Мусинова Н.Е.

«Он» и «Она» в контексте проблемы поиска целостности как первоформы

 

Бытие в своей наличности, выраженности, связности является первоформой.

М.М.Бахтин

 

Он, знающий свою мужественность и хранящий

свою женственность, есть первичный хаос мира.

Лао Цзы

 

Культура есть язык, объединяющий человечество.

П.А.Флоренский

 

Мифологическое и религиозное сознание человечества воссоздаёт в разных контекстах эталонный образ «кровного» родства между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и злом. Суть этого ? в целостности первоформы: мира и человека.

В индийской Ригведе (Х, 90, 14) речь идет об Оуроборосе ? образе, которому присущи одновременно сочетание крайностей и первоначальная целостность. Философ Платон тоже повествует о людях среднего пола, живших когда-то на земле: «Тогда у каждого человека тело было округлое. Происходили они от Луны, так как Луна совмещает оба начала. Что же касается их шаровидности, то тут сказывалось их сходство с прародителями»[1].Двуполость была преимущественной формой целостности в иранских, африканских, меланезийских, китайских и других мифах. Первый человек германской мифологии также был двуполым.

Распространённость подобных представлений известный философ ХХ века Мирча Элиаде объясняет одним: все эти мифы предлагали образ божества, то есть конечной реальности в её неделимом единстве. Божество ? Совершенство. Следовательно, Бытие не может быть ничем иным, кроме как целостным единством, и целостной полнотой должно обладать всё сущее, а принцип единства противоположностей, термин, введённый Н. Кузанским (1401-1464), должен работать на всех уровнях [2]. С этим соглашаемся при некотором уточнении: принцип единства противоположностей существует, но его, видимо, следует относить к характеристике несовершенного мира и несовершенного человека, «возникших», думается, позже совершенного мира и совершенного человека («Он  + Она»).

«В начале Бог сотворил человека по образу своему». Но уже в одном было два: «Мужчину и женщину <?> ? да будут два одна плоть» (Быт., 1.27). Так уже в начале открывается в тайне одного тайна двух ? пол (половина). Способностью видеть свет Божественный «обладал Адам до грехопадения», эта способность видеть Бога в его несотворённом Свете «связана с изначальным <?> совершенством» [2]. Первые люди обладали абсолютной верой, которая была тождественна абсолютному знанию, так как они «знали и видели» Бога (Абсолют), который включал в себя бесконечность (безграничность) и вечность (постоянство, отсутствие всякого движения). Тогда «времени ещё не было», ? мог бы сказать ангел Праистории»[3].И пространства ? тоже, так как «на небесах нет пространства <?>, оно неопределяемо и потому неизмеримо»[4], по мысли философа XVIII века Эмануэля Сведенборга.

Опираясь на выявленную историко-культурную, в том числе эстетическую традиции, мы определяем первоформу (совершенный первомир) как гармоничную целостность, где гармония (= красота) ? это категория не пространственно-временная. Гармония (= красота) первична, она не имеет физического смысла, она имеет сущностный смысл. «Теория гармонии не может быть построена с использованием координат пространства ? времени»[5].В этом первомире перволюди были подобием Бога, а значит ? абсолютны и знали всё, не преодолевая расстояний и не основываясь на понятии «жизненного опыта». А так как «Он и Она» были целостностью, то знали всё о себе в себе и обо всём во всём.

В таком совершенном первомире «не действовал» принцип тождества противоположностей, их просто не было. По мифологической (библейской) версии Неабсолют (Дьявол) разрушил целостность первомира и первочеловека, «создав» неабсолютные категории времени и пространства и «приведя в действие» принцип разницы (тождества) противоположностей. Предположим некоторые причины такого радикального видоизменения мира и человека, а значит ? разрушения целостности первоформы.

Не исключены, как мы думаем, два варианта: 1) Бог (Абсолют) сам по только Ему известной причине позволил Неабсолюту проникнуть в Совершенный Мир. «В некоторых вариантах космогонического мифа (у алтай-кижи, бурят, трансильванских цыган и др.) Бог сам признается в своей неспособности сотворить Мир и призывает Дьявола (Неабсолют)», ? замечает М. Элиаде; 2) Неабсолют, аккумулировав в себе все силы во главе с пространством и временем, «рванулся» и «вынырнул» из неабсолютной вселенской ниши к абсолютной, и они совпали, «мотив космогонического бессилия Бога взаимосвязан с <?> неведением Бога относительно происхождения Дьявола (Неабсолюта)»[2], по мысли М. Элиаде. А если предположить, что в совершенном мире действительно не было ни времени, ни пространства, то они, «выплеснувшись» из Неабсолюта, создали феномен мига (мгновения). Д. Мережковский пишет об этом: «Всё происходит ещё не здесь, на земле, во времени, а где-то в иных мирах, в каком-то миге вечности»[3]. Вот тогда-то, узнаём мы из Ветхого Завета, и произошло то странно-быстрое «искушение Змием Евы». В Талмуде объясняется Бытие: «Муж и Жена были в начале одно тело и два лица, тогда рассёк Господь тело их надвое и каждому дал хребет»[3]. Поскольку появилось понятие мгновения (составляющей времени), то и пришло понятие разницы (разъединения).

Первосущность «Он и Она» разъединились, «связь между ними тепла и света погасла». «Один тибетский монах пояснил, что вначале люди были бесполы <?>, они обладали внутренним светом и испускали лучи. Но люди деградировали, начали касаться друг друга руками и в конце концов открыли для себя сексуальное соединение. Согласно этому Свет и Сексуальность ? два антагонистических принципа» [ 2 ] .

В этой связи Н. Бердяев замечает: «Пол есть <?> точка пересечения человека с космосом <?>. Не только в человеке, но и в космосе есть половое разделение мужского и женского и половое их соединение. Душа мира ? земля ? женственна по отношению к Логосу ? светоносному Мужу ? и жаждет соединения с Логосом, принятия Его внутрь себя, Земля ? невеста ждет Жениха своего Христа. Природа ждёт царя своего Человека» [ 6 ] . Антиномичное соотношение жизни и смерти связаны с полом. Более того, смерть есть прямое следствие пола, то есть распада первоначального целостного образа на «мужское» и «женское». Именно из-за этого человек (первый человек, библейский Адам) в буквальном смысле был спущен с небес на землю. Привязанность человека к земле, его повторение в «дурной бесконечности» (Д. Мережковский) вместо вечной жизни и делает его смертным.

По мысли В. Розанова, «конец (в теме пола) бесспорно, на земле: это сама ?мать-земля?, и иной конец ? бесспорно, в небе. Это ? бесконечная гамма, но странно, тогда как никого не пугает нисхождение по ней, и мы уже снизошли до проституции?»[7]. Следовательно, задачей мирового процесса является: преодоление этой антиномичности, так как выход из этого раздробленного состояния с ощущением распада целостности ? это восстановление образа и подобия Божьего в человеке. Так как не мужчина и не женщина есть образ и подобие Бога, а лишь целостный человек «Он и Она», который в незапамятные времена распался на «Он» (Адам) и «Она» (Ева). Тогда, ощутив свою неодинаковость, Он и Она «опустились на землю», так как за ложным понятием «лёгкости» скрывалось, скорей, понятие «бескрылости». Духовное понятие «полёта» сменилось на материальное ? «тяжести», отсюда и смысл словосочетания «тяжесть греха», рожденного в первомиг на изломе первопространства из первосомнений. А так как источником этого видоизменения был Неабсолют, то и приобрели они вдруг незнание. «Разум и безумье вместе родились» [ 3 ] , ? замечает Д. Мережковский.

С этого первомгновения началось действие пространства и времени, а значит, гармония (в первоначальном смысле этого слова) стала разрушаться в связи с распадом целостности человека и целостности мира как первоформы. То есть под воздействием Неабсолюта (Дьявола) первоформа разрушается, понятие Бога подменяется понятием человека. Так начинается вечная борьба противоположностей (добра и зла) за лидерство, а в сущности проявляется (может быть, даже на бессознательном уровне) потребность к соединению противоположностей, к целостности и в жизни, и в художественном творчестве. Начинается вечный поиск утраченной гармонии.

Так, у некоторых философов, художников, музыкантов и поэтов во все века происходят вдруг озарения, потоки неожиданных мыслей, которые приоткрывают завесу «тайны ? лика истины». «Божественное наитие непрестанно сходит в мир и во всё мирское в человеке, но только не в рассудочное начало его»[4], ? рассуждает Э. Сведенборг. То есть рассудок нынешнего человека никак не соотносится с первоначальным представлением о рассудке, когда «знание» было «верой». Сейчас «знание, великий дар божий, искажается людьми. Наука ещё не знание, она может быть и учёным невежеством. Позитивная наука, выбрасывая Личность, религиозное начало культуры, не зная ни абсолютных правил, ни абсолютных задач, отрицает культуру и утверждает варварство. Наше ?знание? ? невежество, наше ?просвещение? ? тьма»[3], по мысли Д. Мережковского.

Возникает вопрос: что есть «тайна», завесу которой приоткрывает озарение ? Д. Мережковский отвечает на него так: «Вот и вся тайна: Злак Жизни ? роза и терн, Роза Любви, Терн Страдания. Не потому ли из терна сплетается венец того, кто даёт людям вечную жизнь в любви?»[3]. А по убеждению Э. Сведенборга, тайна находится не где-то на небесах, а внутри человека:«У человека есть (чего нет у животного) духовный тайник, или внутреннее духовное начало, доступное наитию Божества, которое возносит это начало до себя и к себе его присоединяет. Посему и дано человеку, а не скоту, мыслить о Боге, любить Бога»[ 4]. Значит, тайна ? это Бог (Абсолют).

Таким образом, путь к тайне (к Истине) - к целостной первоформе - лежит внутри человека. Он (путь) осуществляется через повышение духовного потенциала и восхождения на уровень осознанной самоорганизации созидательного творческого взаимодействия социума и природы с целью становления (восстановления) духовно-научного мировоззрения и утверждения обновленной этической системы. В эпоху сегодняшней глобализации от человечества требуется переосмысление основных научных понятий, прежде всего, материи, жизни и смерти. Причем именно искусство должно способствовать этому процессу, ибо оно «есть становление и совершение истины»[8], по мысли М. Хайдеггера. Поэтому цель искусства видится так: восстановление целостности человеческого сознания, что является частью целостности мира. «Творческий дух художника должен синтезировать, образуя интегралы частных аспектов действительности, мгновенных её резервов по координате времени»[9], ? замечает П.А. Флоренский. Но если мир есть движение и становление, то можно определить их направление. По мысли А.Ф. Лосева, «направление действительности есть она же сама, и поэтому все составляющие её части движутся одновременно и от себя и к себе <?> Действительность вечно трудится над своим собственным осуществлением»[10].Значит, и время как составляющая действительности имеет те же самые характеристики, что и все другие ее составляющие ,а именно ? возвратно-поступательное. Так осуществляется гармония (равновесие): где-то сколько-то убавилось, а где-то столько же прибавилось. Принцип тождества (борьбы) противоположностей (антиномий) «управляет» процессом равновесия (гармонии) в мире и в человеческом сообществе, либо воссоздавая целостность первоформы на определенные временные периоды, либо разрушая ее. Разрушение целостности в мировоззренческом, философском, эстетическом смыслах иллюстрирует эпоху кризиса. Именно тогда истинные художники посредством творчества пытаются воссоздать целостность. В связи с чем актуализируется проблема поиска новых художественных форм (в которых уже скрыта идея), мыслящихся как «вспоминание» (Н.О. Лосский) первоформы.

Литература

1.Платон. Собрание сочинений в 4 т.-М.,1990-1995.-Т.2.-С.169

2.Элиаде М. Мефистофель и андрогин.- СПб.,1998.-С.170

3.Мережковский Д.М. Тайна трех.- М.,1999.-С.334

4.Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об Аде.- СПб.,1999.-С.75

5.Марутаев М.А. Гармония мироздания и искусство // Социокультурная динамика.- М.,1998.-С.253

6.Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2 т.-М.,1994.-Т.1.-С.183

7.Розанов В.В. Собрание сочинений. В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов.- М.,1995.-С.112

8.Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы 19 ? 20 веков.- М.,1987.-С.304

9.Флоренский П.А. У водоразделов мысли (часть 1).-М.,1990.-С.98

10.Лосев А.Ф. Дерзание духа.- М.,1988.-С.301

 

 

Хостинг от uCoz