сущность побуждает мужчину покорять этот мир с твердым желанием достичь Божественных целей»[7].

Необходимо открыть в себе истинную мужественность, противиться искушениям, которые несёт современный мир «отравленный феминизмом и гомосексуализмом», и воспринимать свою жизнь как битву. По словам Джона Элдреджа стоящего на данной позиции «Бог сотворил мужчин опасными». Их девизом можно назвать слова «Мужественность и подобие Христу ? синонимы»[8].

Данный эссенциалистский взгляд неоднократно подвергался критике как оппонентами внутри церкви, так и противниками из вне. Однако, не смотря на всю критику, она не останавливает консервативных христиан и сегодня утверждать что «Мужчина был сотворен для особых целей»[9].

Обязательной чертой всех консервативных авторов будет акцентирование на том, что мужчины сами по себе, без обязательного дополнения в лице женщины, являются не полноценными. «Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении »[10] (курсив мой ? В.С. ).

«Мужчина сам в себе неполноценен. Женщина это нормальное дополнение, которое выравнивает его недостаточность. ... Мужчина и женщина составили вместе человека»[11].

«Когда Бог сотворил человека, Он сотворил его «мужчиной и женщиной». Это значит, что ни в мужчине, ни в женщине, взятых отдельно, человеческая природа не полна, она становится полной только в них обоих вместе. Мужчина и женщина созданы соответственно друг другу, так, чтобы друг друга дополнять»[12].

Комментируя данные слова католического автора необходимо отметь официальную позицию Римско-Католической Церкви: « Мужчина и женщина сотворены «друг для друга», но это не значит, что Бог сделал их «наполовину» или «не полностью»; Он сотворил их ради общения личностей, в котором каждый может быть «помощником» другому, потому что они одновременно равны как личности («кость от костей моих...») и взаимодополнительны как мужское и женское»[13]. Пожалуй, эти слова являются исключительными в своём роде, поскольку данная либеральная позиция утверждена как официальная. Причина, по которой появились эти слова в Катехизисе, понятна: обязательный целибат всех служителей Римской Церкви ? не могут же «неполноценные» люди занимать ведущее положение в земной иерархии «небесной» структуры.

Учитывая вышесказанное о неполноценности мужчины как такового, нет ничего удивительного в том, что главным предназначением «истинного человека Божьего»[14] является брак на партнёре противоположного пола: «Христианину следует вступать в брак не потому, что это его решение, а потому что это Божье решение»[15].

Идеальный мужчина, с точки зрения консервативных христиан ? глава семьи. Данный тезис воспринимается консерваторами как аксиома, а любые сомнения в его правомерности расцениваются как нападки, ведущие к разрушению «моральных устоев общества», поскольку призывают к «разрушению семьи».

Равенство супругов или, тем более, родителей и детей отвергается консерваторами полностью: « Семья имеет свою естественную органическую структуру. В ней нет и не может быть равных членов. ... Мужчина в семье ? кормилец, и ему решать основные семейные вопросы: где и как жить, трудиться, молиться и так далее...»[16]. Обосновывается это тем, что «Бог ожидает от мужчин, чтобы они заняли позицию настоящего главы семьи»[17]. Данный тезис основан на словах апостола Павла «Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5,23).

Что же подразумевает под собой концепция «главенства мужчины в семье»? Оказывается, чтобы стать «настоящим главой семьи» мужчине необходимо выполнять четыре основные функции: 1. функцию мужа, 2. функцию отца, 3. функцию священника-ходатая, и 4. функцию учителя (схема 1).

 

Как муж ? мужчина должен быть защитником и руководителем семьи. По словам Л. Крабба, « руководство ? это особая форма власти, которая дана мужу для того, чтобы служить своей жене. Она дана ему не потому, что он ? муж, но потому что он ? мужчина, который обладает мужественностью. Муж может применить власть по отношению к жене только тогда, когда выражает свою мужественность, когда он нежно, но в то же время строго ведет ее по жизни, тем самым даруя ей чувство уверенности. Муж дает понять свой жене: он знает, в каком направлении им следует двигаться, и в любой момент готов ее защитить. Руководство ? это не предмет, который можно быстро схватить, когда нужно принять какое-либо решение. Это особый вид отношений, который отражает мужскую сущность, проявляющуюся только при близком контакте с женской сущностью»[18].

Роли священника-ходатая и учителя касаются в большей степени духовных функций мужчины в семье: « Как учитель, вы будете представлять Бога вашей семье. Как ходатай, вы будете представлять вашу семью Богу»[19]. Настаивая на данной концепции, консерваторы забывают слова Библии, которые они часто любят цитировать в других ситуациях, о том что «един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2,5).

Все функции идеального мужчины, как главы семьи, взаимосвязаны, поскольку одна происходит из другой, и не компетентность в какой-то из одной сфер, негативно отражается и на выполнении функций в других сферах.

Очень тесно связаны функции священства и отцовства, поскольку « отец в Духе ? это всегда священник, сознающий во всей полноте свою молитвенную ответственность за род. Священник даже не в смысле реального посвящения, а в отношении полноты предстательства пред Богом за род. Отец ? это тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением он призван к искуплению грехов рода. Отец своей жизнью выпрямляет путь рода к Богу»[20].

Вообще же отцовство является непременным атрибутом идеального мужчины. Поскольку, как известно, с емья [консерваторов] «создаётся, чтобы иметь детей»[21]. Это главная и чуть ли не единственная цель создания семьи, которая выводится из слов Библии: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Именно это является одной из основных причин неприятия Православной и Римско-Католической Церквями контрацепции, планирования семьи и однополых союзов.

Место отца в семье незаменимо. Отец является « первым сакральным лицом семьи»[22] . «Отцовство - это всеобъемлющая обязанность. Она требует мужчин, достигших максимума» - провозглашает Э.Л. Коул[23].

Однако характеристики современного отца отличаются от тех, что были отличительными особенностями отцов минувших эпох. Чтобы это увидеть достаточно сравнить образы отцов изображаемые в художественных произведениях и нравоучительных трактатах дней ушедших с книгами по вопросу отцовства современных авторов.

В целом современные отцы должны быть более эмоционально открытыми для детей, чем предшествующие поколения отцов. Главными личностными характеристиками для них провозглашаются любовь, милосердие, сострадание, доброта, нежная и бдительная забота, мудрое ведение и воспитание. По словам Э.Л. Коула «выслушивание детей» - функция именно отцов, а не матерей[24] .

Несмотря на изменения произошедшие в перечне качеств отцов, во всём остальном характеристики мужчин называемые консервативными христианами как обязательные атрибуты мужественности, они выступают трансляторами традиционных патриархатных стереотипов. Например, Кемпбелл Р.К. говорит: «в целом мужчине не дано столько нежности и любви, как женщине»[25].

Жизнь мужчины поделена на приватную и публичные сферы, однако качества, которыми должен обладать мужчина и в той и другой сферах особо не отличаются: «У каждого мужчины есть три обязанности дома и в обществе. Он должен направлять, охранять и управлять »[26]. «Решение. Жёсткость. Лидерство. Черты настоящего мужчины»[27].

Показательными являются следующие слова Э.Л. Коула: «Рабочее место ? вот где в основном удовлетворяется уникальное желание мужчины. ... Мы, мужчины, были созданы так. И это никогда не изменится»[28].

Воистину достойный пример для подражания рисуют авторы книги «Что необходимо знать каждому мальчику»: «...настоящий мужчина великодушен, сдержан, требователен к себе и снисходителен к другим, он никогда не демонстрирует своего превосходства и не унижает достоинство ближнего. Он никогда не бывает рабом вредных привычек»[29].

А слова из той же брошюры «...чем бы ни занимался в жизни мужчина, он не должен быть слабаком...»[30], вообще в комментариях не нуждаются.

В современной России христианские консерваторы играют далеко не последнюю роль. Из их уст постоянно слышатся призывы вернуться к «христианским ценностям», «традиционной христианской морали». Обратившись непосредственно к произведениям самих консерваторов, мы могли увидеть, что за ценности они предлагают в сфере производства маскулинности. Предлагаемый современному обществу идеал «мужчины, достигшего максимума» является глубоко укоренённым в традиционных патриархатных стереотипах, образом решительного, жёсткого, доминирующего, гетеросексуального мужчины, верного семьянина, состоящего в официальном моногамном браке, прекрасного отца, обязательно верующего христианина, успешного во всем, чтобы он не делал.

Примечания.

  1. Крабб Л. Мужчина и женщина. ? СПб., 2002. ? с. 109.
  2. Макдональд Г. Мужчины ? о себе. ? СПб., 2001. ? с.21.
  3. Там же.
  4. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. Жеребкиной И. А. ? Харьков; СПб., 2001. ? с.568.
  5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Церковь и время. ? 2000. - № 4. ? с. 66. Далее: ОСКРПЦ.
  6. Катехизис Католической Церкви. ? М.: Рудомино, 1996. ? с. 91. Далее: ККЦ.
  7. Макдональд Г. Указ. соч. с. 147.
  8. Коул Э.Л. Черты мужества и зрелости. ? СПб., 2003. ? с. 196.
  9. Чего Бог ожидает от мужчины? (http://www.gospelcom.net/rbc/russian/Articles/wait_man.htm) © 2000 Библейский Радиокласс.
  10. ОСКРПЦ. с. 66.
  11. Кемпбелл Р.К. Семья христианская во свете Слова Божия. ? Dillenburg: Gute Botschaft Verlag. ? с.6.
  12. Тиволье П. Спутник искателя правды. ? Брюссель, 1992. ? с. 374.
  13. ККЦ. с. 91-92.
  14. Гети Д. А. Мера мужского характера. ? СПб., 1995. ? 202 с.
  15. Принс Д., Принс Р. Бог ? автор брачных союзов. ? СПб., 1996. ? с. 12.
  16. Священник Тимофей, Берсенева Т.А. Жизнь по совести: Ответы на вопросы современных школьников. Пособие для учителей и учащихся. ? М., 2002. ? с. 157-158.
  17. Коул Э.Л. Мужчины. Достигая максимума. ? СПб., 1999. ? с. 140.
  18. Крабб Л. Указ соч. с. 183-184.
  19. Принс Д.Указ соч. с. 71.
  20. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. - М., 1994. ? с. 111.
  21. Что необходимо знать каждому мальчику / под ред. св. Грачёва А. ? М., 2001. ? с. 203.
  22. Там же.
  23. Коул Э.Л. Мужчины. Достигая максимума. ? с. 164.
  24. Там же. с. 136.
  25. Кемпбелл Р.К Указ соч. с.18.
  26. Коул Э.Л. Мужчины. Достигая максимума. ? с. 155.
  27. Там же. с. 77.
  28. Коул Э.Л. Общение, секс, деньги. ? СПб., 1996. ? с. 17.
  29. Что необходимо знать каждому мальчику ? с. 77.
  30. Там же, с. 179.
Хостинг от uCoz